Сравнительное богословие
Статья
В материале представлен аналитический обзор научных статей по сравнительному богословию и богословию инославных христианских конфессий, опубликованных в русскоязычных журналах во второй половине 2023 года. Проанализировано 17 научных статей в категориях «исследования по католическому богословию», «исследования по протестантскому богословию», «исследования по богословию дохалкидонских церквей», «прочее».
Статья
Работа посвящена изучению возможности применения категории фундаментализма к некоторым документам магистериума (органа учительства) Римско-Католической Церкви. Рассматриваются богословские предпосылки учительства папы Пия IX, в первую очередь его энциклика Quanta cura, которая в виде приложения содержит Syllabus errorum — список из 80 заблуждений философских направлений, либералистской и коммунистической идеологии, а также нового общественного порядка, который тогда формировался. В работе мы исходим из гипотезы о том, что идеологические предпосылки анализируемого документа, хотя и не являются фундаменталистскими сами по себе, поскольку не имели социологической артикуляции, могут представлять собой твердый, устойчивый и реалистичный стимул к фундаментализму, и этим указывается на универсальность и актуальность проблемы религиозного фундаментализма.
Статья
Во второй половине XX в. в Англиканских Церквах стала активно обсуждаться тема женского священства. В дальнейшем эта тема поднималась также в рамках англикано-православного диалога и межправославных консультаций. Учитывая, что тема женского священства до XX в. в христианстве практически не поднималась, Православной Церкви пришлось разрабатывать специальную аргументацию по этому вопросу. Одним из базовых и наиболее известных православных аргументов против женского священства стал аргумент верности Священному Преданию, или, как его называют некоторые исследователи, исторический аргумент, суть которого в том, что ни Священное Писание, ни Священное Предание не знают примера женщин-священников. В статье магистра богословия, ассистента кафедры истории и гуманитарных дисциплин Николо-Угрешской духовной семинарии иерея Артемия Кокоша рассматривается разработка в православии этого аргумента и дальнейшая его оценка со стороны англикан, а также дается ответ на некоторые наиболее распространенные возражения против этого аргумента.
Статья
В этом исследовании авторы в общих чертах, но довольно полно представляют богословие Предания римско-католического богослова Ива Конгара, который своими монографиями и личным присутствием в качестве эксперта оказал большое влияние на Второй Ватиканский собор. Взаимоотношения Священного Предания и преданий — одна из важнейших исследовательских областей будущего кардинала, интерес к которой был обусловлен экуменической и внутренней потребностью Католической Церкви. В этих фактах и навязанной срочности решения вопросов относительно Предания лежат причины существования определенных неточностей, недосказанностей и чрезмерного акцентирования отдельных пунктов триады Писание — Предание — Церковь.
Статья
Католический догмат о телесном вознесении Девы Марии утверждает, что Пресвятая Богородица, закончив путь земной жизни, была воскрешена и вознесена в небесные обители со Своим пречистым телом. Однако учение оставляет открытым вопрос, умерла Пресвятая Дева Мария или нет, что породило разделение мнений внутри Церкви по данному вопросу. Православное святоотеческое и богословское наследие содержат в себе учение не только о реальности телесной кончины Богородицы, но и о Ее воскресении и вознесении с прославленной плотью в райские селения. Вспоминаем публикацию послушника Николая Кудласевича, который проводит сравнительный анализ православного и католического учений.
Статья
В публикации магистра богословия, старшего преподавателя кафедры филологии Московской духовной академии иеромонаха Феодора (Юлаева) даётся богословский анализ «Второго согласованного заявления Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами» (Шамбези, 1990). Указываются пункты Заявления, которые не являются спорными и могут считаться приемлемыми. Далее рассматриваются проблематичные пункты Заявления. Отмечается необоснованность находящегося в нём утверждения об осуждении Православной Церковью криптонесторианства блж. Феодорита Кирского. При рассмотрении вопроса о природах Христа признаётся бесспорность ряда высказанных здесь положений, но акцентируется намеренное умолчание о числе природ Христа. Указывается на то, что принципиальное расхождение в этом вопросе православных и умеренных монофизитов так и остаётся в Заявлении неразрешённым ввиду отсутствия необходимых уточнений. Отмечается, что принимаемое обеими сторонами выражение «различение двух природ только в умозрении» (τῇ θεωρίᾳ μόνῃ), не разрешает проблему из-за разного понимания данного выражения православными и нехалкидонитами.
Статья
В статье старшего преподавателя кафедры истории Сретенской духовной академии иеромонаха Ионы (Кудрякова) рассматриваются особенности синодального процесса в католицизме, а также сопутствующие проблемы и противоречия, возникающие на пути подобных преобразований. В результате исследования автор приходит к выводу, что понимание и применение, казалось бы, синонимичных терминов «собор» и «синод», а также понятий «соборность» и «коллегиальность» у православных и у католиков различаются. Отмечается, что благодаря четко сформулированному статусу первоиерарха Церкви по отношению к епископату, а также принципам выборности и разделения сфер ответственности между разными органами высшего управления Церкви доступ низшего духовенства и мирян к церковному управлению позволил еще в прошлом столетии выстроить систему соборности, которой Русская Православная Церковь придерживается и сегодня. В Католической же Церкви идеи синодальности все время «наталкивались» на стену одного из незыблемых религиозно-политических институтов католицизма — папства.
