Михайлов П. Б.
Профессиональные интересы: Догматическое богословие, Патрология, История Древней Церкви, Философия
Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка:

1975 года рождения, г. Москва

1995-2000 - обучался в Российском Православном Университете святого Иоанна Богослова (Москва), где защитил диплом на тему: «Богословие имени в имяславии и православии»

Кандидат философских наук, получил степень в 2006 г. за защиту диссертации по специальности история философии «Анализ философской аргументации в полемике святого Василия Великого с Евномием», место защиты Институт философии Российской Академии Наук, 20 октября 2005 г.

Сфера научных интересов -- богословие, патрология, история христианства, история философии

Профессиональная деятельность -- доцент кафедры патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, преподаватель истории христианской письменности и патристики; научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН

Преподавательская деятельность -- курсы по предметам: История древней христианской церкви, История древней христианской письменности и патристика, История церковной полемики с еретиками

Исследовательские проекты -- Философская аргументация арианских споров (2007-2008); Рецепция богословских традиций древности в христианской науке XX в. (2008-2010)

Библиография работ автора:

Список научных публикаций:

1) Лингвистические аспекты имяславия в сопоставлении со святоотеческими представлениями о природе языка // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, № 8 (М., 2001). С. 70-86;

2) Пути разрешения вопроса имяславия // Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2001. М., 2001. С. 61-64;

3) Аристотель в России // Православная энциклопедия, т. III (2001). С. 256-257;

4) Наследие каппадокийцев в древнерусской письменности // Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2002. М., 2002. С. 29-32;

5) Брек И., свящ. Чтение Священного Писания по учению святых Отцов (перевод с французского) // Альфа и Омега, № 2 (32) (М., 2002) . С. 48-63;

6) Святоотеческие источники просвещения Древней Руси // Альфа и Омега, № 3 (33) (М., 2002). С. 313-323;

7) Вечный спор о Священном Предании (рецензия на книгу еп. Илариона (Алфеева), Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. 2 тт. СПб.: Алетейя, 2002) // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, № 11 (М., 2003). С. 469-473;

8) Брек И., свящ. Как читать Ветхий Завет? (перевод с французского) // Альфа и Омега, № 1 (35) (М., 2003). С. 16-30;

9) Св. Василий Великий. Переписка с Аполлинарием Лаодикийским (вступительная статья, перевод с древнегреческого и комментарии) // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, № 12 (М., 2003). С. 71-78;

10) Св. Василий Великий и Аполлинарий Лаодикийский // Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2003. М., 2003. С. 74-79;

11) Василий Селевкийский. Слово на святую Пасху (вступительная статья, перевод c древнегреческого, примечания) // Альфа и Омега, № 1 (39) (М., 2004) . С. 73-84;

12) Василий Великий // Православная энциклопедия, т. VII (2004). С. 131-146, 150-169;

13) Василий, арх. Селевкийский // Православная энциклопедия, т. VII (2004). С. 64-67;

14) Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией и Семинарией. № 3. 2003. М. - Сергиев Посад, 2003. 433 с. (реферат) // Альфа и Омега, № 2 (40) (М., 2004). С. 380-384;

15) Теория языка у свт. Василия Великого // Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2004. М., 2005. С. 36-40;

16) Языковой аргумент в полемике святителя Василия против Евномия // Альфа и Омега, № 1 (42) (М., 2005). С. 101-117;

17) Анализ философской аргументации в полемике св. Василия Великого с Евномием (автореферат кандидатской диссертации) // М.: Институт философии РАН, 2005;

18) Гангрский собор // Православная энциклопедия, т. X (5), М., 2005. С. 402-405;

19) Геннадий II Схоларий (в соавторстве с С.А. Жаворонковым) // Православная энциклопедия, т. X (5), М., 2005. С. 612-616;

20) Значение веры в церковной традиции и в секулярной мысли // Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2005. М., 2006. Т. 1. С. 140-145;

21) Деятельность разума в богословии. Анализ понятия TMί в древнехристианской и позднеантичной письменности // Вестник ПСТГУ. Богословие - Философия. I:15. М., 2006. С. 52-82;

22) О безумии веры и верности разума // Альфа и Омега, № 2 (46) (М., 2006). С. 261-281;

23) Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX века. Отв. ред. М.Л. Гаспаров. Сост. М.Р. Ненарокова. ИМЛИ РАН. М.: Наука, 2006. 480 с. // Альфа и Омега, № 2 (46) (М., 2006). С. 377-379;

24)  как категория святоотеческой мысли // XVI Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы 2006. М., 2006. Т. 1. С. 69-75;

25) Григорий Старший (еп. Назианза) // Православная энциклопедия, т. XII, М., 2006. С. 479-480;

26) Григорий II Кипрский // Православная энциклопедия, т. XII, М., 2006. С. 599-601;

27) Горгония // Православная энциклопедия, т. XII, М., 2006. С. 104;

28) Даниелу // Православная энциклопедия, т. XIII, М., 2006. С. 723-728;

