Богословие
Статья
В одиннадцатом подкасте портала «Богослов.Ru» рассказываем о коллективной монографии «Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна» под редакцией Д. В. Масленникова. Книга посвящена анализу философских интерпретаций идеи Бога в XVIII–XXI веках, а также образа теологии в общественном пространстве.
Статья
Вспоминаем беседу с профессором Лео Кенисом — академическим директором библиотеки факультета теологии и религиоведения Лёвенского католического университета (Бельгия) в 2004‒2018 годах.
Статья
Что такое богословие и зачем оно нужно в XXI веке, когда наука достигла невиданных успехов? В чём разница между богословием и теологией? Может ли теология быть внеконфессиональной? Какой исторический период был наиболее благоприятным для христианина и богослова — архаика, модерн или постмодерн? В пятом подкасте портала «Богослов.Ru» беседуем с доцентом кафедры богословия Московской духовной академии Александром Александровичем Солонченко.
Статья
В статье магистра истории, старшего преподавателя Рязанской духовной семинарии Сергея Геннадьевича Холопова затронута тема русской святости в XIX веке как одна из важнейших в классическом труде протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Автор подчёркивает, что среди критики немалого количества исторических церковных и светских деятелей отцом Георгием заметно выделяются положительные образы русских святых. Для Флоровского совершенно невозможно заниматься богословием или церковной деятельностью в отрыве от реальной духовной жизни — в противном случае это приносит только вред и разрушение самого церковного организма. Можно определенно сказать, что для отца Георгия русские святые являлись своего рода показателем духовного состояния русского общества, живыми ручейками, благодаря которым духовная жизнь не совсем угасала и продолжалась.
Статья
В статье магистра богословия, соискателя Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священника Алексия Васильева актуализируются вопросы методологии православной теологии в контексте феноменологии методологии. На основании расширительной трактовки концепции «трех миров» К. Поппера предложен богословский подход к представлению полноты реальности, которую может постигать человек. К фундаментальным областям познания отнесены познание материального мира, познание самого себя, постижение культуры как реальности, богопознание. С учетом зависимости метода познания от природы постигаемого мира предложена структура методологии, объясняющая применимость логических, диалектических и антиномированных методов познания к постижению реальности. Применение тех или иных типов методологии связано с постулированием определенных методов постижения реальности, на основании которых выстраивается соответствующая картина мира (научная, культурологическая, богословская). Антиномирование как один из этих методов позволяет постигать единство несовместимых реальностей, но остается недостаточно изученной отраслью методологии.
Статья
В данной статье представлены богословские воззрения американского ученого Ярослава Пеликана в ранний и поздний периоды его научно-духовных поисков. Особое внимание уделяется его окончательно сформировавшимся взглядам, запечатленным в трудах середины и заката его академической карьеры. Воззрения Пеликана эксплицируются в контексте его критики идеи эллинизации христианства А. Гарнака, а также в контексте рецепции идеи христианского эллинизма прот. Г. Флоровского. Концепция эллинизации христианства рассматривается автором с точки зрения трех элементов: 1) языка (формирует корпус Священного Писания), 2) метафизики для богословско-спекулятивной деятельности, 3) культа, которые сопоставляются с концепцией Пеликана. Автор статьи утверждает, что христианский эллинизм у Я. Пеликана носит интегральный характер — им проникнуты все аспекты христианской религиозности. Особенное внимание автор уделяет христианской метафизике, через которую Пеликан старается решить проблему эллинизации христианства. Автор показывает, что глубокая трансформация метафизики сопровождалась изменением в соотношении теоретического и практического аспектов в христианском богословии в сравнении с античным миросозерцанием. Обращение Пеликана к богословскому наследию ранней Церкви позволяет ему говорить об истинной природе христианской метафизики, которую упускал из виду А. Гарнак. Автором также предлагается рассмотрение воззрений Пеликана на эллинизацию в контексте его концепции развития вероучения и идеи Живого Предания. Автор показывает, что концепция христианского эллинизма как опыт творческого взаимодействия христианства и античной культуры являет собой яркий пример инкультурации христианства.
Статья
Автор статьи, аспирант кафедры истории Церкви Сретенской духовной академии Сергей Владимирович Немшон, исследует богословские воззрения, лежащие у истоков развития феномена западнорусского богословия в Московском государстве XVII века. Актуальность исследования заключается в дискуссионных аспектах богословских взглядов западнорусских теологов в Московском государстве. Автор обращает внимание на неверную оценку, данную в некоторых ранних исследованиях относительно противостояния двух богословских путей в Московском государстве: православного «западнорусского богословия» последователей митрополита Сильвестра (Косова) и пролатинского направления последователей богослова Симеона (Полоцкого). Проблематика изучаемой темы обусловлена и отсутствием в современной историографии самого определения «западнорусское богословие». Автор статьи подчеркивает, что западнорусское богословие имело внутри себя различные составляющие с диаметрально противоположными богословскими взглядами.
Статья
Предметом рассмотрения в статье магистра богословия, аспиранта богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Георгия Владимировича Паутова является взаимосвязь между проблематикой историзма и богословием истории XIX–XX веков. Автор затрагивает вопрос о причине ухода богословия истории во второй половине XX века из числа востребованных современностью богословских парадигм, несмотря на непреходящую актуальность осмысления происходящих в истории событий. Подчеркивается, что данный вопрос не получил полноценного освещения до настоящего времени. По мнению автора, проблематика историзма не миновала богословия истории и послужила имплицитной причиной его ухода во второй половине XX века. В заключение представляется перспектива возвращения к богословской рефлексии над историей, обусловленная критическим переосмыслением существующих концепций на предмет положений, определяющих их герменевтику.