С того момента, как человек начал осознавать себя и свое естество, душа стала одним из объектов пристального внимания. Природа и сущность души – одна из основных проблем религиозно-философской антропологии с начала становления и развития философского дискурса. Разработку вопроса, который поставили античные философы – Сократ, Плотин, Платон, Аристотель и пр.[1], в эпоху догматического господства Священного Писания продолжили отцы Церкви – Григорий Нисский, Исаак Сирин, Максим Исповедник[2]. В периоды Возрождения и Просвещения тему затронули светские философы – Дж. Локк и Д. Юм[3]. В XIX-XX в. к рассмотрению проблематики сущности души обратились О. Конт, А. Шопенгауэр, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегель[4]. Однако существенное изменение контекста исследования природы души произошло с появлением психоанализа, положения которого были сформулированы двумя ведущими психоаналитиками XX в. – З. Фрейдом и К. Г. Юнгом[5]. «Душа» перестала быть исключительно теолого-философской координатой, войдя в поле медицинского знания и заняв значительное место в научной риторике.
XIX-XX вв. – это время активного накопления научных данных в области человеческой философии, психологии, биологии и генетики. Настоящий процесс привел к кризису традиционной философии гуманизма, на основе чего возникли трансгуманизм и постгуманизм, что, в свою очередь, привело к появлению такой концептуальной единицы, как постчеловек[6]. Постчеловек стал отражением возможностей науки в отношении телесной трансформации индивида. Идеи о возможности модификации человека сместили акценты на телесность. Разработки в области психоанализа показали, что все психологические процессы происходят в организме за счет нейронных связей и импульсов[7]. Весь дискурс свелся к тому, что индивид – это тело, а тело – сосредоточение психофизических процессов, проистекающих в организме. Однако данный фокус не решает проблему о сущности человека. Смещение акцентов на телесную природу не привело к получению ответа на вопрос, какова сущность и природа человека. Напротив, абсолютизация телесности стала толчком к началу нравственного кризиса, обусловившего активный духовный поиск. Данный факт актуализировал начало исследований в области религиозно-философского знания.
В XX в. под влиянием новых данных о человеке, полученных в ходе научно-технического развития, философы и богословы были вынуждены обратиться к переосмыслению сути и природной основы души[8]. Душа как концептуальная богословская основа человека стала «точкой выхода» из конфликта, вызванного превалированием телесного над душевным и духовным. Душа – это то, что препятствовало абсолютизации телесного и сведению сущности человека исключительно к психофизиологическому механизму. Все это способствовало обособлению теологии и психиатрии. Богословы и религиозные философы занимаются проблемами души в контексте бого-человеческих отношений. Психологи и психиатры интересуются особенностями функционирования мозга и разума индивида. В последнем случае превалирует биопсихосоциальная модель. В редких случаях, при участии христианской антропологии, существующая концепция расширяется до «биопсихосоциально-духовной формулы»[9]. Последняя, по убеждению К. Х. Кука, является более целостной, так как охватывает больше сфер, в которых задействован и проявляется человек[10]. Одним из примеров попытки представления такой формулы стала синтетическая формула души А. Позова.
В традиции православного богословия отрицаются утверждения о синонимичности «душевного» и «психического»[11]. За сближение данных определений Ю. М. Зенько критикует положения антропологии А. Позова[12]. Синтезированная основа антропологии А. Позова отражает специфику философского процесса XX в., когда синтез стал отличительной чертой постмодернистской философии[13]. Подражая постмодернистам, А. Позов попытался «кристаллизировать» – обобщить весь накопленный пласт знаний о человеке. Религиозный философ пытался путем слияния богословских, философских и научных положений представить наиболее целостный образ человека. Опыт работы врачом позволил ему обобщить результаты своего духовного поиска и фактических знаний, что привело к появлению одной из самых неоднозначных и спорных в прошлом веке концепций о душе. В историографии современной русской философской мысли до настоящего момента нет представленного единого взгляда на труды А. Позова[14].
Позов считал, что человек имеет тринитарную основу: тело, дух и душу. Данные части приравнивались к ипостасям человека, что следовало из учения о богоподобии человека. Трехипостасность Бога здесь проецируется на человека, что согласуется с трихотомическим учением святоотеческой антропологии. Еще апостол Павел указывал на трехчастность человека, определяющую его сущность[15]. Аскет Авва Исайя также утверждал, что человек состоит из трех частных: души, духа и тела[16].
