Сравнительное богословие

Статья
Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Часть VI
На VIII заседании собора в Ферраре архиеп. Андрей Хрисоверг уступил место оратора с латинской стороны францисканцу, епископу Форли Лудовико да Пирано. Его речь представляла собой не столько ответ на слово митр. Виссариона, сколько попытку заново сформулировать обоснование для латинской позиции. Имеющийся греческий текст речи производит впечатление плохо сохранившегося, поэтому в ряде случаев нам пришлось переводить достаточно вольно. Окончание заседания мы воспроизводим по латинскому пересказу Андреа де Санта-Кроче.
Статья
Практика молитвенного почитания святых в лютеранстве: возможна ли?
Одна из особенностей лютеранского вероучения – отсутствие почитания святых, обращений к ним за помощью, что очень характерно, например, для Православной Церкви. В статье автор анализирует корни этого явления и делает попытку примирить лютеранские взгляды и молитвенное почитание святых.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо шестое
Портал «Богослов.ru» продолжает публикацию писем немецкого теолога-пиетиста XVIII века Герхарда Терстегена в переводе игумена Петра (Мещеринова). В шестом письме Терстеген делится своими представлениями о борьбе христианина с грехом. Терстеген убежден, что для преодоления греха следует отказаться от его рассматривания, переключив внимание на Бога. На фоне православной традиции, в которой зрение своих грехов считается важным элементом аскетической практики, подход Терстегена может показаться чуждым. Но так ли это на самом деле?
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо пятое
Это письмо немецкого теолога и проповедника Герхарда Терстегена посвящено рассуждениям о внутренней молитве. Терстеген предлагает понимать молитву более широко, не просто как повторение слов, но как постоянное предстояние перед Богом и внимание ко всем Его действиям в нашей жизни.
Мнение
Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?
Я бы хотел затронуть непростой вопрос, касающийся отношения Церкви к однополым бракам, на примере Римской Католической Церкви и высказываний на эту тему лично папы Франциска. Для меня интересна не тема сама по себе, поскольку она возникает исключительно на основании противоречия двух точек зрения, ни одну из которых я не разделяю, а, скорее, рассмотрение стратегического аспекта решения Франциска.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо четвертое
Продолжаем публикацию на портале писем немецкого духовного писателя, проповедника, квиетиста Герхарда Терстегена в переводе игумена Петра (Мещеринова). Четвертое письмо продолжает тему так называемого расцерковления, то есть периода сомнений и охлаждения к Церкви. Терстеген убежден, что это явление – не падение или наказание, а шаг вперед, дающий возможность духовного роста для каждого христианина.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо третье
Продолжаем публиковать переводы писем немецкого протестантского проповедника Герхарда Терстегена. Предлагаем читателям познакомиться с переводом третьего письма, посвященного такому важному вопросу для верующего человека, как расцерковление. В письме Терстеген дает своему корреспонденту советы, как легче пережить такой период.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо второе
Предлагаем читателям портала ознакомиться с переводом второго письма Герхарда Терстегена. Речь в нем идет об отношении Терстегена к вопросу устройства Церкви. Немецкий богослов не разделял концепции конфессиализации христианства и полагал, что в мире по-прежнему существует единая Церковь, устроенная на земле Христом. При этом, Тергстеген не отрицал важности своей собственной конфессиональной принадлежности. В деталях экклезиологического богословия Герхарда Терстегена читателю поможет разобраться представленный ниже текст.
Книги
Святейшаго Патриарха Константинопольскаго Иеремии ответы лютеранам
В книгу вошли все три ответа Константинопольского патриарха Иеремии II Траноса (1530-1595) на письма лютеранских богословов из Тюбингена. До настоящего времени это единственное русское издание указанных текстов. Полный текст книги выложен в свободный доступ.
