Овчаренко Артемий, диакон

Статья
Апофатическое понятие Божественной красоты у свт. Василия Великого и в последующей греческой патристике
С недавних пор в русскоязычном пространстве стала набирать популярность богословская эстетика. Одним из важных понятий, используемых и развиваемых в рамках данного направления, является понятие красоты Бога. Его важность объясняется тем, что оно пересекается с областью догматического и мистического богословия. В работах основателя богословской эстетики Г. У. фон Бальтазара под красотой Бога понимается эстетически воспринимаемая форма Христа, которая открывается человеку в трансцендентном свете или славе Святого Духа. Сам Г. У. фон Бальтазар, однако, упоминает об апофатическом восхождении человека к присущей Самому Богу красоте как об этапе, который следует за созерцанием красоты, являемой в форме Христа. Последующая богословская эстетика оставляет без внимания апофатическое понятие о красоте Бога и воспринимает в качестве основного катафатическое понятие о красоте как об имманентной форме, в которой является трансцендентный Бог. Рассмотрение магистра богословия, преподавателя догматического богословия Московской Сретенской духовной академии диакона Артемия Овчаренко показало, что у ряда греческих отцов Церкви под красотой Бога подразумевается апофатическое понятие, не сопряженное с эстетическим созерцанием формы. Это понятие зарождается в ранних работах свт. Василия Великого. Далее оно используется как дополнительное средство для выражения учения о Божественном свете в Макарьевском корпусе, в сочинениях прп. Симеона Нового Богослова и свт. Григория Паламы.
Статья
Красота человеческой души как концепция античной философии
Начиная с 1960-х гг. зарождается междисциплинарное направление «богословская эстетика», которое обращается к красоте как к богословской проблеме. Исходя из мировоззренческих установок, характерных для этого направления, ряд авторов приступает к реконструкции нравственно-богословской категории красоты в Античности и Средневековье. Одним из малоизученных вопросов остается проблема красоты человеческой души. В статье магистра богословия, аспиранта кафедры догматического богословия Сретенской духовной академии диакона Артемия Овчаренко предлагается краткий обзор концепций, связанных с осмыслением внутренней красоты человека в философской традиции Античности. В рассмотрение включены Платон, Аристотель, Плотин. На основании анализа отдельных фрагментов предлагается обобщающий вывод о том, что наблюдаемое у античных философов развитие концепций, связанных с красотой души, можно понимать как все более эксплицитное разворачивание посылов, заложенных в диалогах Платона.

Другие публикации на портале:

Еще 9