Статья
Вниманию читателей предлагается эссе Аркадия Матвеевича Шуфрина, написанное в 1982 году и ставшее попыткой понять содержание стихотворения Осипа Мандельштама «Нашедший подкову». На примере указанного произведения автор размышляет над природой слова и феноменом поэзии в целом.
Статья
Сергей Булгаков, прошедший путь от марксиста, названного «надеждой русского марксизма» самим Г.В. Плехановым, до православного священника, изгнанного за рубеж советской властью, до конца жизни продолжал считать себя интеллигентом. В данном материале А.М. Шуфрин приводит подтверждение того, что духовная эволюция Булгакова в точности соответствует циклу развития «души русского интеллигента», который он сам описал в своем раннем эссе «Драма души Герцена».
Статья
Богословскому пониманию значения иконостаса, изложенному в знаменитом научном труде священника Павла Флоренского, посвящена статья доктора богословия Аркадия Матвеевича Шуфрина.
Книги
Настоящее издание представляет собой комментированный перевод догматических (христологических) сочинений великого отца Церкви VII в. прп. Максима Исповедника «Opuscula Theologica et Polemica» (Богословско-полемические сочинения), содержащих его учение, выработанное в полемике с моноэнергизмом и монофелитством.
Статья
Предлагаем вниманию читателей текст вводного сообщения Аркадия Шуфрина о фильме Тенгиза Абуладзе в рамках дискуссии, которая состоялась 22 мая 1987 года в Клубе-81. Автор затрагивает актуальные по сей день вопросы христианского противодействия злу и предлагает свой взгляд на смысловую канву фильма.
Статья
Интервью протоиерея Павла Великанова с доктором богословия (PhD) Аркадием Матвеевичем Шуфриным в связи с изданием на русском языке его книги, посвященной Клименту Александрийскому "Гнозис, Богоявление, Обожение: Климент Александрийский и его источники". Фрагменты из книги были ранее
опубликованы на нашем портале.
Статья
Термины «единство» и «святость» могут быть отнесены к Церкви в прямом и строгом смысле не как организации, а лишь как организму. Этот организм не может быть определен по внешним признакам сообществом людей, носящих имя христиан в силу факта их крещения и участия в уставных обрядах. В статье автор раскрывает позицию мученика Михаила Новоселова по вопросу о границах Церкви и соотнесению понятий Церковь-организация и Церковь – Тело Христово.
Статья
Читателям портала предлагается переписка, участниками которой являются Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков и А.М. Шуфрин. Ученые обсуждают соотношение между философией и богословием применительно к сочинениям христианских и языческих авторов периода Ромейско-Византийской империи.
Статья
Существует ли
преемственность между Климентовым пониманием Церкви как «избранного семени» и
идеей валентиниан о крещальном искуплении? Метафоры, используемые Климентом, и
те же образы, встречающиеся в нехристианских источниках, имеют ли смысловое отличие?
В четвертой части 1 главы книги А.М.
Шуфрина о Клименте Александрийском для решения вопроса о гнозисе автор вновь обращается к мнениям различных исследователей.
Статья
Что отличает «еретическую» идею гнозиса, выдвигавшуюся оппонентами Климента,
от «православной»? Каковы черты сходства между концепциями гнозиса в «Педагоге»
александрийского учителя Церкви и «Евангелии
истины» (Evangelium Veritatis), в которых речь идет о пробуждении? В
основе третьей части главы 1 книги А.М. Шуфрина
о Клименте Александрийском ответы на эти вопросы.
Статья
Гнозис – прямой результат действия света божественного откровения и зависит от личного выбора и усилия человека. Или, может, гнозис – это уверенность в том, что человек, живший в неведении блага, в кошмаре, который не мог даже восприниматься как зло, но вдруг пробудившийся, услышавший зов и откликнувшийся на него с радостью, спасен? Как следует понимать гнозис – как пробуждение или как выбор? Об этом повествуется во второй части главы 1 книги А.М. Шуфрина о Клименте Александрийском.
Статья
Портал «Богослов.Ru» публикует первую часть главы 1 книги А.М. Шуфрина о
Клименте Александрийском, которая
переведена на русский язык В. Рокитянским. Связь воззрений таких
гностиков, как
Василид и Валентин, с
христианством — какой она представляется современным исследователям?
Статья
Отношение к наследию Климента Александрийского среди богословов неодинаково. На Западе все еще ведутся споры вокруг личности этого Учителя Церкви. Неоднозначно оценивается Александрийский гностицизм и его значение для формирования идей великого христианского апологета и мистика, вошедших впоследствии в церковное Предание. В контексте этих споров портал "Богослов.Ru" начинает публикацию глав русского перевода книги А.М. Шуфрина о Клименте Александрийском (A. Choufrine, Gnosis, Theophany, Theosis: Studies in Clement of Alexandria's Appropriation of His Background (Patristic Studies 5; New York: Peter Lang, 2002). Авторизованный перевод В. Рокитянского.