Сравнительное богословие

Статья
Догматическое богословие митр. Макария (Булгакова) и иноконфессиональное богословие: связь и оппозиция
Статья аспиранта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александра Фокина посвящена исследованию догматических трудов митрополита Макария (Булгакова) в отношении критики и рецепции им иноконфессионального богословия. Догматические труды преосвященного Макария занимают особое место в дискуссиях о западном влиянии на русское богословие. С одной стороны, он был крупнейшим представителем академической традиции, автором классических догматических произведений, ставших дидактическими руководствами для нескольких поколений русских богословов. С другой стороны, труды митр. Макария (Булгакова) не раз подвергались критике в связи с возможным заимствованием идей у западных авторов. Все эти мнения, однако, до сих пор оставались утверждениями по умолчанию, без конкретного исследования текстов митр. Макария.
Статья
Семь тезисов о догматике и патристике в католическом богословии. Часть вторая
Содержание семи тезисов профессора католической и исторической теологии факультета теологии и религии Даремского университета Льюиса Айреса посвящено вдумчивым размышлениям о патристическом богословии как разделе догматического богословия в контексте католического вероучения. Чтобы понять, почему и каким образом патристическое богословие должно занять это место, необходимо обратиться к осмыслению богословия Предания — и к постоянному авторитету патристических текстов для католических богословов, а затем — к важности историографических методов, возникших после эпохи Возрождения. Эти дискуссии являются частью размышлений о природе самого богословия. И хотя целью данной работы является исследование системы латинского католического богословия, поставленные в ней вопросы должны представлять интерес для богословов самой различной конфессиональной принадлежности.
События
Краткий курс лекций об Ордене иезуитов пройдёт в Институте святого Фомы
Статья
Перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилоэ «Православное понимание Предания и развития учения»
Статья профессора протоиерея Думитру Станилоэ представляет собой первую из двух лекций, прочитанных им в Оксфорде в январе 1969 года. Статья посвящена православному пониманию учения о Предании. Румынский богослов рассматривает законы, по которым может развиваться богословский язык, чтобы соответствовать нуждам современности. Отец Думитру Станилоэ также поднимает проблему очищения богословского языка инославных христиан от элементов, не соответствующих Преданию. Соответствие богословского языка инославных христиан преданию Церкви рассматривается как необходимое условие для возможного сближения Церквей.
События
Международная конференция в Фордамском университете в 2022 году будет посвящена 1700-летию Первого Вселенского собора
Статья
Summorum Pontificum и Traditionis Custodes. Две литургические стратегии
Вступление на Римскую кафедру папы Франциска стало началом важных преобразований в Католической Церкви. Одним из наиболее обсуждаемых стало ограничение полномочий на использование Тридентского миссала, введённое в 2021 году. Какая логика стоит за этим решением? Означает ли оно разрыв с церковной политикой предыдущего понтифика? Как литургия созидает церковное единство? Ответам на эти вопросы посвящён материал, предлагаемый вниманию читателя.
События
В центре «Покровские ворота» состоится презентация новой книги о Данте
Статья
Католическая месса в контексте различного понимания традиции
Предлагаем вашему вниманию серию статей, посвященных литургической жизни современной Католической Церкви. Автор не ставит перед собой задачу делать поспешные выводы, трактуя те или иные явления с четко выраженных конфессиональных позиций. В центре этих размышлений вопрос о том, что такое христианская традиция, по каким законам она развивается и можно ли выявить такие ее критерии, которые позволяли бы избегать ошибок каждый раз, когда церковная жизнь требует мудрого и справедливого решения.
Статья
Джон Уэсли и епископ Аркадийский Герасим: к вопросу об одной хиротонии
В статье рассматривается история хиротонии основателя методизма Джона Уэсли (1703—1791), которую он получил от греческого православного епископа. Спустя 200 лет после смерти Д. Уэсли в протестантской среде появились утверждения, что Уэсли в период поиска возможности наделения своих сподвижников священным саном смог убедить иерарха Константинопольской Православной Церкви, епископа Аркадийского Герасима, совершить над ним тайную епископскую хиротонию, благодаря чему впоследствии Уэсли сам стал совершать рукоположения своих последователей. Однако до настоящего времени у исследователей данного вопроса нет убедительных и неопровержимых документальных свидетельств о том, что данная хиротония все-таки имела место, а, следовательно, и заявления отдельных методистских богословов и клириков о наличии у них апостольского преемства, мягко говоря, преждевременны.
