Искусствоведение

Книги
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
События
Масштабная экспозиция, посвящённая шедеврам русской архитектуры XVI века, откроется 1 марта в Москве
События
IV международный культурно-просветительский фестиваль «Эпоха в миниатюре»  пройдет с 20 февраля по 1 марта в Москве
Статья
Коммуникационный аспект оправдания искусства в христианстве
В работе Владимира Коларича исследуются возможности онтологического, гносеологического и этического оправдания искусства с точки зрения христианского понимания и восприятия человека и мира. Особое внимание уделяется коммуникативному свойству искусства и произведений искусства, с помощью которого искусство и художественное творчество вовлекаются в сложную динамику отношений между Богом, человеком и миром, имеющим эсхатологическое измерение.
Статья
«У церковного искусства, как и у Церкви, один вопрос: "Как спастись?"» Беседа с Ниной Валериевной Квливидзе
Заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии профессор Нина Валериевна Квливидзе — о точках соприкосновения церковного и светского искусства, о роли иконописного канона, и о том, почему человеку недостаточно любоваться прекрасным, а непременно нужно его самостоятельно создавать
Статья
Разговоры «на ты». Искусство
Что читать в поезде, чем впечатляют уютные маленькие театры Минска, о чем говорить за обедом с выпускниками консерватории, зачем приглашать пианиста на свадьбу, почему потрясают католические соборы европейских столиц и должно ли искусство приводить к Богу? Вспоминаем беседу со священником Алексием Котельниковым.
Статья
Христианский культ и светская культура
Какое место культура занимает в христианском мировоззрении? Как отличить языческий подход к культурной деятельности человека от подхода библейского? Вспоминаем статью члена Редакционного совета портала «Богослов.Ru» Аркадия Марковича Малера.
Статья
Тема своеволия и нравственного выбора в творчестве Ф. М. Достоевского
В статье магистранта 1-го курса Сретенской духовной академии Максима Вячеславовича Талимончука рассмотрено понимание проблемы свободы Ф. М. Достоевским, отразившееся в его произведениях «Преступление и наказание» и «Бесы». Дан богословский анализ антропологического подхода писателя к разрешению проблемы своеволия и нравственного выбора. Также предпринята попытка проанализировать духовные воззрения автора по данному вопросу с точки зрения православного вероучения и православной антропологии.
События
Завершились съёмки видеолекций для онлайн-курсов по истории церковного искусства
Статья
Архитектурное пространство Великой церкви до пожара 532 года: к вопросу о совершении Литургии в Константинополе в IV–V вв.
Наряду с проповедями свт. Иоанна Златоуста, которые предлагают бесценные сведения из истории Евхаристии в IV в. в Константинополе, архитектурное пространство совершения богослужения является одним из важнейших источников для реконструкции Литургии Нового Рима в доюстиниановский период. Статья кандидата богословия, доцента кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Виталия Грищука посвящена вопросу исследования планировки и архитектурных форм Великой церкви Константинополя в период с IV–V вв., то есть до того времени, когда на месте феодосиевского храма император Юстиниан воздвиг великолепный собор Святой Софии, ставший эталоном церковной архитектуры для всего православного Востока. Именно в Великой церкви в IV в. совершал Евхаристию свт. Иоанн Златоуст, именно в этом храме формировалась Литургия, которая позже стала образцом богослужения для всей Православной Церкви.
События
Ежегодная научная конференция РГГУ «Библейские и литургические темы и образы в искусстве востока и запада: диалог культур, традиция и современность»
События
Ирина Языкова, «Очерки христианского искусства»: презентация книги
События
Презентация книги Юрия Савельева «Настоящий русский дом в Москве. Дворец князей Юсуповых у Красных ворот»
События
Секретная комната в базилике Сан-Лоренцо, где Микеланджело прятался в течение нескольких месяцев, открыта для публики
Статья
Филермская икона Божией Матери — утраченная «гатчинская святыня»
Вспоминаем публикацию доктора исторических наук Михаила Витальевича Шкаровского, которая повествует о судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому.
