Ветхий Завет

Книги
Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.
Статья
Кто такие пророки и в чём их послание? Обзор книги Хосе Луиса Сикре
Во втором подкасте портала «Богослов.Ru» рассказываем про труд Хосе Луиса Сикре «Введение в библейское пророчество». Книга отвечает на вопрос, кто такие пророки и в чём состоит их послание.
События
В Издательском доме МГУ готовится к выходу исследование о Септуагинте в истории религиозной мысли
События
Книга «Чтения Великого поста. Паремии Страстной Седмицы» с богословскими, историческими и этическими комментариями вышла в издательстве «Никея»
События
V Всероссийская научно-практическая конференция «Исследуйте Писания. Библейские пророки, вестники Бога: образы, учение, актуальность» пройдет в Николо-Угрешской духовной семинарии в начале марта
Статья
Этические императивы в историцистской перспективе: был ли Иисус Навин аморальным?
Статья кандидата философских наук, доцента кафедры социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов Алексея Зиновьевича Черняка посвящена проблеме моральной оценки исторических деятелей и событий на примере одного из важнейших персонажей библейской истории — Иисуса Навина. Это один из тех героев, который совершает очевидное злодеяние, если рассматривать его с точки зрения господствующей в современном мире морали, но тем не менее является моральным ориентиром для многих людей из-за своей верности Богу, в силу значения, которое он занимает в Священной истории, и некоторых других черт. В статье разбирается вопрос о том, можно ли давать моральную оценку героям такого рода в современных условиях (особенно в рамках исторических нарративов). Автор считает, что на этот вопрос можно дать положительный ответ, не демонстрируя идеологической или иной предвзятости. Он использует для его обоснования аргумент, включающий семантический тезис, согласно которому из истинности суждения «х совершил действие а, являющееся аморальным» не следует с необходимостью истинность суждения «х поступил аморально, совершив а», и демонстрацию того, что к историческим деятелям без знания исторического контекста, безусловно, применимо только первое.
Статья
Смерть и погребение в Священном Писании Ветхого и Нового Завета
В статье магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина рассмотрено значение заупокойных молитв для христианской традиции сквозь призму Священного Писания Ветхого и Нового Завета, обращено внимание на библейское учение о смерти. Вопросы о смерти, о посмертном бытии человека, о «загробном мире» относятся к так называемым вечным, то есть таким, которыми человек неизбежно задается в процессе формирования своего мировоззрения. Это вопросы, на которые не ответит никакая естественная наука, они относятся к области метафизики. Для религиозного мировоззрения вопросы о смерти человека и о посмертном бытии относятся к основополагающим, к общеобязательным истинам религии, без которых ее не существует. В христианском мировоззрении можно зафиксировать некую сдержанность в ответах на данные метафизические вопросы. В частностях эти вопросы во многом остаются без ответа, ведь загробное бытие человека — область сокрытого до времени; по словам апостола Павла, «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). И в том же послании к Коринфянам: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).
События
В университете Айхштетт-Ингольштадт пройдёт семинар «Септуагинта как географический источник»
Статья
Шестоднев, грехопадение и время
Статья кандидата биологических наук Василия Васильевича Иваненкова посвящена проблеме соотнесения библейского повествования о сотворении мира (Быт. 1) с научным естествознанием. Рассмотрены свидетельства Священного Писания о качественно различной природе времени и, следовательно, пространства-времени до и после грехопадения. Эти данные дополняют результаты наших предыдущих исследований и дают основание полагать, что первозданный мир Шестоднева (Быт. 1) и наблюдаемая Вселенная соотносятся как два разнонаправленных вектора времени, соответствующих двум состояниям пространственно-временного континуума. Из предложенной двухвекторной модели следует, что время Шестоднева не является частью времени наблюдаемой Вселенной, исчисляемого с момента Большого взрыва, и что «дни» творения принципиально нельзя выразить в единицах времени нашего падшего мира. Развиваемая автором модель позволяет понять и устранить ряд кажущихся противоречий между хронологией Шестоднева и научными знаниями об истории Земли и Вселенной. В работе приводятся новые аргументы из Священного Писания в защиту двухвекторной модели, а также показана возможность её проверки научным методом.
