Первозданный мир, получивший от Создателя высокую оценку «хорошо весьма» (Быт. 1:31), разительно не похож на мир, в котором мы живём, где, по словам апостола Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Научная реконструкция истории Земли и Вселенной на основании данных астрономии, геологии и палеонтологии также крайне отличается от библейского рассказа о творении мира за шесть «дней» (Быт. 1). Где же на временной шкале Вселенной расположены эти «дни», так не похожие на наше время?
В поисках ответа было предложено несколько моделей соотнесения библейского повествования о творении мира и научных представлений о происхождении Вселенной, из которых наиболее известны концепции младоземельного креационизма (МЗК)[1] и теистического эволюционизма (ТЭ)[2] (рис. 1). Они представляют два противоположных подхода к решению проблемы: со стороны Божественного Откровения, данного в Священном Писании, (МЗК) и со стороны научного познания мира (ТЭ). Соответственно, в МЗК «дни» творения (Быт. 1) буквально отождествляются с 24-часовыми сутками, причём общий возраст Вселенной принимается за 7,5 тысяч лет (рис. 1, А). Напротив, в концепции ТЭ, согласно научным данным о возрасте Земли и Вселенной, «дни» интерпретируются как эпохи продолжительностью в миллионы и миллиарды лет (рис. 1, Б). В обеих моделях произвольно и в неявном виде принят постулат об однокачественности времени до и после грехопадения, позволяющий сторонникам этих концепций выражать длительность «дней» творения в тех же единицах, что и время наблюдаемого мира.
В статье приводятся аргументы, почему такое допущение и основанные на нём концепции МЗК и ТЭ следует считать ошибочными. Свидетельства Священного Писания указывают на качественное отличие времени первозданного состояния мира (Быт. 1) от времени наблюдаемой Вселенной как по направленности, так и по единицам измерения, что можно условно представить в виде двух разнонаправленных векторов времени (рис. 1, В). Из двухвекторной модели следует, что время Шестоднева не является частью времени наблюдаемой Вселенной, исчисляемого с момента Большого взрыва, и что «дни» творения принципиально нельзя выразить в единицах времени нашего падшего мира.
Первоначальная идея о различной природе времени первозданного творения и известного нам мира, а также двухвекторная модель соотнесения этих двух состояний были высказаны нами ранее[3]. Учитывая неразрывную связь времени и пространства, в настоящей работе каждый из двух векторов времени дополнен соответствующим пространством, с которым он образует единую сущность – пространственно-временной континуум. Таким образом, согласно двухвекторной модели, первозданный мир Шестоднева (Быт. 1) и наблюдаемая Вселенная соотносятся как два различных состояния пространства-времени. Развиваемая нами модель позволяет понять и устранить ряд кажущихся противоречий между хронологией Шестоднева и научными данными об истории Земли и Вселенной.
Прежде чем перейти к рассмотрению библейских свидетельств о разнокачественности времени и обоснованию двухвекторной модели пространства-времени, следует пояснить два физических понятия: «пространство-время» и «блок-вселенная».
Пространство-время и блок-вселенная
В нашем обыденном сознании пространство и время представляются независимыми друг от друга. Однако в специальной теории относительности, созданной Альбертом Эйнштейном в 1905 г., было показано, что скорость течения времени зависит от скорости движения объекта в пространстве. Это означает, что время неразрывно связано с пространством в единую сущность – пространственно-временной континуум. Единство пространства и времени как четырёхмерной реальности впервые раскрыл в 1908 г. немецкий математик, один из учителей Эйнштейна Герман Минковский: «Отныне пространство и время, взятые по отдельности, обречены влачить лишь призрачное существование, и только единство их обоих сохранит реальность и самостоятельность»[4].
Рис. 1. Модели младоземельного креационизма (А) и теистического эволюционизма (Б) постулируют однокачественность времени до и после грехопадения, обозначенного символом молнии. Длительность дней творения измеряют в тех же единицах, что и время падшего мира (короткий горизонтальный вектор). В двухвекторной модели (В) время Шестоднева качественно отличается от времени падшего мира. Продолжительность дней творения нельзя измерить с помощью эталонного горизонтального вектора. Время Шестоднева не является частью времени наблюдаемой Вселенной
Все объекты Вселенной находятся и движутся в пространстве-времени, причём чем больше составляющая движения в пространстве, тем меньше – во времени: движущиеся часы идут медленнее[5]. Теория относительности была подтверждена многочисленными экспериментами и стала частью нашего повседневного опыта. Так, течение времени на спутниках навигационных систем GPS и ГЛОНАСС замедляется вследствие их движения относительно наблюдателя на Земле. При этом имеет место и другой, противоположный по знаку и более значительный по величине, эффект ускорения времени из-за уменьшения силы земного притяжения на спутниковых орбитах, предсказанный общей теорией относительности[6]. Чтобы системы работали исправно, вносят соответствующие поправки. Таким образом, всякий раз, когда мы определяем местоположение с помощью навигационной системы, мы убеждаемся в реальности пространства-времени.
Герман Минковский разработал наглядный способ изображения четырёхмерного пространства-времени в виде диаграммы (рис. 2). Вертикальная ось t соответствует времени, а горизонтальная ось x – трёхмерному пространству[7], [8]. Этот метод позволяет понять, что следует считать реально существующим.
Рис. 2. Диаграмма пространства-времени. События настоящего времени недоступны для чувственного восприятия или регистрации физическими методами. Пунктиром показаны мировые линии света
Следуя интуиции и «здравому смыслу», мы считаем реальным то, что существует «сейчас» (события на оси x в данный момент времени 0, рис. 2), но не то, что прошло или ещё не наступило. Однако в теории относительности все моменты времени рассматриваются как равноправные. Что же в таком случае представляет собой реальность?
В книге «Ткань космоса» американский физик Брайан Грин обращает внимание на интересный факт: события, происходящие «сейчас», принципиально недоступны для чувственного восприятия или регистрации физическими методами[9]. Для того чтобы свет достиг наших органов чувств или каких-либо устройств, требуется время (рис. 2). Так, например, я вижу экран компьютера таким, каким он был две наносекунды назад (в действительности задержка значительно больше, если учесть время передачи нервных импульсов от органов чувств в мозг), комната представляется мне такой, какой она была 20 наносекунд назад, Луну мы видим такой, какой она была 1,3 секунды назад, а свет от сверхновой звезды, вспыхнувшей в настоящий момент времени, достигнет Земли только через 10 000 лет[10]. Всё, что мы видим, ощущаем, – уже прошло, это события из прошлого. Настоящее так же недоступно для регистрации, как и будущее, и может быть зафиксировано только ретроспективно, постфактум.
