История Русской Православной Церкви

Статья
«Иже сходяще к мирским [пиром] и пьют»: канонические ответы митрополита Иоанна об участии духовенства в мирских пирах
В условиях раннего Русского Средневековья одним из важнейших условий включения духовенства в городскую и сельскую среду было участие пастырей в различных праздниках и пирах, устраиваемых миром (общиной). Культура и традиции подобных торжеств были таковы, что служили соблазном как для их участников, так и для их свидетелей. В статье доктора исторических наук, профессора кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, профессора кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета Павла Ивановича Гайденко предпринята попытка проанализировать комплекс рекомендаций, данных киевским митрополитом черноризцу Иакову относительно присутствия священнослужителей и христиан в целом на подобных празднествах, а также относительно совместного вкушения пищи с иноверцами. Очевидно, что бытовавшие на Руси застольные традиции, воспринимавшиеся даже духовенством в качестве своего рода естественной нормы, вступали в острое противоречие с церковными канонами и византийскими практиками.
События
VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке» пройдет в декабре
Статья
В поисках афонской аскетической традиции
Вспоминаем доклад игумена Дионисия (Шленова), прочитанный на международной конференции «Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к 1000-летию русского присутствия на Афоне. 1016-2016 гг.», которая проходила в рамках Рождественских чтений в Институте российской истории РАН 26 января 2012 г.
Статья
Символическое изображение колоколов на иконах в контексте становления русской христианской культуры (X — начало XX вв.)
Статья кандидата педагогических наук, старшего преподавателя Новосибирской православной духовной семинарии Олеси Викторовны Кулевой посвящена развитию в русской христианской культуре двух традиций: иконописной, воспринятой от Византии, и колокольной — западной. Подвергаются анализу основные этапы синтеза данных традиций, анализируется символическое значение изображения колоколов и колоколонесущих сооружений на иконах. Анализ научных публикаций показал, что в кампанологии тема иконописного изображения колоколов очень слабо разработана и существуют только отдельные научные исследования И. В. Коновалова, О. В. Азаровой, Л. Д. Благовещенской. Отсутствие регулярных исследований по данной проблеме актуализирует некоторые вопросы, требующие решения: развитие колокольного искусства соотносительно с формированием христианской культуры, определение тенденций символического иконописного изображения колоколов. Данные проблемы рассматриваются в контексте исторических этапов становления Российского государства — домонгольского, монгольского, периода Московского государства и синодального периода.
События
Конференция, посвященная религиозной мысли и аскетическим практикам Поздней Византии, пройдет в марте 2025 года в ПСТГУ
Статья
Алтайская духовная миссия (1830–1920): геополитические аспекты деятельности
В статье доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Бийского технологического института Алтайского государственного технического университета имени И. И. Ползунова Екатерины Александровны Дегальцевой рассматриваются геополитические аспекты создания и деятельности Алтайской духовной миссии в дореволюционный период, проанализированы направления и результаты этой деятельности. Выявлена связь оформления Алтайской духовной миссии с освоением региона, его характеристиками, особенностями колониальной политики империи. Обосновывается значение теории фронтира для понимания мультикультурных и мультирелигиозных характеристик региона. Выделена роль митрополита Макария в становлении работы Алтайской духовной миссии в отдаленных районах. Делаются выводы о многофункциональном характере деятельности Алтайской духовной миссии, вышедшей далеко за пределы своей изначальной цели.
События
Главархив открыл онлайн-выставку к 500-летию Новодевичьего монастыря
Статья
Аналитический обзор научно-богословских статей за 2023 год по истории церковно-государственных отношений в дореволюционный период
В материале представлен обзор публикаций по истории взаимоотношений Церкви и государства в дореволюционный период, вышедших в 2023 году. В рамках обзора проанализировано 17 статей.