29) <Рецензия> Douglass, Scot. Theology of the Gap. Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy. NY: Pеter Lang, 2005. - (American university studies. Series VII: Theology and Religion; vol. 235). - 289 p. // Вестник ПСТГУ. Богословие - Философия. I:17 М., 2007. С. 136-142;

30) Святитель Иоанн Златоуст как участник арианских споров // Альфа и Омега, № 2 (48) (М., 2007). С. 59-67;

31) <Рецензия> Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии / сост., введ., комм., библ. И. В. Пролыгиной. Тверь: Герменевтика, 2006. 254 с. // Альфа и Омега, № 2 (48) (М., 2007). С. 363-365;

32) Дидим Слепец // Православная энциклопедия, т. XΙV, М., 2007. С. 677-686;

33) Рецепция Каппадокийцами учения Оригена о свободе воли // XVII Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы 2006/7. М., 2007. Т. 1. С. 59-64;

34) Архим. Плакида (Дезей). Евхаристия и обожение христиан по учению Отцов Церкви (перевод с французского) // Альфа и Омега, № 2 (49) (М., 2007). С. 123-139;

35) Возрождение богословских традиций // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2007. Вып. 4 (20). С. 7-17;

36) <Рецензия> La personne et le christianisme ancien / Sous la direction de B. Meunier. Paris: Cerf, 2006. - 360 p. // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2007. Вып. 4 (20). С. 136-142

