Организатор международной конференции по интерпретации философско-теологической мысли Аристотеля Самуйлов Геннадий: «Необходимо междисциплинарное сотрудничество при изучении этого великого мыслителя»
В середине марта 2013 г. в Москве и Санкт-Петербурге прошла международная конференция «Интерпретация философско-теологической мысли Аристотеля в европейской философской культуре», организованная Парижским университетом Сорбонна, ИФ РАН, ПСТГУ и РХГА. Об этом международном научном проекте, ставшем возможным благодаря сотрудничеству светских и конфессиональных университетов, рассказал организатор конференции, многолетний преподаватель Свято-Тихоновского университета, а ныне докторант Сорбонны, к.ф.н. Геннадий Николаевич Самуйлов.
Статья

- Геннадий Николаевич, прошла необычная конференция, заседания которой проходили в двух городах. Что же привлекло внимание такого широкого круга ученых?

- Существует два основных мотива для того, чтобы конференция прошла и в Москве, и в Петербурге. С одной стороны, это устойчивый интерес европейцев к северной столице. Кстати, я надеюсь, что в будущем Санкт-Петербург станет реальной второй столицей России. В этом есть свой шик и даже интрига, ведь двуглавый орел обретает свои реальные и символические референты. 

С другой стороны, источником идеи того, чтобы заседания конференции проходили на разных площадках, стала примечательная особенность французской модели философского образования и научного сотрудничества. Во Франции наглядно осознается тот факт, что философия - это свободное интеллектуальное пространство, в котором глупо выглядят местечковость и претензия на право единственного обладателя интеллектуальных сокровищ. Свободная циркуляция преподавателей, студентов и просто людей, интересующихся философией, – это то, что, в конечном счете, позволяет нам быстрее и легче развиваться, лучше узнавать предмет исследования. Для философии органично и естественно осуществлять себя в социальном пространстве, она прекрасно реализует себя в «диалоге», в «беседе».

Межуниверситетский формат прошедшей конференции позволил, преодолевая различного рода препятствия, собраться ведущим российским специалистам по интересующему их вопросу. Хочу сказать, что как в России, так и во Франции я столкнулся с настоящими специалистами, которые хорошо знают философию Аристотеля. Они почему-то влюблены в его философию, и эта любовь передается окружающим. В свое время она передалась и мне, ведь Аристотель в их лекциях и книгах поддается интерпретации и полон реальной жизни. Именно к таким российским и европейским исследователям я, прежде всего, обратился с предложением принять участие в конференции.

- Программа пятидневной конференции была очень насыщенной – 16 тематических секций и один круглый стол. Неужели философия Аристотеля настолько многогранна, что может охватить такой широкий круг тем?

- Безусловно! И более того, когда я разрабатывал концепцию предстоящей конференции, то междисциплинарность была одним из главных источников вдохновения. Круг специалистов по античной философии довольно тесен, порой даже кажется, что слишком тесен, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако мне хотелось бы обратить внимание на лучшую, открытую часть этого элитарного сообщества. Дело в том, что в России, конечно, существуют специалисты, которые прекрасно знают античную философию, и мне в свое время посчастливилось слушать лекции, читать переводы и книги таких специалистов как Т.Ю.Бородай, А.В.Лебедев, А.Л.Доброхотов и других. Именно они прямо или косвенно передавали ту красоту, любовь и борьбу, в которых раскрывается античная философская мысль.


Однако, университетская и российская общеобразовательная литература по поводу Аристотеля иногда выглядит довольно уныло. Аристотеля обычно представляют в неком препарированном виде, каким-то классификатором. Для того чтобы преодолеть подобные стереотипы, необходимо междисциплинарное сотрудничество при изучении этого великого мыслителя. Аристотель и искусство, Аристотель и наука, Аристотель и метафизика, Аристотель и политика - все эти аспекты являются гранями единого знания, потому что Аристотель как философ стремится к всеохватывающему, полному знанию. Недостаточно, если мы будем рассматривать только один аспект. Более того, существуют темы, которые еще ждут своего часа: "Аристотель и французская литература", например, или "Аристотель и русская культура".

