Религиозное образование и воспитание

События
Синодальная библейско-богословская комиссия выпустила сборник «Основы православного нравственного учения»
Вышел в свет сборник «Основы православного нравственного учения», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией. Издание позволяет читателю получить общее представление о христианской этике и рассчитано на широкий круг верующих Русской Православной Церкви. Книга также будет полезна для готовящихся принять таинство Крещения.
События
Всемирный русский народный собор провел в Смоленске словесно-исторические научные чтения
17 февраля 2020 года Всемирный русский народный собор совместно со Смоленским государственным университетом и Русской экспертной школой провел российско-белорусские словесно-исторические научные чтения «Гуманитарные науки и отечественное образование. История, преемственность и ценности».
События
Вышел очередной номер журнала "Religion, Brain & Behavior"
Это первый в текущем году (2020, 10) номер журнала, посвященного научному подходу к изучению психологии и социологии религии, а также проблемам религиозного образования.
События
Круглый стол «Теология, религиозное образование и духовное здоровье нации»
23 января в 13:00 в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» пройдет круглый стол на тему: «Теология, религиозное образование и духовное здоровье нации».
Статья
Протестантская этика и вопросы современной биомедицины: опыт критического анализа
На портале уже публиковались статьи, транслирующие православную точку зрения на этические дилеммы современной медицины. Также был опубликован краткий обзор взгляда на этот вопрос Римско-Католической Церкви. Автор продолжает развитие темы и предлагает ознакомиться с протестантской позицией по отношению к новейшим биомедицинским технологиям.
Статья
Оценка клонирования Католической Церковью: опыт критического анализа
Автор статьи предлагает сравнить взгляды Католической и Православной Церквей на клонирование человека. Богословская дискуссия способна выявить здесь как общность нравственных позиций католиков и православных, так и четко обозначить доктринальные и догматические расхождения между ними. В католицизме делается акцент на прововую сторону, для православного мировоззрения главный тревожащий фактор в биомедицинских проектах по клонированию — нарушение Промысла Божия о человеке, богоборческое вмешательство в Божие творение.
Статья
Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) по развитию литургической науки Русской Православной Церкви во второй половине ХХ века
В статье рассматривается вклад схиархимандрита Иоанна (Маслова), известного подвижника и богослова, в развитие литургики как науки во второй половине ХХ века. В частности, проанализирован его усовершенствованный конспект лекций, прочитанных в МДА, содержащий, как считает автор, достаточный материал для изучения литурики. В статье указывается, что данный учебный материал актуален и в наши дни.
Статья
Особенности становления некоторых провинциальных духовных учебных заведений Центральной России в 1990-2003 годах
Каким образом организован учебный процесс в духовных учебных заведениях, как эти учебные заведения создаются — надежным источником такого рода информации являются отчеты председателя Учебного Комитета об инспектировани школ. Основываясь на данных таких отчетов, автор статьи рассказывает о становлении и развитии духовных учебных заведений в непростое для нашей страны время — 1990–2000-е годы.
Статья
Историческое обозрение Московских духовных школ в 1832–1844 гг.
В статье представлен исторический обзор состояния Московских духовных академии и семинарии в период обучения в них епископа Иоанна (Соколова). В 1830–1840-е гг. благодаря неустанным заботам свт. Филарета (Дроздова) состояние дисциплины, учебной и хозяйственной части Московских семинарии и академии находилось на высоком уровне. В этот период Московская духовная академия и семинария предоставила благоприятные условия своим воспитанникам для нравственного и научного возрастания. Среди воспитанников был также будущий преосвященный Иоанн (Соколов), который научными и проповедническими трудами еще более прославил родную alma mater. Беря за основу линию жизни преосвященного Иоанна, автор данной статьи предпринимает попытку охарактеризовать учебную, воспитательскую и хозяйственную части Московских духовных школ в период обучения в них епископа Иоанна.
Книги
Ларец слов
Смысл православного богослужения часто остается недоступным для человека, незнакомого с церковно-славянским языком. «Паки», «реснота», «жупел» и другие славянские слова кажутся для многих наших соотечественников непреодолимой тайной. Решить эту проблему берется священник Антоний Борисов, автор и ведущий программы «Ларец слов» на радио «Вера». Трудные для понимания славянские слова и выражения он объясняет в популярном формате, привлекая примеры из художественной литературы и иных произведений культуры. Представленная книга является сборником текстов программ, прозвучавших в эфире радио «Вера», и входит в серию "Карамзин". Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р17-715-0588
Статья
Петр Малков: без спасительных Таинств мы никакие не христиане
Предлагаем читателям портала интервью с доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, известным православным ученым и публицистом П.Ю. Малковым. Около двадцати лет Пётр Юрьевич преподает в ПСТГУ учебную дисциплину под названием «Введение в литургическое Предание». В представленном интервью он согласился рассказать о своей работе, а также о важности участия в Таинствах для каждого христианина.
