Статья
Анализ феномена религиозности в контексте постсовременной секулярной культуры
Представленная статья является анализом феномена религиозности в контексте постсовременной секулярной культуры. В работе обсуждается ряд концептуальных и интерпретативных подходов в отношении религиозности. Первый подход инициирован богословским творчеством протестантского автора Харви Кокса (монография «Мирской град»), артикулировавшего версию диалектического взаимодействия религиозной и светской трактовок в рамках постсовременного общества. Теоретические положения концепции «безрелигиозного христианства» Д. Бонхёффера стали определяющими как для теологических конструкций Х. Кокса, так и для многочисленных современных интерпретаций феномена религиозности в «постиндустриальном обществе». Доминирующим подходом в научно-исследовательском поле стал анализ качества религиозного сознания и практики веры в постсекулярном пространстве. Религиозность оказывается интегрированным элементом в пространстве «общества изобилия», активно действующим в рамках социальных практик «потребления». Религиозность сама по себе, явление в эпоху модернизма радикально оппонирующее секуляризму, теперь расценивается как социально органичный, встраиваемый в постсекулярную конструкцию компонент. Автор настоящей статьи иерей Максим Мищенко пытается представить целостный взгляд на существование религиозности, основываясь на широком спектре исследовательской литературы.
Мнение
«Любовь» Михаэля Ханеке: критика «жертвенной любви»
«Любовь» Михаэля Ханеке оказалась бескомпромиссной кинопровокацией, эдакой тонкой идиллической скорлупкой, прячущей в себе ядро экзистенциального «страха и трепета». Ханеке жестко прошелся по условностям аристократизма в консюмеристском настоящем. Им показана мертвенность процедур благородства в условиях функционирования общества потребления.
Мнение
Честертон и Жижек: из истории философской инверсии
Использование постсовременными авторами религиозного наследия – более чем распространенное явление, предельно отличное от типичного модернистского гнушения архаикой и традиционализмом.
Мнение
Постмодернистская телесность, или концепт тела у Жана Бодрийяра
Постмодернистами, в частности Ж. Бодрийяром, тело описывалось с точки зрения «фукоистской заботы о себе», сообразуясь с феноменами постсовременного тренинга, всестороннего медицинского лечения и косметологии и, в конечном счете, с позиции высшего освобождения. Тело эмансипировано от традиционных религиозных уз и классических этических предписаний.
Статья
Феномен «кабинетного неоязычества» в современной РФ
Автор статьи рассуждает о возникновении и опасностях неоязычества – учения, сконструированного на основе якобы традиционной веры Древней Руси, но при этом часто заключающем в себе явно современные элементы.
Мнение
Взгляд на феномен «церковного блога» с точки зрения теории коммуникации Р. Якобсона
В настоящее время христианство в своем миссионерском регистре столкнулось с такой актуальной проблемой, как возможность проповеди в социальных сетях. Многие зададутся вопросом: какая здесь проблематика, если духовенство и миряне довольно органично интегрировались в интернет-среду социальных сообществ и заняли там свою нишу?
Статья
О модернистских трактовках христианства
Размышляя о модернистских трактовках христианства, автор статьи Мищенко М. А. дает краткий обзор оценок процесса секуляризации как внутри христианского мира, так и в западной социологической традиции. В контексте осмысления секуляризации в статье, кроме того, рассматриваются проблемы диалога модернисткой теологии и экзистенциализма. Анализируя работу современного богослова Харви Кокса "Мирской град", посвященную судьбе христианства в современном технополисе, автор вписывает идеи Харви Кокса о модерне, постмодерне и постмодернистской теологии в собственные размышления об актуальных задачах, стоящих сегодня перед Церковью.

Другие публикации на портале:

Еще 9