Рис. 3. События, происходящие «сейчас», одни и те же для наблюдателей А, Б и В, если они неподвижны по отношению друг к другу
Тем не менее интуитивно мы склонны думать, что реальность настоящего момента, хотя и недоступная для восприятия, одна и та же для всех наблюдателей, например, А, Б и В на рис. 3. Теория относительности опровергает нашу интуицию и утверждает, что понятие настоящего времени не имеет универсального содержания. Если Б начал двигаться по направлению к А, то, согласно теории относительности, события, происходящие «сейчас» для Б, находятся на наклонной линии и отличаются от событий настоящего для А[11] (рис. 4). Аналогичным образом, для наблюдателя В, движущегося в противоположном направлении, события, происходящие «сейчас», находятся под некоторым углом к линии настоящего для А[12]. Интересно отметить, что в список настоящего для В входит событие из прошлого для А (Апр), а в список настоящего для Б входит событие из будущего для А (Абуд). Здесь нет парадокса: информация об этих событиях, распространяющаяся со скоростью света, достигнет Б и В в отдалённом будущем, постфактум (обозначено пунктиром на рис. 4), и они никак не смогут на них повлиять.
Рис. 4. События, происходящие «сейчас», различны для наблюдателей, движущихся относительно друг друга. В понятие реальности входит «настоящее» для всех трёх наблюдателей
Эти рассуждения приводят нас к важному выводу. Настоящее для Б и В так же реально, как настоящее для А. Следовательно, в понятие реальности – того, что существует, должны быть включены списки событий настоящего времени для всех трёх наблюдателей, в том числе настоящее, прошедшее и будущее события с точки зрения А. В общем виде реальность включает в себя все события в пространстве-времени. Брайан Грин отмечает этот факт: «Точно так же, как мы представляем всё пространство реально существующим не только здесь, мы должны представлять и всё время реально существующим не только теперь. Прошлое, настоящее и будущее явно выглядят как различные сущности. Но, как сказал однажды Эйнштейн: “Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим – есть только иллюзия, хотя и стойкая”. Единственное, что реально – это пространство-время в целом»[13].
Таким образом, следует полагать, что все события Вселенной реально существуют, даже если с точки зрения конкретного наблюдателя они уже прошли или ещё не наступили. Всё множество событий составляет пространство-время в целом, или блок-вселенную (рис. 5). Модель блок-вселенной является наиболее популярной, хотя и не общепризнанной, концепцией в физике и философии времени[14], [15].
Рис. 5. Блок-вселенная. Все события Вселенной реально существуют, хотя с точки зрения конкретного наблюдателя, находящегося в точке 0, они уже прошли или ещё не наступили. Вертикальная ось t соответствует времени, а горизонтальная плоскость с осями x и y обозначает трёхмерное пространство в момент времени 0
Направленность времени, второй закон термодинамики и принцип причинности
Ежедневный опыт убеждает нас в том, что события происходят в одной последовательности и не происходят в обратной: снятый с огня чайник остывает, кофе смешивается с молоком, но смешанные жидкости не разделяются на исходные, яйца разбиваются, но разбитые яйца не собираются в целые, и пр. Эти и другие необратимые процессы идут самопроизвольно в направлении возрастания энтропии – таков закон природы, второй закон термодинамики[16].
Что такое энтропия? В классической термодинамике – это мера рассеивания энергии. Во всех необратимых самопроизвольных процессах часть энергии рассеивается в виде тепла и становится недоступной для совершения работы. К горячему чайнику можно присоединить термоэлектрогенератор, преобразовать тепловую энергию в электрическую и с помощью электродвигателя поднять груз. Но как только чайник остынет, всё остановится. Тепловая энергия чайника не уничтожилась, но изменилось её качество – она стала недоступной для совершения работы.
В статистической физике энтропия трактуется как вероятность состояния системы. Австрийский физик Людвиг Больцман показал в конце XIX века, что энтропия связана с числом возможных перегруппировок компонентов системы (или микросостояний), не приводящих к изменению общих свойств системы (или макросостояния). Состояние системы с высокой энтропией может быть реализовано многими перестановками молекул, а с низкой энтропией – немногими. В статистическом толковании 2ЗТ утверждает, что физическая система самопроизвольно переходит из маловероятного состояния с низкой энтропией в более вероятное состояние с высокой энтропией. Кофе смешивается с молоком, поскольку существует огромное число возможных перегруппировок молекул кофе и молока, которые на макроуровне будут выглядеть одинаково – как «кофе с молоком», но только малая часть перегруппировок будет иметь вид двух раздельных жидкостей. Состояние смеси более вероятно и имеет большую энтропию, чем состояние раздельных компонентов.
Энтропию часто описывают как меру беспорядка. Разбитое яйцо выглядит более «беспорядочным» и обладает большей энтропией, чем целое. Тем не менее наше субъективное ощущение «беспорядка» не всегда отражает физическую сущность энтропии.
В пространстве-времени Вселенной горячие чайники, чёрный кофе и целые яйца лежат по отношению к остывшим чайникам, кофе с молоком и разбитым яйцам с той стороны, которую мы называем прошлым. Каждый процесс во Вселенной вносит вклад в энтропию. Секунду назад она была меньше, чем сейчас, две секунды назад – ещё меньше, и так, обращаясь в прошлое, мы приходим к загадочному состоянию новорождённой Вселенной с минимальной энтропией. На протяжении всей истории Вселенной направление роста энтропии совпадает с направлением «стрелы времени» от прошлого к будущему[17]. В уже упомянутой книге «Ткань космоса» Брайан Грин пишет: «Направление в будущее есть в действительности направление возрастания энтропии. Стрела времени – факт, что события начинаются так и заканчиваются эдак, но никогда не начинаются эдак и заканчиваются так, – начинает свой полёт из высокоупорядоченного, низкоэнтропийного состояния Вселенной в её начале»[18].
Направленность времени и закон возрастания энтропии (23Т) связаны с принципом причинности. В книге «Статистическая физика» советский физик Я. П. Терлецкий пишет: «В общенаучном, общефилософском плане принцип причинности – это утверждение об определённо направленной обусловленности одних явлений другими. <…> Если первое событие является причиной, а второе следствием, то первое событие полностью обусловливает второе, но не наоборот. Соответственно <…> принцип причинности состоит в дополнительном утверждении, что причина всегда предшествует по времени следствию и эта последовательность не может быть обращена посредством выбора системы отсчёта. <... > Итак, принцип причинности <…> представляет по сути иную формулировку постулата необратимой направленности времени. <... > Никому ещё не удалось открыть какой-нибудь иной физический закон, кроме закона возрастания энтропии, который содержал бы в общем виде положение об определённой, необратимой направленности процессов во времени. Таким образом, мы с полным основанием можем рассматривать утверждение, называемое физиками принципом причинности, так же как и утверждение о возрастании энтропии, как выражение одного и того же физического закона природы. Следовательно, представление о необратимой направленности времени, принцип причинности и закон возрастания энтропии – неразрывно связанные физические утверждения, которые нельзя применять независимо одно от другого (курсив мой – В.И.)»[19].