Статья
Жизненный путь и научное наследие профессора М.А. Олесницкого
Статья посвящена исследованию богословского наследия профессора Киевской духовной академии М.А. Олесницкого, который оставил после себя достаточно много богословских трудов, исходя из содержания которых можно вывести определенную схему его религиозно-этического учения, что является важным пластом в богословии ХІХ века.
Статья
Ответ теологоэволюционисту
Статья канидата химических наук Е.Г. Морозовой «Целостное знание – цель образования», имела целью разъяснить принципы формирования системного содержания естественнонаучного образования. В настоящей статье Елена Германовна дает ответ на поступившие комментарии.
Статья
Читая проект нового Катехизиса
Идея создания современного Катехизиса впервые прозвучала на Архиерейском Соборе 2008 года. Как указано на сайте Московской Патриархии, над составлением нового сборника вероучительных истин работали ведущие богословы Русской Православной Церкви, профессора духовных академий и специалисты в различных областях богословской науки. Иерей Евгений Веселов ознакомился с текстом проекта Катехизиса и готов поделиться с читателями портала возникшими вопросами и предложениями.
Статья
Мировоззренческая неопределенность как проблема духовно-нравственного воспитания
Становится все более очевидно, что в современном обществе необходимо обозначить нравственное измерение жизни, в первую очередь для подрастающего поколения. Идет разработка «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», но согласия в том, что есть духовно-нравственное воспитание, в светском научном и педагогическом сообществе сегодня не существует. Свой взгляд читателям предлагает протоиерей Игорь Аксёнов, кандидат философских наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии.
Статья
Студенческое самоуправление в Московской Духовной Академии во второй половине XIX в. по материалам дневников проф. А.Д. Беляева
Статья посвящена внутренней жизни студентов МДА во второй половине XIX в. во время ректорства профессора протоиерея Александра Васильевича Горского. Изучается вопрос студенческого самоуправления по средствам курсового суда на материале дневника проф. А.Д. Беляева.
Статья
Толкуя азы. Рецензия на: Андросова В.А. Библия для всех: курс 30 уроков / В.А. Андросова. – М.: Даръ, 2016. – 12+.
Книга старшего преподавателя кафедры библеистики Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Вероники Андросовой «Библия для всех: курс 30 уроков» создана в помощь и школьному, и институтскому преподавателям, решившимся читать собственный курс по библеистике. В публикуемой рецензии на это пособие Сергей Арутюнов рассмотрел особенности данного издания.
Статья
Основные положения учения А. С. Хомякова о просвещении
В центре внимания автора статьи — взгляды А.С. Хомякова относительно просвещения. Какой смысл вклыдвал мыслитель в этот термин, так часто используемый в его сочинениях? Каким философ видел современное ему российское общество и какую роль отводил просвещению в жизни народа? Злобин Максим Анатольевич попытался ответить на все эти вопросы и раскрыть учение А.С. Хомякова о просвещении, несмотря на то, что авторские мысли на данную тему не выражены в виде строгой системы.
Книги
Система образования у старообрядцев в Вятском регионе в XIX - XX веках
В монографии представлены материалы по истории взаимодействия властей и старообрядчества в вопросе образования детей, этнические зарисовки домашнего воспитания и обучения, материалы духовной культуры старообрядцев Вятского региона. Данные собраны автором в результате этнографических экспедиций, работы в архивах, анализа старообрядческой литературы, в том числе и записей хранителей старообрядческой культуры. Монография предназначена для историков, этнографов, педагогов, музейных работников и всех тех, кто интересуется историей старообрядчества.
Книги
Лекции о Достоевском
Основная задача настоящей работы состоит в продумывании вместе с Ф.М.Достоевским тех идей, мыслей, моделей и пророчеств, которые были предложены великим гением своим соотечественникам и всему миру, но которые остались, в значительной степени, не понятыми, не замеченными, а иногда - и вовсе забытыми.
Статья
Бурсацкая проза как особое направление в русской литературе
В статье бакалавра богословия Александра Александровича Сергеева рассматриваются произведения, авторы которых учились в религиозных учебных заведениях Русской Православной Церкви — духовных училищах и семинариях, обобщенно в русском языке именуемых бурсой. Все эти произведения, написанные в XIX, XX и XXI веках, посвящены жизни и быту бурсы и образуют текстовое единство, обозначенное автором как бурсацкая художественная проза, в рамках которой выделяются традиционные и современные произведения. Как изменился взгляд на семинарскую жизнь с течением времени, показано на основе сопоставления двух выделенных в исследовании пластов бурсацкой прозы.
