Литургика
Статья
Вторая половина XX в. и начало XXI в. в истории Англиканской Церкви отмечены спорами относительно рукоположения женщин в священный сан. В итоге англикане последовательно начали рукополагать женщин сначала в сан диакона, потом — в сан священника и в сан епископа. Таким образом, Англиканская Церковь, которая еще в начале XX в. считалась одной из самых близких к православию инославных церквей, стремительно изменила свое вероучение и отклонилась от апостольского предания. Первым критическим шагом в этом направлении стал допуск женщин к рукоположению в сан диакона. Анализу этого решения, как правило, уделяется весьма небольшое внимание как в российской, так и в зарубежной церковной науке, так как основные богословские споры развернулись в Англиканской Церкви позднее и были посвящены вопросу женского священства и женского епископата. В статье магистра богословия, преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии, аспиранта Сретенской духовной академии иерея Артемия Кокоша предлагается анализ исторических процессов и богословских дискуссий, которые привели к появлению в Церкви Англии сначала диаконис, а потом и женщин-диаконов.
Статья
Первые шаги в исторической литургике были предприняты западными учеными в XVII в. За четыре столетия база исследований Литургии византийского обряда пополнилась огромным количеством работ различного характера — от научных статей до полноценных монографий. Многие из таких трудов стали классикой и вызывают немалый научный интерес. Цель статьи преподавателя иконописного факультета Московской духовной академии иеромонаха Кассиана (Плоского) и магистранта кафедры теории и истории церковного искусства Московской духовной академии Елены Игоревны Грицай — представить обзор наиболее значимых работ в области вопроса истории изучения византийской литургической традиции, который не только не теряет актуальности, но приобретает все большее значение для междисциплинарных исследований, прежде всего для изучения истории церковного искусства, иконографических особенностей и программных и композиционных построений.
Статья
В статье старшего преподавателя кафедры филологии Московской духовной академии иеромонаха Тихона (Зимина) обосновывается необходимость специального исследования важнейшего момента Литургии, связанного с освящением евхаристических Даров. Для понимания смысла текста необходимо очистить его от позднейших наслоений. Также рассматривается история формирования формулы освящения Святых Даров. Автор прослеживает изменения данного текста, начиная с древнейших свидетельств, относящихся ко II в., вплоть до XIV в., когда окончательно сложился поздневизантийский чин анафоры. Сделан вывод о позднем характере слов: «преложив Духом Твоим Святым» — и о еще более позднем времени формирования практики троекратного благословения Святых Даров.
Статья
В статье архимандрита Макария (Веретенникова) рассматриваются историко-литургические заметки на три основные темы. Первая — «Вифлеемская святыня» — посвящена анализу одной из множества православных святынь Восточных Церквей, отличающейся своим весьма интересным и нетривиальным названием: «млеко Пресвятой Богородицы». На основании разбора свидетельств современников удалось установить полулегендарный характер происхождения данного явления, а также засвидетельствовать его активное почитание не только на Руси, но и на всем Востоке. В заметке «Елеосвящение» рассматриваются базовые понятия об этом таинстве Русской Православной Церкви. Будучи принадлежностью всех Православных Церквей как на Востоке, так и на Западе, это таинство имеет долгую историю и свои особенности употребления. Начиная от исторических корней таинства, происходящих от древней практики употребления елея, и адаптации ее в христианской общине, прослеживается также исконно русская традиция совершения соборования. В блоке «Яйцо пасхальное» рассматривается развитие традиции дарений так называемых пасхальных яиц, окрашенных в красный цвет. Представлена как самая ранняя предыстория, основанная на Предании Церкви, так и сугубо русские корни традиции. Наряду с историческими свидетельствами привлекаются литературные труды, что в своей совокупности позволяет основательно проанализировать это уникальное культурное явление.
Статья
Вниманию читателя предлагается перевод шестой главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968).
Статья
В день прославления праведного Иоанна Кронштадтского вспоминаем статью иеромонаха Кирилла (Зинковского) (ныне епископа Звенигородского, ректора Московской духовной академии), в которой предлагается анализ учения святого о Евхаристии. Исследование основывается на дневниковых записях святого, включая те, которые стали доступны недавно. Особое внимание в статье уделяется аспекту евхаристического учения святого Иоанна, касающемуся природы литургических хлеба и вина.
Статья
Вниманию читателей предлагается перевод главы «Символизм литургии» из книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968).