События
Издан заключительный третий том учебного пособия «Обзор историографии истории Церкви в России»
Статья
Вопрос о нетленности мощей
Для большинства православных людей в России почитание мощей святых угодников – данность, основания которой не ставятся под сомнения. Однако что именно считать нетленными мощами – когда сохраняется все тело святого или только кости? В разных Православных Церквях на этот вопрос отвечают по-разному. Вспоминаем статью диакона Алексия Попова, который рассуждает об основах почитания мощей в России.
Статья
Роль России в споре о святых местах как одна из предпосылок Крымской войны 1853–1856 годов
В статье магистра богословия, аспиранта Санкт-Петербургской духовной академии Якова Юрьевича Цветкова поднимается тема «восточного вопроса» и роли России в борьбе великих держав за обладание святыми местами Палестины. Актуальность темы обусловлена тем, что ежегодно в научный круг вводятся новые данные из российских и зарубежных архивов, и в статье делается попытка проследить историю развития «восточного вопроса» и рассмотреть роль России в его решении. В основу исследования положены дневниковые записи еп. Порфирия (Успенского), а также современников рассматриваемых событий и дипломатические документы того времени.
Статья
Две данных грамоты преподобному Евфросину Псковскому на земли под монастырь 1450–1465 гг. (новые открытия)
В статье Арсения Борисовича Постникова сообщается об открытии новых текстов псковских харатейных грамот XV — начала XVI в., происходящих из вотчинного архива Трехсвятительского Елеазарова монастыря. Они сохранились в виде списков, созданных около 1732 г. Находка была сделана автором во время работы по выявлению и научному описанию наличного состава документов XVI–XVIII вв. в собрании Древлехранилища Псковского музея. Исследование показало, что обнаруженная в составе книжного переплета Копийная тетрадь включает списки с 21-й грамоты. Среди них полные документы и их фрагменты. В настоящей публикации предлагается опыт изучения двух актов из Копийной тетради Трехсвятительской обители. Это грамоты №6 и №11 по порядку следования в сборнике. Они замечательны тем, что имеют непосредственное отношение к истории создания обители, поскольку в середине XV в. были даны самому преподобному Евфросину на земли под устроенный им монастырь. Участки земли располагались в Кривовицкой губе Бельской засады Псковского уезда, между рекой Толвой и маленьком лесным озерком. Переданные от прежних владельцев «в одерень», т. е. в полную безусловную собственность, они создали ядро вотчины и сохранились при действующем монастыре, несмотря на позднейшую секуляризацию 1764 г.
Статья
Святитель Феофан Затворник: наставления монашествующим Тамбовских женских обителей
Вспоминаем доклад митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, прочитанный 3 октября 2017 года на XI Феофановских чтениях в Издательском совете Русской Православной Церкви и посвящённый вкладу святителя Феофана в развития женского монашества на Тамбовской земле.
Статья
Киево-Печерский монастырь и основание русского монашества
Вспоминаем доклад епископа Боярского (ныне митрополита Черкасского и Каневского) Феодосия, прочитанный на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности».
Статья
Образ прп. Паисия Величковского по его житиям
В статье главного редактора издательства «Наследие Православного Востока» Андрея Петровича Власюка вкратце повествуется об истории написания и издания пяти «классических» житий прп. Паисия Величковского, три из которых были написаны на румынском языке (монахом Виталием, иеродиаконом Григорием Даскалом и схимонахом Исааком Даскалом), а два — на славянском (схимонахами Митрофаном и Платоном). Автор описывает как основные различия этих произведений, так и их связи и зависимости. В конце статьи автор дает свою версию ответа на вопрос: какими соображениями руководствовались отцы Оптиной пустыни, когда выбирали для публикации именно житие, написанное Платоном.