Статья
О «Пути истины» Герхарда Терстегена
В 2018 году вышел русский перевод книги трактатов немецкого богослова, мистика и квиетиста Герхарда Терстегена. Эти трактаты частично публиковались и на портале «Богослов.Ru». Терстеген много пишет о внутреннем обретении Христа и о возрастании в христианской жизни. Автор статьи, ознакомившись с книгой, рассуждает о пользе и вреде методов протестанского богослова для православного христианина.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо первое
Редакция портала продолжает знакомить читателей с богословскими произведениями немецкого духовного писателя и теолога Герхарда Терстегена (1697–1769) в переводе игумена Петра (Мещеринова). Сегодняшняя публикация открывает собой серию писем, в которых Терстеген делится своими представлениями о христианском душепопечении и пастырстве. На русском языке данный материал публикуется впервые.
Статья
Топ-20 книг о вере и теологии, вышедших за рубежом в 2020 году
Специально для наших читателей из тысяч позиций в каталогах крупнейших научных и конфессиональных издательств Запада было отобрано 20 книг, вышедших за восемь месяцев 2020 года, которые особенно заслуживают внимания. Среди них работы об отношениях религии и науки, истории Церкви, религиозном опыте, проблеме зла, роли религии в общественной жизни и на другие актуальнейшие темы. Надеемся, что эта подборка поможет нашим читателям оценить уровень, богатство и разнообразие сочинений о вере и теологии, появляющихся в мире, лишь немногие из которых в дальнейшем переводятся на русский.
Статья
Медитируют ли христиане?
Вопрос медитации и практик осознанности долгое время не поднимался в христианстве, поскольку контакты с Востоком осуществлялись главным образом с целью утверждения там своего влияния, тогда как культура местных жителей оставалась малоизученной. В конце XIX– начале ХХ в. произошло открытие Востока в культурном плане. С того времени появилось множество великолепных исследований, посвященных религиозным воззрениям и практикам различных народов Востока. Большое внимание, среди прочего, было уделено духовной практике медитации. Столкнувшись с этим явлением, значительная часть христиан отвергла его как «бесовскую прелесть», другие же, напротив, с интересом принялись изучать ее, и некоторые даже стали использовать в своей духовной жизни, сформировав новое направление «христианской медитации». Настоящее исследование показывает, что практика христианской медитации не является чем-то новым, но глубоко укоренена в традиции восточного христианства.
Статья
Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Часть V
На VI-VII заседаниях собора в Ферраре православная делегация давала ответ на пространную речь архиеп. Андрея Хрисоверга. Речь была произнесена митр. Виссарионом Никейским, составлена же, вероятно, при участии Георгия Схолария. В конце VII заседания архиеп. Андрей произнес краткое ответное слово, не сохраненное в греческих актах, его мы восстанавливаем по латинскому переложению Андреа де Санта-Кроче.
Статья
Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Часть IV: вторая часть ответа архиеп. Андрея Родосского на доклад свт. Марка Эфесского
Продолжаем публикацию русского перевода Актов Ферраро-Флорентийского собора. Сегодня вниманию читателей предлагается вторая часть пространного ответа архиеп. Андрея Родосского на доклад свт. Марка Эфесского о недопустимости прибавок к Символу веры. Из-за попытки докладчика вместить в одну речь все возможные свидетельства в пользу позиции Римской Церкви речь может производить несколько сумбурное впечатление; кроме того, архиеп. Андрей опускает целый ряд искажений (преднамеренных и случайных) при цитировании святых отцов.
События
В журнале «Философия религии: аналитические исследования» вышла статья о вкладе в учение Второго Ватиканского Собора кардинала Анри де Любака
Михайлов П.Б. Анри де Любак в богословских дискуссиях о религиозном и религии на Втором Ватиканском Соборе. Философия религии: аналитические исследования. Том 4 № 1 (2020).