Позов рассматривает данную концепцию как основу своей тринитарной формулы, но существенно модифицирует ее. Отмечая, что трихотомия проистекает из дихотомии, он, ссылаясь на слова Афанасия Синайского «триада в монаде и монада в триаде»[17], видит в положении триединства ключ к исследованию природы и сущности души. Хотя стоит отметить, что дихотомический принцип не теряет своей актуальности и значения в работе А. Позова. Бог и Мир являлись частями изначальной дихотомии. Впоследствии формируется трихотомия, возникшая с появлением Неба и Земли. «Космос, Антропос, Теос» – составили трихотомическую основу человека. Однако, природа человека как божественного творения осталась двоична: она проявляется как на телесном, так и на небесном плане[18]. Так появилась концепция внешнего и внутреннего человека. Внутренний человек – это дихотомия души и духа. Внешний человек трихотомичен и отличается физическим аспектом, то есть телесностью. Данные рассуждения имеют много связей с философско-религиозными положениями Исаака Сирина[19]. Однако важно отметить, что душа проявляется и в дихотомии, и в тримерии человека. В такой форме она проецируется на небесном и телесном уровнях. В данном отношении ее основа также дихотомична и уподобляется дуальной основе человека. С данной стороны концепцию А. Позова можно рассматривать как синергию дихотомии и трихотомии. Причем дихотомизм присутствует в богословии А. Позова не явно, что вводит в заблуждение относительно структуры его антропологических положений[20].
Применяя по отношению к душе принцип иерархичности, А. Позов отмечает: «Везде в Новом Завете говорится об обновлении жизни духом и в духе, в то время как душа и душевное есть следствие греха»[21]. Рассматривая теологические труды, А. Позов, замечает, что часто встречается формулировки «дух животворящий»; «дух жизни»; «душа живущая». Душа живущая – это новый Адам-Христос[22]. В таком ракурсе душа заимствует жизненные силы от Святого Духа. Сама она этих сил лишена. Данный момент затрагивает значимый вопрос философии христианской антропологии: когда появляется душа? Религиозные мыслители и философы не дают конкретного ответа. Часть считает, что душа первична по отношению к телу и существует наравне с духом. Другие полагают, что душа возникает во время вхождения духа в тело, тем самым она определяет начало жизни, заимствуя животворящую силу у Духа.
Сам А. Позов конкретного ответа тоже не дает, просто перечисляя варианты и ссылаясь на превалирование последней точки зрения в протестантской философии, отмечая труды Ф. Делича[23]. Однако если обратиться к формуле внешнего и внутреннего человек, то можно видеть, что душа присутствует во всех формах воплощения. Значит, она первична по сравнению с телом. Скорее всего, выводы о первичности души были основаны на святоотеческой антропологии. Максим Исповедник заявлял, что душа не только является источником жизни для тела, она определяется им как отдельная жизнеспособная единица, наделенная разумом[24]. Иоанн Дамаскин заявлял, что душа действует посредством тела, она также является посредником животворящим между телом и Святым Духом. При этом душа самостоятельна – обладает свободной волей, умом и возможностью свободно говорить[25]. Григорий Неокесарийский также придерживался мнения, что душа оживляет тело и действует во внешнем мире посредством него[26].
Для лучшего понимания места души в тримерии Позов использует принцип иерархичности: душа по отношению к телу и духу занимает серединное, или промежуточное, положение. Посредством нее осуществляется взаимосвязь между телесным и духовным. Дух и тело не взаимодействуют друг с другом напрямую. Контакт между ними опосредован. Душа, имеющая связь и с телом, и с духом, является точкой соприкосновения, но не проникновения. Все части триады сосуществуют в синергии и гармонии друг с другом. Однако они не подвергаются диффузии, до самого конца оставаясь обособленными[27]. Равновесие между всеми частями тримерии обеспечивает гармоничное существование и функционирование человека. Позов отмечает, что в случае дисгармонии существующие медитативные и аскетические практики могут стать решением для выхода из этого состояния[28]. Важно отметить, что многие теоретические разработки А. Позова в области человеческой души акцентируют внимание на вариативности и изменчивости душевных состояний. Отчасти данные положения совпадают с точкой зрения современной христианской психологии.