Таким образом, явно недостаточно было бы собрать только тех ученых, которые занимаются Аристотелем в первую очередь. Ведь есть прекрасные специалисты не только по античной философии, но и по русской философии, этике, эстетике, политологии, социологии, эпистемологии, которым есть что сказать в связи с Аристотелем, но почему-то они редко собираются вместе. Похоже на то, что в рамках данного проекта удалось сделать первые шаги в этом направлении!

- Прошедшая конференция является частью международного проекта, посвященного современным исследованиям аристотелевской мысли и ее влиянию на европейскую и мировую культуру. Что же объединяет ряд международных конференций?

- Данный проект, кроме собственно научных целей, своей главной задачей ставит изменить общий психологический ландшафт в отношении к наследию Аристотеля в российской культуре. Для того чтобы преодолеть разрыв, образовавшийся из-за негативной традиции в толковании аристотелевского наследия и содержательную выхолощенность в учебниках, которые сложились в связи с Аристотелем, можно и нужно опираться на богатую европейскую философскую традицию. Опираясь на французский опыт и не только на него, мы стремимся показать, что можно интерпретировать это наследие в его живом виде, понятном и адаптированном к современному русскому языку.

Этот проект не является в строгом смысле серией конференций, когда происходит только обмен информацией между узким кругом специалистов в одной области знаний, потому что преследуются сразу несколько сопутствующих важных целей. Приоритетной задачей является открытость и направленность всех мероприятий к широкому интеллектуальному кругу людей, в частности к молодежи и студенчеству, то есть ставятся просветительская и образовательная задачи. Особое место занимает подчеркнуто междисциплинарный характер конференций. Представляется важным, чтобы были услышаны авторитетные мнения специалистов, которые занимаются разными эпохами и ведут свои исследования в различных отраслях знаний. И прошедшая в России, и первая конференция, состоявшаяся в Париже в сентябре 2012 года, и предстоящая июньская конференция в Париже, посвященная вопросам морали и эстетике в политике, стремятся решить эти задачи.

- Расскажите, пожалуйста, немного о первой парижской конференции. Есть ли у Вас планы по дальнейшему развитию аристотелевского проекта?

- Первая конференция «Аристотель и его влияние на культуру вплоть до наших дней», положившая начало реализации этого проекта, прошла в минувшем сентябре в Париже под патронажем Сорбонны и при поддержке центра по исследованию античной философии и науки Института Философии РАН и общества Владимира Соловьева в Париже. Некоторые секции носили те же названия: "Аристотель и этика", "Аристотель и наука", "Аристотель и русская философия". Эта конференция состояла из двух частей. Первая часть проходила на русском языке в Институте славянских исследований Сорбонны. Мне казалось очень важным, чтобы лучшие представители российской интеллигенции говорили по-русски в Париже, тем более что во Франции существует устойчивый интерес к русской культуре, и это необязательно должно быть обращение к "золотому" или Серебряному веку российской культуры, но и к ее настоящему.

Мне казалось важным, чтобы были услышаны голоса тех людей, которые являются в той или иной мере нашим настоящим сокровищем и гордостью. Правда, не все получилось, как хотелось, с организацией, но я уверен в необходимости продолжить этот путь. Во Франции существует образованная русскоговорящая диаспора и немало французов, которые интересуются русской культурой.

Для меня стал неожиданным открытием тот факт, что даже фонетическое строение русского языка благосклонно воспринимается французскими ушами. Я не ожидал такого, поэтому, когда обнаружил это, не удержался от тестирования ближайших знакомых и друзей, чтобы удостовериться в своем открытии. С тех пор мне совершенно не понятно, почему мы не стараемся преодолевать языковые барьеры, опираясь на русский язык, а, не только изучая французский.

Замечательные российские специалисты такие, как Татьяна Юрьевна Бородай, Марина Ильинична Свидерская из МГУ, Светлана Викторовна Месяц из Института философии РАН, Александр Владиславович Михайловский из Высшей школы экономики, Валентин Александрович Баженов из Ульяновского госуниверситета, Виктор Петрович Лега из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и другие участники представляют собой, образно говоря, разные грани российской гуманитарной науки, и очень важно, чтобы их можно было видеть и слышать не только в России, но и в Париже. Тем самым можно будет наглядным образом познакомить западный мир с положительной стороной нашей культуры и общества.

