Патрология

Книги
Логос — мир — человек. Космология святого Максима Исповедника. М., Издательство Сретенского монастыря, 2020. 152 с.
События
В издательстве ПСТГУ вышла книга Петра Михайлова «Богословская герменевтика великих каппадокийцев»
События
В Сретенской академии подготовлена к изданию книга «Блаженный Феодорит Кирский. Лечение эллинских недугов»
Статья
Диалог сщмч. Мефодия Олимпийского «О воскресении» (CPG 1812) и методология критического издания славянских текстов
Диалог «О воскресении» сщмч. Мефодия Олимпийского, написанный в кон. III — нач. IV в. на древнегреческом языке, дошёл до нас в первоначальной версии только частично, благодаря фрагментам, сохранённым в трудах более поздних авторов. Полная же версия этого сочинения сохранилась в славянском переводе, текст которого остаётся неопубликованным до сих пор. Описание славянской рукописной традиции данного диалога предваряется кратким описанием истории изданий славянских текстов, а также основных принципов критического издания, предложенных в 1929 г. Антуаном Мейе и Андре Вайяном. В завершении статьи магистра классической филологии, преподавателя-ассистента кафедры патристикии истории Церкви факультета теологии Фрибурского университета Алексея Морозова даётся описание проекта нового критического издания славянского и греческого текстов данного диалога.
Статья
Прп. Никодим Святогорец и латинская богословская традиция XVI–XVII вв.
Статья кандидата теологии, проректора Калужской духовной семинарии по заочному отделению протоиерея Василия Петрова освещает вопрос о латинских заимствованиях в творчестве прп. Никодима Святогорца. В исследовании приводится мнение свт. Феофана Затворника о книге св. Никодима «Невидимая брань», перечисляются шесть книг, в которых прослеживается явное латинское влияние, излагается гипотеза Э. Франкискоса о пути, которым греческие переводы Э. Романитиса попали на Афон в руки прп. Никодима. В работе оценивается степень зависимости книг Святогорца от латинских прототипов и масштабы влияния схоластической терминологии.
Статья
Семь тезисов о догматике и патристике в католическом богословии. Часть вторая
Содержание семи тезисов профессора католической и исторической теологии факультета теологии и религии Даремского университета Льюиса Айреса посвящено вдумчивым размышлениям о патристическом богословии как разделе догматического богословия в контексте католического вероучения. Чтобы понять, почему и каким образом патристическое богословие должно занять это место, необходимо обратиться к осмыслению богословия Предания — и к постоянному авторитету патристических текстов для католических богословов, а затем — к важности историографических методов, возникших после эпохи Возрождения. Эти дискуссии являются частью размышлений о природе самого богословия. И хотя целью данной работы является исследование системы латинского католического богословия, поставленные в ней вопросы должны представлять интерес для богословов самой различной конфессиональной принадлежности.
Статья
Гимн апостолам Петру и Павлу свят. Амвросия Медиоланского и культ первоверховных апостолов в Риме и Милане в IV веке
В статье кандидата искусствоведения, ответственной за информационный отдел Амвросиевского прихода в Милане Юлии Ситарской анализируется гимн апостолам Петру и Павлу св. Амвросия в контексте традиций их почитания в Риме и в Милане. Путем исследования праздника первоверховных апостолов в Риме, анализа текста гимна св. Амвросия, сопоставления его с проповедью из трактата «О девстве» и текстами сочинений современников авторагимна папы Дамаса и Пруденция образ апостола Петра был интерпретирован как равный образам других апостолов.
Статья
Апологетическая аргументация свт. Кирилла Александрийского в первой книге «Против Юлиана Отступника»
В статье магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии священника Анатолия Липатова и кандидата богословия, старшего преподавателя кафедры филологии Московской духовной академии священника Александра Ларионова выявляются основные полемические тезисы свт. Кирилла Александрийского, выдвигаемые им в защиту христианской веры против язычества, а также анализируется цитация и примеры из античной литературы, к которой широко обращается святитель. Научная новизна публикации состоит в том, что предпринимается попытка дать общую концепцию основного апологетического метода и тезисов свт. Кирилла в его полемике с язычеством. В результате показано, что обоснование превосходства христианства над язычеством зиждется на основных постулатах: древности и преемственности веры, превосходстве учения о Боге, превосходстве нравственных принципов.
