Богословие
Статья
В материале портала «Богослов.RU» представлен обзор сведений о фондах, действующих в Российской Федерации и предоставляющих грантовую поддержку для проведения научно-богословских исследований.
Статья
Октябрь на портале «Богослов.Ru» посвящён теме взаимодействия церковной и светской образовательных систем. Вспоминаем интервью ректора Института богословия и философии в Санкт-Петербурге, доктора культурологии, доцента Петра Александровича Сапронова о деятельности возглавляемого им института и специфике предлагаемого в нем образования.
Статья
24 августа 2024 года в возрасте 89 лет скончался знаменитый греческий богослов и философ Христос Яннарас. Идеи Яннараса высоко ценятся современными учеными, множество научных работ, в том числе, опубликованных на портале «Богослов.RU», посвящены его трудам. Незадолго до смерти философ дал интервью греческому изданию Protothema, где подвел итог своим многолетним размышлениям. Предлагаем читателям перевод этого текста (приводится в сокращении).
Статья
В статье доктора философских наук, доцента кафедры библеистики Московской духовной академии, доцента кафедры современных аксиологических проблеми религиозной мысли Российского государственного социального университета Розалии Моисеевны Руповой описывается формирование современного богословского дискурса как раздела научного знания. В результате осмысления социокультурных аспектов драматических событий XX в. и, как следствие, острых дискуссий отечественное научно-образовательное сообщество признало теологию одной из гуманитарных наук. Автор ставит вопрос о том, что православное богословие, затрагивая глубинные вопросы человеческого бытия и в силу этого относясь к гуманитарным наукам по определению, в то же время может рассматриваться и как точная наука в силу принципиальной отграненности своих дискурсивных средств, понятийного аппарата, опытно-антропологической базы (аскеза). Более того, указанные характеристики восточнохристианской традиции позволяют рассматривать ее как научную эпистему. При этом исторические трансформации теоретических оснований таких признанных точных наук, как математика, физика, астрономия, дают основание поставить под сомнение признание их в качестве точных.
Статья
В одиннадцатом подкасте портала «Богослов.Ru» рассказываем о коллективной монографии «Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна» под редакцией Д. В. Масленникова. Книга посвящена анализу философских интерпретаций идеи Бога в XVIII–XXI веках, а также образа теологии в общественном пространстве.
Статья
Вспоминаем беседу с профессором Лео Кенисом — академическим директором библиотеки факультета теологии и религиоведения Лёвенского католического университета (Бельгия) в 2004‒2018 годах.
Статья
Что такое богословие и зачем оно нужно в XXI веке, когда наука достигла невиданных успехов? В чём разница между богословием и теологией? Может ли теология быть внеконфессиональной? Какой исторический период был наиболее благоприятным для христианина и богослова — архаика, модерн или постмодерн? В пятом подкасте портала «Богослов.Ru» беседуем с доцентом кафедры богословия Московской духовной академии Александром Александровичем Солонченко.
Статья
В статье магистра истории, старшего преподавателя Рязанской духовной семинарии Сергея Геннадьевича Холопова затронута тема русской святости в XIX веке как одна из важнейших в классическом труде протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Автор подчёркивает, что среди критики немалого количества исторических церковных и светских деятелей отцом Георгием заметно выделяются положительные образы русских святых. Для Флоровского совершенно невозможно заниматься богословием или церковной деятельностью в отрыве от реальной духовной жизни — в противном случае это приносит только вред и разрушение самого церковного организма. Можно определенно сказать, что для отца Георгия русские святые являлись своего рода показателем духовного состояния русского общества, живыми ручейками, благодаря которым духовная жизнь не совсем угасала и продолжалась.
Статья
В статье магистра богословия, соискателя Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священника Алексия Васильева актуализируются вопросы методологии православной теологии в контексте феноменологии методологии. На основании расширительной трактовки концепции «трех миров» К. Поппера предложен богословский подход к представлению полноты реальности, которую может постигать человек. К фундаментальным областям познания отнесены познание материального мира, познание самого себя, постижение культуры как реальности, богопознание. С учетом зависимости метода познания от природы постигаемого мира предложена структура методологии, объясняющая применимость логических, диалектических и антиномированных методов познания к постижению реальности. Применение тех или иных типов методологии связано с постулированием определенных методов постижения реальности, на основании которых выстраивается соответствующая картина мира (научная, культурологическая, богословская). Антиномирование как один из этих методов позволяет постигать единство несовместимых реальностей, но остается недостаточно изученной отраслью методологии.
Статья
В данной статье представлены богословские воззрения американского ученого Ярослава Пеликана в ранний и поздний периоды его научно-духовных поисков. Особое внимание уделяется его окончательно сформировавшимся взглядам, запечатленным в трудах середины и заката его академической карьеры. Воззрения Пеликана эксплицируются в контексте его критики идеи эллинизации христианства А. Гарнака, а также в контексте рецепции идеи христианского эллинизма прот. Г. Флоровского. Концепция эллинизации христианства рассматривается автором с точки зрения трех элементов: 1) языка (формирует корпус Священного Писания), 2) метафизики для богословско-спекулятивной деятельности, 3) культа, которые сопоставляются с концепцией Пеликана. Автор статьи утверждает, что христианский эллинизм у Я. Пеликана носит интегральный характер — им проникнуты все аспекты христианской религиозности. Особенное внимание автор уделяет христианской метафизике, через которую Пеликан старается решить проблему эллинизации христианства. Автор показывает, что глубокая трансформация метафизики сопровождалась изменением в соотношении теоретического и практического аспектов в христианском богословии в сравнении с античным миросозерцанием. Обращение Пеликана к богословскому наследию ранней Церкви позволяет ему говорить об истинной природе христианской метафизики, которую упускал из виду А. Гарнак. Автором также предлагается рассмотрение воззрений Пеликана на эллинизацию в контексте его концепции развития вероучения и идеи Живого Предания. Автор показывает, что концепция христианского эллинизма как опыт творческого взаимодействия христианства и античной культуры являет собой яркий пример инкультурации христианства.