Третьей частью философского триптиха, посвященного Аристотелю, должна стать конференция «Красота, власть и добродетель в универсуме аристотелевской мысли». Это заглавие, при всей его внешней широте и многообразии тем, призвано все же, прежде всего, сконцентрировать внимание на политической философии, а точнее на проблеме власти в ее замысловатых отношениях с добродетелью и красотой.

Конференция будет проходить в Париже с 24 по 29 июня 2013 года. Надеюсь, что удастся в этот раз осуществить мою мечту и открыть такие секции, как "Аристотель и французская литература, поэзия и драматургия". Конференция обещает быть не менее представительной, чем две предыдущие. В частности, свое участие подтвердили такие крупные исследователи, как Джонатан Барнс и Карлос Леви.

- Если вернуться к российской конференции, то, что Вы можете сказать о ее участниках?

- Поскольку наш проект преследует, в том числе и просветительские цели, не менее важными участниками конференции я считаю слушателей - студентов, в частности студентов кафедры философии Богословского факультета ПСТГУ. Было радостно видеть совсем молодых девушек и юношей на заседании конференции, проходившем в университете.

В целом, не кривя душой, могу сказать, что заседание в ПСТГУ стало самым удачным, именно там в наибольшей мере получилось реализовать тот формат, который я собираюсь развивать далее. Удалось провести сложное мероприятие, состоящее из трех разноплановых частей. Не могу не выразить чувства признательности за поддержку, оказанную ректором университета протоиереем Владимиром Воробьевым, проректором протоиереем Николаем Емельяновым и заведующим кафедрой философии Виктором Петровичем Легой. Без их помощи не было бы этого маленького чуда, которое, к моему большому огорчению, не удалось полностью сохранить в видеоархиве. Великолепный доклад Т.Ю. Бородай, воспоминания А.Л.Доброхотова и Г.В.Драча в связи с памятью академика Ф.Х.Кессиди, замечательный, камерный по форме и разноплановый по содержанию круглый стол и многое другое, конечно, уже никогда не повторится, но все это стало залогом того, что начатое продолжится.

Если говорить о докладчиках, то, прежде всего, нужно сказать несколько слов о зарубежных гостях. Доклад итальянского профессора Энрико Берти, президента Международного Института философии в Париже, почетного профессора Падуанского Университета, по сути, является альфой и омегой заявленной темы конференции. Текст доклада дает удивительно ясную картину, если хотите, современный пейзаж всей проблематики как в ее основных исторических интерпретациях, так и в настоящем состоянии дебатов и исследований на данную тему. Лучшего опорного текста для того, чтобы изучать теологическую проблематику Аристотеля, и придумать нельзя. Очень надеюсь, что в ПСТГУ воспользуются этим, чтобы поставить на серьезную и плодотворную основу обучение будущих христианских философов. Без этого, увы, вряд ли возможно осмысленное понимание истории философской теологии.

Доклады Мари-Одиль Бульнуа, директора исследовательского центра по патристике в Высшей Практической Школе в Париже, и преподавателя ПСТГУ М.Ю.Бурмистрова открыли очень интересную тему "Аристотель и патристика", которая еще ждет своего часа, осмысления и осознания. Супруг Мари-Одиль, известный специалист по средневековой философии, Оливье Бульнуа представил результаты своих многолетних исследований как философии Аристотеля, так и св. Фомы Аквинского и Дунса Скота. Свои доклады представили такие российские ученые, как Т.Ю.Бородай (МГУ), Е.В.Орлов (ИФ СО РАН), Г.В.Вдовина (ИФ РАН), А.А.Россиус (ИФ РАН), В.В.Петров (ИФ РАН), С.В.Месяц (ИФ РАН), А.Л.Доброхотов (Высшая школа Экономики), А.Р. Фокин (ИФ РАН, ПСТГУ), Д.В.Шмонин (РХГА), И.Н.Мочалова (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина) Р.В.Светлов (Санкт-Петербургский Университет, РХГА), А.С. Степанова (РГПУ им. А. И. Герцена), А.Е.Зимбулли (РГПУ им. А. И. Герцена) М.М.Позднев (Санкт-Петербургский государственный университет), А.Г.Погоняйло (СПБГУ), В.Л.Иванов (РХГА), О.Э.Душин (СПБГУ) и другие. Особое место в организации конференции занял директор центра античной и средневековой философии и науки, доктор философских наук В.В.Петров. Не могу также не сказать об огромном пласте переводческой работы, которая была осуществлена Г.В.Вдовиной, А.В.Серегиным и А.А.Россиусом.