Статья
К вопросу о природе души и ангелов в учении свт. Феофана Затворника (1815–1894)
В статье кандидата теологии, проректора по научно-богословской работе Калужской духовной семинарии протоиерея Василия Петрова исследуется учение св. Феофана Затворника о природе души и ангела, проводится сравнение с учением св. Игнатия (Брянчанинова), с которым Затворник вступил в заочную полемику на страницах книги «Душа и ангел — не тело, а дух». Автор статьи показывает, что взгляды св. Игнатия более традиционны с точки зрения святых отцов Древней Церкви. Это ярко проявляется при чтении «Точного изложения Православной веры» прп. Иоанна Дамаскина. В работе проводится краткий анализ взглядов на природу души и ангелов св. Симеона Нового Богослова. Попутно выясняется, что несогласие св. Феофана с учением св. Симеона привело к тому, что при переводе творений последнего Затворник опускал большие части текста, которые, по его мнению, не согласовывались с учением Православной Церкви.
События
Издан первый в 2022 году номер журнала «Библия и христианская древность»
События
Опубликован план конференций Научного центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова в 2022 – 2023 учебном году
События
В Тамбовской духовной семинарии прошла III Всероссийская Феофановская теолого-педагогическая конференция (с иностранным участием)
Статья
Амвросиаст: история поиска «настоящего» имени
На Западе уже предпринято значительное количество попыток снять покров анонимности с древнего римского экзегета, получившего условное наименование «Амвросиаст». Однако содержание научного дискурса в этом направлении, разбросанное в различных зарубежных изданиях, по большей части остаётся вне исследовательского поля русской богословской науки. В настоящей работе магистр богословия, старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии священник Андрей Лысевич и кандидат богословия, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит (Тихонов) не претендуют на решение проблемы авторства Амвросиаста, но стараются дать её развёрнутый обзор.
Статья
Агапий Ланд и его книга «Грешников спасение» в «Руководстве к исповеди» прп. Никодима Святогорца
Статья кандидата теологии, проректора по научно-богословской работе Калужской духовной семинарии протоиерея Василия Петрова содержит краткий обзор биографии греческого духовного писателя XVII в. монаха Агапия Ланда. Рассматривается состав и перевод на церковнославянский и русский языки его главного произведения — книги «Грешников спасение» (Венеция, 1641). Также в работе приводятся примеры использования книги прп. Никодимом Святогорцем (1749—1809) в «Руководстве к исповеди». В заключение исследования называется целый ряд католических книг, послуживших источниками рассматриваемого труда.
События
В Иркутской епархии прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и культурное наследие народов России и Америки»
События
В Издательском совете прошла конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности»
События
В «Центре изучения патристики и христианской древности» МДА продолжается курс лекций по патрологии и христианской науке
События
В Издательском совете пройдёт традиционная научная конференция, посвящённая святителю Феофану Затворнику
Статья
Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста
Статья магистра богословия, магистранта факультета гуманитарных наук НГПУ им. Козьмы Минина Сергея Фёдорова посвящена раскрытию евангельского учения о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста. В условиях падения нравов учитель Церкви излагал учение о браке перед паствой, подчёркивая его высоту и обязательность для всех, кто желает быть участником Царства Божия. Святитель красочно описывает бытовые семейные проблемы, но вывод его всегда бескомпромиссно строг: ничего, кроме прелюбодеяния, не может служить поводом к разводу супругов. Автор подвергает критике мнение ряда православных исследователей, согласно которому святитель Иоанн допускал второбрачие для невиновной в измене стороны. Проповеди вселенского учителя Церкви служат ценным и авторитетным свидетельством того, каким было учение о христианском браке в Восточной Церкви IV века.
События
В СПбДА завершилась XIV Международная научно-богословская студенческая конференция
События
Конференция по наследию блаженного Августина состоится в ПСТГУ
События
В МДА проходит курс лекций по патрологии и христианской науке
Статья
«Кризис русского византинизма» и переводы сочинений греческих отцов Церкви в Древней Руси
Протоиерей Георгий Флоровский — истый «эллинист», и христианский эллинизм есть для него мерило исторических и богословских процессов в Церкви. Такой подход вызывает разную оценку, но он лежит в основе оценки древнерусского богословия отцом Георгием, изложение которого составляет первую главу «Путей русского богословия». В статье кандидата богословия, доцента Московской духовной академии диакона Сергия Пантелеева не даётся оценка этого факта — автор обращает внимание на всё ещё плохую изученность древнерусского богословия, в частности — бытовавших на Руси переводов греческих отцов Церкви. Только создание сводных каталогов памятников святоотеческой мысли, которые содержали бы точные данные о святоотеческих текстах на славянском языке и были бы соотнесены с греческой традицией, позволит не только критически взглянуть на многие идеи, изложенные отцом Георгием в первой главе «Путей», но и даст необходимую базу для объективного изложения древнерусского богословия.