Разнокачественность времени Шестоднева и времени наблюдаемой Вселенной
Рассмотрим принцип причинности, закон возрастания энтропии и направленность времени применительно к наблюдаемой Вселенной в сравнении с миром Шестоднева (таблица 1).
В наблюдаемой Вселенной причиной происходящих в ней изменений является сама материя (внутренняя причина). По существу, в этом и состоит действующий в нашем мире принцип причинности, провозглашенный П.-С. Лапласом в начале XIX века: «Мы должны рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие её предыдущего состояния и как причину последующего»[20]. Состояние наблюдаемой Вселенной[21] в день n является причиной её состояния на следующий день n+1.
Изменения во Вселенной, переходы от одного состояния к последующему происходят самопроизвольно, спонтанно. Такие процессы нызываются естественными. Направление изменений, то, какие процессы идут, а какие нет, определяют законы термодинамики: 1-й закон сохранения энергии и 2-й закон возрастания энтропии. Второй закон термодинамики (2ЗТ) утверждает, что самопроизвольные процессы идут в направлении увеличения энтропии Вселенной[22], [23].
Единицами измерения времени являются самопроизвольные естественные процессы, например суточное вращение Земли.
Направление времени от прошлого к будущему соответствует направлению спонтанных естественных процессов от причины к следствию. В частности, как обсуждалось выше, целое яйцо всегда предшествует по времени разбитому яйцу. Именно поэтому течение времени воспринимается нами как последовательность самопроизвольных изменений, включая биологические процессы памяти. Поскольку направление спонтанных процессов определяется 2ЗТ, направленность «стрелы времени» в наблюдаемой Вселенной совпадает с направлением возрастания энтропии.
В мире Шестоднева причина изменений качественно иная – это слово Творца. Она находится не в материи, как в наблюдаемом мире, а вне её – трансцендентна ей (внешняя причина). Так, причиной появления растений в «день третий» (Быт. 1:12) было не физическое состояние Вселенной в «день второй», а Божественное повеление: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод...» (Быт. 1:11). Таким образом, в общем виде физическое состояние первозданной Вселенной в день творения N не являлось причиной её состояния на следующий день N+1.
Изменения в первозданном мире от одного состояния к последующему, в отличие от наблюдаемой Вселенной, шли не самопроизвольно, но по повелению Творца. Такие процессы нызываются сверхъестественными. Направление процессов – какие идут, а какие нет, – определялось словом Творца, но не 2ЗТ. Следовательно, 2ЗТ не действовал в первозданном мире, т. е. не был законом, понимаемым как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями»[24]. Можно полагать, что одни процессы шли с увеличением энтропии (рассеивание энергии в виде тепла), а другие – с уменьшением общей энтропии системы и окружающей среды (например, элементы земли и воды по повелению Творца объединялись в сложные молекулы, молекулярные комплексы и живые организмы (Быт. 1:11–12; 1:20–21 1:24–25)[25]. Как изменялась общая энтропия первозданного мира в течение шести дней творения, увеличивалась ли она, уменьшалась или была постоянной – остаётся неизвестным.
Единицами измерения времени являются сверхъестественные процессы, составляющие «дни» творения. Каждый «день» начинается с повеления Создателя и заканчивается результатами сверхъестественных ответных действий природы (Быт. 1).
Направление времени Шестоднева от прошлого к будущему, в отличие от наблюдаемой Вселенной, соответствует направлению несамопроизвольных сверхъестественных процессов от сверхъестественной причины к сверхъестественному следствию. Между тем как в наблюдаемом состоянии мира целые яйца всегда предшествуют по времени разбитым, аналогичные процессы в мире Шестоднева шли в обратном направлении. По слову Творца из земли и воды (аналогичных «разбитому яйцу») образовались клетки, включая яйцеклетки, растений и животных (аналогичные «целому яйцу»[26]), Быт. 1.
Таблица 1
Принцип причинности, 2ЗТ и время в мире Шестоднева и в наблюдаемой Вселенной
|
Мир Шестоднева |
Наблюдаемая Вселенная |
Причина изменений |
Внешняя сверхъестественная (слово Творца) |
Внутренняя естественная (состояние материальной системы) |
Закон возрастания энтропии (2ЗТ) |
Не действовал (одни процессы шли с увеличением общей энтропии, другие – с уменьшением) |
Действует (все процессы идут с увеличением общей энтропии, т. е. энтропии системы + энтропии окружающей среды) |
Изменение общей энтропии мира во времени |
? |
Увеличивается |
Единицы измерения времени |
Сверхъестественные процессы (день творения = «И сказал Бог» – «И стало так») |
Естественные самопроизвольные процессы (день = период суточного вращения Земли) |
Направление времени от прошлого к будущему |
Совпадает с направлением сверхъестественных процессов от сверхъестественной причины ПСВ к сверхъестественному следствию ССВ (например, земля и вода → клетки, включая яйцеклетки, растений и животных) |
Совпадает с направлением естественных самопроизвольных процессов от естественной причины ПЕ к естественному следствию СЕ (например, целое яйцо → разбитое яйцо) |
На рис. 6 обобщены принципиальные различия двух состояний мира – до и после грехопадения. В наблюдаемой Вселенной процессы идут самопроизвольно, спонтанно. Направление времени от прошлого к будущему совпадает с направлением спонтанных процессов от естественной (само)причины (ПЕ) к естественному следствию (СЕ). В течение шести дней творения процессы шли не самопроизвольно. Направление времени Шестоднева от прошлого к будущему совпадает с направлением сверхъестественных процессов от сверхъестественной причины (ПСВ) к сверхъестественному следствию (ССВ) и, следовательно, отличается от направленности времени наблюдаемой Вселенной.
Рис. 6. Причинно-следственные связи и направленность времени мира Шестоднева и наблюдаемой Вселенной. Пунктирными линиями показаны последовательности трёх связанных друг с другом показателей: процессов, причин и следствий этих процессов, а также интервалов времени от прошлого к будущему, так как причина предшествует во времени следствию. Стрелками показаны отдельные элементы последовательностей. Сверхъестественные процессы Шестоднева обусловлены сверхъестественными причинами (ПСВ) и приводят к сверхъестественным следствиям (ССВ). В наблюдаемой Вселенной процессы идут спонтанно, самопроизвольно от естественных причин (ПЕ) к естественным следствиям (СЕ). Сверхъестественные причины и следствия Шестоднева качественно отличаются от естественных причин и следствий в наблюдаемой Вселенной (ПСВ ≠ ПЕ; ССВ ≠ СЕ). Соответственно, причинно-следственное звено ПСВССВ не является частью причинно-следственных связей наблюдаемой Вселенной, а соответствующий этому звену интервал времени не входит во время наблюдаемой Вселенной. Таким образом, векторы времени Шестоднева и наблюдаемой Вселенной не лежат на одной прямой, а также не параллельны, поскольку исходят из общей точки «начала» бытия материального мира (Быт. 1:1). Следовательно, два вектора – время Шестоднева и время наблюдаемой Вселенной – имеют различную направленность
Идея о том, что время Шестоднева качественно отличалось от времени падшего мира, высказывалась несколькими авторами. Эту мысль ясно выразил прот. Александр Салтыков в 2011 г.: «Первозданная природа глубоко изменилась, даже переродилась в суетные формы бытия, то есть в современные формы познаваемого современным человеком мироздания и каждого отдельного явления. И это целиком относится к проблеме времени, – поскольку само понятие "время" можно понимать как термин, обозначающий процесс всеобщего изменения, – изменилось состояние твари и, следовательно, изменилось её время как в целом, так и отдельно для каждой твари»[27].