События
МДА выпустила труд Филона Александрийского «Жизнь политика, или Об Иосифе»
События
В ПСТГУ вышла книга толкований псалмов, написанная в дореволюционной России
События
«Проблема теологической мотивации переводческих решений Септуагинты: лингвистика и экзегеза»: защита докторской диссертации
События
Книгу «Блаженный Иероним Стридонский. Толкования на Псалмы» выпустило издательство «Скрижаль»
События
Религиозное значение идеи царской власти в иудаизме в эпоху Второго Храма и новозаветная перспектива: кандидатская диссертация
События
Свято-Владимирская духовная семинария в США запускает летние богословские онлайн-курсы
Статья
Екклесиаст как представитель иудейского теологического образования
Работа священника Александра Бойко (Минская духовная академия) посвящена исследованию личности автора Книги Екклесиаста как представителя теологического образования. Многие западные исследователи предполагают, что ее автор был иудейским учителем — поскольку он называет себя Екклесиастом (греч. ἐκκλησία — «собрание людей») или Кохелетом (др.-евр. qahal — «собрание»), то вполне вероятно, что он собирал людей для обучения. Указание на это имеется и в самой книге: «Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию» (Еккл. 12:9). Судя по всему, он выполнял функцию учителя молодых людей (Еккл. 11:9) и имел группу учеников, которым давал практические советы относительно жизни. Данная работа может быть полезной для анализа современной педагогической системы образования через призму иудейской религиозной педагогики, которая, в свою очередь, тесно связана с христианским образованием и направлена на формирование нравственной личности через внутреннее преображение человека и изучение Священного Писания.
События
«Акцентные значки в еврейском тексте Библии»: открытая лекция состоялась в Институте перевода Библии
Статья
Священная история древнееврейского государства: религиозно-политический контекст
Статья кандидата богословия, доцента Донской духовной семинарии протоиерея Тимофея Фетисова посвящена рассмотрению места и роли политического фактора как орудия Божественного Промысла, осуществившегося в священной истории древнееврейского государства. Исход из Египта стал проявлением сверхприродной политической власти Бога. Декалог явился не только религиозно-этическим кодексом, но и фактической конституцией государства. Выполнение десяти заповедей Моисея и послушание Богу выходило за рамки лишь религиозного долга, будучи средством актуализации национальной идентичности и гражданской принадлежности. Учреждение института царства в Израиле стало развитием идеи теократии, в которой монарху отводилась сакральная функция посредника между Богом и народом и хранителя божественных законов. Распад государственности Израиля в пророческих писаниях тесно связан с грехопадением всего народа и разрывом союза с Богом, а ее возрождение ожидалось как результат всеобщего покаяния. Разрушение храма, утрата святынь и падение монархии воспринимались как ассоциированные явления. Надежды на политическое освобождение народа и восстановление союза с Богом тесно связывались с реконструкцией монархии, приобретшей религиозно-мессианское значение. Противостояние фарисеев Христу и смертный приговор Спасителю имели выраженный политический подтекст.
Статья
Литургическое богословие псалма 120 (121)
«Псалмы восхождений» (Пс. 119–133) можно понимать как песни паломников, исторически связанные с Сионом, а символически — с путешествием человека по дороге жизни. Входящий в состав данного сборника псалом 120 (121) достаточно краткий, в нем нет отсылок к историческим событиям прошлого. Видимо, поэтому в отечественной библеистике он остался без внимания. В иностранных исследованиях (Боб Бэкинг, Артур Вайзер, Клаус Сейбольд) данная поэма нередко интерпретируется как частная песнь паломника, покидающего родной дом, написанная в форме диалога отца с сыном. Следуя рассуждениям Зигмунда Мувенкеля, Ганса-Иоахима Крауса, Марины Манатти, автор статьи предпочитает литургический подход к анализу псалма 120 (121). Исследование композиции и стилистики псалма показывает, что текст удобен для антифоного пения. В поэме имеется риторический вопрос паломника (стих 1), ответ на него священника (стих 2) и слова утешения (стихи 3–8). Теология псалма концентрирует внимание читателя на роли Яхве, который выступает по отношению к человеку не только творцом, но и помощником, хранителем, твердыней и покровом. Особенности литургического богословия данного гимна, по мысли автора статьи, показывают, что в дошедшем до нас виде текст адаптирован для богослужебного исполнения. Следовательно, он в первую очередь исполнялся в храме священниками и левитами, а во вторую — его продолжали исполнять возвращающиеся домой рядовые израильтяне.
