Новый Завет

Статья
«Единородный Бог» (Ин 1. 18) — ошибка переписчика или формула исповедания?
Статья кандидата философских наук, профессора кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петра Борисовича Михайлова посвящена известному разночтению евангельского текста — Единородный Сын / Единородный Бог (Ин 1. 18), имеющему богатую историю в древнем богословии. В истории библеистики этот стих представляет собой интересный случай взаимодействия различных типов Священного Писания — александрийского и византийского. Рассматриваемое чтение — Единородный Бог — относится к древнему александрийскому тексту, обладающему высокими характеристиками и заслуженно пользующемуся большим доверием в библеистике. Предлагается обзор и анализ рукописных свидетельств по самым последним и авторитетным критическим изданиям текста Священного Писания Нового Завета с привлечением новейшей специальной научной литературы. Рассматриваются внутренние выразительные особенности новозаветного богословия и богословского языка св. Иоанна Богослова, подкрепляющие аргументацию в пользу свидетельства о единстве Сына и Отца. Привлекаются мнения и выводы относительно рассматриваемого разночтения наиболее выдающихся современных библеистов, в том числе отечественных ученых. Наконец, привлекается обширная патристическая традиция использования термина Единородный Бог.
События
Вышла рецензия А. С. Кашкина на книгу свящ. А. В. Андреева «"Поиск исторического Иисуса": от Реймаруса до наших дней»
События
В ПСТГУ вышла книга Тихония Африканского «Толкование на Апокалипсис»
Статья
Особенности употребления термина συνείδησις в 1, 2 Кор. и Рим. и в Пастырских посланиях апостола Павла в контексте сравнительного анализа
В статье кандидата теологии, проректора по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии, преподавателя библейского колледжа «Наследие» иерея Алексия Раздорова исследуется общеантропологический термин συνείδησις в ранних посланиях апостола Павла (1, 2 Кор. и Рим.) и в поздних Пастырских посланиях в рамках сравнительного анализа. Выявлено, что указанный термин, обычно переводимый понятием «совесть», имеет свои специфические особенности употребления у апостола. Богословско-экзегетический анализ показал, что «совесть» в посланиях апостола Павла и в Пастырских посланиях не только имеет свои специфические семантические коннотации, но и касается вопроса аутентичности посланий.
Статья
Смерть и погребение в Священном Писании Ветхого и Нового Завета
В статье магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина рассмотрено значение заупокойных молитв для христианской традиции сквозь призму Священного Писания Ветхого и Нового Завета, обращено внимание на библейское учение о смерти. Вопросы о смерти, о посмертном бытии человека, о «загробном мире» относятся к так называемым вечным, то есть таким, которыми человек неизбежно задается в процессе формирования своего мировоззрения. Это вопросы, на которые не ответит никакая естественная наука, они относятся к области метафизики. Для религиозного мировоззрения вопросы о смерти человека и о посмертном бытии относятся к основополагающим, к общеобязательным истинам религии, без которых ее не существует. В христианском мировоззрении можно зафиксировать некую сдержанность в ответах на данные метафизические вопросы. В частностях эти вопросы во многом остаются без ответа, ведь загробное бытие человека — область сокрытого до времени; по словам апостола Павла, «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). И в том же послании к Коринфянам: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).
Статья
Святитель Мелетий Антиохийский. О предательстве Иудой Господа (CPG 3425/1)
В статье впервые публикуется перевод на русский язык древнегрузинской проповеди свт. Мелетия Антиохийского о предательстве Иуды (CPG 3425/1). Оригинальный текст, сохранившийся в единственной рукописи, доныне остается неизданным. Публикация грузинского текста готовится по афонской рукописи, датируемой X веком. Текст, который в рукописи приписан свт. Мелетию Антиохийскому, входит в цикл из девяти проповедей на Страстную седмицу, дошедших до наших дней на древнегрузинском и древнеармянском языках. Автора отличает подлинная поэтическая интонация в передаче евангельских событий. Данная публикация является первой в предполагаемой серии исследований/переводов наследия свт. Мелетия Антиохийского на кавказских языках.