К такому же выводу пришёл диак. Николай Серебряков в статье «Проблема соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научным естествознанием», опубликованной также в 2011 г.: «Творческие Дни, безусловно, нельзя сопоставлять ни с нашими тленными днями, состоящими из наших 24 тленных часов (тленные дни являются лишь неким смутным подобием дней нетленных), ни с теми огромными временными интервалами существования космоса, которые установлены наукой при исследовании объектов нашего тленного мира. Они просто несопоставимы, т. к. относятся к разному времени»[28].
Представление о разнокачественности времени получило дальнейшее развитие в совместной работе прот. Александра и диак. Николая, в которой они указывают на «вневременность» первозданного состояния мира, а также на невозможность выразить время Шестоднева в рамках научной хронологии: «“вневременное время” первозданного, райского мира принципиально отличается от нашего эмпирического, тленного времени, они несопоставимы, в том числе и в отношении их хода и длительности»[29].
Двухвекторная модель времени
Исходя из представления о различной направленности времени Шестоднева и времени наблюдаемой Вселенной, модель соотнесения этих двух состояний мира выстраивается сама собой (рис. 7). Творение «из ничего» было однократным событием, следовательно, точка «начала» (Быт. 1:1), т. е. граница между небытием и бытием, является общей для векторов (или «стрел») времени первозданного состояния мира (вертикальный вектор) и падшего состояния (горизонтальный вектор). Последовавшее за грехопадением «проклятие земли» (Быт. 3:17) затронуло весь пространственно-временной блок[30], за исключением Едемского сада. Оно проявилось в том, что начал действовать 2ЗТ и «стрела времени» первозданного мира (вертикальный вектор) приобрела новую направленность, соответствующую возрастанию энтропии (горизонтальный вектор). Изменение направления времени означает начало бытия мира в падшем состоянии и последовательное появление в нём объектов, созданных в дни творения[31] (рис. 7, А – Г).
Рис. 7. Двухвекторная модель состояний мира до и после грехопадения. Различная направленность времени Шестоднева и времени наблюдаемой Вселенной условно изображена в виде вертикального и горизонтального векторов соответственно. События шести дней творения обозначены чёрными кружками, а сотворение человека – знаком Ꝏ. Время неразрывно связано с пространством в единую сущность – пространство-время. Всё множество событий образует пространство-время в целом, или блок-вселенную, изображённую в виде параллелепипеда. Последовавшее за грехопадением (обозначено знаком молнии) «проклятие земли» (Быт. 3:17) проявилось в изменении пространства-времени первозданного мира: начал действовать второй закон термодинамики и «стрела времени» (вертикальный вектор) приобрела новую направленность, соответствующую возрастанию энтропии (горизонтальный вектор). Изменение пространства-времени означает начало бытия мира в падшем состоянии и появление в нём объектов, созданных в «дни» творения. Для упрощения рисунка пространство на картинках А, Б и В не показано
Едемский сад остался единственным непроклятым участком первозданного мира. Преп. Симеон Новый Богослов поясняет: «И не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни вечного царства небесного. Если б не эта причина, надлежало бы проклясть его наипаче, так как внутри его совершилось преступление Адамово. Но Бог не сделал этого, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна...»[32] В нашей модели Едемскому саду соответствует верхний пограничный «срез» первозданной блок-вселенной, показанный в виде горизонтальной плоскости на рис. 7, Г; время не течёт в Едемском саду.
На первый взгляд может показаться странным переход, затрагивающий прошедшие события. Тем не менее он представляется единственно возможным способом изменения состояния первозданного творения. Если реальность состоит не только из событий, происходящих «сейчас», но включает все моменты времени, то следует полагать, что «проклятие земли» охватило всю реальность, т. е. весь пространственно-временной блок первозданной Вселенной.
Наша модель объясняет тот замечательный факт, что в горизонтальном векторе сохранилась в общих чертах последовательность событий Шестоднева. Но вследствие действия 2ЗТ история падшего мира неизбежно отличается от библейского повествования, что и наблюдается в действительности.
Как видно на рис. 7, переход от первозданного состояния к падшему не сопровождался приращением вертикального вектора времени (участок вектора над символом Ꝏ не растёт). С точки зрения людей в первозданном мире, «проклятие земли» (рис. 7, А – Г) произошло мгновенно в момент их изгнания из Едемского сада. Этот вывод в точности совпадает с утверждением прот. Александра Салтыкова: «Пересечение первыми людьми таинственной границы между Раем и остальной землей и было для всего мироздания переходом в страдальческое, смертное время»[33].
Интересно отметить, что сама по себе возможность перехода пространства-времени из одного состояния в другое не выходит за рамки научной проблематики и активно обсуждается учёными. Так, по мнению физиков, распад энергетического «ложного» вакуума, положивший начало пространству-времени нашей Вселенной и приведший к образованию элементарных частиц и атомов, мог быть неполным, вследствие чего наблюдаемый вакуум может находиться в метастабильном состоянии. Экспериментальные данные действительно указывают скорее на «метастабильность» (т. е. стабильность в течение ограниченного периода времени) вакуума, чем на «абсолютную стабильность»[34]. Если так, то рано или поздно произойдёт спонтанный распад вакуума до нового энергетического минимума, означающий конец известного нам мира и образование мира с новыми физическими константами, новыми физическими законами и новым пространством-временем. Таким образом, ключевая идея двухвекторной модели об изменении пространства-времени имеет прецедент в физике. Однако в отличие от научных представлений о спонтанных естественных процессах модель утверждает, что переход пространства-времени из первозданного состояния в состояние падшего мира произошёл сверхъестественным образом по воле Творца вследствие грехопадения человека: «проклята земля за тебя» (Быт. 3:17).
Если воспользоваться понятийным аппаратом отечественных философов, трактующих пространство-время как «форму существования материи»[35], то можно сказать, что грехопадение и последовавшее за ним «проклятие земли» привели к изменению «формы существования» материальных объектов первозданного мира.
Рассмотрим три дополнительных аргумента в поддержку двухвекторной модели.