События
«Пастырь, что могли бы мы делать без Тебя?» Фрагмент из книги архимандрита Льва (Жилле) «Безграничная любовь»
События
Разногласия и ошибки у библейских авторов: круглый стол в онлайн-формате
События
Издательство ББИ выпустило комментарий Альберто Мелло к Второзаконию
События
Ветхозаветный кодекс «Библия Сассуна» (IX–X вв.) выставлен на аукцион
Статья
Образ пророка Валаама в христианской традиции
Цель статьи  кандидата богословия, доцента кафедр библеистики и филологии МДА священника Димитрия Барицкого – выявить основные акценты той оценки, которую получает образ пророка Валаама в христианской традиции. Для этого автор в первую очередь обращается к сюжетным особенностям библейского повествования о пророке, а также делает краткий обзор рецепции личности Валаама в иудейской письменности. Обращаясь к оценке образа пророка в христианской традиции, автор сосредотачивает внимание на святоотеческой экзегезе, идеи которой нашли свое воплощение также в иконописных и гимнографических памятниках. В итоге делается вывод о том, что оценка фигуры пророка в рамках христианской традиции неоднозначна. Это связано как с особенностями личности самого пророка, образ которого рассматривается толкователями в динамическом аспекте, так и с комплексным характером его деятельности.
События
Сколько слов в библейском иврите? Встреча с лингвистом и переводчиком пройдёт в Москве
События
На русском языке издана книга богослова Жана Даниелу «В начале» — комментарии на главы 1–11 книги Бытия
События
Книгу иеромонаха Иринея (Пиковского) и иерея Назария Эйвазова с историко-богословским комментарием на Псалтирь выпустил Сретенский монастырь
Статья
Примеры использования Оригеном Св. Писания для наставления христианской общины в «Гомилиях на Иеремию»
В исследовании кандидата богословия, доцента кафедры библеистики Московской духовной академии диакона Сергия Кожухова на нескольких примерах рассматривается метод и экзегеза Оригена для назидания христианской общины. Как известно, св. Писание в доникейский период было практически единственным и важнейшим текстом для обоснования разных аспектов христианской жизни, в том числе и духовно-нравственного. Хороший экзегет – это хороший наставник и добрый пастырь. Ориген часто противопоставляет свое толкование иудейскому и Маркионову, что было весьма актуально в III в. Всю ветхозаветную историю Израиля, закон, пророков в контексте с Новым Заветом он рассматривает как прообраз или аналогию того, что будет, учит христиан под буквой видеть духовный смысл, что необходимо для понимания св. Писания.
Статья
Отражение символики облачения ветхозаветного первосвященника в описании Небесного Иерусалима
Статья доктора философских наук, доцента кафедры библеистики МДА, доцента кафедры аксиологических проблем современности и религиозной мысли Российского государственного социального университета Розалии Моисеевны Руповой посвящена анализу соответствий между двумя библейскими текстами. Один из них – книга Исход (28:15–21), где приводится список драгоценных минералов, которыми пророк Моисей по Божьему повелению должен особым образом украсить элемент облачения первосвященника, а именно нарамник. Этих ценных камней должно быть двенадцать – по числу колен Израилевых. Другой рассматриваемый текст – Откровение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21:19–20). В нем также подробно описаны драгоценные камни, число которых двенадцать, составляющие основание Небесного Иерусалима. Из проведенного анализа сделаны следующие выводы: 1. Еврейская библейская традиция более точно, чем славянские переводы, отслеживает присутствие колен Израилевых в мистерии Нового Иерусалима. 2. Текст Священного Писания отражает исторические изменения названий многих камней, а также перенос названий с одних минералов на другие.
События
Презентация книги игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Михея. Перевод и комментарии» пройдёт в Москве
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>