![](/data/2024/05/15/4_%281%29.jpg.400x400.jpg)
Психология
![](/data/2024/04/17/scale_1200%20%282%29.png.400x400.jpg)
Статья
Творения святых отцов нам говорят о трех видах войн: о духовной войне, о душевной и вещественной. Каждая война имеет своей причиной предыдущую, согласно исторической последовательности (вначале произошла духовная война на небе). Где война, там и травмы, и жертвы. Герои войны почитаются за мужество или за самопожертвование, и чем более жестокой бывает война, тем больше славы приносит ее участникам.
![](/data/2024/03/30/vEji0sCQuEc.jpg.400x400.jpg)
Статья
Вспоминаем интервью, взятое для портала Православие.Ru в 2014 г. у ушедшего из жизни семь лет назад Федора Ефимовича Василюка – психотерапевта, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.
![](/data/2024/03/23/scale_1200%20%281%29.jpeg.400x400.jpg)
Статья
Тема марта на портале «Богослов.Ru» — «Православие, психология и психиатрия». Вспоминаем мнение врача-психиатра священника Алексия Денисова о том, какая психология полезна будущим пастырям.
![](/data/2024/03/19/525.jpg.400x400.jpg)
Статья
В чём разница между психикой и душой? Что изучает наука психология и насколько она полезна православному человеку? Что такое «христианская психология» и есть ли у неё будущее? В чём принципиальное отличие психолога и пастыря? Нужно ли будущим священникам изучать психологию и психиатрию? Все эти вопросы мы обсудили с ректором Института христианской психологии протоиереем Андреем Лоргусом в четвёртом подкасте портала «Богослов.Ru».
![](/data/2024/03/15/vm3i1lbnbvir3uxzqi1iuvqk12ulk126.jpg.400x400.jpg)
Статья
Вспоминаем междисциплинарное исследование Ph. D. Эссекского университета в области психоаналитических исследований архимандрита Хризостома Гр. Тимпаса, затрагивающее актуальный вопрос: нужно ли современным священнослужителям владеть навыками психологического консультирования? В исследовании рассматривается эволюция Таинства Исповеди с древнейших времен вплоть до наших дней. По результатам этого анализа автор заключает, что в наше время духовникам необходимы навыки психологического консультирования, поскольку именно они могут помочь исповедующимся раскрыть духовный потенциал.
![](/data/2024/03/14/repentance_1.jpg.400x400.jpg)
Статья
Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен аналитический обзор статей по православной и пастырской психологии, опубликованных в научно-богословских периодических изданиях на русском языке в 2023 году. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. Всего в рамках обзора было проанализировано 12 статей. В связи с малым количеством публикаций разделять их на категории в рамках этого обзора, как кажется, не имеет смысла.
![](/data/2024/03/11/evtanaziya-izbavlenie-ot-stradaniy-ili-doroga-v-ad-2.jpg.400x400.jpg)
Статья
О том, как медицинское образование может помочь современному богослову, каковы перспективы нейротеологии и как современная апологетика может использовать науку, мы поговорили со специалистом по нейротеологии, преподавателем кафедры богословия Московской духовной академии иеромонахом Дамианом (Вороновым).
![](/data/2024/03/09/psihologicheskie_priemy_ubezhdeniya_v_spore.jpg.crop_display.jpg.400x400.jpg)
Статья
Вспоминаем статью кандидата богословия Николая Викторовича Лагутова, который отвечает на один из актуальнейших вопросов, стоящих перед духовными школами: есть ли место психологии в системе высшего духовного образования?
![](/data/2024/03/02/bigstock-Vitruvian-Man-32428253-e1364614025607.jpg.400x400.jpg)
Статья
Православные специалисты, работающие с человеком, остро нуждаются в новой системе человекознания, которая возникает на стыке психологии и христианского учения – христианской психологии. В свете этого особенно актуальной становится интеграция представлений о человеке в концепциях христианской антропологии и современной психологии в единую картину человекознания. Вспоминаем доклад Ларисы Филипповны Шеховцовой, прочитанный 15 апреля 2010 года в Московской духовной академии и семинарии на 5-й ежегодной конференции, посвященной проблемам экзегетики и герменевтики Священного Писания.
![](/data/2024/01/28/sa-7.jpg.400x400.jpg)
Статья
Информационные технологии сейчас проникли во все сферы жизни и активно воздействуют на человеческое сознание и личность. Цель статьи кандидата психологических наук Ольги Васильевны Ванновской (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина) — показать различия в оценке влияния виртуальной реальности на сознание человека в современной психологии и с точки зрения христианской антропологии. Доказывается гипотеза о том, что причина этих различий — в разном понимании сущности, структуры и механизмов сознания в науке и святоотеческом учении. Описываются ключевые подходы к пониманию сознания в нейронауках, в отечественной и зарубежной психологии. Рассматривается христианский подход к сознанию человека, связи с понятиями «свобода», «совесть», «стыд», «долг», «ответственность», «ум», «рассудок», святоотеческое учение о трехуровневой структуре ума, об очищении и хранении ума, об аскетике и практике исихазма как опыте возрастания сознания. Делается вывод о том, что в науке сознание человека связано с деятельностью мозга как субстрата психики, что приводит к его излишнему упрощению и редукции к психике животного. В отличие от этого в христианской антропологии человек — существо не только разумное, но и нравственное, поэтому ему необходимо осознавать смысл своего бытия.
