Зеленов Александр Викторович

Статья
Теологический и светский взгляд на феномен одержимости и практику экзорцизма: соотношение подходов
Цель исследования аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Александра Викторовича Зеленова — рассмотреть феномен одержимости и истоки экзорцизма в богословии, а также представить современный научный взгляд на данные явления. Исследование фокусирует внимание на теологическом подходе к пониманию одержимости и практики экзорцизма, описанных в христианских текстах, как основе богословского подхода к пониманию настоящих явлений. В статье затрагивается проблематика соотношения религиозного взгляда на одержимость и современной научной интерпретации данного феномена как психического расстройства. Уделяется внимание сущности и специфике экзорцизма в Священном Писании. В результате представлены теологическая и светская точки зрения на одержимость и экзорцизм. Стоит отметить, что случаи, описанные в книгах Священного Писания, не вступают в противоречие с современной научной трактовкой одержимости. Беснование как явление не может не наносить вред душе и телу человека, что определило необходимость совмещения современного теологического подхода со светской практикой. В работе представлены теологические основания практики экзорцизма. Важно указать, что современная позиция Русской Православной Церкви относительно применения экзорцизма является наиболее рациональным вариантом, позволяющим избежать распространения суеверий и различных оккультных убеждений в обществе.
Статья
Учение священномученика Серафима (Звездинского) о Божественной Литургии и Евхаристии
В России литургические традиции находятся в процессе возрождения. Его важной частью является установление преемственности между современной церковной практикой и прошлым опытом. В этом контексте проповеди о Божественной Литургии и Евхаристии священномученика Серафима (Звездинского) представляют значительный интерес. Тексты вл. Серафима служат образцом осмысления церковного опыта и содержат объемный материал, повествующий о практике церковного богослужения, центром которого выступает Божественная Литургия. В статье Александра Викторовича Зеленова отражены основные аспекты учения Серафима (Звездинского) о Литургии и Евхаристии. Первая понимается как неотъемлемая часть жизни верующего, вторая занимает центральное положение в богослужении. Она не только является отражением жертвы Христа, но и способствует очищению души верующего. Верующие во время таинства причащения, вкушая Тело и Кровь Христа, становятся храмом Божиим, их души очищаются от страстей. В этом заключается высочайший дар Евхаристии, посланный Господом.
Статья
Грех и спасение в религиозно-философской концепции Авраама Позова
Цель исследования – рассмотреть проблематику греховности и спасения в религиозно-философской концепции представителя первой волны русской эмиграции XX в. Авраама Позова. В статье аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Александра Викторовича Зеленова анализируется интерпретация концепции греха А. Позова, истоки и виды греховности. Внимание уделено путям спасения человека, которые были сформулированы А. Позовым. Научная новизна заключается в раскрытии до этого момента практически неисследованного аспекта религиозно-философского наследия А. Позова. В результате была представлена целостная мировоззренческая картина решения проблематики греха и спасения, что позволило определить место А. Позова в отечественной религиозно-философской мысли XX в. Определено, что синтез, в качестве основы методологии А. Позова, соединил значительный объем мнений в вопросах греховности и спасения. При этом в соотношении телесного, душевного и духовного уровней определяется, что спасение может быть найдено только в теле.
Статья
Душа в антропологии Авраама Позова: синтез традиций религиозной философии и научных достижений ХХ в.
Новые сведения о человеке, полученные в результате развития науки, определили начало пересмотра ряда вопросов, связанных с отношениями Бога и человека. Для обоснования теологических формул многие религиозные философы прибегли к синтезу разных отраслей знания. Важной частью новых поисков стало определение сущности и природы души. Примером такой динамики является синтетическая концепция А. Позова, который являлся представителем религиозной философии русского зарубежья XX в. Теория А. Позова демонстрирует, как под влиянием научного прогресса трансформировались устоявшиеся теологические паттерны. Вместе с тем в его работах присутствуют концептуальные традиционные основы религиозно-философской мысли. Таким образом, синтетическую концепцию души в антропологии А. Позова вполне можно расценивать как результат слияния традиционных концептов религиозно-философской мысли и влияния научных открытий XX в. Помимо прочего, в работах А. Позова прослеживаются предпосылки для становления христианской психологии.

Другие публикации на портале:

Еще 9