Место работы: ПСТГУ
Статья
«Единородный Бог» (Ин 1. 18) — ошибка переписчика или формула исповедания?
Статья кандидата философских наук, профессора кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петра Борисовича Михайлова посвящена известному разночтению евангельского текста — Единородный Сын / Единородный Бог (Ин 1. 18), имеющему богатую историю в древнем богословии. В истории библеистики этот стих представляет собой интересный случай взаимодействия различных типов Священного Писания — александрийского и византийского. Рассматриваемое чтение — Единородный Бог — относится к древнему александрийскому тексту, обладающему высокими характеристиками и заслуженно пользующемуся большим доверием в библеистике. Предлагается обзор и анализ рукописных свидетельств по самым последним и авторитетным критическим изданиям текста Священного Писания Нового Завета с привлечением новейшей специальной научной литературы. Рассматриваются внутренние выразительные особенности новозаветного богословия и богословского языка св. Иоанна Богослова, подкрепляющие аргументацию в пользу свидетельства о единстве Сына и Отца. Привлекаются мнения и выводы относительно рассматриваемого разночтения наиболее выдающихся современных библеистов, в том числе отечественных ученых. Наконец, привлекается обширная патристическая традиция использования термина Единородный Бог.
Статья
Образование понятий о Боге в греческой патристике
Исследование кандидата философских наук, профессора кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петра Борисовича Михайлова посвящено вопросу о наличии в греческой патристике такого элемента рациональной теологии, как божественный атрибут (божественные атрибуты). Показано, что подобная постановка не характерна для древнехристианской письменности. Место и роль атрибута занимает категория понятия о Боге, имеющая совершенно особую природу и функционал. Прослеживается внутренний строй и происхождение этого важнейшего элемента богословской мысли, как производного от взаимодействия с божественным, а не плода человеческой рациональности. Его функционирование подчинено диалектике непознаваемой сущности и доступной энергии, а достижение верифицируется религиозным опытом. Понятие получает закрепление и выражение в имени, подчиненном правилам различия апофатических и катафатических высказываний
Статья
Патрология в системе богословского образования
Патрология по праву считается одной из самых традиционных для духовного образования учебных дисциплин. Иначе, как кажется, и не может быть, ведь православное богословие постоянно апеллирует к святоотеческому наследию. Однако при ближайшем рассмотрении ситуация оказывается несколько иной. Патрология, и как наука, и как учебная дисциплина, зародилась в Западной Европе в эпоху Реформации и Контрреформации. И только в XVIII и, прежде всего, в XIX вв. произошло творческое переосмысление западных наработок православными исследователями. О непростых путях развития патрологической науки и её нынешнем месте в системе духовного образования повествует статья профессора ПСТГУ, доцента МДА Петра Борисовича Михайлова.
Книги
Категории богословской мысли. 2-е издание, исправленное и дополненное
Монография представляет собой попытку с разных сторон подойти к вопросам о природе богословия и его источниках, об условиях и способах богословствования, о месте богословия в истории и современности. Предмет изучения рассматривается в трех аспектах ― генетическом, функциональном и диахроническом. Исследование построено на широком круге источников, включающих памятники патристической, философской и современной богословской мысли. Книга адресована историкам богословия и философии, студентам, получающим богословское образование, аспирантам гуманитарных специальностей, а также всем верующим христианам, заинтересованным в осмыслении своей веры.
Статья
Завещание Пьера Адо
Пьер Адо — фигура значительная для современной философской культуры Франции. Особенно велики заслуги этого выдающегося исследователя в изучении античной философии. Автор данной статьи предпринимает попытку проанализировать некоторые идеи философа, а также их эволюцию. Особое внимание П.Б. Михайлов уделяет последней крупной публикации П. Адо «Покрывало Исиды: Эссе по истории идеи Природы».
Статья
[Рец. на кн.:] Ж.-К. Ларше. «Лицо и природа. Троица — Христос — Человек: Вклад в современный межправославный и межхристианский диалог»
Вниманию читателей предлагается рецензия на книгу Ж.-К. Ларше «Лицо и природа. Троица — Христос — Человек: Вклад в современный межправославный и межхристианский диалог», опубликованная в Вестнике ПСТГУ I: Богословие. Философия (2013). Вып. 1 (45). С. 93–100. Настоящий текст публикуется с некоторыми изменениями и уточнениями.
Книги
Категории богословской мысли
Монография представляет собой попытку с разных сторон ответить на вопросы о природе богословия и его источниках, об условиях и способах богословствования, о месте богословия в истории и современности. Предмет изучения рассматривается в трех аспектах ― генетическом, функциональном и диахроническом. Исследование построено на широком круге источников, включающих памятники патристической, философской и современной богословской мысли. Книга адресована историкам богословия и философии, студентам, получающим богословское образование, аспирантам гуманитарных специальностей, а также всем верующим христианам, заинтересованным в осмыслении своей веры
События
В Институте философии РАН состоится заседание семинара «Философия религии - Теология - Религиоведение»
14 марта 2013 г. в ИФ РАН состоится 33-е заседание семинара «Философия религии - Теология - Религиоведение». С докладом "Типы богословской систематизации в греческой патристике" на семинаре выступит заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии ПСТГУ П.Б. Михайлов. Начало в 16.00.
Библиография
Предмет и история философии религии по публикациям В.К. Шохина
Полный текст статьи
Статья
Естественное созерцание в богословии преподобного Максима Исповедника
Предлагаемая читателям портала статья доцента ПСТГУ П.Б. Михайлова является письменной версией доклада, прочитанного на международной конференции, посвященной памяти и наследию преподобного Максима Исповедника, прошедшей в Грузии (Тбилиси и Нижняя Сванетия) 24–27 октября 2011 года. Автор определяет место созерцания природы, или естественного созерцания, в богословии преподобного Максима, а также дает оценку его значения для современной богословской мысли и религиозного сознания.
Статья
Феномен «инкультурации» в раннехристианских апологиях
В статье П.Б. Михайлова рассматривается один из базовых приемов древнехристианской апологетики — известный с древности риторический маневр расположения своего потенциального слушателя или читателя в собственную пользу («captatio benevolentiae»). В современном миссионерском богословии ему находится смысловой эквивалент — метод «инкультурации». В связи с его применением возникает вопрос о качестве такого рода богословского высказывания, а также вопрос о границах допустимого в приспособлении богословского выражения к возможностям его восприятия аудиторией. Иными словами, речь пойдет о свободе и границах богословского творчества на примере древнехристианских апологетов.
Статья
Богословский метод митрополита Антония Сурожского
Опытный характер богословия известного «небогослова» митрополита Антония Сурожского рассматривается в выступлении П.Б. Михайлова.
Библиография
Зерцало или тусклое стекло?
Статья
Богословская гносеология Василия Великого
Настоящая публикация представляет собой текст доклада, прочитанный на международной богословской конференции «Святитель Василий Великий –– Отец и Учитель Церкви», состоявшейся в Бухаресте с 1 по 4 ноября 2009 г. Рассматриваемый здесь внутренний опыт богопознания никоим образом не мыслим вне церковной традиции. Он предполагает определенную нравственную и аскетическую подготовку. Однако это –– предмет отдельного исследования и разговора.
Статья
Апология слова
Статья доцента ПСТГУ и постоянного автора портала «Богослов.Ru» П.Б. Михайлова посвящена богословско-философской рецепции слова в наследии отцов Церкви. Публикуемый материал является реакцией на статью свящ. Григория Мусохранова «Платонический характер восприятия церковнославянского языка в Московской Руси (XIV-XVII вв.). К православной философии культа».
Статья
Русский неопатристический синтез
Богословское возрождение в Православии: о том, что "век Отцов" не завершился и завершиться никогда не может, поскольку постоянно дополняется новыми именами, — статья доцента ПСТГУ Петра Борисовича Михайлова.
Статья
Становление христианского богословия в александрийской традиции
С 9 по 12 октября состоялась осенняя сессия XIX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Конференция была приурочена ко дню памяти святого апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона патриарха Всероссийского. Представляем Вашему вниманию доклад, прочитанный в рамках Патрологической секции.
Статья
Вера философов и вера богословов
В статье преподавателя ПСТГУ П.Б.Михайлова раскрываются аспекты веры как с точки зрения святоотеческой традиции, так и с позиций классической и современной философии. Статья преследует цель объяснить особенности и стратегические цели каждого из подходов, опираясь на которые можно реконструировать основные философские и религиозные типы веры. Публикуется впервые.

Другие публикации на портале:

Еще 9