За последнее десятилетие российские исследователи обратили внимание на такую область научного знания, как китайское религиоведение[1], что было обусловлено становлением этого направления как сферы научных исследований[2], как дисциплины[3], как образовательной программы[4] в Китае[5]. Это говорит о том, что китайские ученые сосредоточили свои усилия на изучении социальных и культурных функций и символическом значении религии. Если Оу Даниан говорит о том, что без понимания верований и ценностей религиозной традиции мы не сможем по-настоящему понять прошлое и настоящее Китая[6], то в статье Цзин Цзе[7] уже более четко звучит государственный подход, так как всестороннее исследование статуса и роли религии в стратегии культурного развития Китая имеет большое значение для построения гармоничного общества, дальнейшего расширения открытости внешнему миру в процессе глобализации, повышения всеобъемлющей национальной мощи, консолидации партии, поддержки культурной безопасность страны. Чтобы реализовать эти задачи, в ведущих китайских университетах были открыты факультеты религиоведения, программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. В 1995 г. факультет философии Пекинского университета официально стал первым факультетом религиоведения в китайских государственных университетах[8].
И на этой волне вновь возродилась в Китае тенденция изучения православия, которое интерпретируется как религия этнического меньшинства или как русское православие[9]. Китайские авторы, например Ван Шуай[10], обращаются к такому понятию, как «Китайская православная церковь» (中国东正教), когда описывают историю становления православия, строительство православных храмов[11], совершение служб или анализируют истоки православия в Китае[12]. А как вероисповедание православие трактуется периодически этнической религией[13].
На основе анализа публикаций китайских авторов можно определить несколько основополагающих тем, к которым они обращаются. Предполагаем, что исследование православия, Православной Церкви в Китае идет сегодня по нескольким направлениям. Уделяя большое внимание становлению такого направления, как религиоведение[14], китайские специалисты в отношении православия интерпретируют его как вероисповедание[15] этнического меньшинства; продолжаются исследования как с позиций научных интересов, так и ортодоксальных исторических вопросов, которые рассматриваются в контексте современного состояния Православной Церкви в Китае[16]. Китайские ученые следуют позиции, что религия является важной духовной силой, поддерживающей национальные верования и культурные традиции[17]. Поэтому изучение религий этнических меньшинств позволяет понять их культуру так же, как от изучения мировых религий начинается изучение других национальных культур.
Сегодня в Китае насчитывается 55 этнических религий[18], среди которых православие — это религия русских. В соответствии с положением Конституции КНР о свободе религиозных убеждений граждан правительство проводит конкретную политику уважения и защиты свободы религиозных убеждений этнических меньшинств, что гарантирует им религиозную деятельность. Поэтому в районах расселения этнических меньшинств их право на свободу вероисповедания соблюдается и защищается законом[19]. Еще в конце 90-х гг. ХХ в. Моу Чжунцзянь[20] писал, что в Китае религиозные вопросы имеют особое значение для этнических меньшинств, так как религия связана с их общеэтническими проблемами. Поэтому неоспоримым фактом является то, что политика, мораль, обычаи и даже экономическая жизнь в районах проживания меньшинств тесно связаны с религией.
Исследователи православия Ван Нин и Чжан Цзыли, рассуждая о роли православия в формировании мировой культуры, выделяют несколько тезисов: русская культура и православие неразделимы[21]; вполне возможно, что Православная Церковь станет потенциальным конкурентом христианства[22]; русская нация стала одной из наций с самым высоким культурным уровнем в мире[23]. Эти тезисы не дают ответ на вопрос, который поставили авторы в своей статье, но значимость православия в России, в культурной, политической жизни страны ими отмечена. Это еще раз подтверждает, что китайские исследователи через изучение православия ставят цель понять русский характер.
Вызывает интерес обращение китайских исследователей к проблеме национального характера, национального самосознания, так как, по их мнению, центральное место здесь занимает православие. Они рассуждают о проблемах российской действительности, но можно предположить, что обращение к ним необходимо для понимания аналогичных проблем в китайском обществе. Так, Лю Сунфу пишет, что в России как многонациональном государстве на духовном уровне моральные и религиозные принципы совпадают, что, естественно, не свойственно для Китая. И эта общность, которая характеризуется таким понятием, как национальный характер, основывается на православии[24]. Поэтому Православная Церковь — это уникальная духовная основа существования Российского государства и национальной системы управления[25].