Душа – одновременно самая традиционная и инновационная часть человеческой тримерии в синтетической антропологии А. Позова. Концепция о сущности души была сформирована на базе традиций религиозной философии, что видно из определения ее дихотомии и трихотомии. Трихотомия души – это логос (или дианойя), эпитимия и тимос. Данные положения соотносятся с концепцией Максима Исповедника. Отец Церкви полагал, что посредством логоса осуществляется духовный поиск; через эпитимию проецировались желания человека; тимос служил способом проявить собственные действия[29]. А. Позов трихотомию души формулирует на сходных положениях. Логос – это часть тримерии души, которая руководит мыслительными или мозговыми функциями. Тимос – это координата чувственных функций индивида. Эпитимия – часть, которая проявляется в желаниях человека.
Нужно отметить, что данные концептуальные положения соотносятся не только со святоотеческим учением, но и с сократическими и платоновскими традициями периода Античности. Платон также полагал, что душа состоит из элементов. Стоит думать, что положения о разумной и неразумной душе А. Позов заимствовал у античных авторов, так как он тоже разделяет трихотомию по данному принципу. Здесь эпитимия и тимос – это части неразумной души. Логос – это разумная душа или душа мыслящая. В такой дифференциации отражается не только влияние святоотеческой антропологии и античной философии, но и достижений психоанализа XX в. Сознательное и бессознательное З. Фрейда[30] проецируется в данном случае на тринитарную основу души, превращая ее в дихотомию тримерии и тримерию дихотомиии. Система душевного строения человека усложняется. Помимо слияния дуального и тринитарного, на философско-религиозные положения накладываются научные данные.
Многие современные исследователи критикуют А. Позова – обвиняют в потворстве теософским положениям, в частности так считали Ю. М. Зенько и Н. К. Гаврюшин[31] [32]. Здесь стоит согласиться с тем, что Позов отходит от традиционного религиозно-философского дискурса. Отчасти это было сделано под влиянием теософских положений в работах Григория Нисского и Оригена. Первый, рассматривая теософскую концепцию о перевоплощении душ, описывает историю «неких племен душ», которые ранее имели воплощение в теле, но после этого вошли в астральный мир и вращаются вместе со вселенной. Только из теории получалось, что эти «племена душ» склонны к греху, поэтому снова воплощаются в человеческом теле. Здесь они «с неразумными страстями доходят до такого скотоподобия», что в новом воплощении предстают в животной и растительной форме, что позволяет им вновь обрести легкость и вернуться в небесную область[33]. Достаточно отчетливо здесь можно увидеть отсылку к положениям буддизма и индуизма[34]. Данный уклон в теософию не случаен, как это может показаться на первый взгляд. Душа в концепции А. Позова действительно склонна к греху. Из-за этой склонности возникают различные психические болезни: неврозы, шизофрения, психопатия и пр.[35]. Можно сказать, что, внедряя теософский концепт, который понимается самим А. Позовым как «наиболее древнее учение», автор пытается подготовить теолого-философскую основу для определения психических состояний. Здесь проявляется связь души между фактической болезнью и бессознательным.
Связь с животной и растительной душой, на которую указывает А. Позов, также продиктована теософской концепцией. Если душа в своем круге воплощается в человеке, животном и растении, то она опосредованно имеет растительный и животный компонент, воплощая его в человеке. Здесь некоторые положения, приводимые А. Позовым, относятся к учению Платона, который считал, что помимо высших сил души имелись еще и низшие[36].
Положения о «космической душе», посредством которой в человеке воплощается связь с небесным планом, и «семеричной душе» также относятся к античной философской мысли. Однако нельзя сказать, что А. Позов монтирует данные категории в собственную теорию, скорее можно утверждать, что он приводит их для того, чтобы подчеркнуть связь между «жизненной силой», которая исходит от души, и «психической энергией» человека. Для него данные категории сходны и имеют одинаковую природу, воплощаясь в человеке как проявления космической души[37].
