Искусствоведение

События
Искусство книги позднего Средневековья и раннего Нового времени: проблемы и перспективы изучения
Научная конференция "Искусство книги позднего Средневековья и раннего Нового времени: проблемы и перспективы изучения".
События
Выставка «Новые открытия Древнего Новгорода: церковь Благовещения на Городище и Георгиевский собор Юрьева монастыря. К 900-летию Георгиевского собора»
Основу выставки составили археологические находки, обнаруженные в ходе раскопок этих двух древнейших новгородских храмов, проведенные в 2000-2019 гг. На выставке представлено более ста экспонатов, многие из которых посетители увидят впервые: фрагменты древней настенной росписи и граффити, мозаичная смальта, предметы из погребений (кожаные аналавы, пояс и обувь). Включенные в состав выставки памятники специально реставрированы в мастерских Новгородского музея-заповедника, фрагменты фресок экспонируются в процессе подборки.
События
Круглый стол: Религиозная живопись Василия Поленова
В ходе круглого стола, посвященного религиозной живописи Василия Дмитриевича Поленова, были освещены ключевые моменты создания цикла «Из жизни Христа», а также роль духовной литературы в творчестве художника.
События
15 января состоится открытие Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ
Научные сотрудники Центра: доктор исторических наук Дмитрий Игоревич Антонов, кандидат искусствоведения Дильшат Догановна Харман, кандидат культурологии Валерия Александровна Косякова, Михаил Романович Майзульс выступят с докладами и презентацией книг.
События
Символы государства Российского. Выставка графика Фёдора Григорьевича Солнцева
Выставка проходит в Розовом зале Российской государственной библиотеки с 1 ноября 2019 года по 27 января 2020 года.
События
Конференция «Искусство книги позднего Средневековья и раннего Нового времени: проблемы и перспективы изучения»
Конференция «Искусство книги позднего Средневековья и раннего Нового времени: проблемы и перспективы изучения» пройдёт 26-27 марта 2020 года в Библиотека Академии наук.
События
Лекция: Искусство Раннего Христианства и Византии. 5 декабря
Лекция Виктории Анисимовой, историка искусства, из цикла «Краткая история западноевропейского искусства».
События
Лекция искусствоведа Дильшат Харман «Альбрехт Дюрер: художник из Иерусалима».
В своей лекции искусствовед Дильшат Харман рассказывает о «новых иерусалимах» в Средние века, о том, как был устроен Нюрнберг в XV-XVI вв., где жили изгнанные евреи, откуда начинался и где заканчивался городской Крестный путь, как относительно его был расположен дом Дюрера.
События
Римский музей MAXXI пытается ответить на этот вопрос выставкой «О духовной сущности искусства»
Может ли духовность вписаться в мир, где доминируют цифровая и технологическая культура? Есть ли еще духовное измерение в искусстве? Этими вопросами задались президент Fondazione MAXXI Джованна Меландри и куратор проекта, директор MAXXI Бартоломео Пьетромарки. Они пригласили 19 звезд современного искусства, в том числе Кимсуджу, Франческо Клементе, Энцо Кукки, Ширин Нешат, Йоко Оно, Михаль Ровнер, Томаса Сарасено, Джереми Шоу. И соединили их работы с 17 антиками и раннехристианскими произведениями из Музеев Ватикана, Капитолийских музеев и других хранилищ духовных древностей.
События
VII апрельская междисциплинарная научная конференция
Все запреты мира: табу в литературе и искусстве
События
Лекция Интерпретации византийского наследия в Венеции эпохи Ренессанса
Ренессанс обрёл свою жизнь в венецианской архитектуре несколько позже, чем во Флоренции и в Риме. Вместе с тем венецианские памятники не были эпигонами, а сразу обрели своё индивидуальное лицо, главным отличием которого стала интерпретация византийских архитектурных форм. Вопрос о характере и мотивах подобного обращения будет в фокусе внимания данной лекции.
События
На платформе Stepik  доступен курс профессора факультета истории искусств ЕУСПб Романа Григорьева «Социальная история западноевропейской гравюры Старых Мастеров»
Курс посвящен истории создания западноевропейской гравюры, а также её социальному аспекту: как она покупалась и воспринималась, какую роль гравированные изображения играли в жизни европейцев XV-XVIII веков.
События
Art, Power, and Resistance in the Middle Ages
16 ноября 2019 года в Принстонском университете, США, пройдет конференция "Art, Power, and Resistance in the Middle Ages" ("Искусство, власть и сопротивление в средневековье"). Соорганизатор конфенеции - интернет-проект "The Index of Medieval Art". 
