Патрология

Книги
Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).
Книги
Логос — мир — человек. Космология святого Максима Исповедника. М., Издательство Сретенского монастыря, 2020. 152 с.
Статья
К вопросу об интерпретации В. Н. Лосским триадологии Псевдо-Дионисия Ареопагита
Когда-то В. Н. Лосский сформулировал принципы, на которых должно базироваться православное богословие. Главными свойствами православной догматики являются ее опытный характер (то есть основанность на фактах мистического опыта) и апофатичность, которая в свою очередь находит выражение в антиномичности догматических формулировок. Указанные принципы Лосский выводит из «Ареопагитик», доказывая, в частности, что триадология Псевдо-Дионисия может быть рассмотрена не только на катафатическом, но и на апофатическом уровне. В статье доктора богословия, кандидата теологии, декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Павла Хондзинского предпринимается критический разбор этих утверждений, построенный на анализе применяемой Псевдо-Дионисием неоплатонической терминологии. Указанный анализ позволяет, в частности, прийти к выводу, что Лосский не учитывает характерной черты терминологического аппарата «Ареопагитик», заключающейся в нетождественности понятий οὐσία (сущность) и ὕπαρξις (существование), между тем именно последнее понятие, подразумевающее открытость Божества Его причастникам, применяется Псевдо-Дионисием для описания троического единства, откуда следует, что триадология Псевдо-Дионисия не может быть встроена в апофатический дискурс «Мистического богословия».
События
Научно-богословская конференция  «Наследие Первого Вселенского собора: 325–2025: единство Предания и вызовы эпох» пройдет в октябре 2025 года
Статья
«Алтарь чудесней того, который мы ныне используем»: святой Иоанн Златоуст и забота о ближнем
Статья Андрея Ефтича (православный богословский факультет Белградского университета) посвящена анализу образа, который святой Иоанн Златоуст использует в своем толковании 2 Кор. 9:15, сравнивая служение нищим со служением на церковном алтаре. В ходе обзора истории понятия «нищий» (πτωχός) и его роли в жизни Церкви предлагается контекст для понимания аналогии, используемой Златоустом. Через толкование богословских последствий его позиции в современных реалиях предлагаются ответы на некоторые вызовы, которые ставила перед верующими пандемия COVID-19 и вызванные ей ограничения в богослужебной жизни.
Статья
Проблема вероучительного развития в паламитском богословии
В публикации преподавателя кафедры древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старшего научного редактора церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Петра Алексеевича Пашкова рассматривается патристический контекст, в котором формировались византийские представления об истории церковного вероучения, а также трактовка этой проблемы в эпоху паламитских споров, когда специфика византийского теологического этоса определилась окончательно. Представлен краткий обзор точек зрения на данный вопрос в учении самого свт. Григория Паламы (анализируется также эволюция взглядов святителя) и некоторых позднейших деятелей паламитского движения. Делается вывод о существовании в византийском богословии теоретических представлений о своеобразном «догматическом развитии»: появление новых вероучительных формул осмыслялось как «раскрытие» (ἀνάπτυξις) изначально данного залога Откровения и учения святых отцов, осуществляемое «логическим» путем. Особую роль должен был играть личный духовный опыт богослова, который позволял ему опознать имплицитно содержащиеся в уже известном учении скрытые теологические выводы.
Статья
Иcточники на румынском и греческом языках о преподобном Паисии Величковском
В статье главного редактора издательства «Наследие Православного Востока» Андрея Петровича Власюка делается краткий обзор источников на румынском и греческом языках о прп. Паисии Величковском, перевод которых на славянский и русский языки в настоящее время либо неизвестен, либо не издан. Автор кратко рассказывает о содержании этих текстов и о том, что они добавляет к привычному русскоязычному читателю образу прп. Паисия Величковского.
Статья
Новые свидетельства об истории Нямецкой Свято-Вознесенской лавры в XIX столетии и происходящих из нее последователях прп. Паисия (Величковского)
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена изучению литературной и общественной деятельности учеников прп. Паисия (Величковского), также рассматривается история Нямецкой лавры в середине XIX века и зависимых от нее обителей.