![](/data/2023/07/30/2ded2ef07e3f96f6d7bb3da5e39de449e24c203f.jpeg.400x400.jpg)
Статья
В статье доктора философских наук, профессора кафедры богословия Московской духовной академии Павла Георгиевича Носачёва через обращение к опыту дореволюционной психиатрии предлагается пересмотреть устоявшееся представление о кликушестве как исключительно притворном бесновании. Основой для анализа избрано самое крупное исследование кликушества тех лет — монография Н. В. Краинского «Порча, кликуши и беснование как явления русской народной жизни». Через сопоставление труда Краинского с работами его современников (А. А. Токарского, М. П. Никитина, М. Ю. Лахтина, В. С. Яковенко, А. Д. Коцовского) показана оригинальность его идей. Проведен подробный анализ исследования Краинского и доказано, что он выдвинул оригинальную концепцию кликушества как социального расстройства, не связанного с эпилепсией и истерией, но и не притворного, припадки кликуш Краинский объясняет чрезвычайной внушаемостью психики. Делается вывод о том, что если следовать логике Краинского о чрезвычайной силе, с которой паттерны поведения одержимых закрепляются у людей, посещающих мероприятия, на которых происходит экзорцизм, необходимо максимально ограничивать круг лиц, который может участвовать в подобных действах.
![](/data/2023/06/27/i.webp.400x400.jpg)
Статья
В последние годы в понятийном аппарате психологии личности все чаще появляются упоминания о важности духовной сферы, высших потребностей и ценностей. В статье руководителя направления прикладной психологии Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии, сотрудника факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, старшего преподавателя факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова и Сретенской духовной академии Наталии Владимировны Ининой анализируется данная тенденция и проводится сравнение между светской и христиански-ориентированной психологией в отношении к духовной сфере. Показано, что светское представление о духовной сфере человека не выходит за рамки антропоцентрического подхода и выводится лишь из внутренних особенностей и механизмов психических процессов. Тогда как христиански ориентированный психологический подход опирается на теоцентрическую модель, представление о человеке как образе и подобии Божием, что в свою очередь открывает новые возможности в работе с духовными потребностями личности.
![](/data/2023/06/21/PHOTO-2023-02-16-22-32-48.jpg.400x400.jpg)
Статья
Старость — как горный перевал, с которого видна перспектива, и поэтому она не конец, а жизнь на новой глубине с пониманием ее цены. Это время новых вопросов и поиск ответов при новом мироощущении. Новый переходный возраст может стать школой благодарности и благоговения перед феноменом жизни. На этом этапе открывается то, что не могло открыться ранее.
![](/data/2023/03/03/3caa79432c5e4d0f54067bb59c6eeae4.jpe.400x400.jpg)
Статья
Статья кандидата философских наук; доцента Сретенской духовной академии иерея Павла Сержантова рассматривает вопрос о том, что в настоящее время представляет собой целевая аудитория, которой адресованы труды по православному основному богословию. Чтобы определить целевую аудиторию во всей ее полноте, автор обращается к антропологическим стратегиям, которым следует человек. Это различные стратегии, одна из них мощно заявила о себе в Новое время (стратегия человека разумного, или человека безграничного), другие стратегии появились в Новейшее время (стратегия человека бессознательного или человека топологического, а также стратегии человека виртуального). Классические работы по основному богословию адресованы человеку разумному. Статья ставит вопрос о том, какие задачи перед основным богословием возникают в перспективе диалога с человеком бессознательным и человеком виртуальным.
![](/data/2022/09/26/3c1dba59c63d57bded4ec0070fd7e13d.jpg.400x400.jpg)
Статья
В статье чтеца, кандидата психологических наук, катехизатора при храме Трех святителей в Раменках (Москва) Николая Юрьевича Колчуринского анализируются взгляды сторонников школы аналитической психологии, основанной К. Г. Юнгом. На основании черт, приписываемых бессознательному в рамках воззрений этой школы (сообщение тайных знаний, сверхъестественные предсказания будущего, сверхъестественные воздействия на события физического мира), делается вывод о сугубо религиозном характере основ учения аналитической психологии и об обожествлении ее представителями бессознательного. Делается вывод о том, что взгляды этой школы и практика могут быть охарактеризованы как религия общения с демонами.