События
Научная конференция "Эстетика Ренессанса: теория и практика"
19-20 ноября 2019 года в Шуваловском корпусе МГУ кафедра истории средних веков исторического факультета и Комиссия по культуре Возрождения Научного совета РАН "История мировой культуры" проводят совместную научную конференцию "Эстетика Ренессанса: теория и практика, посвященную памяти доктора искусствоведения, профессора Ивана Ивановича Тучкова, главы кафедры всеобщей истории искусств, декана исторического факультета в 2015-2018 гг.
Книги
Русское искусство. Идея. Образ. Текст
Коллективная монография является первой в рамках совместного проекта двух искусствоведческих кафедр исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова - кафедры всеобщей истории искусства и кафедры истории отечественного искусства. Авторский коллектив ставил перед собой задачу по формулированию и реализации новых способов и приемов изучения отечественного искусства. Материал коллективной монографии скомпонован по хронологическому принципу и строится из глав, которые объединены в три раздела. Сквозной темой, связывающей все структурные элементы монографии, являюти феномены конструирования художественного языка и художественного метода, а также сотворения образа творческой личности. Книга рассчитана на специалистов-искусствоведов, студентов, обучающихся в гуманитарных высших учебных заведениях, и на всех интересующихся историей отечественного искусства.
Книги
Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича. Каталог выставки
Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств Республики Карелия. Каталог выставки (г. Петрозаводск, 22 декабря 2017 года 18 марта 2018 года). В каталоге представлены работы двух иконописных мастерских середины – второй половины XVII в., располагавшихся в Пудожском крае и на Заонежском полуострове. Впервые рассматриваются вопросы творческой преемственности между иконописцами этих районов Обонежья, а также выявляется своеобразие искусства обеих мастерских. Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой Русского Севера.
Книги
Идеальный женский образ в христианской живописи XIV - XVI веков
Монография посвящена исследованию произведений западноевропейской живописи и древнерусской иконописи XIV - XVI вв. Предметом исследования являлось изображение Богоматери в этих произведениях. Автор осмысливает образ Богоматери как центральный для религиозного и художественного сознания в восточной и западной христианских традициях. Целью исследования являлось выявление различий понимания и воплощения образа Божией Матери в указанных традициях. Анализируются понятие прекрасного в древнерусской и западноевропейской живописи, эстетические основы образа Богоматери, проведен сравнительный анализ основных трактовок этого образа в христианском искусстве. Адресовано специалистам в области гуманитарных наук (философам, культурологам, религиоведам, регионоведам и др.), преподавателям, студентам, магистрантам и аспирантам, специализирующимся в области культурологии и теории искусства. Монография в силу своей многоаспектности и междисциплинарности поможет межкультурному общению, а также принесет пользу для развития интеллектуальной культуры как обучающихся, так и всех интересующихся данной тематикой
Книги
Раннехристианская и раннесредневековая архитектура Европы
В основу издания положены магистерский спецсеминар, проводимый автором на кафедре истории и теории христианского искусства факультета церковных художеств ПСТГУ, а также многолетние исследования раннехристианской, византийской и западноевропейской средневековой церковной архитектуры. Публикуемый фотоматериал основан большей частью на фотографиях автора. Учебное пособие поможет составить представление о динамике развития взаимных стилистических проникновений Востока и Запада в раннехристианской, византийской и средневековой церковной архитектуре. Если на раннем этапе формирования христианской архитектуры она была достаточно гомогенной благодаря своей общей античной основе на всей территории Римской империи, то в дальнейшем, после усиления расхождений по множеству вопросов политического, религиозного, национального и художественного характера между восточной и западной частями Империи, происходило постепенное размежевание общей раннехристианской стилистики архитектуры на византийскую и раннероманскую. Последовательность изложения как доступного, так и малоизвестного материала по этой тематике позволит почувствовать почти неуловимый процесс появления новых различных признаков в архитектуре двух частей Империи и их взаимного проникновения, особенно ярко выраженных в удаленных балканских провинциях.
Статья
К вопросу о рецепции личности и творчества Ф.М. Достоевского в эпистолярном дискурсе конца XIX века (на материале неизданных писем Л. Злобиной)
Если талант, даруемый человеку Богом, попадает на благодатную почву, то он может преобразить жизнь многих людей и оставить глубокий след в их душах. Предлагаем вниманию читателей портала доклад, прочитанный на конференции 1 мая в МДА, в котором приводятся интересные факты, раскрывающие личность Ф.М. Достоевского и его влияние на современников.
Книги
Старообрядческая икона в историко-культурном контексте XVIII - начала XX века. Опыт систематического анализа
Исследование посвящено старообрядческой иконе как историко-культурному феномену. Основное внимание уделено последствиям правительственных мероприятий по закрытию старообрядческих молитвенных домов и конфискации их имущества. На основе архивных документов автор прослеживает пути миграции старообрядческого конфиската и анализирует иконы, сохранившиеся до наших дней. В исследовании рассмотрен вопрос об устройстве и внутреннем убранстве моленных, выявлены особенности оформления интерьеров беспоповских и поповских моленных, установлен сюжетный репертуар икон.