Статья
Дело о Старорусской иконе
1 октября (18 сентября по церковному календарю) исполнилось 135 лет со дня возвращения чудотворной Старорусской иконы Божией Матери из Тихвинского Успенского монастыря в Старую Руссу. Вспоминаем статью Максима Антипова.
События
В Московской духовной академии состоялся открытый показ мультфильма «Забытое чудо»
Статья
Богословская трансформация символов приснодевства Девы Марии в символы непорочного зачатия Девы Марии на примере иконографии «Tota Pulchra»
Статья старшего преподавателя кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии, старшего научного сотрудника Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Евгении Юрьевны Суворовой посвящена одной из актуальных проблем — иконографическому, культурному и богословскому развитию догмата о непорочном зачатии Девы Марии в западноевропейской культуре. Автор статьи поднимает и изучает вопрос о происхождении и развитии иконографии Девы Марии «Tota Pulchra» и «Tota Pulchra с символами литании» в XV–XVII вв. в культуре Европы. Сначала подробно описывается иконографический памятник «Часослов Девы Марии» и его гравюра «Tota Pulchra», получившая широкое распространение во фламандской и испанской живописи с XVI в., а затем дается описание символических изображений, сопровождавших образ «Tota Pulchra».
События
Цикл лекций «Художник читает Библию»
Статья
Какой человек пишет лучшие иконы, картины и снимает кино?
Предлагаем вам беседу священника Павла Сержантова с кинорежиссером Валерием Семеновичем Ткачевым. В живом общении мы коснемся того, о чем почти не говорят. Мы не делаем безапелляционных заявлений, не навязываем свои выводы как единственно верные. Просто обменяемся мнениями, пообщаемся на важные темы церковного и светского искусства, поговорим о путях становления человека.
События
VII Научная студенческая конференция по антиковедению
События
Новая книга: «Судьбы икон в Стране Советов»
Статья
О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса
Праздничный ряд русского иконостаса имеет в своей основе устойчивую композицию двунадесятых праздников, расположенных в строгой последовательности согласно со Священным Писанием: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Успение».
События
Издательство ББИ готовит книгу искусствоведа Ирины Языковой о христианском искусстве в разные эпохи
Статья
Сакральные архитектурные доминанты Санкт-Петербурга конца XVIII в.: храм Екатерины II и замок Павла I
Укорененность Михайловского замка в средневековом европейском образе церкви-крепости и сопряженность начала строительства этой императорской резиденции с преданием о явлении Архангела Михаила указывают на противопоставление этого нового архитектурного выражения идеи русского абсолютизма конструированию Екатериной II по древнеримским лекалам архитектурной сакральной доминанты столицы империи — Исаакиевского собора. Трактовка этого собора как храма Петра I вполне однозначно прослеживается в поэтических текстах той поры. Екатерина II, приступая к возведению Исаакиевского собора, реализует древнеримскую модель автосакрализации правителя, в рамках которой последний сооружает храм, посвященный уже сакрализированному его предшественнику. Особенный интерес представляет сравнение ритуалов закладок Исаакиевского собора в 1768 г. и Михайловского замка в 1797 г. в контексте сведений об иных подобных церемониях той поры, связанных как с церковными, так и с секулярными архитектурными сооружениями. Если Екатерина II при закладке Исаакиевского собора лишь «дублирует» действия архиерея, то Павел I при закладке Михайловского замка оттесняет присутствующего архиерея на второй план.
События
В Старой Донголе (совр. Судан) обнаружены христианские росписи, изображающие период обороны города от армии мамлюков, вероятно относящиеся к XIII веку
События
МДА и РГГУ проведут конференцию «Россия и христианский Восток: культурные традиции»
События
Лекция «Библейский нарратив в изобразительном искусстве» состоится в Институте Библии в Москве
Статья
Игумен Лазарь (Гнатив): «Нужно думать не только как петь, но и кому петь»
Что лучше: знаменный распев или партесное пение? Должна ли Церковь приспосабливаться под деградацию музыкальных вкусов? В чём уникальность хора, созданного архимандритом Матфеем (Мормылём)? Каково монаху руководить женским коллективом? В 14-м выпуске второго сезона программы «Лица Академии» об этом рассказывает декан факультета церковно-певческого искусства МДА игумен Лазарь (Гнатив).
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>