Когда речь идет непосредственно о православии в Китае, то исследователи отмечают, что снижающееся значение роли Православной Церкви в регионах создает скрытую опасность для зарубежных обменов. Поэтому, укрепляя независимый статус Китайской православной церкви, необходимо обратить внимание на ее дипломатическую роль[26]. Таким образом, можно объяснить, что увеличивающийся интерес к ней обусловлен изменениями во внутренних социальных реформах в России, в международном статусе Китая, в стратегии российско-китайских отношений. Следовательно, как замечает Цю Чифэн, в новом столетии Православная Церковь становится важной социальной силой, которая продолжит играть незаменимую роль[27] в системе международных отношений между Китаем и Россией.
Сегодня китайские исследователи, анализируя проблемы, которые возникают у Православной Церкви в Китае, отмечают, что среди них появились новые тенденции: сокращается и стареет число верующих; ослабевают религиозные убеждения; меняется отношение к другим религиям — консерватизм уступает место открытости; верующие по-другому относятся к православию, так как снижается миссионерская активность. Наряду с внешними они отмечают и внутренние проблемы Китайской православной церкви: нехватка духовенства, недостаточное количество религиозных объектов[28]. Решение этих вопросов они видят в необходимости придерживаться позиции, которая должна способствовать и содействовать здоровому развитию Китайской православной церкви. А для этого необходимо, по мнению Ван Шуай, объединить внутренние исследования Церкви с исследованиями академического сообщества, заручась поддержкой государства[29]. Таким образом, научные исследования должны интегрироваться с политической постановкой вопроса.
В отношении истории православия появляется больше исследований динамики появления Православной Церкви на территории Китая. Исторические факты, которыми оперируют китайские исследователи, в общих чертах соответствуют и российским. Так, например, Е. В. Дроботушенко[30] в работах последних лет обращается к данным архивных источников и анализирует историческую ситуацию с Православной Церковью в Хэйлунцзянской провинции. Эта тенденция прослеживается и в работах китайских авторов. Стоит заметить, что область исторических исследований превалирует как у российских, так и у китайских исследователей. Это говорит о том, что история данного вопроса представляет научный интерес. Например, Гао Я отмечает, что после подписания русско-китайского договора царская Россия реализовала свои планы по строительству Сибирской железной дороги через три провинции Северо-Восточного Китая[31]. Со строительством КВЖД Русская Православная Церковь была официально введена в Хэйлунцзяне. В 1897 г. состоялось открытие КВЖД в Суйфэньхэ, которое было освящено православным священнослужителем. Впоследствии на узкой полосе земли от Маньчжурии до Суйфэньхэ поселилось большое количество инженеров и техников, вооруженной дорожной стражи, священнослужителей, купцов и других переселенцев.
В 1898 г. в связи с полномасштабным строительством железной дороги число русских эмигрантов в Хэйлунцзяне быстро росло. В Сянфане появилась скромная временная православная церковь, в которой прошли первые религиозные службы в Маньчжурии. В том же году власти КВЖД планировали построить первую церковь в Хэйлунцзяне, которая впоследствии стала называться Свято-Никольский собор. В 1900 г. в Северном Китае вспыхнуло Боксерское восстание, которым воспользовалось царское правительство для захвата всей Маньчжурии[32]. Как пишет Ван Чжицзюнь, русское войско в составе 177 000 человек вошло в Северо-Восточный Китай. Его сопровождало русское духовенство[33], которое расположилось в Иланге, Хайларе, Хуньчуне, Харбине и в других местах, что явилось основанием для возведения большого количества православных церквей, молитвенных домов, где расположились миссионеры. Миссионерство вместе с армией распространилось по всему Хэйлунцзяну. Следствием этого стало строительство православных храмов на станциях, возведенных после официального открытия КВЖД с 1901 по 1903 г., куда были направлены православные священники для совершения религиозной деятельности. В 1903 г. в Харбине было завершено строительство церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Во время Русско-японской войны она, как и другие армейские церкви, служила тыловым госпиталем для раненых русской армии. После открытия КВЖД в 1903 г., в соответствии с правилами, духовенство церквей, расположенных вдоль железной дороги, пользовалось такими же льготами, как и железнодорожники, получая ежемесячное пособие. В 1907 г. на ул. Водного пути в районе Даоли был построен Свято-Софийский собор.