Статья
Методология критики египетской и финикийской мифологий Евсевием Кесарийским в трактате «Евангельское приуготовление»
Критика египетской и финикийской мифологий является важным местом в трактате «Евангельское приуготовление». С нее апологет начинает свое сочинение, посвящая ей первую книгу трактата. Этим, с одной стороны, апологет подготавливает основу для следующих книг, где критикует древнегреческую мифологию, которая по мере эллинизации Средиземноморья произвела рецепцию мифов Древних Египта и Финикии, а с другой стороны, показывает исторический корень зарождения язычества. Евсевий, будучи ученым историком, показывает на страницах трактата развитие языческой мифологии во временном контексте. При помощи цитат античных мифографов демонстрирует, как древние люди от простого наблюдения за небом и попыток описать окружающий мир пришли к обожествлению природных явлений. На основании этого повествования Евсевий разделяет формирование язычества на два исторических периода, или на две разные теологии: на «первую теологию человечества» и на «мифическую теологию», которая пришла на смену первой с появлением мифотворчества и культов божеств.
События
Вышел очередной том «Истории греческой христианской литературы от истоков до 451 года» (на французском языке)
События
Научная конференция, посвященная наследию святителя Феофана, Затворника Вышенского, состоится в Москве 19 июня
Статья
Учение священномученика Серафима (Звездинского) о Божественной Литургии и Евхаристии
В России литургические традиции находятся в процессе возрождения. Его важной частью является установление преемственности между современной церковной практикой и прошлым опытом. В этом контексте проповеди о Божественной Литургии и Евхаристии священномученика Серафима (Звездинского) представляют значительный интерес. Тексты вл. Серафима служат образцом осмысления церковного опыта и содержат объемный материал, повествующий о практике церковного богослужения, центром которого выступает Божественная Литургия. В статье Александра Викторовича Зеленова отражены основные аспекты учения Серафима (Звездинского) о Литургии и Евхаристии. Первая понимается как неотъемлемая часть жизни верующего, вторая занимает центральное положение в богослужении. Она не только является отражением жертвы Христа, но и способствует очищению души верующего. Верующие во время таинства причащения, вкушая Тело и Кровь Христа, становятся храмом Божиим, их души очищаются от страстей. В этом заключается высочайший дар Евхаристии, посланный Господом.
Статья
К методологии аскетического богословия
В современной православной богословской литературе достаточно активно обсуждается тема методологии теологических исследований. Теологи используют общенаучные методы, в том числе гуманитарных и социальных наук. Разумеется, используются и общебогословские методы, формулируются представления о методах в отдельных богословских науках: библеистике, патрологии и т. д. В публикации кандидата философских наук, магистра богословия, доцента, руководителя пастырского профиля магистратуры Сретенской духовной академии иерея Павла Сержантова обсуждаются возможности выявить и проанализировать теологические методы исихастской аскетики. Выявление методов в аскетическом дискурсе предлагается реализовывать на обширном письменном наследии святителя Феофана Затворника, значительного богослова, подвижника-исихаста XIX в. Перечисляется ряд методов, которые имели место в аскетических текстах святителя Феофана, даются краткие комментарии по каждому методу. Особое внимание обращено на метод «лествицы» и метод синергии.
Статья
Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 3. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин
Третья, заключительная статья доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН Алексея Владимировича Гоманькова из цикла, посвященного взглядам святых отцов на устройство космоса и продолжительность «дней» Творения, касается взглядов свт. Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Космографические представления свт. Иоанна Златоуста близки к представлениям прп. Ефрема Сирина: плоская Земля перекрыта полусферическим небесным сводом; три первые «дня» Творения определяются пульсациями «мирового» света», а последующие — движением солнца по небосводу; плоская форма Земли обеспечивает абсолютный смысл этих «солнечных дней». В отличие от других отцов IV в. блаженный Августин ясно понимал относительность всякого времени (всех «дней» Творения — как первых трех, так и последующих). Однако в его историческую эпоху не было известно никакого процесса, которым можно было бы измерять все «дни» Творения, поэтому о продолжительности их ничего невозможно было сказать и блаженный Августин рассматривает их лишь как этапы Творения. Только естествознание XX в. снабдило нас способами измерения времени, которые можно экстраполировать в доисторическое прошлое, и только эти естественно-научные данные свидетельствуют о том, что время, прошедшее от начала мира до сотворения человека, было во много раз более долгим, чем вся последующая история человечества.
