Искусствоведение
Статья
В работе Владимира Коларича исследуются возможности онтологического, гносеологического и этического оправдания искусства с точки зрения христианского понимания и восприятия человека и мира. Особое внимание уделяется коммуникативному свойству искусства и произведений искусства, с помощью которого искусство и художественное творчество вовлекаются в сложную динамику отношений между Богом, человеком и миром, имеющим эсхатологическое измерение.
Статья
Заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии профессор Нина Валериевна Квливидзе — о точках соприкосновения церковного и светского искусства, о роли иконописного канона, и о том, почему человеку недостаточно любоваться прекрасным, а непременно нужно его самостоятельно создавать
Статья
Что читать в поезде, чем впечатляют уютные маленькие театры Минска, о чем говорить за обедом с выпускниками консерватории, зачем приглашать пианиста на свадьбу, почему потрясают католические соборы европейских столиц и должно ли искусство приводить к Богу? Вспоминаем беседу со священником Алексием Котельниковым.
Статья
Какое место культура занимает в христианском мировоззрении? Как отличить языческий подход к культурной деятельности человека от подхода библейского? Вспоминаем статью члена Редакционного совета портала «Богослов.Ru» Аркадия Марковича Малера.
Статья
В статье магистранта 1-го курса Сретенской духовной академии Максима Вячеславовича Талимончука рассмотрено понимание проблемы свободы Ф. М. Достоевским, отразившееся в его произведениях «Преступление и наказание» и «Бесы». Дан богословский анализ антропологического подхода писателя к разрешению проблемы своеволия и нравственного выбора. Также предпринята попытка проанализировать духовные воззрения автора по данному вопросу с точки зрения православного вероучения и православной антропологии.
Статья
Наряду с проповедями свт. Иоанна Златоуста, которые предлагают бесценные сведения из истории Евхаристии в IV в. в Константинополе, архитектурное пространство совершения богослужения является одним из важнейших источников для реконструкции Литургии Нового Рима в доюстиниановский период. Статья кандидата богословия, доцента кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Виталия Грищука посвящена вопросу исследования планировки и архитектурных форм Великой церкви Константинополя в период с IV–V вв., то есть до того времени, когда на месте феодосиевского храма император Юстиниан воздвиг великолепный собор Святой Софии, ставший эталоном церковной архитектуры для всего православного Востока. Именно в Великой церкви в IV в. совершал Евхаристию свт. Иоанн Златоуст, именно в этом храме формировалась Литургия, которая позже стала образцом богослужения для всей Православной Церкви.
Статья
Вспоминаем публикацию доктора исторических наук Михаила Витальевича Шкаровского, которая повествует о судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому.
Статья
1 октября (18 сентября по церковному календарю) исполнилось 135 лет со дня возвращения чудотворной Старорусской иконы Божией Матери из Тихвинского Успенского монастыря в Старую Руссу. Вспоминаем статью Максима Антипова.
Статья
Статья старшего преподавателя кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии, старшего научного сотрудника Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Евгении Юрьевны Суворовой посвящена одной из актуальных проблем — иконографическому, культурному и богословскому развитию догмата о непорочном зачатии Девы Марии в западноевропейской культуре. Автор статьи поднимает и изучает вопрос о происхождении и развитии иконографии Девы Марии «Tota Pulchra» и «Tota Pulchra с символами литании» в XV–XVII вв. в культуре Европы. Сначала подробно описывается иконографический памятник «Часослов Девы Марии» и его гравюра «Tota Pulchra», получившая широкое распространение во фламандской и испанской живописи с XVI в., а затем дается описание символических изображений, сопровождавших образ «Tota Pulchra».
Статья
Предлагаем вам беседу священника Павла Сержантова с кинорежиссером Валерием Семеновичем Ткачевым. В живом общении мы коснемся того, о чем почти не говорят. Мы не делаем безапелляционных заявлений, не навязываем свои выводы как единственно верные. Просто обменяемся мнениями, пообщаемся на важные темы церковного и светского искусства, поговорим о путях становления человека.
Статья
Праздничный ряд русского иконостаса имеет в своей основе устойчивую композицию двунадесятых праздников, расположенных в строгой последовательности согласно со Священным Писанием: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Успение».
Статья
Укорененность Михайловского замка в средневековом европейском образе церкви-крепости и сопряженность начала строительства этой императорской резиденции с преданием о явлении Архангела Михаила указывают на противопоставление этого нового архитектурного выражения идеи русского абсолютизма конструированию Екатериной II по древнеримским лекалам архитектурной сакральной доминанты столицы империи — Исаакиевского собора. Трактовка этого собора как храма Петра I вполне однозначно прослеживается в поэтических текстах той поры. Екатерина II, приступая к возведению Исаакиевского собора, реализует древнеримскую модель автосакрализации правителя, в рамках которой последний сооружает храм, посвященный уже сакрализированному его предшественнику. Особенный интерес представляет сравнение ритуалов закладок Исаакиевского собора в 1768 г. и Михайловского замка в 1797 г. в контексте сведений об иных подобных церемониях той поры, связанных как с церковными, так и с секулярными архитектурными сооружениями. Если Екатерина II при закладке Исаакиевского собора лишь «дублирует» действия архиерея, то Павел I при закладке Михайловского замка оттесняет присутствующего архиерея на второй план.
Статья
Что лучше: знаменный распев или партесное пение? Должна ли Церковь приспосабливаться под деградацию музыкальных вкусов? В чём уникальность хора, созданного архимандритом Матфеем (Мормылём)? Каково монаху руководить женским коллективом? В 14-м выпуске второго сезона программы «Лица Академии» об этом рассказывает декан факультета церковно-певческого искусства МДА игумен Лазарь (Гнатив).