Статья
Катехизис и чин конфирмации по «Книге общей молитвы» 1662 года
«Книга общей молитвы» является одним из фундаментальных теологических документов церквей Англиканского Сообщества. Хотя содержание неоднократно пересматривалось, она до сих пор играет ключевую роль общего руководства по основам веры и религиозной практики, скрепляя таким образом Англиканское Сообщество. В данной статье приводится перевод чинопоследования катехизиса и конфирмации.
Статья
Возвращение сравнительного богословия. Часть 2
По мере своего развития сравнительное богословие стало включать в себя ряд направлений, которые непосредственно с ним не соотносились. Во второй части статьи описываются этапы развития новых направлений и приводится ряд авторов, повлиявших на дальнейшее формирование научной дисциплины.
Статья
Возвращение сравнительного богословия. Часть 1
В первой части статьи детально рассматривается генеалогическая критика сравнительного религиоведения, что особенно ярко прослеживается в дискурсе конца XIX века, когда дисциплину называли сравнительным богословием; а также предпринимается попытка исследовать перспективы развития сравнительного религиоведения в современных условиях.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо десятое
В своем десятом письме Герхард Терстеген излагает свои представления о молитве и вызываемых ею духовных состояниях – здравых и болезненных.
Статья
Последование методистской литургии
Методизм — одна из самых многочисленных христианских конфессий, ее богословие сочетает в себе как наследие Англиканской церкви, от которой методисты отделились в XVIII в., так и основные черты неопротестантизма. В отличие от большинства неопротестантов, методисты с самого появления своего движения и до сих пор сохраняют литургические формы богослужения. Методистская литургия восходит к англиканской, при этом она, несомненно, испытала влияние теологии основателя конфессии, Джона Уэсли. В настоящей статье приводится общая информация об истории методизма и о методистском богослужении, а также перевод на русский язык одного из литургических последований. Текст литургии сопровождается краткими комментариями относительно библейских источников тех или иных возгласов и молитв, а также относительно их соотношения с другими западными и восточными литургиями.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо девятое
В настоящем письме, также входящем в голландский сборник, Терстеген рассуждает о любви к Богу, предлагая свою классификацию из четырех родов.
Статья
Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Часть VI
На VIII заседании собора в Ферраре архиеп. Андрей Хрисоверг уступил место оратора с латинской стороны францисканцу, епископу Форли Лудовико да Пирано. Его речь представляла собой не столько ответ на слово митр. Виссариона, сколько попытку заново сформулировать обоснование для латинской позиции. Имеющийся греческий текст речи производит впечатление плохо сохранившегося, поэтому в ряде случаев нам пришлось переводить достаточно вольно. Окончание заседания мы воспроизводим по латинскому пересказу Андреа де Санта-Кроче.
Статья
Практика молитвенного почитания святых в лютеранстве: возможна ли?
Одна из особенностей лютеранского вероучения – отсутствие почитания святых, обращений к ним за помощью, что очень характерно, например, для Православной Церкви. В статье автор анализирует корни этого явления и делает попытку примирить лютеранские взгляды и молитвенное почитание святых.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо шестое
Портал «Богослов.ru» продолжает публикацию писем немецкого теолога-пиетиста XVIII века Герхарда Терстегена в переводе игумена Петра (Мещеринова). В шестом письме Терстеген делится своими представлениями о борьбе христианина с грехом. Терстеген убежден, что для преодоления греха следует отказаться от его рассматривания, переключив внимание на Бога. На фоне православной традиции, в которой зрение своих грехов считается важным элементом аскетической практики, подход Терстегена может показаться чуждым. Но так ли это на самом деле?
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо пятое
Это письмо немецкого теолога и проповедника Герхарда Терстегена посвящено рассуждениям о внутренней молитве. Терстеген предлагает понимать молитву более широко, не просто как повторение слов, но как постоянное предстояние перед Богом и внимание ко всем Его действиям в нашей жизни.
Мнение
Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?
Я бы хотел затронуть непростой вопрос, касающийся отношения Церкви к однополым бракам, на примере Римской Католической Церкви и высказываний на эту тему лично папы Франциска. Для меня интересна не тема сама по себе, поскольку она возникает исключительно на основании противоречия двух точек зрения, ни одну из которых я не разделяю, а, скорее, рассмотрение стратегического аспекта решения Франциска.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо четвертое
Продолжаем публикацию на портале писем немецкого духовного писателя, проповедника, квиетиста Герхарда Терстегена в переводе игумена Петра (Мещеринова). Четвертое письмо продолжает тему так называемого расцерковления, то есть периода сомнений и охлаждения к Церкви. Терстеген убежден, что это явление – не падение или наказание, а шаг вперед, дающий возможность духовного роста для каждого христианина.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо третье
Продолжаем публиковать переводы писем немецкого протестантского проповедника Герхарда Терстегена. Предлагаем читателям познакомиться с переводом третьего письма, посвященного такому важному вопросу для верующего человека, как расцерковление. В письме Терстеген дает своему корреспонденту советы, как легче пережить такой период.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо второе
Предлагаем читателям портала ознакомиться с переводом второго письма Герхарда Терстегена. Речь в нем идет об отношении Терстегена к вопросу устройства Церкви. Немецкий богослов не разделял концепции конфессиализации христианства и полагал, что в мире по-прежнему существует единая Церковь, устроенная на земле Христом. При этом, Тергстеген не отрицал важности своей собственной конфессиональной принадлежности. В деталях экклезиологического богословия Герхарда Терстегена читателю поможет разобраться представленный ниже текст.