Отделённость Едемского сада от наблюдаемой Вселенной
Первый аргумент следует из заключительного стиха 3-й главы Книги Бытия (Быт. 3:24), разделяющего повествование о бытии мира на две части – до и после грехопадения. В нём содержится, по-видимому, единственное упоминание о том, как первозданный мир, от которого остался лишь Едемский сад, соотносится с падшим: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). В стихе со всей определённостью говорится об отделённости (отсечённости) пространства Едемского сада от пространства нашего наблюдаемого мира. Но как мы уже обсуждали, пространство неразрывно связано с временем, образуя единую физическую сущность – пространство-время. Если пространство-время наблюдаемой Вселенной не включает в себя пространство первозданного мира – Едемский сад, то также не включает первозданное время. Шесть дней творения не входят в наше время, начавшееся с момента Большого взрыва, но представляют собой «стрелу времени» с иной направленностью.
Различная последовательность событий Шестоднева и аналогичных событий в истории наблюдаемой Вселенной
Второй аргумент состоит в том, что последовательность событий Шестоднева отличается от последовательности аналогичных событий в истории наблюдаемой Вселенной, таблица 2.
Таблица 2
Различная последовательность событий Шестоднева и наблюдаемой Вселенной
Первозданный мир |
Наблюдаемая Вселенная |
Звёзды, включая Солнце, были сотворены после Земли и растений (Быт. 1:14–19) |
Звёзды возникли за миллиарды лет до появления Земли и растений |
В первозданном мире животные питались растениями: «...а всем зверям земным <...> дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:30) |
Палеонтологическая летопись свидетельствует о непрерывном поедании одних животных другими |
Все «роды» животных дожили до появления первых людей в конце шестого «дня»: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31) |
Большинство видов животных (более 90%) вымерло в глобальных катастрофах задолго до появления на Земле человека |
В первозданном мире Солнце и другие звёзды были сотворены после Земли и растений, животные питались растениями, все «роды» животных дожили до появления первых людей и сосуществовали вместе с ними. Последнее утверждение следует из слов: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31), которые, по всей видимости, не могли относиться к «родам», погибшим и исчезнувшим с лица Земли. Растения и животные были созданы для выполнения определённых функций. В частности, сотворённым в пятый «день» морским животным Бог повелел: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях» (Быт. 1:22). Очевидно, что высокая оценка «хорошо весьма» не могла быть дана «родам» животных, которые оказались неспособными исполнить повеление Творца и рассыпались на части. В первозданном мире нет места для глобальных катастроф и массовых вымираний[36].
Последовательность событий в наблюдаемой Вселенной иная: звёзды возникли за миллиарды лет до появления Земли и растений, палеонтологическая летопись свидетельствует о непрерывной последовательности хищнических отношений в истории живой природы, большинство видов животных (вероятно, более 90%[37]) вымерло в глобальных катастрофах задолго до появления на Земле человека.
Так как у нас нет оснований сомневаться в достоверности источников – Священного Писания и научного естествознания, следует полагать, что обе последовательности имели место в действительности. Поскольку взаимоисключающие события не могли произойти одновременно, две последовательности предполагают два различных времени (два пространства-времени), соответствующих первозданному и падшему состояниям мира.
В умирающей Вселенной нет места для бессмертного человека
Третий аргумент в поддержку двухвекторной модели следует из того обстоятельства, что потенциальное бессмертие первого человека было бы невозможно в умирающей (наблюдаемой) Вселенной.
По православному вероучению Адам имел возможность жить бесконечно долго, если бы не согрешил: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23); «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1:13). Но вследствие непослушания он мог стать, и фактически стал, смертным: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). На Карфагенском соборе в 419 г. Церковь провозгласила: «Признано всеми епископами карфагенской церкви <…> яко Адам не смертным от Бога сотворен. Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема»[38].
Если бы человек был создан в наблюдаемой Вселенной, где действует 2ЗТ, то он был бы обречён на смерть с самого начала вне зависимости от греха. Наш мир, по словам физиков, – это «умирающая Вселенная»[39]. В таблице 3 представлены стадии эволюции Вселенной – прошедшие и прогнозируемые.
Таблица 3
Стадии эволюции наблюдаемой Вселенной[40]
ВРЕМЯ (в годах после Большого взрыва) |
СОБЫТИЯ |
Эпоха звёзд |
|
9 х 109 |
Образовалась Солнечная система |
9,5 х 109 |
На Земле появились первые живые организмы – бактерии |
13,8 х 109 (настоящее время) |
Лучшее время для жизни на Земле. Оптимальные физические параметры благоприятствуют процветанию разнообразных форм жизни: прокариот, одноклеточных эукариот и сложных многоклеточных организмов |
17 х 109 |
Энергия солнечного излучения возрастёт на 40%. Повышение температуры поверхности Земли приведёт к испарению океанов. Растения и животные погибнут |
21 х 109 |
Солнце войдёт в фазу красного гиганта, и его диаметр увеличится в 100–250 раз. Вероятнее всего, Земля будет поглощена Солнцем и прекратит существование. Если Земля не погибнет, то будет нагрета солнечным излучением до температуры плавления земной коры. Все формы жизни погибнут |
25 х 109 |
К этому времени на Солнце прекратятся термоядерные реакции. Оно потеряет внешние оболочки и около половины своей массы. Оставшееся солнечное ядро – белый карлик, будет медленно остывать. Если Земля избежит захвата Солнцем в фазе красного гиганта, она погрузится в глубокий холод |
Эпоха распада |
|
1015–1039 |
Погаснут последние звёзды. Чёрные дыры поглотят звёзды и в конечном счёте – галактики. Из-за распада протонов, а также вследствие поглощения черными дырами разрушатся атомы |
Эпоха чёрных дыр |
|
1040–10100 |
Черные дыры будут испаряться, испуская излучение Хокинга |
Эпоха вечной тьмы |
|
> 10101 |
В космическом пространстве останутся отдельные электроны, позитроны, нейтрино и фотоны. Электроны и позитроны будут аннигилировать, превращаясь в излучение |
В настоящее время на Земле созданы лучшие условия для жизни. Солнце горит стабильно, но уже израсходовало половину водорода в своём ядре, превратив его в гелий. Через несколько миллиардов лет из-за возросшего солнечного излучения и парникового эффекта испарятся океаны, что приведёт к гибели большинства растений и животных. Ещё через несколько миллиардов лет весь водород в недрах Солнца преобразуется в гелий и ядерные реакции перейдут в верхние слои. Диаметр Солнца увеличится более чем в 100 раз, оно войдёт в стадию красного гиганта. Вероятнее всего, Земля будет поглощена Солнцем и испарится[41]. Если Земля не погибнет, то разогреется до температуры плавления земной коры; всё живое умрёт. В последующие несколько миллиардов лет на Солнце прекратятся ядерные реакции, оно потеряет внешние оболочки и в конечном итоге от него останется лишь остывающее ядро – белый карлик. В очень далёком будущем погаснет последняя звезда, вещество Вселенной коллапсирует в чёрные дыры, которые будут медленно испаряться за счёт излучения Хокинга. На этой стадии разрушатся атомы. По мнению астрофизиков, после испарения всех чёрных дыр в эпоху вечной тьмы в космическом пространстве останутся лишь отдельные электроны, позитроны, нейтрино и фотоны.