События
Вышла статья о участии Анри де Любак в богословских дискуссиях на Втором Ватиканском Соборе
Михайлов П.Б. Анри де Любак в богословских дискуссиях о религиозном и религии на Втором Ватиканском Соборе. Философия религии: аналитические исследования. Том 4 № 1 (2020).
События
Группа немецких богословов попросила Папу Франциска снять отлучение от Церкви с Мартина Лютера
Группа немецкоязычных богословов попросила Папу Римского Франциска снять отлучение от Церкви с основоположника протестантизма Мартина Лютера, сообщило издание польских католиков pch24.pl. С резким возражением против этого выступил кардинал Вальтер Брандмюллер
События
Эпидемии и релгии: как это было в прошлом?
Лекция декана богословского факультета Чикагского университета Дэвида Найренберга, посвященная сравнинию восприятия пандемии бубонной чумы XIV в. ("Черной смерти") христианскими, иудейскими и исламскими теологами своего времени, а также сопоставлению их реакции с современными ответами представителей различных религий на пандемию коронавируса. Лекция прочитана 18 июня 2020 г.
Статья
Вновь научиться произносить имя Иисуса Христа
Был ли Бонхёффер главным идеологом «безрелигиозного христианства»? Почему важно не вырывать цитаты из контекста, а учиться понимать автора с учётом всех обстоятельств жизненного пути? Откуда появляется недопонимание книги «Сопротивление и покорность» со стороны православного читателя? Об этом и не только – в публикации кандидата философских наук, доцента кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Сергея Сергеевича Пименова.
События
В журнале «Философия религии» вышла статья о истолковании понятий «вина» и «прощение» в учении Лютера
Ханс-Петер Гроссханс. Вина и прощение в истолковании Нагорной проповеди Мартином Лютером. «Философия религии» №2, 2019
События
В журнале Исламоведение вышла статья по истории мусульманского богословия
Марат Муртазин. Формирование салафитского дискурса в догматических дискуссиях раннего мусульманского богословия (VII–IХ вв.). Исламоведение №4 2019 г.
Статья
Памяти Иеронима Савонаролы (1452-1498). Видение о масках (фрагмент проповеди)
23 мая 2020 исполняется 522 года со дня мученической кончины Иеронима Савонаролы. Имя Савонаролы окутано легендами, ему приписывается многое из того, что не имеет никакого отношения к исторической и богословской действительности.
Статья
Вопрос об удаленном совершении Евхаристии во время пандемии COVID-19 и реакция на него Протестантских Церквей
В отличие от многих эпидемий недавнего прошлого, бушующая в этом году пандемия коронавируса с самого начала имела отчетливое религиозное измерение. Наряду со множеством других проблем, массовое закрытие храмов поставило перед Христианскими Церквами серьезные вопросы относительно учения и практики совершения Евхаристии. Среди множества ответов на невозможность совершения этого таинства в привычном порядке, в храме, предлагается весьма спорный и необычный вариант – «удаленное» совершение евхаристического богослужения с использованием современных коммуникационных технологий. Как реагируют на подобное Протестантские Церкви и какие аргументы за и против данной практики предлагают их богословы? Какие исторические основания лежат за их теологическими подходами? Чем опыт протестантов может быть полезен другим христианам, в первую очередь Православной Церкви? В связи с тем, что речь в статье пойдет о текущих событиях, основой методологии служит анализ опубликованных в интернете текущих документов протестантских сообществ, а также богословских и богословско-публицистических статей по данной тематике.
Статья
Д. Бонхёффер и реальное христианство: к переизданию книги «Сопротивление и покорность»
Интеллектуальное наследие лютеранского богослова, пастора и антифашиста Дитриха Бонхёффера по-прежнему служит базисом для богословской и околобогословской дискуссии. Читатели произведений знаменитого мыслителя с удивлением открывают для себя такие созданные им понятия, как «дорогая» и «дешёвая» благодать, «хождение вслед» и, конечно же, «безрелигиозное христианство». При не слишком глубоком погружении в тексты Бонхёффера все перечисленные словосочетания воспринимаются как безусловное доказательство чуть ли не атеистических убеждений погибшего во Флоссенбюргском лагере пастора. Однако радикальная теология лютеранского богослова ведет читателя не в тьму безбожия, а к свету Богообщения — общения, очищенного от наслоений утратившей актуальность довоенной религиозности. Обо всём перечисленном в представленной публикации размышляет кандидат философских наук А.М. Гагинский.