Статья
Смысл паломничества в духовном наследии Византии
В докладе доцента Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) раскрывается специфика отношения к паломничеству в византийской патристической традиции. На взгляд восточно-христианских отцов Церкви, лучшее паломничество — то, которое является отражением регулярной подвижническо-литургической жизни человека. Это одно из самых действенных средств духовного врачевания и в то же время огромный подвиг созерцания, приближения, предстояния Богу.
Статья
Славянские переводы творений святого Мефодия Патарского. К вопросу о славянской версии ранних святоотеческих текстов, посвященных библейской экзегезе
Cтатья настоятеля храма святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове протоиерея Бориса Даниленко посвящена творчеству доникейского отца Церкви, священномученика Мефодия, епископа Патарского († 304 г.). Центральной темой сочинений святого Мефодия является библейская экзегеза. По мнению ученых, помимо полемики с Оригеном, его наиболее важным вкладом в патристическую традицию стало богословского обоснование практики целибата, которое предвосхитило появление христианского монашества. Сохранившийся греческий корпус сочинений священномученика Мефодия может быть дополнен церковнославянскими переводами, большинство которых находится в русских сборниках. В качестве примера в приложении содержится славянский перевод работы святителя Мефодия «De sanguisuga ad Eustochium», который не сохранился.в оригинальной греческой версии.
События
Конференция «600 лет со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского: духовное наследие Русской Православной Церкви» пройдёт в Екатеринодаре
Статья
Псевдо-Иоанн Златоуст. Гомилия на слова: Никто не может служить двум господам (Мф. 6, 24), CPG 5059. Предисловие, критический текст, перевод с древнегреческого языка
Вниманию читателей предлагается критическое издание на древнегреческом языке и перевод на русский язык анонимной проповеди «О том, что никто не может служить двум господам». По мнению редакции портала «Богослов.Ru», это образцовое издание, пример того, как современная наука подходит к изданию древних церковных литературных памятников.
Статья
Холистическая сотериология прп. Симеона Нового Богослова
Статья студента магистратуры Московской духовной академии Максима Горшенина посвящена малоизученной стороне учения прп. Симеона Нового Богослова — его сотериологии. В рамках имманентно-текстуального (контекстуального) и системно-аналитического подходов предпринимается попытка реконструировать принципы, лежащие в основе сотериологической системы прп. Симеона (исцеление человеческой природы через восстановление богообщения, отношения свободы и благодати) и проанализировать специфику этой системы: холизм, христоцентричность, евхаристичность, экклезиологичность; значение личного подвига, мистического опыта и участия в таинствах Церкви.
Мнение
Один из трёх Богословов
25 марта 2022 года, в соответствии с одной из датировок жизни преподобного Симеона Нового Богослова, исполнилось 1000 лет со дня его блаженной кончины.
Статья
Различие сущности и энергии в онтологии свт. Григория Паламы: энергия как сущность в движении
Статья магистра теологии, аспиранта Московской духовной академии Вадима Елиманова посвящена одному из самых пререкаемых положений онтологии святителя Григория Паламы, а именно его учению о реальном различии в Боге сущности и энергии. На примере избранных фрагментов из трактатов святителя Григория показывается, что энергия является такой реальностью (πρᾶγμα), которая, с одной стороны, отличается от сущности, но, с другой стороны, не состоит из какой-либо иной сущности, кроме той, проявлением которой она является. Вадим Евгеньевич особо подчёркивает, что в статье представлен авторский взгляд на проблему отношения сущности и энергии в богословии свт. Григория Паламы. Проведённое исследование отнюдь не претендует на разрешение проблемы, связанной с отношением сущности и энергии в онтологии свт. Григория, но скорее намечает дальнейшую исследовательскую траекторию для всех интересующихся данной проблематикой.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>