События
Новая книга: Богословие святого Луки, евангелиста и дееписателя
События
Новая книга: «Евангелие от Матфея: исторический и богословский контекст»
События
30 июня — круглый стол к двухсотлетию перевода Нового Завета на русский язык
События
Новая книга: «Древнецерковные толкования трудных мест Евангелия от Иоанна»
События
Научно-богословская конференция «Эсхатология Посланий св. апостола Павла»
События
Онлайн-конференция «Эсхатология Посланий апостола Павла»
События
Ко дню Пятидесятницы — перевод из Книги деяний апостольских и комментарий архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
События
Открытый семинар «Библейская экзегеза времён Реформации: принципы и варианты»
События
11 мая в ПСТГУ презентация перевода толкования Тихония Африканского (IV в.) на Апокалипсис
Статья
Критика форм и критика редакций: возможные параллели в святоотеческом наследии и богослужебной традиции
Статья преподавателя кафедры библеистики и богословия Екатеринбургской духовной семинарии Стефана Андреевича Парахина посвящена некоторым методам историко-критического анализа. Автор проводит анализ отображения в святоотеческом наследии и богослужебной традиции некоторых принципов критики форм и критики редакций. В первую очередь автор предоставляет краткий обзор этих методов историко-критического анализа. Обозначены основные принципы, задачи и особенности исторического контекста возникновения данных методов. Затем автор отмечает принципы анализируемых методов, нехарактерные для святоотеческого наследия. Наконец, в статье обозначаются принципы критики форм и критики редакций, к которым мы находим параллели в святоотеческом наследии. Основное внимание уделено Евангелию от Марка и Малому Апокалипсису — эсхатологической речи Иисуса Христа на Масличной горе (Мф 24, Мк 13, Лк 21).
События
Конференция «Слово Господне. Евангельские чтения на Литургии: от христианского Востока до Запада» (Регенсбург, Германия)
Статья
Разрешение недоумений при чтении притчи «о неправедном приставнике» (Лк. 16:1-13) по святителю Феофану Затворнику
Сочинение святителя Феофана Затворника «Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике» (Лк. 16:1-13) можно отнести к первым самостоятельным трудам русских библеистов XIX века. Преподаватель Сретенской духовной академии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Ириней (Пиковский) проводит сравнительный анализ методологии исследования Вышенского затворника и таких толкователей ХХ века, как Клайн Снодграсс. С этой целью прежде всего дается характеристика жанра притч и определяются принципы, которым должен следовать современный ученый-библеист. Как показывает проведенное исследование, подход святителя Феофана вполне соответствует тем принципам, на которых строится современная экзегеза. Но в тех частях притч, где текст изначально многозначный, экзегетические выводы Феофана и его иностранных коллег могут значительно отличаться. Феофана Затворника не столько интересует культурный контекст притчи, сколько применение в жизни той ключевой богословской идеи, которая была заложена в притчу ее Божественным автором.
Статья
«Телец упитáнный»: христологические и сотериологические аспекты евангельской притчи о блудном сыне (Лк. 15:11–32)
В статье религиоведа, главного редактора сайта «Православная традиция» Владимира Ивановича Немыченкова исследуется место притчи в Евангелии, ее структура, основная терминология. Анализируются малоизвестные христологические толкования притчи у Тертуллиана, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Климента Александрийского, Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского и др. святых отцов. Критикуется отрицание искупительного смысла притчи у протестантских авторов (К. Барт, К. Бломберг и др.). Подробно рассматриваются интерпретирующие притчу тексты Триоди постной. Приводятся догматические замечания по вариантам иконографии притчи о блудном сыне. Дается авторская интерпретация притчи как метафоры истории спасения падшего человечества. Основная мысль автора заключается в том, что главным действующим лицом «притчи о двух сыновьях» (или «о блудном сыне») является неназванный «третий» сын – Сын Божий, скрытый под образом тельца. А подлинная драма состоит не в отношениях отца с младшим и старшим сыном, а в «заклании» Богом Отцом единородного Своего Сына, ради «пира веры» – Евхаристии, в которой происходит усыновление по благодати падшего человечества, т. е. «приемных» (а не природных) чад Божиих.
Статья
Пророчество в первохристианской Церкви
Среди духовных дарований есть дар, который неизменно вызывает у людей живой интерес. Это дар пророчества. При этом представления и о библейских ветхозаветных пророках, и о христианском понимании пророческого дара оказываются самыми неожиданными и разнообразными. Искажения в данном вопросе существенно влияют на многие положения нравственно-догматического характера, на здоровую духовную жизнь человека. Поэтому осмысление церковного учения о даре пророчества всегда актуально. В статье бакалавра богословия, преподавателя воскресной школы собора Воскресения Христова г. Бреста Анны Владимировны Окало после всестороннего анализа посланий апостола Павла (в особенности 1 Кор. 12–14) рассматривается пророчество в первохристианской Церкви, его цель и связь с другими харизмами и обосновывается библейское понимание сущности дара пророчества как откровения воли Божией, согласно которой живет и действует Церковь. В подборе источников и литературы для написания статьи используется комплексный подход: сочетание толкований святых отцов и данных современной библейской экзегезы.