Статья
Религиозное разнообразие в современной православной мысли
В статье исследуются различные подходы к нехристианским религиям в православной мысли, начиная с учений, выраженных отцами древней Церкви, и заканчивая представлениями наших современников. Среди православных богословов наших дней митрополит Георгий (Ходр) и митрополит Анастасиос (Яннулатос) являются последователями Иустина Мученика и других ранних отцов в своем инклюзивистском, иными словами, толерантном отношении к религиозному разнообразию, а Серафим Роуз, напротив, следует эклюзивистской или нетолерантной позиции, характерной для Тертуллиана. Представления Филиппа Шеррарда о нехристианских религиях можно охарактеризовать как религиозный плюрализм, в то время как Лев Жилле близок к компаративистской теологии. Несмотря на отсутствие официально заявленной позиции по теме религиозного разнообразия, со времен Второй мировой войны развитие православной мысли по данному вопросу имеет тенденцию к инклюзивизму и компаративистской теологии, и склоняется к тому, что нехристианские религии таинственно включены в миссии Христа и Духа о мире, а их приверженцы могут достичь спасения в том виде, как оно понимается в христианстве.
Статья
«Миф о расколе». Часть 1
Дэвид Бентли Харт – православный богослов, философ, культурный критик, научный сотрудник Университета Нотр-Дам. Автор книг «Красота бесконечного: эстетика христианской истины», «Заблуждения атеистов: христианская революция и ее модные враги», «Опыт Бога: Бытие, Сознание, Блаженство» и др. Статья «Миф о расколе» посвящена мифологии, сложившейся вокруг богословских позиций восточного и западного христианского мира. В этой парадигме автор рассматривает три области, в которых эта мифология проявляется ярче всего — богословие, доктрина и экклезиология, а также предлагает несколько возможных, хотя и маловероятных решений.
Статья
Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Часть III: начало ответного доклада латинской делегации
Продолжаем публикацию русского перевода Актов Ферраро-Флорентийского собора. Сегодня вниманию читателей предлагается первая часть пространного ответа архиеп. Андрея Родосского на доклад свт. Марка Эфесского о недопустимости прибавок к Символу веры. В своей речи полемист несколько отклоняется от темы обсуждения, что вызывает споры и критику со стороны византийской делегации. Окончание речи последует в следующей публикации.
Статья
Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Заседания в Ферраре. Часть 2
Мы продолжаем публикацию русского перевода актов Ферраро-Флорентийского собора. Сегодня вниманию читателей предлагается доклад свт. Марка Эфесского о недопустимости прибавок к Символу веры, включающий определения Вселенских Соборов и иные документы, входившие в состав соборных Деяний, а также комментарии Евгеника.
Статья
Некоторые аспекты критики православной традиции Адольфа фон Гарнака
В статье исследуются основные положения критики православной традиции, сформулированной Адольфом фон Гарнаком (1851–1930) в его знаменитой книге «Das Wesen des Christentums». Гарнак был протестантским богословом и предпочитал критически, но конструктивно выражать видение своей собственной и других христианских традиций. Автор приходит к выводу, что, хотя книга Гарнака, возможно, отражает негативное восприятие православия, особенно среди протестантов и некоторых христианских богословов, однако его критические утверждения также имеют некоторые конструктивные аспекты. Тем не менее некоторые тезисы Гарнака отвергаются богословами и сегодня могут быть признаны несостоятельными.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>