Книги
Святейшаго Патриарха Константинопольскаго Иеремии ответы лютеранам
В книгу вошли все три ответа Константинопольского патриарха Иеремии II Траноса (1530-1595) на письма лютеранских богословов из Тюбингена. До настоящего времени это единственное русское издание указанных текстов. Полный текст книги выложен в свободный доступ.
Статья
О «Пути истины» Герхарда Терстегена
В 2018 году вышел русский перевод книги трактатов немецкого богослова, мистика и квиетиста Герхарда Терстегена. Эти трактаты частично публиковались и на портале «Богослов.Ru». Терстеген много пишет о внутреннем обретении Христа и о возрастании в христианской жизни. Автор статьи, ознакомившись с книгой, рассуждает о пользе и вреде методов протестанского богослова для православного христианина.
Статья
«Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Письмо первое
Редакция портала продолжает знакомить читателей с богословскими произведениями немецкого духовного писателя и теолога Герхарда Терстегена (1697–1769) в переводе игумена Петра (Мещеринова). Сегодняшняя публикация открывает собой серию писем, в которых Терстеген делится своими представлениями о христианском душепопечении и пастырстве. На русском языке данный материал публикуется впервые.
Статья
Топ-20 книг о вере и теологии, вышедших за рубежом в 2020 году
Специально для наших читателей из тысяч позиций в каталогах крупнейших научных и конфессиональных издательств Запада было отобрано 20 книг, вышедших за восемь месяцев 2020 года, которые особенно заслуживают внимания. Среди них работы об отношениях религии и науки, истории Церкви, религиозном опыте, проблеме зла, роли религии в общественной жизни и на другие актуальнейшие темы. Надеемся, что эта подборка поможет нашим читателям оценить уровень, богатство и разнообразие сочинений о вере и теологии, появляющихся в мире, лишь немногие из которых в дальнейшем переводятся на русский.
Статья
Медитируют ли христиане?
Вопрос медитации и практик осознанности долгое время не поднимался в христианстве, поскольку контакты с Востоком осуществлялись главным образом с целью утверждения там своего влияния, тогда как культура местных жителей оставалась малоизученной. В конце XIX– начале ХХ в. произошло открытие Востока в культурном плане. С того времени появилось множество великолепных исследований, посвященных религиозным воззрениям и практикам различных народов Востока. Большое внимание, среди прочего, было уделено духовной практике медитации. Столкнувшись с этим явлением, значительная часть христиан отвергла его как «бесовскую прелесть», другие же, напротив, с интересом принялись изучать ее, и некоторые даже стали использовать в своей духовной жизни, сформировав новое направление «христианской медитации». Настоящее исследование показывает, что практика христианской медитации не является чем-то новым, но глубоко укоренена в традиции восточного христианства.
Статья
Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Часть V
На VI-VII заседаниях собора в Ферраре православная делегация давала ответ на пространную речь архиеп. Андрея Хрисоверга. Речь была произнесена митр. Виссарионом Никейским, составлена же, вероятно, при участии Георгия Схолария. В конце VII заседания архиеп. Андрей произнес краткое ответное слово, не сохраненное в греческих актах, его мы восстанавливаем по латинскому переложению Андреа де Санта-Кроче.
Статья
Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Часть IV: вторая часть ответа архиеп. Андрея Родосского на доклад свт. Марка Эфесского
Продолжаем публикацию русского перевода Актов Ферраро-Флорентийского собора. Сегодня вниманию читателей предлагается вторая часть пространного ответа архиеп. Андрея Родосского на доклад свт. Марка Эфесского о недопустимости прибавок к Символу веры. Из-за попытки докладчика вместить в одну речь все возможные свидетельства в пользу позиции Римской Церкви речь может производить несколько сумбурное впечатление; кроме того, архиеп. Андрей опускает целый ряд искажений (преднамеренных и случайных) при цитировании святых отцов.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>