После Октябрьской революции 1917 г. в Китае появилось большое количество русских эмигрантов, только в Харбине их было около 40 тыс. человек[34]. Поэтому число православных верующих в Хэйлунцзяне стало быстро расти. Уже к 1918 г. число русских эмигрантов в Харбине составляло 60 200 человек[35]. А к 1923 г. было построено пять православных храмов. В марте 1922 г., согласно распоряжению Высшего административного управления зарубежных церквей, была создана независимая православная Харбинская епископия[36], которая в 1927 г. открыла курсы подготовки по богословию, преобразованные к 1937 г. в богословский факультет харбинского Колледжа святого Владимира, где получали высшее богословское образование.
В 1932 г. Япония захватила всю территорию Северо-Восточного Китая и создала псевдо-Маньчжоу-Го на северо-востоке Китая. Это явилось толчком для одних русских эмигрантов вернуться в Советский Союз, а для других — переехать в Тяньцзинь, Шанхай или в европейские страны. В 1934 г. число русских эмигрантов в Харбине составляло 34 178 человек, а затем сокращалось год от года[37]. И уже в 1938 г. в Харбинской епархии насчитывалось 25 тыс. православных верующих[38]. В октябре 1947 г. была официально учреждена Харбинская китайская православная церковь, главой которой стал Хэ Хайлинь. В 1956 г. была создана независимая Китайская православная церковь. А в 1966 г., с началом «культурной революции», большое количество православных храмов было разрушено или оккупировано, духовенство покидало Китай, а религиозная деятельность находилась в состоянии полного застоя.
Таким образом, обращаясь к историко-описательному методу, китайские исследователи дают подробную картину распространения, расцвета и упадка деятельности Православной Церкви на территории Китая. Ориентируясь на реализацию политики государства по возрождению этнической культуры как части национальной, на стратегию международного сотрудничества с Россией, сегодня на уровне государственной муниципальной политики идет восстановление православных храмов. Так, например, решением Муниципального народного правительства Харбина в 1986 г. Софийский собор был внесен в список охраняемых зданий, а в 1996 г. включен в список по защите ключевых культурных реликвий. Таким образом, Софийский собор относится к культурному наследию Китая[39]. И здесь стоит заметить, что отношение к вопросу о культурном наследии неоднозначно. Во время визита в Пекин в 2019 г. сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Дмитрий Петровский, говоря о православных храмах в Китае, в которых не проводится служба, отнес их к русскому культурному наследию[40].
Таким образом, возрождение интереса к православию в Китае обусловлено, с одной стороны, национальной политикой в отношении этнических меньшинств, а с другой — современной российско-китайской стратегией гуманитарного сотрудничества.
Список литературы
- Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина XX в.). М.: Рус. панорама, 2004.
- Баконина С. Н. Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923–1924 гг.) // Вестник ПСТГУ. 2008. № 4 (29). С. 84–105.
- Ван Шуай. В какой степени православие развито в континентальном Китае? Культурные аспекты [王帅. 东正教在中国内地发展到什么程度?| ⽂化纵]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/233044895_232950 (на кит. яз.).
- Ван Шуай. Текущая ситуация и размышления о Православной Церкви в Китае – О китаизации православной церкви // Мировые религии: культура. 2017. Вып. 4. С. 59–65. [王帅 中国东正教的现状与反思 – 兼论东正教中国化问题. [J] 世界宗教: ⽂化 2017 年第 4 期:59–65]. (на кит. яз.).
- Ван Чжицзюнь. Исследование истории о Покровской церкви в Харбине // Исследование о Сибири. 2020. № 3. С. 76–119. [王志军. 哈尔滨圣母帡幪教堂历史钩沉[J]⻄伯利亚研究,2020, (3)б, 76–119页] (на кит. яз.).