- Конференция проходила на трех площадках в двух городах. В чем были технические сложности, не отразилось ли это на ее организации?

- Конечно, были и сложности, и недочеты, и многое другое, отрицательно сказалось и мое незнание Петербурга, напряженный график и отсутствие финансирования. Однако нужно сказать, что все три принимающие стороны – Институт философии РАН, Свято-Тихоновский университет и Российская Христианская гуманитарная академия - отнеслись к данному научному мероприятию с большим энтузиазмом и со всей серьезностью. Работу конференции открыл директор Института философии, академик А.А.Гусейнов, он подчеркнул, что конференция призвана возродить в России интерес к Аристотелю и побудить мысль богословов и философов к его изучению. Два дня работы конференции в Институте философии показали, что Центр по исследованию античной и средневековой философии и науки по праву занимает ведущее место в исследованиях своего профиля. Сотрудники Центра во главе с В.В. Петровым явили пример эффективной и энергичной работы, открытости к плодотворному сотрудничеству.

О заседании под председательством заведующего кафедрой философии Богословского факультета В.П. Леги, состоявшемся 13 марта в ПСТГУ, я уже говорил. Могу только повторить, что рассматриваю его как наиболее удачное, поскольку удалось реализовать искомую модель, в которой в одном заседании согласуются разного уровня мероприятия. Кроме докладов в классическом смысле слова, был проведен круглый стол, посвященный влиянию Аристотеля на современную культуру. Особое место среди мероприятий конференции заняли доклады Е.Г. Кузьминской и профессора Южного Федерального университета Г.В. Драч, посвященные памяти академика Ф.Х. Кессиди. Удивительно созвучным этим докладам оказалось дополнение профессора Высшей школы экономики и заведующего кафедрой культурологии Свято-Тихоновского университета А.Л. Доброхотова, рассказавшего о своем знакомстве с этим выдающимся исследователем античной философии. Ведь в советскую эпоху, когда развитие философской науки было искусственно ограничено по политическим причинам, были такие люди, которые старались делать свое дело честно, не взирая ни на какие препятствия. В Санкт-Петербурге заседания проходили в Российской Христианской гуманитарной академии, под председательством ее проректора, профессора Д.В. Шмонина и профессора Р.В. Светлова. Санкт-Петербург нас встретил хорошей солнечной погодой и приветливостью со стороны администрации РХГА, что позволяет надеяться, что даже недочеты с нашей стороны станут залогом более плодотворных встреч в будущем. 

- Конференция продлилась целых пять дней. Можно ли выделить из всего обилия материалы какие-нибудь отдельные доклады? 

- Снова хотелось бы отметить наших зарубежных гостей: и Ольвье Бульнуа, и Энрико Берти. В своих областях исследований они входят в десятку ведущих специалистов мира, их выступления как всегда были очень глубокими и насыщенными. Большой находкой, я считаю, был приезд профессора Е.В.Орлова из Новосибирска. Возможно, его доклад выглядел не так ярко, потому как был сфокусирован на теме, связанной с вопросами логики и эпистемологии. Думаю, что многим, может быть, было непонятно, как его доклад вписывается в тематику конференции, при чем здесь теология и логика? Отмечу только одну деталь, причем ситуативную: после выступления Е.В.Орлова как-то особо рельефно стали восприниматься последующие доклады, со стороны логической структуры и связности, невольно внимание фокусировалось на значении и месте определений в дискурсе.