Статья
Как объяснить нецерковному человеку, что такое монашество? Что не так с благочинием в современной Русской Православной Церкви? Почему «система» — это хорошо? Что может быть общего между знаменным пением и рок-музыкой? Герой новой беседы из серии «"Лица Академии" без купюр» — благочинный Покровского академического храма МДА иеромонах Варнава (Лосев).
Статья
В статье магистра богословия, магистра теологии, проректора по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии священника Константина Ревы излагаются особенности регламентации богослужебной практики в храмах Петроградской епархии в начале 1920-х годов. Богослужебный отдел «Общества православных приходов Петрограда и губернии» осуществлял подготовку литургических рекомендаций для приходской практики при участии и с благословения будущего священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и распространял их в составе церковных календарей на 1921 и 1922 годы. В целом рекомендации по совершению Божественной Литургии соответствуют подходам к регламентации богослужебной практики профильного отдела Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Литургические рекомендации священномученика Вениамина, пресекая те или иные приходские обычаи, дают представление о наиболее распространенных злоупотреблениях в приходском богослужении Петрограда. Многие из этих злоупотреблений в дальнейшем были восприняты «прогрессивным духовенством», которое участвовало в организации обновленческого раскола в Русской Православной Церкви.
Статья
Православное богослужение окончательно сформировалось в VIII–IX вв. Большой вклад в его развитие внесли выдающиеся византийские стихотворцы VIII в., сводные братья прп. Косма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин. Они составили большинство ирмосов и тропарей, которые по сей день исполняются за богослужением. Однако уже во время их жизни в Византии прихожане испытывали определенные сложности с уяснением смысла церковных песнопений. Сегодня православное богослужение порой становится для прихожан камнем преткновения на пути к Богу, приходится прилагать большие усилия для того, чтобы оно было понятно, а это сделать не всегда легко. Одна из причин – неверный перевод на русский и славянский языки многих песнопений. В уяснении их смысла могут помочь комментарии византийских писателей и поэтов XII в., в числе которых особое место занимает митр. Григорий Коринфский, составивший 23 комментария на богослужебные каноны. В статье чтеца Андрея Викторовича Антишкина проводится филологический разбор двух сложных мест из канона на Пятидесятницу; параллельно приводятся толкования этих отрывков митр. Григорием, которые в доступной форме помогают лучше уяснить смысл не только этих мест, но и всего праздника.
Статья
Вниманию читателя предлагается перевод седьмой главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968).
Статья
Статья доктора искусствоведения, доцента Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Татьяны Федосьевны Владышевской посвящена праздникам, связанным с окончанием Северной войны и заключением Ништадтского мира, по случаю которого была создана благодарственная служба, а также совершено перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Службы на эти праздники и текст заздравной чаши Петру I рассматриваются на основе певческих рукописей начала ХVIII в., а также дневника Ф. В. Берхгольца — одного из современников Петра I, оставившего подробные записки о последних годах жизни первого российского императора.
Статья
Вниманию читателя предлагается перевод третьей главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885—1968).
Статья
Статья Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко посвящена решению практических задач, встающих перед православным священнослужителем при совершении Божественной Литургии и связанных с проскомидийными поминальными частицами. Автор предлагает возможные варианты рационального использования ресурсов для улучшения качества служения и его большего благообразия. В первую очередь рассматривается легитимность акцентирования внимания верующих на проскомидийном поминовении как наиболее важном в Божественной Литургии. Затем обсуждается вопрос чтения большого количества записок о здравии и о упокоении в соответствии с пастырским голосом совести и рекомендациями священноначалия. Далее исследуется возможность «случайного» освящения поминальных частиц в момент epiclesis’а через наложение крестного знамени литургисающим клириком на все содержимое дискоса. Статья завершается историческим экскурсом и опытным разбором порядка ссыпания поминальных частиц, чтения Пасхальных текстов и формулы «Отмый, Господи…», а также потребления Святой Чаши.
Статья
Вспоминаем статью иерея Григория Мусохранова, в которой автор, пользуясь современной методикой структурного анализа, пытается «смоделировать» средневековое восприятие церковнославянского языка. Дана компиляция из работ семиотиков и культурологов, исследовавших этот вопрос. Автор – консерватор, ратующий за архаизацию современного богослужебного текста и за «реформу мировоззрения» – за воскрешение средневекового отношения к сакральному тексту.