Таким образом, в нашей умирающей (тленной) Вселенной нет места для бессмертного (нетленного) человека. Поэтому если мы согласны с правилом Карфагенского собора, что «Адам не смертным от Бога сотворен», то следует признать, что первозданная Вселенная не была обречена на разрушение, а значит в ней не действовал закон возрастания энтропии. Следовательно, время имело иную направленность, чем в наблюдаемой Вселенной.
Заключение, выводы и перспективы
В заключение можно назвать пять независимых доводов в поддержку утверждения о разнокачественности времени и, следовательно, пространства-времени до и после грехопадения:
- Результаты богословских исследований прот. Александра Салтыкова[42] и диак. Николая Серебрякова[43] о различной природе времени первозданного творения, с одной стороны, и падшего (эмпирического) – с другой.
- Различный характер причинно-следственных связей до и после грехопадения.
- Отделённость Едемского сада от нашего мира.
- Различная последовательность событий Шестоднева и аналогичных событий в истории наблюдаемой Вселенной.
- Потенциальное бессмертие первого человека, если бы он не согрешил, было бы невозможно в наблюдаемой умирающей Вселенной.
Из предложенной двухвекторной модели следуют два главных вывода:
- Шесть «дней» творения (Быт. 1) не являются частью времени наблюдаемой Вселенной, исчисляемого с момента Большого взрыва (вертикальный вектор на рис. 1 В и рис. 7 не входит в горизонтальный вектор).
- Продолжительность «дней» творения принципиально нельзя выразить в единицах времени известного нам падшего мира (длину вертикального вектора на рис. 1 В и рис. 7 невозможно измерить с помощью эталонного вектора, расположенного горизонтально).
Альберту Эйнштейну приписывают афоризм: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того»[44]. С точки зрения этого принципа, двухвекторная модель времени (пространства-времени) представляет собой минимально сложную, не подлежащую упрощению концепцию соотнесения библейского повествования о сотворении мира с научным естествознанием. Два состояния бытия – до и после грехопадения – находятся в более сложном отношении друг к другу, чем это представлено в чрезмерно упрощённых и вследствие этого ошибочных моделях младоземельного креационизма и теистического эволюционизма.
Возможно ли проверить двухвекторную модель научным методом? Прямым способом, конечно, нет, так как для научного исследования доступно только пространство-время наблюдаемого (падшего) состояния Вселенной. Однако модель даёт специфические предсказания о свойствах наблюдаемого мира, которые можно проверить научным методом и таким образом подтвердить или опровергнуть модель. Проверке предсказаний двухвекторной модели будет посвящена наша следующая работа.
[1] Храмов А. В. Притяжение противоположностей: рецепция теории эволюции в младоземельном креационизме // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 59–76.
[2] Храмов А. Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4 (33). C. 84–109.
[3] Иваненков В. В. Соотнесение Шестоднева и науки: проблема двух векторов времени // Богослов.RU. Научный богословский портал. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3734243.html (дата обращения: 09.08.2023). Иваненков В. В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? / Часть 4. Альтернативные модели // Богослов.RU. Научный богословский портал. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4873408.html (дата обращения: 09.08.2023).
[4] Minkowski H. Space and Time (as cited in: Petkov V. Is There an Alternative to the Block Universe View? // Philosophy and Foundations of Physics / Ed. D. Dieks. Elsevier, 2006. Vol. 1. Р. 207–228). [Электронный ресурс]. URL: http://philsci-archive.pitt.edu/2408/1/Petkov-BlockUniverse.pdf (дата обращения: 11.08.2023).
[5] Hafele J. C., Keating R. E. Around-the-World Atomic Clocks: Predicted Relativistic Time Gains // Science. 1972. Vol. 177. No. 4044. P. 166–167. Hafele J. C., Keating R. E. Around-the-World Atomic Clocks: Observed Relativistic time Gains // Science. 1972. Vol. 177. No. 4044. P. 168.
[6] Ashby N. Relativity and the Global Positioning System // Physics Today. 2002. Vol. 55. P. 41-47.
[7] Сведение трёхмерного пространства к одному измерению не искажает реальности, если рассматривать движение объекта вдоль оси x, при котором координаты пространства y и z не изменяются.
[8] Тейлор Э. Ф., Уилер Дж. А. Физика пространства-времени. М., 1971.
[9] Грин Б. Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности. Пер. с англ. / Под ред. В. О. Малышенко и А. Д. Панова. Изд. 3-е. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2015. С. 142–143.
[10] Для удобства расстояние по оси x измеряют в метрах, а за единицу времени по оси t принимают «метр светового времени» – время, за которое свет проходит один метр пути, т.е. около 3,3 наносекунды. В таком масштабе свет проходит единицу длины за единицу времени, что соответствует углу наклона мировых линий света к оси x в 45о. См.: Тейлор Э. Ф., Уилер Дж. А. Физика пространства-времени. М., 1971.
[11] Тейлор Э. Ф., Уилер Дж. А. Физика пространства-времени. М., 1971.
[12] Расхождение между «срезами» настоящего зависит от скорость движения наблюдателей относительно друг друга и от расстояния между ними. При скоростях и расстояниях, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, эти эффекты ничтожны, но они всегда есть.
[13] Грин Б. Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности. Пер. с англ. / Под ред. В. О. Малышенко и А. Д. Панова. Изд. 3-е. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2015. С. 148–149.
[14] Грин Б. Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности. Пер. с англ. / Под ред. В. О. Малышенко и А. Д. Панова. Изд. 3-е. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2015. С. 137–151. Davies P. That Mysterious Flow // Scientific American. 2014. Vol. 23. No. 4. P. 8–13. Petkov V. Is There an Alternative to the Block Universe View? // Philosophy and Foundations of Physics / Ed. D. Dieks. Elsevier, 2006. Vol. 1. Р. 207–228. [Электронный ресурс]. URL: http://philsci-archive.pitt.edu/2408/1/Petkov-BlockUniverse.pdf (дата обращения: 11.08.2023). Hossenfelder S. Existential physics: a scientist’s guide to life’s biggest questions. New York: Viking, 2022. Р. 1–22.