События
Разногласия и ошибки у библейских авторов: круглый стол в онлайн-формате
События
Состоялась защита кандидатской диссертации «Ишодад Мервский и лексика греческого происхождения в его комментарии на Евангелие от Матфея»
Статья
Отражение символики облачения ветхозаветного первосвященника в описании Небесного Иерусалима
Статья доктора философских наук, доцента кафедры библеистики МДА, доцента кафедры аксиологических проблем современности и религиозной мысли Российского государственного социального университета Розалии Моисеевны Руповой посвящена анализу соответствий между двумя библейскими текстами. Один из них – книга Исход (28:15–21), где приводится список драгоценных минералов, которыми пророк Моисей по Божьему повелению должен особым образом украсить элемент облачения первосвященника, а именно нарамник. Этих ценных камней должно быть двенадцать – по числу колен Израилевых. Другой рассматриваемый текст – Откровение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21:19–20). В нем также подробно описаны драгоценные камни, число которых двенадцать, составляющие основание Небесного Иерусалима. Из проведенного анализа сделаны следующие выводы: 1. Еврейская библейская традиция более точно, чем славянские переводы, отслеживает присутствие колен Израилевых в мистерии Нового Иерусалима. 2. Текст Священного Писания отражает исторические изменения названий многих камней, а также перенос названий с одних минералов на другие.
События
Рукопись Евангелия XVII века на армянском языке выложена в электронном формате в открытый доступ
Библиография
New Studies of the Structure and the Texts of Abba Garima Ethiopian Gospels
В онлайн-журнале Afriques вышла работа священника Сергия Кима (МДА, Лозаннский университет) о структуре трёх эфиопских рукописных Евангелий из монастыря Абба Гарима. Монастырь находится в Эфиопии, рядом с городом Адуа, посвящён преподобному Гариме (https://www.pravenc.ru/text/Гарима.html), одному из Девяти Сирийских Преподобных (https://www.pravenc.ru/text/171565.html), почитаемых в Эфиопской Церкви.
Статья
Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами
В статье кандидата богословия, доцента кафедры библеистики Московской духовной академии протоиерея Георгия Климова внимание читателя направляется на два пути спасения, две христианских добродетели — девство и брак. Автор подробно освещает учение о превосходстве девства над браком и приходит к выводу, что отцы Церкви, давая нравственно-религиозную оценку девства и брака, имели в виду не само девственное или брачное состояние, а те условия и средства, которыми человек располагает при достижении духовного совершенства.
События
В СПбДА вышел видеокурс лекций протоиерея Димитрия Юревича по Евангелию от Иоанна Богослова
События
В Москве пройдёт презентация книги «Введение в православное учение о Святом Духе. Пневматология Иоанна Богослова»
Статья
Проблема центра богословия апостола Павла: пролегомены к альтернативному подходу
Проблема центра богословия апостола Павла генетически связана с иде­ями Мартина Лютера, для которого такой центральной идеей стала доктрина об оправдании верой, изложенная в Послании к Римлянам. В течение прошедшего столетия на вопрос о центре богословия апостола Павла давались самые разные ответы, однако возможно, что все разнообразие предложений соответствует не столько характеру павлового мышления, сколько говорит о богословских взглядах его интерпретаторов. В статье доцента, кандидата богословия, доцента кафедр библеистики Московской духовной академии и Перервинской духовной семинарии Михаила Ковшова рассматривается один из ключевых текстов апостола, Послание к Римлянам, и отмечается, что наиболее важными богословскими концептами в нём могут быть названы идеи усынов­ления и прославления.
Статья
Наследие апостола Павла в историко-критическом и православно-богословском контекстах
В статье доцента, кандидата богословия, доцента кафедр библеистики Московской духовной академии и Перервинской духовной семинарии Михаила Ковшова поднимается вопрос о том, каким должен быть православный подход к изучению посланий апостола Павла в свете достижений современной библеистики и, в частности, её постмодернистского направления. Автор уверен, что сегодня недостаточно ни одного повторения высказанных кем-то ранее идей — будь то русские дореволюционные библеисты или даже Святые отцы, — ни механической ретрансляции современных западных теорий. Необходим гармоничный синтез того и другого, но только как фундамент для самостоятельных исследований.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>