События
Сборник проповедей священномученика Серафима (Звездинского) о Божественной Литургии вышел в издательстве ПСТГУ
Статья
Тема дружбы в толкованиях блаженного Августина на 5-й и 7-й псалмы
Цель исследования магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии Елены Сергеевны Семёновой — рассмотреть понимание дружбы в толкованиях блж. Августина Иппонийского на 5-й и 7-й псалмы. В статье впервые представлен перевод на русский язык фрагментов данных толкований, выполненный автором публикации совместно с Е. А. Разумовской. Интерпретируя первоисточники, автор приходит к следующим выводам. Согласно блж. Августину, в Ин. 15, 15 передано обетование о дружбе между человеком и Богом. Эти отношения подразумевают благое рабство Богу (исполнение заповедей Божиих, которое основано на смирении, исключает первоначальный страх наказания и соединено с совершенным страхом Божиим) и представляют собой христианскую нравственность, явленную в совершенном возрасте. Также блж. Августин понимает дружбу между человеком и Богом одновременно как откровенность Бога по отношению к человеку и познание человеком Божественного Промысла. Как богопознание, она соединена с нравственным совершенством и представляет собой одну из добродетелей, относящихся к заповеди о богопочитании. Такая дружба является Божиим даром человеку. В толкованиях на 5-й и 7-й псалмы блж. Августина дружба понимается как духовно-нравственная реальность.
Статья
Интерпретация понятия «Пренебесный Жертвенник» в учении св. Николая Кавасилы о Евхаристии в свете его полемики с западным взглядом на отношение установительных слов и эпиклезы
В своем трактате «Изъяснение Божественной Литургии» св. Николай Кавасила сравнивает западно-христианский и восточно-христианский взгляды на проблему отношения установительных слов и эпиклезы. Кавасила фактически обращает взор современных ему латинских богословов XIV в. на многовековую западно-христианскую традицию понимания молитвы Supplices Te rogamus. Кавасила, по-видимому, не был знаком с этой традицией через латинские источники. Однако в своей интерпретации Supplices Te rogamus он во многом следует за ней. Кавасила подтверждает истинность своей интерпретации Supplices Te rogamus ссылкой на Псевдо-Дионисия Ареопагита. Для Кавасилы эта молитва — не что иное, как эпиклеза, в которой обращение к Богу с просьбой об освящении даров облечено в образную, поэтическую форму. Согласно Кавасиле, в молитве Supplices Te rogamus Пренебесный Жертвенник — Сам Христос; Ангел — посредник между Богом и земной Церковью; моление Церкви Богу о вознесении рукою Ангела предложенных даров (хлеб и вино) на Пренебесный Жертвенник — это молитва об их освящении.
Статья
Святитель Феофан Затворник: наставления монашествующим Тамбовских женских обителей
Вспоминаем доклад митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, прочитанный 3 октября 2017 года на XI Феофановских чтениях в Издательском совете Русской Православной Церкви и посвящённый вкладу святителя Феофана в развития женского монашества на Тамбовской земле.
Статья
Аналитический обзор научно-богословских статей по русской патрологии и современной православной богословской литературе за 2023 год
Портал «Богослов.Ru» представляет обзор научно-богословских публикаций по русской патрологии и современной православной богословской литературе, вышедших в периодических изданиях на русском языке в 2023 году. В рамках обзора было проанализировано 39 статей.
Статья
Образ прп. Паисия Величковского по его житиям
В статье главного редактора издательства «Наследие Православного Востока» Андрея Петровича Власюка вкратце повествуется об истории написания и издания пяти «классических» житий прп. Паисия Величковского, три из которых были написаны на румынском языке (монахом Виталием, иеродиаконом Григорием Даскалом и схимонахом Исааком Даскалом), а два — на славянском (схимонахами Митрофаном и Платоном). Автор описывает как основные различия этих произведений, так и их связи и зависимости. В конце статьи автор дает свою версию ответа на вопрос: какими соображениями руководствовались отцы Оптиной пустыни, когда выбирали для публикации именно житие, написанное Платоном.