- Ван Нин, Чжан Цзыли. Может ли православная христианская культура стать русской массовой культурой // Исследование России, Центральной Азии и Восточной Европы. История. 2005. Вып. 4. С. 77–82. [汪宁, 章⾃⼒. 东正教文化能否成为俄罗斯的主流文化[J]俄罗斯中亚东欧研究 2005 年第 4 期ꞏ历史ꞏ页 77-82] (на кит. яз.).
- Ван Чжихуэй. Научное объяснение религии на примере когнитивной науки о религии // Исследования по диалектике природы. 2014. Вып. 6 [王智慧:宗教的科学解释–以宗教认知科学为例[J]《⾃然辩证法研究》2014年第6期]. [Электронный ресурс]. URL: https://zxxy.sxu.edu.cn/xzyj/xzzm/75702.htm (на кит. яз.).
- Гао Я. Исторический обзор православной церкви в Хэйлунцзяне // Исследования мировых религий. 1995. С. 64–72. [⾼崖,黑龙江东正教历史钩沉[J]世界宗教研究,1995,页 64–72] (на кит. яз.).
- Дроботушенко Е. В. Материалы к истории православной церкви на Севере и Северовостоке Китая в начале 1930-х годов // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 3. С. 8–16.
- Забияко А. П., Хаймурзина М. А. Интерпретация религии китайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая половина XX – начало XXI вв.). Статья первая // Религиоведение. 2013. № 2. С. 64–74.
- Котлярова М. М. Формирование социологии религии в контексте китайского религиоведения // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: материалы XVIII регион. науч.-практ. конф. 2017 г. С. 1308–1309. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32493495_96324746.pdf (дата обращения: 17.04.2024).
- Лю Сунфу. Православные храмы в Харбине // Архитектура центрального Китая. 1988. № 3. С. 79–83. [刘松茯,哈尔滨的东正教堂[J]华中建筑,1988(3),页79–83] (на кит. яз.).
- Лю Сунфу. Русское национальное сознание: история и современное состояние // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии. Политика. 2024.ꞏВып. 5. С. 9–15. [刘聪颖. 俄罗斯民族意识: 历史与现状[J]俄罗斯东欧中亚研究 2014 年第5 期ꞏ政治ꞏ页9-15]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oyyj-oys.org/UploadFile/Issue/2d3yjzo1.pdf (на кит. яз.).
- Ли Сювэй, Ван Сицзя. Цикл лекций «Знаменитые мастера религиоведения», посвященный 110-летию со дня основания философского факультета Пекинского университета. Чжо Синьпин: О понимании религии [李秀伟王希佳. 北京⼤学哲学系建系⼀百⼀⼗周年系庆活动“宗教学名家”系列讲座.卓新平:论宗教学的理解] [Электронный ресурс]. URL: https://www.cssn.cn/zx/zx_rdkx/202212/t20221230_5576503.shtml (на кит. яз.).
- Моу Чжунцзянь. Статус и роль религии в этнических вопросах // Журнал Китайского университета Миньцзу (издание по социальным наукам)». 1998. Вып. 3. [牟钟鉴. 宗教在⺠族问题中的地位和作用[J]《中央⺠族⼤学学报(社会科学版)》1998 年第3期 ]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aisixiang.com/data/140054.html (на кит. яз.).
- Оу Даниан. Зачем изучать религию? [欧⼤年. 为什么研究宗教?]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pacilution.com/ShowArticle.asp?ArticleID=9081 (на кит. яз.).
- Филонов С. В., Ли С. Формирование и современное состояние китайского религиоведения (в оценке извне и изнутри) // Религиоведение. 2018. № 1. С. 126–143.
- Фэн Цзылянь. Почему возможен религиозный диалог: методологические размышления о сравнительном религиоведении // 中国社会科学评价. 2020年第2期[冯梓琏. 宗教对话何以可能–⽐较宗教学的方法论反思]. [Электронный ресурс]. URL: https://inews.nmgnews.com.cn/system/2020/09/27/012987550.shtml (на кит. яз.).