Похоже, что хорошее философское богословие немыслимо без ясной логической отрефлексированности своих построений и выводов. Нужно понимать, что говоришь, как говоришь и зачем это говоришь. И лучше осознавать в меру своих сил, каким образом мы выстраиваем те или иные предположения, строим те или иные аргументы. Вероятно, для теологии невозможно избежать исследований и штудий, связанных с логикой, если она не хочет выродиться в безответственный и произвольный набор фантазий. И в этом контексте доклад Евгения Викторовича стал украшением конференции, как и его выступление на круглом столе, где он прекрасно обозначил всю проблематику исследований Аристотеля в современной России. Доклады, конечно, сами по себе ценны, но не менее ценны и дискуссии после выступлений, которые развернулись, например, после докладов Александра Львовича Доброхотова о статье Аверинцева «О судьбе аристотелизма в западном мире» и Татьяны Юрьевны Бородай, которая рассматривала запутанную историю трансформаций значений слова слитное (τὸ συγκεχυμένον), начиная с того, как оно представлено в Физике Аристотеля и продвигаясь постепенно к тому, как оно понималось в последующих комментариях к ней. Потрясающе интересный доклад о сложных перипетиях общего «слитного состояния» единичных телесных вещей с непространственными бестелесными видами, представленными каким-то удивительным образом в этих же самых единичных вещах и постигаемыми нашим разумом.

Хочу отметить, что в ходе конференции оригинальные идеи прозвучали не только из уст заслуженных профессоров и известных ученых. Радостно и интересно было слушать доклады молодых начинающих ученых, таких, как А.С. Егоров, который преподает в Высшей школе экономики, и преподавателя ПСТГУ А.А. Гришина. В их лице мы видим, что в России есть молодые люди, которые серьезно интересуются, в том числе и Аристотелем. Вместе с тем они люди новой формации, которые с детства учат классические языки в гимназиях, продолжают изучать их в вузе и в итоге становятся обладателями инструментария в виде древнегреческого языка и латыни, который со временем поможет им стать большими учеными! Доклад преподавателя ПСТГУ А.А. Гришина об Аристотеле и Розанове продолжил тему "Аристотель и русская философия", которая на мой взгляд, должна развиваться и дальше, чтобы можно было лучше понимать и осознавать то, что уже было сделано в российской культуре в связи с Аристотелем.

- Возвращаясь к тому вопросу, к которому обращались в течение всей конференции, хочется спросить, каково значение философии Аристотеля для богословской науки.

- Нужно отметить, что часть конференции была посвящена изучению непосредственного влияния Аристотеля на богословскую науку. Оно оценивалось, в частности, в докладе доцента ПСТГУ и Общецерковной аспирантуры А.Р. Фокина, посвященном влиянию великого античного философа на латинское богословие, и в других докладах.

Если отвечать на Ваш вопрос в целом, то мне хотелось бы вспомнить французского исследователя Давида Лефевра, который, к сожалению, не смог приехать на конференцию из-за того, что попал в больницу, хотя он планировал приехать в Москву и собирался принять участие в нашей конференции. Его лекции, посвященные теологии Аристотеля, убедительно показывают, что, исходя из текстов Аристотеля, нам просто необходимо допустить существование такого божественного принципа в природе человека и в мире, источник которого находится вне этого мира. Он является перводвигателем движения мира и определяет его существование. Тем самым мы находим объект исследования, оправдывающий право богословия на существование, и это богословие не противоречит разуму и душе человека, ее внутреннему принципу, но соответствует ему.

В заключение позволю себе высказать, уже в качестве преподавателя, следующее замечание: незнание или плохое преподавание Аристотеля влечет за собой очень простую вещь – без этого знания ни преподаватель, ни студент на протяжении всего курса богословского образования не смогут до конца понять весь последующий дискурс в истории европейской интеллектуальной культуры. Также, на мой взгляд, аристотелевская теология создает некую модель для богословия, главными характеристиками которой являются ответственность за свои слова, логическая последовательность и честность в богословии. Опираясь на свой опыт работы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, могу сказать, что при правильном подходе к данному аспекту философии Аристотеля можно получить колоссальную помощь в освоении самых разных сложных богословских систем более позднего времени. Повторюсь: аристотелевская модель необходима для, так сказать, «зрячего и честного» знания в теологии, знания, которое не питается фантазиями, которое хочет рефлексировать и понимает ответственность за свои слова, за те утверждения, которые делает. Мысль Аристотеля не позволяет подходить к каким бы то ни было богословским вопросам безответственно и бессистемно. Каждая часть необходимым образом стремится к целостности и непротиворечивости всего комплекса знания. Все, что говорится, должно быть аргументировано, то есть обосновано и всегда должно стремиться избежать любого рода ошибок, блужданий и вымыслов. Такое богословие не может существовать вне настоящей науки, они естественным образом взаимосвязаны, дополняют и обусловливают существование друг друга.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9