События
Вышла книга о религиозном выборе русских людей «бунташного» века
События
Синодальная библиотека опубликовала дайджест материалов по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке
События
VI Всероссийская научная конференция «История Церкви: факт и мысль» пройдет в МДА 30 мая
События
VII фестиваль христианской культуры «Весна Духовная. На пути к Пасхе» начался в ПСТГУ. Он продлится до 15 мая, большинство мероприятий — бесплатные
События
13 выпусков сборника «Церковь в истории России» стали доступны в Сети
Статья
«Мнихи, иже кроме монастыря пребывают»: несколько замечаний об одном правиле канонических ответов митрополита Иоанна
Одно из канонических правил, данных митрополитом Иоанном в отношении монашествующих, проживавших вне стен монастырей, предельно категорично рекомендовало мниху Иакову отказывать таковым инокам в причастии. Высказывая данный запрет, киевский первоиерарх ссылался на 4-е правило IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Между тем вводившаяся первосвятителем норма не вполне соответствовала названному правилу и по форме, и по духу. Данное обстоятельство позволяет допустить, что, вводя названную норму, архиерей стремился не столько решить вопрос монашеской дисциплины в отношении странствующих чернецов и иноков, проживавших вне стен обителей, сколько не допустить создания новых монастырей без святительского благословения. Очевидно, что применение церковных норм на Руси было существенно ограничено, что вынуждало русских иерархов прибегать к своего рода «каноническому творчеству».
События
Вышла новая книга о Патриархе Никоне
События
Всероссийская научная конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом» пройдет в СПбДА
События
V Всероссийская научно-практическая конференция «Империя и Церковь» пройдет в СПбДА
Статья
Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Часть 2: XVII в.
В настоящей статье рассматривается тяжелое положение Армянской Церкви в XVII в., в период господства в Закавказье Османской Турции и Сефевидского Ирана, поиск армянскими иерархами путей освобождения страны и Церкви, начало русско-армянских межконфессиональных отношений, переписки и посольства в Московское государство в XVII в. в надежде на его помощь. Материалом для исследования является русская и армянская литература XVII в. (а также и грузинские, персидские и европейские источники), в том числе некоторые дела Посольского приказа и другие архивные документы (РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией и др.), высочайше жалованные грамоты, послания и переписка иерархов Армянской Церкви и светских деятелей (князей, купцов и т. д.) с российским правительством и др. В ходе изучения данных письменных источников выявлено, что вероучение Армянской Церкви на Руси по-прежнему оценивается в основном как «еретическое». Однако, несмотря на разногласия в церковном догматическом учении, в XVII в. происходит увеличение русско-армянских контактов, углубление торгово-экономических, политических, культурных и конфессиональных связей и взаимоотношений.
События
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Православные братства в истории России» пройдет 27 – 28 мая 2024 года в Костромской духовной семинарии
События
Ключевым мероприятием проекта «Лики святых заступников Руси» станет общецерковный конкурс творческих работ среди студентов и преподавателей
События
Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария проведёт научно-богословскую конференцию, приуроченную к 1000-летию Суздаля
События
Вышло новое исследование по истории Императорского палестинского общества
Статья
Основатель Русской Палестины Борис Павлович Мансуров (1828–1910)
Борис Павлович Мансуров является основателем Русской Палестины. По поручению великого князя Константина Николаевича в 1856 г. он был отправлен на Восток с целью составления путеводителя для российских паломников. Итогом стал обширный план по усилению влияния России на Востоке под прикрытием деятельности Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Под влиянием проекта Мансурова Александр II весной 1858 г. распорядился начать кружечный сбор и принятие пожертвований на нужды паломников. После второй командировки Б. П. Мансурова на Восток император учредил Палестинский комитет и выделил из бюджета 500 000 р. для строительства Русской Палестины. Во время поездки Мансурова 1859 г. были составлены планы зданий для паломников и приобретены земельные участки. В 1864 г. Палестинский комитет, как выполнивший свою задачу по строительству, был преобразован в Палестинскую комиссию при МИД. Мансуров стал самым активным членом комиссии. При его участии в 1879 г. была предпринята попытка преобразования Духовной миссии в Иерусалиме при консульстве. С учреждением Православного палестинского общества (ППО) Мансуров стал его членом-основателем и вошел в совет. В 1884–1885 гг. Б. П. Мансуров был вновь направлен в командировку в Палестину. Он составил планы по расширению помещений для паломников и обустройству Русской Палестины. Это был заключительный этап деятельности Мансурова на Востоке.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>