Книги
Истории страны Рембрандта
«Истории страны Рембрандта» — это история становления Республики Соединенных провинций, рассказанная через жизнь людей, запечатленных великим голландским художником. Автор увлекательно рассказывает о политической и религиозной борьбе, о спорах по вопросу о предопределении, о торговле с врагом, о браках сыновей штатгальтеров с английскими принцессами и Англо-голландских войнах. Узнает читатель и о различных аспектах обыденной жизни: чем болели и как лечились голландцы, кто и чему учился в университете, как проходила процедура избрания в городской совет, где путешествовали и чем интересовались голландские туристы. Он познакомится также с портретами Рембрандта, хранящимися в западных коллекциях и потому менее известными, чем картины художника в музеях России.
Книги
Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI–XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись
Издание представляет читателю результаты исследований в области русской иконографии Апокалипсиса, очень сложной и обширной темы, впервые затронутой в конце XIX столетия Ф.И.Буслаевым. Автор доказывает факт знакомства русских художников с немецкой печатной графикой, что отразилось даже на самых ранних произведениях, которые традиционно считали опирающимися на византийскую традицию. Проблема образцов русского лицевого Апокалипсиса освещена в первой части повествования, а конкретные мотивы с указанием их происхождения рассмотрены в особом разделе, где подробно рассматриваются иллюстрации к каждой из 72 глав толкового Апокалипсиса на примере двух рукописей XVI в., самых ранних сохранившихся русских иллюстрированных манускриптов Откровения. В издание входят также статьи об иконографии Второго Пришествия и Страшного суда и западноевропейских источниках древнерусских Апокалипсисов в контексте развития отечественного искусства XVI–XVII вв. Завершает издание помещенная в виде приложения статья-рецензия Н.П.Кондакова на исследование Ф.И. Буслаева о русском лицевом Апокалипсисе. Книга адресована искусствоведам, историкам и широкому кругу лиц, интересующихся русской историей и духовной культурой.
Книги
Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее
Издание знакомит с историей создания Древлехранилища памятников иконописи и церковной старины, торжественно открытого 18 марта 1914 года в Михайловском дворце, и с его собранием, включающим произведения греческого, новгородского и московского искусства. Это предметы церковной старины, среди которых иконы, складни, кресты, предметы культа, украшения, сосуды и даже примеры изысканной деревянной резьбы и раскрашенной деревянной скульптуры. Здесь собрано значительное количество иллюстраций, каждая из которых подписана и представляет собой самодостаточное произведение церковного искусства, достойное места в одном из лучших музеев страны.
Книги
Искусство христианского мира. Выпуск XIV
Серия трудов "Искусство христианского мира" представляет собой периодически издаваемые кафедрой истории и теории христианского искусства Факультета церковных художеств ПСТГУ сборники научных статей, в которых представлены работы как отечественных исследователей, так и западных ученых. Серия предназначена для публикации исследований и материалов по разным вопросам христианского искусства, от раннехристианского периода до наших дней. Выявление подлинных духовных ценностей в художественном творчестве, критическое сопоставление разных точек зрения и подходов к христианскому искусству, богословское осмысление искусства - все это необходимо для развития современной христианской культуры и находит свое отражение в издаваемой серии трудов. Одна из главных задач сборника - показ истории христианского искусства как части истории Церкви, ее духовного опыта, преодоление секуляризованного отношения к художественному наследию Церкви.
Книги
Духовная музыка славянского Средневековья. Русь, Болгария, Сербия. X-XVII века
Книга, написанная на материале рукописной традиции, посвящена начальному периоду отечественной профессиональной музыки, в который были заложены ее духовные основы и определены важнейшие стилистические черты: широкая распевность, эпическая мощь и своеобразное многоголосие. Автором раскрывается процесс освоения и переработки византийских канонов на Руси, их органичный синтез с интонацией русской речевой культуры и музыкального фольклора. В работе впервые в отечественном и зарубежном музыкознании воссоздана картина истории храмового пения византийского периода в Болгарии и Сербии, культура которых в перспективе оказалась связанной с православием. В книге дано целостное представление о певческих школах Руси - новгородской, московской и усольской - и выделены их важнейшие музыкальные особенности. В работе дается обзор произведений и оценка творчества ведущих распевщиков -Маркелла Безбородого, Фёдора Крестьянина, Ивана Лукошкова и др. В истории раннего русского многоголосия показана роль певческих школ. На основе стилистических признаков дана классификация многоголосия той эпохи, включая строчное, демественное и партесное пение. Издание содержит уникальные русские, болгарские и сербские песнопения XI-XVII вв. -от раннего одноголосия Киевской Руси до позднего многоголосия предпе-тровского времени. Образцы представлены в оригинальной нотации Средневековья и авторском переводе в современную нотацию; большинство из них вводится в культурный оборот впервые.