- Хэйлунцзянский комитет по составлению местных хроник: Хэйлунцзянские хроники (Том Религия). Харбин: Хэйлунцзян. народ. изд-во, 1999. Т. 55. [黑龙江省地方志编纂委员会编, 《黑龙江省志ꞏ宗教志》第55卷, 黑龙江人民出版社, 1999年, 页370] (на кит. яз.).
- Хуан Пауло, Сюй Фэнлинь, Чжан Байчунь. Два разговора о русской философии и православоведении // Международный журнал китаеведения и западных исследований. 2018. Вып. 14. Июнь. С. 163–209. [⻩保罗ꎬ徐凤林ꎬ张百春. 关于俄罗斯哲学和东正教研究的两个对话][J]国学与⻄学国际学刊第14期ꎬ2018年6⽉ 163-209]. Nordic Forum of SinoWestern Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://repository.globethics.net/bitstream/handle/20.500.12424/169189/Paulos_Huang_Xu_Fenglin_Zhang_Baichun.pdf?sequence=1&isAllowed=y (на кит. яз.)
- Хуан Цзяньбо. Антропология и китайское религиоведение [⻩剑波. ⼈类学与中国宗教研究]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chinesefolklore.org.cn/web/index.php?NewsID=16826 (на кит. яз.).
- Цзин Цзе. Комплексно изучить статус и роль религии в стратегиях культурного развития [静洁. 全⾯研究宗教在⽂化发展战略中的地位与作用]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kas.de/zh/web/china/einzeltitel/-/content/a-comprehensive-study-of-religion-s-position-and-role-in-culturaldevelopment-strategy (на кит. яз.).
- Цзян Пишенг. Основа веры для академических исследований – дискуссия о познавательном значении христианской веры [江丕盛. 学术研究的信仰基础―基督信仰的认知意义的探讨]. [Электронный ресурс]. URL: https://rel.hkbu.edu.hk/sc/research/centre-for-sino-christian-studies/publications-andresearch-projects/ucs-19 (на кит. яз.).
- Цю Чифэн. Обзор роли и влияния Православной Церкви на российскую политику // Международные материалы и информация. 2004. Вып. 10. [邱⾚峰. 东正教对俄罗斯政治的作用和影响概述[J]《国际资料信息》2004年第10期]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pacilution.com/ShowArticle.asp?ArticleID=2309 (на кит. яз.).
- Чжан Фань, Фомина М. Н. Китайское религиоведение о православии в современном Китае. М.: Акад. естествознания, 2015.
- Чэнь Янь. «Религия» и «Наука» [陈炎. “宗教”与“科学”]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krilta.sdu.edu.cn/info/1020/1922.htm (на кит. яз.).
- Ши Фан. История о русской эмиграции. Харбин: Изд-во кит. народа провинции Хэйлунцзяна, 2011. [⽯⽅,哈尔滨俄侨史,黑龙江人民出版社,2011年,页630] (на кит. яз.).
[1] Забияко А. П., Хаймурзина М. А. Интерпретация религии китайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая половина XX – начало XXI вв.). Статья первая // Религиоведение. 2013. № 2. С. 64–74; Котлярова М. М. Формирование социологии религии в контексте китайского религиоведения // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: материалы XVIII регион. науч.-практ. конф. 2017. С. 1308–1309. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32493495_96324746.pdf (дата обращения: 17.04.2024); Филонов С. В., Ли С. Формирование и современное состояние китайского религиоведения (в оценке извне и изнутри) // Религиоведение. 2018. № 1. С. 126–143; Чжан Фань, Фомина М. Н. Китайское религиоведение о православии в современном Китае. М.: Акад. естествознания, 2015.