Все это подводит нас к одному из основных положений в концепции о душе А. Позова – метасхематизму, который рассматривается как первое последствие падения человека, падения нравов. В этот момент появляется злое и негативное, искажающее суть души человека. Логос здесь ограничен. Разумная часть души лишается своего контроля. Разум, «не пожелавший знать Бога» (Рим. 1, 28), стал другим – его черты изменились[38]. Эпитимия стала вожделением и сладострастием. Тимос превратился в гнев и раздражение. Рассудок утратил контроль над телом. В таких ключевых позициях проявляется внутреннее разрушение человека. Отвращение от Бога, от Того, по чьему образу и подобию был создан человек, ведет к саморазрушению. В этом А. Позов видит корни душевных болезней.
В таком формате душа в концепции А. Позова определяется как синтез теологического, философского и научного. Однако для установления связи между психической болезнью и душевной болезнью он отправляется к наиболее древним положениям религиозно-философской мысли – к теософии, которая скрепляет разрозненные положения отдельных областей религиозного и научного знания.
Список источников
- Попова Л. О. Понимание души в учении Платона и Аристотеля // Аналитика культурологии. 2010. № 17. С. 44–47.
- Никонов К. И. Современная христианская антропология (опыт философского критического анализа.) — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 187 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/sovremennaja-hristianskaja-antropologija/#source (дата обращения: 16.06.2023).
- Дмитриева А. А. Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, дэвид Юм) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2014. № 2. С. 24–39.
- Религиозная философия: учебное пособие / В. П. Лега. Москва: Изд-во МГЛУ, 2009. 308 с.
- Николов Н. О. Душа – буквенная эманация слова (о недостатке теоретического анализа ведущего элемента личностного бытия – души в трудах К. Г. Юнга и К. В. Копейкина // E-Scio. 2020. № 7 (46). С. 298–314.
- Летов О. В. Трансгуманизм и этика. (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2009. № 2. С. 49–52.
- Хахалова А. А. Энергийная природа нервной системы в «Наброске одной психологии» З. Фрейда // Философские исследования. Т. 1. № 1 (20). 2020. С. 79–95.
- Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 622 с.
- Cook C. H. Theology and Psychiatry [Электронный ресурс] // The University of St Andrews is a charity registered in Scotland 2023 URL: https://www.saet.ac.uk/Christianity/TheologyandPsychiatry (дата обращения: 19.11.2023).
- Ермаков В. А., Бажданова Ю. В. Сравнительный анализ психоаналитической и христианской антропологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 149–155.
- Зенько Ю. М. «Древне-церковная антропология» Авраама Позова (1890–1984): pro et contra. URL: http://www.xpa-spb.ru/articles/i-Pozov.html (дата обращения: 17.06.2023).
- Богомолова М. А. Становление философской концепции постмодернизма // Вестник ЧГУ. 2008. № 4. С. 135–142.
- Рыбаков Н. С. Христианский мыслитель Авраам Самуилович Позов. URL: https://textarchive.ru/c-2732502.html (дата обращения: 16.06.2023).
- Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке / Свящ. Илия Гумилевский. Сергиев Посад: Тип. Иванова, 1913. VIII, 211 с.
- Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка подвижника, Исайи отшельника, Симеона Нового Богослова: [Сборник: Перевод]. [Репринт. изд.]. М.: Моск. подворье Свято-Успен. Псково-Печер. монастыря, 1995. 604 с.
- Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 1: Сын человеческий. Т. 1. 2008. 570 с.
- Исаак Сирин (преподобный; VII в.). Слова подвижнические. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 847 с.
- Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиозной антропологии // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 140–162.
- Максим Исповедник. Письма / Пер. Е. Начинкин; сост. Г. И. Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 288 с.
- Пантелеимон [Успенский], иером. Антропология по творениям св. Иоанна Дамаскина (Пример церковно-отеческой антропологии) // Богословский вестник. 1914. Т. 1. № 3. С. 468–495.
- Позов А. С. Логос-медитация древней церкви: умное делание. Мюнхен: Товарищество зарубеж. писателей, 1964. 163 с.
- Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 2: Апокатастасис. Т. 2. 2008. 547с.
[1] Попова Л. О. Понимание души в учении Платона и Аристотеля // Аналитика культурологии. 2010. № 17. С. 44–47.