Книги
От иконы к картине. В начале пути. В 2 книгах. Книга 2. Доготическая проторенессанская живопись Италии 1138 / конец XII века – 1290 / 1295
Рассмотрен массив икон безымянных мастеров одной работы, оказавших заметное влияние на становление итальянского Проторенессанса. Они сгруппированы в три темы: Распятия на панели в виде креста, житийные иконы, образы Богоматери с Младенцем на троне. Сделана попытка сопоставить их с византийскими примерами, представленными в первой книге "Франко-готические мотивы и византийские корни итальянской живописи", и оценить влияние этих икон на становление целой плеяды известных итальянских мастеров XIII века, а также неизвестных мастеров этого периода, которым приписывают значительное количество работ (всего 25 художников). Они представляют художественные школы Лукки, Пизы, Флоренции, Сиены, Ареццо, Перуджи, Рима. Эти школы конкурировали и взаимодействовали, сохраняя па протяжении и следующего века родовые особенности. Можно считать большой удачей, что в начале века направление развития было задано луккской семьей Берлингьери, а затем в качестве лидеров выступали Джунта Пизано, флорентиец Коппо ди Марковальдо, перуджинец мастер Святого Франциска, флорентиец Чимабуэ и, наконец, представитель римской школы Каваллини - ключевая фигура периода. Он и римская школа оказали решающее влияние на изумляющий блеск доготического Ренессанса, в значительной степени определяемого творчеством Джотто, Мартини и братьев Лоренцетти.В книге 281 иллюстрация.
Книги
Купола Нижнего Новгорода. Образ мира, в храме явленный...
Красотой Нижнего Новгорода, его великолепным ландшафтом, величием кремля, многочисленными куполами церквей восхищались многие путешественники, художники и писатели. Возведенные в разные исторические эпохи, разные по стилю и убранству церкви, соборы и монастыри стали душой города, придавая ему уникальный, неповторимый облик. Читатель познакомится как с действующими храмами, так и с теми, которые остались только в нашей исторической памяти. Издательство ДЕКОМ предлагает горожанам и гостям Нижнего Новгорода альбомы «Нижний Новгород сто лет назад», «Нижний Новгород сегодня», «XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде» и «Купола Нижнего Новгорода. Образ мира, в храме явленный…», позволяющие заново открыть для себя город над великими русскими реками.
Книги
Андрей Рублев. Биография. Картины. История создания
Андрей Рублев - известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Творчество Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений поражает воображение, а непревзойденный талант этого художника удивителен. В этой книге собраны самые известные репродукции икон Андрея Рублева и краткие описания к ним. Они помогут познакомиться с творчеством этого великого живописца и детально рассмотреть впечатляющие образы, созданные им.
Книги
Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков
Книга известного историка средневекового искусства Ролана Рехта предлагает современное объяснение искусства собора как визуальной художественной системы, включающей в себя архитектуру, скульптуру, монументальную живопись, мелкую пластику. На материале многочисленных схоластических текстов и литературных памятников на латыни, средневерхненемецком и старофранцузском подробно рассматриваются общекультурные и религиозные условия жизни, изменения в системе ценностных ориентаций западноевропейского общества позднего Средневековья. Широкие, зачастую смелые обобщения сочетаются в этой работе с описанием и анализом конкретных памятников: от великих, «классических» соборов - Шартра, Реймса, Буржа и других - до храмов мало изученных, а также небольших предметов ювелирного искусства, хранящихся в музеях всего мира.

Книги
От иконы к картине. В начале пути. В 2 книгах. Книга 1. Франко-готические мотивы и византийские корни итальянской живописи
Французская готическая храмовая архитектура и скульптура воспринималась в Италии с большими оговорками, что отражало особый путь страны в период, предшествовавший формированию Проторенессанса. Невосприимчивость, а порой и сопротивление готическим образцам показаны на примерах первых проготических храмов и творчества Николаса из Вердена и итальянских скульпторов Вилиджельмо, Бенедетто Антелами, Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано, Лоренцо Майтани, Тино да Камаино, Андреа Пизано, Нино Пизано и Андреа ди Чоне (Орканья). Особый путь Италии связан с фундаментальным влиянием византийской храмовой настенной росписи и иконы. Приведены примеры оформления итальянских церквей, в которых наблюдается сильное византийское влияние, а также представлена ретроспектива развития трех византийских тем "Богоматерь с Младенцем", "Успение" и "Распятие" на Апеннинах. Обращено внимание на важную роль церковных брожений и суверенизации городов начала XIII века, приведших к бурному развитию Проторенессанса, о чем рассказано во второй книге "Доготическая проторенессансная живопись Италии. 1138/конец XII века - 1290/1295".
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>