Книги
Православная культура и проблема российского воспитания и образования
Монография посвящена анализу решения самой сложной и самой дискуссионной педагогической проблемы России - проблемы преподавания православной культуры в российском воспитании и образовании. В книге показывается ее фундаментальное значение для развития российского воспитания и образования; доказывается, что православная культура является содержательной основой духовно-нравственного воспитания. В работе анализируется история и современное состояние духовно-нравственного воспитания, раскрываются причины противодействия введению этого воспитания в российскую школу, описывается система его защиты и условия оптимального развития.

Монография предназначена для широкого круга людей, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания: руководителей и специалистов органов управления образованием, учителей и родителей, научных работников и священников, докторантов и аспирантов, людей, занятых подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, студентов светских вузов и воспитанников духовных образовательных учреждений.
Книги
Педагогика русской богословской мысли
В книге на основе субстратной рефлексии (А.А.Гагаев) характеризуется русская богословская мысль в ее взаимосвязи с воспитанием. Образ идеального человека (христианина), воспитание и самовоспитание, учитель и ученик, их взаимодействие друг с другом в отечественной культурно-исторической традиции — эти и другие педагогические реалии в прочтении митрополита Илариона, преподобного Нила Сорского, святителя Тихона Задонского и др. развертываются на страницах книги.
Книги
Изучение ислама на Западе
Книга иранского исследователя Мухсена ал-Вири, основанная на обширной историографии и тщательном анализе фактического материала, знакомит читателя с восточным, точнее, исламским взглядом на западное исламоведение, ориенталистику и восточные исследования. Анализ материала строится на двух типах противопоставлений: западных и восточных подходов к изучению ислама, а также светских (востоковедения и исламоведения) и собственно исламских наук. Книга предназначена для студентов-бакалавров, обучающихся по специальности «Богословие», а также для всех заинтересованных читателей.
Книги
Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: Коллективная монография
В монографии, подготовленной коллективом авторов — преподавателей Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — исследуется ряд актуальных проблем, связанных с преподаванием православной культуры в школе: проблемы выбора методов и средств обучения, реализации межпредметных связей, духовно-нравственного воспитания школьников в ходе изучения курса и др. Книга предназначена для преподавателей школы, студентов педагогических вузов и теологических кафедр, интересующихся вопросами методики преподавания православной культуры.
Статья
Ответственность родителей за воспитание детей как принцип педагогического учения святителя Иоанна Златоуста
В статье кандидата педагогических наук Анны Алексеевны Сапрыкиной рассматривается один из принципов учения святителя Иоанна Златоуста о воспитании детей – принцип ответственности родителей. Этот принцип чётко прослеживается уже в основных христианских текстах первых веков. По учению святителя, ребенок принадлежит Богу, и Бог поручает именно отцу и матери воспитывать и учить для Него рождённых ими детей. За то, как родители «промышляют» о своих детях, упорядочивают и образовывают их души, они дадут ответ Богу.
Статья
Значение и смысл понятия «образование» (на примере немецкой философии конца XVIII – начала XIX вв.)
В статье Д.Л. Сапрыкина проведён философский и методологический анализ понятия «образование» (от Гердера до Гегеля).
Статья
Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста
В статье рассматриваются ключевые понятия педагогического учения святителя Иоанна Златоуста. Среди них: plattein, paideia, ektrefo, nouthesia, mathema, didaksis, ruthmizein, pronoia. Греческие термины сопоставлены с современным русским переводом, возможными древнерусскими понятиями и пониманием соответствующих явлений в отечественной педагогической науке.
Статья
Понимание богослужения мирянами
С результатами социологического исследования, посвященного выявлению полноты понимания богослужения мирянами и участия в нем прихожан, знакомит читателей портала данная публикация. Этот материал включает в себя также и отчетную работу Шкариной Ольги по курсу практического богословия в рамках обучения на заочном отделении богословского факультета ПСТГУ.
Статья
И псалтирь, и молитвослов, и православный флешмоб, или о традициях духовных ВУЗов и реформах образования
Сотрудники факультета социальных наук ПСТГУ провели полномасштабное социологическое исследование в светских и духовных ВУЗах, основной целью которого стало изучение процесса формирования духовно-нравственной культуры в образовательных учреждениях светской и духовной направленности. Данная публикация знакомит читателей с результатами исследования и выводами, которые позволяет сделать материал, полученный по итогам проведения соцопроса.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>