[2] Никонов К. И. Современная христианская антропология (опыт философского критического анализа.) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 187 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/sovremennaja-hristianskaja-antropologija/#source (дата обращения: 16.06.2023).
[3] Дмитриева А. А. Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, дэвид Юм) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2014. № 2. С. 24–39.
[4] Религиозная философия: учебное пособие / В. П. Лега. Москва: Изд-во МГЛУ, 2009. 308 с.
[5] Николов Н. О. Душа – буквенная эманация слова (о недостатке теоретического анализа ведущего элемента личностного бытия – души в трудах К. Г. Юнга и К. В. Копейкина // E-Scio. 2020. № 7 (46). С. 298–314.
[6] Летов О. В. Трансгуманизм и этика. (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2009. № 2. С. 49–52.
[7] Хахалова А. А. Энергийная природа нервной системы в «Наброске одной психологии» З. Фрейда // Философские исследования. Т. 1. № 1 (20). 2020. С. 83–92.
[8] Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 49–67.
[9] Cook C. H. Theology and Psychiatry [Электронный ресурс] // The University of St Andrews is a charity registered in Scotland 2023 URL: https://www.saet.ac.uk/Christianity/TheologyandPsychiatry (дата обращения: 19.11.2023).
[10] Там же.
[11] Ермаков В. А., Бажданова Ю. В. Сравнительный анализ психоаналитической и христианской антропологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 150–153.
[12] Зенько Ю. М. «Древне-церковная антропология» Авраама Позова (1890–1984): pro et contra. URL: http://www.xpa-spb.ru/articles/i-Pozov.html (дата обращения: 17.06.2023).
[13] Богомолова М. А. Становление философской концепции постмодернизма // Вестник ЧГУ. 2008. № 4. С. 139.
[14] Рыбаков Н. С. Христианский мыслитель Авраам Самуилович Позов. URL: https://textarchive.ru/c-2732502.html (дата обращения: 16.06.2023).
[15] Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке / Свящ. Илия Гумилевский. Сергиев Посад: Тип. Иванова, 1913. VIII, С. 56–58.
[16] Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка подвижника, Исайи отшельника, Симеона Нового Богослова: [Сборник: Перевод]. [Репринт. изд.]. М.: Моск. подворье Свято-Успен. Псково-Печер. монастыря, 1995. С. 201–202.
[17] Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 1: Сын человеческий. Т. 1. 2008. С. 19.
[18] Там же.
[19] Исаак Сирин (преподобный; VII в.). Слова подвижнические. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 117.
[20] Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиозной антропологии // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 140–162.
[21] Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 1: Сын человеческий. Т. 1. 2008. С. 34.
[22] Там же.
[23] Там же. С. 78.
[24] Максим Исповедник. Письма / Пер. Е. Начинкин; сост. Г. И. Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 288 с.
[25] Пантелеимон [Успенский], иером. Антропология по творениям св. Иоанна Дамаскина (Пример церковно-отеческой антропологии) // Богословский вестник. 1914. Т. 1. № 3. С. 468–495.
[26] Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 1: Сын человеческий. Т. 1. 2008. С. 167.
[27] Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 1: Сын человеческий. Т. 1. 2008. 570 с.
[28] Позов А. С. Логос-медитация древней церкви: умное делание. Мюнхен: Товарищество зарубеж. писателей, 1964. 163 с.
[29] Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 1: Сын человеческий. Т. 1. 2008. С. 279.
[30] Там же. С. 396–411.
[31] Зенько Ю. М. «Древне-церковная антропология» Авраама Позова (1890–1984): pro et contra. URL: http://www.xpa-spb.ru/articles/i-Pozov.html (дата обращения: 17.06.2023).
[32] Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиозной антропологии // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 140–162.
[33] Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 1: Сын человеческий. Т. 1. 2008. С. 237; 304; 388.
[34] Там же. С. 19–29.
[35] Позов А. С. Основы древнецерковной антропологии: [в 2 т.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. Т. 2: Апокатастасис. Т. 2. 2008. 547с.
[36] Там же.
[37] Там же. С. 169–209.
[38] Там же. С. 338.
Источник: Зеленов А. В. Душа в антропологии Авраама Позова: синтез традиций религиозной философии и научных достижений ХХ в. // Научное мнение. 2023. № 12. С. 64–70. DOI: 10.25807/22224378_2023_12_64