Статья
Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский
Во второй статье из цикла, посвященного изложению взглядов святых отцов на устройство космоса и на продолжительность «дней» Творения, рассматриваются представления «братьев-каппадокийцев» – свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского. По сравнению с представлениями прп. Ефрема Сирина, которые рассматривались в предыдущей статье, взгляды этих святых отцов могут считаться шагом в сторону признания относительности времени. Свт. Василий Великий считал небо сферическим, что может служить косвенным указанием на относительность «дня» и «ночи» как частей солнечных суток, хотя первые три «дня» Творения он (так же, как и прп. Ефрем Сирин) связывал с пульсациями «мирового света», тем самым придавая им абсолютный смысл. Но уже свт. Григорий Нисский считал, что первые «дни» Творения связаны с «обтеканием» небесной сферы «мировым светом» (т. е. неким его перемещением) и тем самым тоже могут иметь относительный смысл.
Статья
Аналитический обзор статей по греческой и латинской патрологии в научно-богословских журналах за 2023 год
В материале представлен обзор публикаций по греческой и латинской патрологии, вышедших в научно-богословских периодических изданиях за 2023 год. В рамках обзора проанализировано 34 статьи, в том числе исследования текстов свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, блаженного Августина, прп. Максима Исповедника, прп. Анастасия Синаита, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы, Евсевия Кесарийского и Феодора Мопсуестийского.
Статья
Преподобный Анастасий Синаит и преподобный Иоанн Дамаскин: преемственность в христологической терминологии
В статье кандидата физико-математических наук, кандидата богословия, доцента, доцента кафедры богословия Московской духовной академии, секретаря Ученого совета Московской духовной академии игумена Адриана (Пашина) и магистра богословия, старшего преподавателя кафедры библеистики и богословия Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) иерея Николая Михальцова рассматривается преемственность в формулировке христологической терминологии между двумя православными отцами Церкви — преподобными Анастасием Синаитом (VII в.) и Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Исследуются определение, этимология, взаимосвязь и употребление этими отцами важнейших в христологии терминов: «природа», «сущность», «ипостась», «лицо», «свойство», «энергия», «воля» и «воипостасное». Прослеживаются истоки богословской терминологии в античной философии — у Аристотеля и его комментаторов, у стоиков и в неоплатонизме, реализация у великих каппадокийцев в триадологии и перенесение ее на христологию прп. Максимом Исповедником, Леонтием Византийским, пресвитером Иоанном Грамматиком Кесарийским, свт. Софронием Иерусалимским и другими православными богословами. Прп. Анастасий Синаит проявляет строгую приверженность православной христологии, выраженной на Халкидонском Соборе. По мнению Синаита, христология еретиков противоречит святоотеческому преданию, и поэтому они подпадают под анафемы трех первых Вселенских Соборов. Святой отец активно использует наработки неохалкидонского богословия. Большая часть христологического учения прп. Иоанна Дамаскина, как и прп. Анастасия Синаита, имеет полемическую направленность.
События
Учебное пособие протоиерея Павла Хондзинского «Введение в богословскую традицию» вышло в издательстве ПСТГУ
Статья
Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин
Цикл статей доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН Алексея Владимировича Гоманькова посвящён анализу взглядов святых отцов «золотого века» христианской письменности на продолжительность процесса сотворения мира, описанного в 1-й главе книги Бытия. Абсолютный, вселенский смысл каждого из «дней» Творения обуславливает неразрывную связь представлений о его продолжительности с общими взглядами данного автора на устройство мироздания в целом. В первой статье цикла рассматриваются взгляды прп. Ефрема Сирина, который считал земную поверхность плоской и накрытой сверху полусферическим небосводом. Первые три «дня» Творения, согласно прп. Ефрему, были обусловлены периодическими пульсациями «мирового света», сотворённого в первый «день» Творения (т. е. ещё до солнца). Последующим «дням», определявшимся уже движением солнца, можно (так же, как и первым трём «дням») приписать абсолютный смысл благодаря представлениям о плоской поверхности Земли.
События
Лекторий по патрологии начинает работу в ОЦАД. Первая встреча — 27 февраля, необходима регистрация
События
Презентация собрания трудов святителя Николая Японского прошла в Москве
События
Конкурс перевода христианских текстов с древнегреческого и латыни проводит МДА. Прием заявок — до 25 февраля
События
Круглый стол, посвященный Иоанну Лествичнику, пройдет в Николо-Угрешской семинарии
События
I Павлиновские чтения, посвященные истории церковного искусства, пройдут в МДА в очно-дистанционном формате 5 февраля
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>