[15] Модель блок-вселенной является следствием специальной теории относительности. «В этой блочной вселенной, – пишет немецкий физик-теоретик Сабина Хоссенфельдер, – будущее, настоящее и прошлое одинаково существуют, просто мы не воспринимаем их одинаково» [Hossenfelder S. Existential physics: a scientist’s guide to life’s biggest questions. New York: Viking, 2022. Р. 11]. Тем не менее физики расходятся во мнениях, совместимо ли представление о фиксированном будущем в блок-вселенной с квантовой неопределённостью, свойственной микромиру. Одни учёные утверждают, что противоречия нет. Так, Сабина Хоссенфельдер, будучи специалистом в области квантовой механики, отмечает: «...идея о том, что прошлое и будущее существуют так же, как настоящее, совместима со всем, что мы знаем в настоящее время» [Там же]. Другие учёные считают, что «В отличие от обычного взгляда на блок-вселенную, ... истинная природа пространства-времени лучше всего может быть представлена как растущая блок-вселенная: пространство-время, которое растёт и включает в себя все больше событий, «конкретизируясь» по мере того, как время развивается вдоль каждой мировой линии” [Ellis G. F. The evolving block universe and the meshing together of times. Annals of the New York Academy of Sciences. 2014. Vol. 1326. P. 26–41]. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1407/1407.7243.pdf (дата обращения: 10.08.2023)]. Джордж Эллис – один из ведущих мировых специалистов в теоретической космологии, вместе с другими учёными разрабатывают модель растущего блока-вселенной, в которой настоящее не статично, а непрерывно продвигается в направлении будущего времени. «Это то же самое, что и обычная 4-мерная блочная вселенная, за исключением того, что будущая граница пространства-времени больше не представляет собой бесконечное будущее: она представляет собой настоящее время, то есть тот момент вдоль нашей мировой линии, где квантовая неопределенность будущего сменяется определённостью прошлого. Он постоянно движется в будущее, включая в себя все больше пространственно-временных событий с течением времени» [Там же]. Этот вариант блок-вселенной, по мнению Эллис, совместим с квантовой механикой. В нашей работе представлены оба варианта. На рис. 5 показана обычная блок-вселенная, основанная на специальной теории относительности и включающая фиксированное прошлое, настоящее и будущее. Однако в нашей двухвекторной модели, изображённой на рис. 7, два состояния мира представлены в виде растущих блок-вселенных, включающих фиксированное прошлое, но не будущее. Для двухвекторной модели подходят оба варианта блок-вселенной, так как в модели рассматриваются события прошлого, но не будущего.
[16] Закон возрастания энтропии гласит: «Энтропия адиабатически изолированной системы не может убывать; она либо возрастает, либо остаётся постоянной». См.: Сивухин Д. В. Термодинамика и молекулярная физика. М., 2005.
[17] Понятие «стрелы времени» ввёл в 1927 году английский астрофизик Артур Эддингтон: «Без какой-либо мистической апелляции к сознанию можно найти направление времени на четырёхмерной карте, если изучить организацию (имеется в виду четырёхмерное пространство-время – В.И.). Давайте нарисуем произвольную стрелу. Если, следуя направлению стрелы, мы находим все больше и больше случайного элемента в состоянии мира, то стрела указывает на будущее; если случайный элемент уменьшается, то стрела указывает на прошлое. <…> Что касается физики, то «стрела времени» является уникальным свойством энтропии». См.: Eddington A. S. The Nature of the Physical World. New York; Cambridge, 1929. P. 69, 80. [Электронный ресурс]. URL: http://www.biodiversitylibrary.org/item/26990#page/7/mode/1up (дата обращения: 01.08.2023).
[18] Грин Б. Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности. Пер. с англ. / Под ред. В. О. Малышенко и А. Д. Панова. Изд. 3-е. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2015. С. 185.
[19] Терлецкий Я. П. Статистическая физика. М., 1973. С. 223–225.
[20] Лаплас П.-С. Опыт философии теории вероятностей. М., 2011.
[21] Состояние системы: «Состояние системы в физике определяется совокупностью значений характерных для данной системы физ. величин, наз. параметрами состояния. Напр., состояние механич. системы в каждый момент времени характеризуется значениями координат и импульсов всех материальных точек, образующих эту систему» [Большой энциклопедический политехнический словарь, 2004]. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/8688/СОСТОЯНИЕ (дата обращения: 09.08.2023).
[22] «..Второе начало термодинамики для неравновесных процессов указывает направление естественных процессов: естественные процессы в изолированных (или только адиабатно изолированных) системах проходят в направлении роста энтропии» [Базаров И. П. Термодинамика. СПб., 2010. С.75].
[23] По свидетельствам Священного Писания первозданный мир, получивший от Творца высокую оценку «хорошо весьма» (Быт. 1:31), вследствие грехопадения человека и «проклятия земли» (Быт. 3:17) «покорился суете», попал в «рабство тлению» и стал местом «стенаний» и «мучений» «всей твари» (Рим. 8:19–22). Второй закон термодинамики является единственным известным физическим законом, действие которого соответствует определению понятия «тление», данному преп. Иоанном Дамаскиным: «...совершенное разложение тела на стихии, из коих оно составлено, и его разрушение...». [Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложении православной веры. Книга 3. Гл. 28. [Электронный ресурс]. URL: https://seminaria.kz/wp-content/uploads/2018/03/Ioann-Damaskin-Tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very.pdf (дата обращения: 15.08.2023)]. Хотя в оригинальном контексте это определение относится к телу человека, оно так же точно описывает тленное состояние всего космоса. Именно вследствие действия 2ЗТ все космические объекты – от галактик до каждого индивидуального атома, подвержены «разложению на стихии» и «разрушению», см. Таблица 3 Стадии эволюции Вселенной. Поэтому, по мнению автора, 2ЗТ можно рассматривать как физический эквивалент «тленности» падшего мира.
[24] Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв и др. М., 1983. С. 188.
[25] Интересно отметить, что в современной научной картине происхождения жизни учёные допускают возможность нарушения (недействия) 2ЗТ. Для того чтобы могла начаться дарвиновская эволюция, первичная предбиологическая система должна спонтанно достичь высокого порога сложности, что предполагает нарушение 2ЗТ. Однако в отличие от сверхъестественных действий Творца в первозданном мире (Быт. 1) учёные привлекают умозрительную и непроверяемую идею существования бесконечно большого множества вселенных (мультивселенной) и действие случая: «С несколько иной точки зрения известная идея второго начала термодинамики, будучи истинной лишь в статистическом смысле, обретает буквальный смысл в бесконечной мультивселенной: любое нарушение второго начала, позволенное законами сохранения, действительно случилось, причем бесконечное число раз. Таким образом, спонтанное возникновение сложных систем, которое могло бы считаться практически невозможным в конечной вселенной, становится не только возможным, но и неизбежным в МММ («мир многих миров» - В.И.)» [Koonin E. V. The cosmological model of eternal inflation and the transition from chance to biological evolution in the history of life. Biology Direct 2007, 2:15. [Электронный ресурс]. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17540027/ (дата обращения: 09.08.2023); Кунин Е. В. Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции. Центрполиграф, Москва, 2014. С. 359. Цитируется по электронной версии книги]. Таким образом, неподчинение второму закону термодинамики в процессе возникновения простейшей биологической системы представляется неизбежным как с научной точки зрения (в гипотетической мультивселенной), так и согласно Священному Писанию (в первозданном состоянии мира (Быт. 1)).