Статья
Страдания, перенесенные человечеством в XX веке, побудили нравственное чувство богословов к мысли, что благой Бог должен страдать вместе со Своим страждущим творением. В результате значительное число христианских богословов на Западе (например, А. Пикок, С. Бергман, Ю. Мольтман, М. Сарот, Т. Вейненди, Г.У. фон Бальтазар и др.) отказалось от догмата бесстрастности Божественной природы, поскольку его совмещение с учением о страдающем Боге оказалось для них неразрешимой проблемой. Эти богословские трудности связаны с тем, что в западном богословии Лицо (Ипостась) понимается преимущественно как индивидуализированная часть природы. По той же причине к мысли о страдании божественной природы пришли и некоторые русские религиозные философы (Н.А. Бердяев, протоиерей Сергий Булгаков).
Статья
Западные окраины Российской империи с конца XVIII в. и вплоть до начала Первой мировой войны представляли собой территорию более или менее активного противостояния Православной и Римско-Католической Церквей за умы местного населения. Не позже начала 1830-х гг. оно стало обретать отчетливый политический подтекст, напрямую пересекаясь с интересами как сторонников польской независимости, так и властей Российской империи, осознававших риск потери Западных губерний в случае нового восстания.
Статья
Часто участие православных в экуменическом движении оценивают по количеству людей, которые благодаря этой деятельности обратились к Православной Церкви. Эта статья – курсовая работа, написанная в рамках магистерского курса «История и идентичность Русской Зарубежной Церкви-725» в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Автор рассуждает о важности информирования неправославных христиан об истинной вере и приходит к выводу, что православный богослов может участвовать в экуменическом движении, не принимая и не разделяя «теорию ветвей».
Статья
Вспоминаем статью доктора богословия, доцента Киевской духовной академии Сергея Михайловича Бортника, посвященную анализу «богословия общения», которое стало одним из наиболее заметных направлений православной богословской мысли ХХ в.
Статья
В новой беседе из серии «"Лица Академии" без купюр» доцент Московской духовной академии, преподаватель сравнительного богословия иерей Антоний Борисов иронизирует над названием своего предмета, рассказывает о любимом западном святом и размышляет, может ли современный священник обойтись без светского образования.
Статья
Вниманию читателя предлагается перевод седьмой главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968).
Статья
Вспоминаем статью Самуила Мнацаканова, посвящённую вопросу допустимости или недопустимости участия в Таинствах в православных храмах более двух миллионов армян из Армянской Апостольской Церкви, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. Для более широкого освещения данной проблемы автор освещает некоторые эпизоды армянской церковной истории VI–VII веков, поскольку именно в этот исторический период был заложен фундамент современных взаимоотношений между Армянской и Православной Церковами.
Статья
Вспоминаем интервью востоковеда, кандидата политических наук, диакона Ассирийской Церкви Востока Роланда Тенгизовича Биджамова, который рассказывает о своём народе и его церкви. Будучи одной из самых древних исторических церквей, Церковь Востока была наиболее близка к апостольской общине в лингвистическом отношении, поэтому изучение её истории и богослужения может послужить ключом к пониманию литургической традиции первых христиан.
Статья
Вспоминаем статью иерея (ныне протоиерея) Тигрия Хачатряна, которая посвящена диалогу между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями, а также авторский перевод заключительной части монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви», где позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросах христологии выражена с предельной чёткостью.
Статья
Столкновение подходов к решению внутрисемейных проблем, принятых в Православной и Католической Церквах, может привести при заключении брака между православными и католиками к непростым болезненным ситуациям в семейной жизни. Вспоминаем доклад протоиерея Максима Козлова на XIV Православно-католическом богословском коллоквиуме в Бари, в котором рассматриваются наиболее актуальные и еще не имеющие своего решения вопросы, касающиеся межконфессионального брачного союза.
Статья
В статье преподавателя кафедры богословия Московской духовной академии священника Димитрия Артёмкина рассматривается история становления терминов «Священное Писание» и «Священное Предание» в богословской традиции Русской Церкви. В результате предпринятого обзора источников установлена периодизация истории рассматриваемых терминов, а также показана их зависимость от тенденций в изложении учения об источниках Откровения в русском академическом богословии.
Статья
Во втором выпуске нового сезона программы «Лица Академии» доцент кафедры богословия МДА иерей Антоний Борисов отвечает на каверзные вопросы: правильно ли называть католиков и протестантов еретиками, что можно заимствовать у других конфессий и не пора ли навсегда покончить с экуменизмом.
Статья
Статья старшего преподавателя кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.протоиерея Димитрия Сизоненко посвящена творчеству французского богослова и философа Анри Буйяра (1908–1981). В противостоянии католическому антимодернизму первой половины XX века он заложил основы исторического богословия и выступил также вдохновителем и теоретиком современной фундаментальной теологии, пришедшей на смену традиционной апологетике. Если в классических трактатах по апологетике Откровение толковалось, опираясь на рационализм эпохи Просвещения, как научно установленный факт, то современная фундаментальная теология в стремлении показать внутреннюю связь между фактом и смыслом Откровения поставило в центр идею Бога. Богословие А. Буйяра стало своего рода новой герменевтикой Слова Божьего в соотнесенности с герменевтикой человеческого существования. С его именем также связан поворот от католического учения о естественной познании Бога к современной теологии религий.