[26] Неоплодотворённое куриное яйцо представляет собой одну гигантскую клетку.
[27] Салтыков А., свящ. Последствия грехопадения: вражда, страдание, проклятие земли // Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Вып. IX / Ред. прот. А. Салтыков. М., 2011. С. 9–41. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadashi.ru/kadashevskie-chteniya.html (дата обращения: 09.08.2023).
[28] Серебряков Н. С., диак. Проблема соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научным естествознанием // Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. Вып. I: «Вся премудростию сотворил еси…» / Ред. А. Б. Ефимов. М., 2011. С. 88–111. [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/2476686 (дата обращения: 09.08.2023).
[29] Салтыков А., свящ., Серебряков Н. С., диак. К проблеме времени первозданного творения: «кажущийся» возраст // Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Вып. XIX / Ред. прот. А. Салтыков. М., 2016. С. 6–14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadashi.ru/kadashevskie-chteniya.html (дата обращения: 09.08.2023).
[30] Применимо ли понятие блок-вселенной к первозданному миру, физика которого нам неизвестна? Поскольку пространство, время и события Шестоднева – суть творения Божии, все моменты времени и доступ к ним находятся в Его власти. В этом смысле, по мнению автора, можно говорить о том, что к началу седьмого «дня» реально существовали все предшествовавшие события, которые все вместе составляли пространственно-временной блок первозданной Вселенной.
[31] Конечная точка вертикального вектора, соответствующая моменту изгнания первых людей из рая, совпадает с конечной точкой горизонтального вектора – момента появления Адама и Евы на «проклятой земле» (Быт. 3:17), рис. 7, Г. Соответственно, переход Земли, растений и животных из первозданного состояния (вертикальный вектор) в падшее состояние (горизонтальный вектор) произошёл между началом и концом каждого из двух векторов времени, рис. 7, А – Г.
[32] Симеон Новый Богослов, преп. Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / В переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. Изд. 2-е. Афонский Русский Пантелеимонов монастырь. Москва: Типо-литография И. Ефимова, 1892. Слово 45:2. С. 371. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/simeon_t1/ (дата обращения: 09.08.2023).
[33] Салтыков А., свящ. Последствия грехопадения: вражда, страдание, проклятие земли // Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Вып. IX / Ред. прот. А. Салтыков. М., 2011. С. 22. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadashi.ru/kadashevskie-chteniya.html (дата обращения: 09.08.2023).
[34] Kusenko A. Are we on the brink of the Higgs abyss? // Physics. 2015. 108. [Электронный ресурс]. URL: https://physics.aps.org/articles/v8/108 (дата обращения: 09.08.2023).
[35] Спиркин А. Г. Философия: Учебник. М., 2006. С. 253–254.
[36] Факты глобальных катастроф и массовых вымираний являются сильным аргументом против модели теистического эволюционизма (ТЭ). Сторонники этой концепции отождествляют шесть дней творения (Быт. 1) с 14 миллиардами лет истории наблюдаемой Вселенной, включая 4,5 миллиарда лет с момента формирования Земли. По их мнению, Бог создал живую природу с помощью эволюции путём естественного отбора, открытого Ч. Дарвином и лежащего в основе современной синтетической теории эволюции. Соответственно, данные палеонтологической летописи (истории живой природы, реконструированной по остаткам организмов в слоях осадочных пород), в том числе массовые вымирания высоких таксонов, соотносятся в ТЭ с третьим – шестым днями творения растений и животных (Быт. 1:11–31). Включение массовых вымираний в Шестоднев явно противоречит Священному Писанию и неизбежно приводит к абсурдным следствиям. Так, согласно Книге Бытия, в 5-й день творения Бог повелел созданным «родам» животных: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:22). В конце следующего 6-го дня творения «..увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Вымирание многих, если не большинства, библейских «родов» в течение 5-го и 6-го дней означало бы, что (1) они оказались недостаточно «хорошими», чтобы дожить до конца 6-го дня и исполнить повеление «плодитесь и размножайтесь», или (2) «роды» были «хорошие», но Создатель уничтожил их вопреки повелению «плодитесь и размножайтесь». Очевидно, что оба следствия являются абсурдными, а модель ТЭ, допускающая глобальные катастрофы и массовые вымирания в течение Шестоднева, – неверной.
[37] Benton M. J. When Life Nearly Died: The Greatest Mass Extinction of All Time. London, 2003.
[38] Никодим (Милаш), сщисп. Правила Поместных Соборов с толкованиями. Правила святого поместного Собора Карфагенского. Правило 109 (123). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyh-soborov-s-tolkovanijami/#0_275 (дата обращения: 10.08.2023).
[39] Adams F. C., Laughlin G. A dying universe: the long-term fate and evolution of astrophysical objects // Reviews of Modern Physics. 1997. Vol. 69. P. 337–372. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/abs/astro-ph/9701131v1 (дата обращения: 09.08.2023).
[40] Таблица составлена на основании следующих публикаций: Adams F. C., Laughlin G. A dying universe: the long-term fate and evolution of astrophysical objects // Reviews of Modern Physics. 1997. Vol. 69. P. 337–372. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/abs/astro-ph/9701131v1 (дата обращения: 09.08.2023); Адамс Ф., Лафлин Г. Пять возрастов Вселенной: в глубинах физики вечности. Ижевск, 2006.; Ward P. D., Brownlee D. The life and death of planet earth: how the new science of astrobiology charts the ultimate fate of our world. New York, 2003.
[41] Schröder K. P., Smith R. C. Distant future of the Sun and Earth revisited // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. 2008. Vol. 386. P. 155–163. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/abs/0801.4031v1 (дата обращения: 09.08.2023).
[42] Салтыков А., свящ. Последствия грехопадения: вражда, страдание, проклятие земли // Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Вып. IX / Ред. прот. А. Салтыков. М., 2011. С. 22. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadashi.ru/kadashevskie-chteniya.html (дата обращения: 09.08.2023).
[43] Серебряков Н. С., диак. Проблема соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научным естествознанием // Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. Вып. I: «Вся премудростию сотворил еси…» / Ред. А. Б. Ефимов. М., 2011. С. 88–111. [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/2476686 (дата обращения: 09.08.2023).
[44] Первое известное упоминание афоризма содержится в статье композитора Roger Sessions “How a ‘Difficult’ Composer Gets That Way”, опубликованной в газете «Нью-Йорк Таймс» 8 января 1950 г. Цит. по: Everything Should Be Made as Simple as Possible, But Not Simpler // Quote Investigator. 2011. URL: https://quoteinvestigator.com/2011/05/13/einstein-simple/ (дата обращения: 09.08.2023).
Источник: Богослов.Ru