[2] Ван Чжихуэй. Научное объяснение религии на примере когнитивной науки о религии // Исследования по диалектике природы. 2014. Вып. 6 [王智慧:宗教的科学解释–以宗教认知科学为例[J]《⾃然辩证法研究》2014年第6期]. [Электронный ресурс]. URL: https://zxxy.sxu.edu.cn/xzyj/xzzm/75702.htm (на кит. яз.); Фэн Цзылянь. Почему возможен религиозный диалог: методологические размышления о сравнительном религиоведении // 中国社会科学评价. 2020年第2期[冯梓琏. 宗教对话何以可能–⽐较宗教学的方法论反思]. [Электронный ресурс]. URL: https://inews.nmgnews.com.cn/system/2020/09/27/012987550.shtml (на кит. яз.); Чэнь Янь. «Религия» и «Наука» [陈炎. “宗教”与“科学”]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krilta.sdu.edu.cn/info/1020/1922.htm (на кит. яз.).
[3] Ли Сювэй, Ван Сицзя. Цикл лекций «Знаменитые мастера религиоведения», посвященный 110-летию со дня основания философского факультета Пекинского университета. Чжо Синьпин: О понимании религии [李秀伟王希佳. 北京⼤学哲学系建系⼀百⼀⼗周年系庆活动“宗教学名家”系列讲座.卓新平:论宗教学的理解] [Электронный ресурс]. URL: https://www.cssn.cn/zx/zx_rdkx/202212/t20221230_5576503.shtml (на кит. яз.).
[4] Бакалавриат по современным общественным наукам в обычных университетах Китая. Религиоведение
[中国普通⾼等学校本科专业现代社会科学门类: 宗教学]. URL: https://baike.sogou.com/v101326359.htm
(дата обращения: 11.05.2023) (на кит. яз.); От «религиозной науки» к «религиозным дисциплинам»
[从“宗教科学”到“宗教学科”]. URL: https://www.sohu.com/a/463189259_120873510 (дата обращения: 25.04.2023) (на кит. яз.) и др.
[5] Хуан Цзяньбо. Антропология и китайское религиоведение [⻩剑波. ⼈类学与中国宗教研究]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chinesefolklore.org.cn/web/index.php?NewsID=16826 (на кит. яз.).
[6] Оу Даниан. Зачем изучать религию? [欧⼤年. 为什么研究宗教?]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pacilution.com/ShowArticle.asp?ArticleID=9081 (на кит. яз.).
[7] Цзин Цзе. Комплексно изучить статус и роль религии в стратегиях культурного развития [静洁. 全⾯研究宗教在⽂化发展战略中的地位与作用]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kas.de/zh/web/china/einzeltitel/-/content/a-comprehensive-study-of-religion-s-position-and-role-in-culturaldevelopment-strategy (на кит. яз.).
[8] Цзян Пишенг. Основа веры для академических исследований – дискуссия о познавательном значении христианской веры [江丕盛. 学术研究的信仰基础―基督信仰的认知意义的探讨]. [Электронный ресурс]. URL: https://rel.hkbu.edu.hk/sc/research/centre-for-sino-christian-studies/publications-andresearch-projects/ucs-19 (на кит. яз.).
[9] Хуан Пауло, Сюй Фэнлинь, Чжан Байчунь. Два разговора о русской философии и православоведении // Международный журнал китаеведения и западных исследований. 2018. Вып. 14. Июнь. С. 163–209. [⻩保罗ꎬ徐凤林ꎬ张百春. 关于俄罗斯哲学和东正教研究的两个对话][J]国学与⻄学国际学刊第14期ꎬ2018年6⽉ 163-209]. Nordic Forum of SinoWestern Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://repository.globethics.net/bitstream/handle/20.500.12424/169189/Paulos_Huang_Xu_Fenglin_Zhang_Baichun.pdf?sequence=1&isAllowed=y (на кит. яз.).
[10] Ван Шуай. В какой степени православие развито в континентальном Китае? Культурные аспекты [王帅. 东正教在中国内地发展到什么程度?| ⽂化纵]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/233044895_232950 (на кит. яз.); Ван Шуай. Текущая ситуация и размышления о Православной Церкви в Китае – О китаизации православной церкви // Мировые религии: культура. 2017. Вып. 4. С. 59–65. [王帅 中国东正教的现状与反思 – 兼论东正教中国化问题. [J] 世界宗教: ⽂化 2017 年第 4 期:59–65]. (на кит. яз.).
[11] Ван Шуай. Текущая ситуация и размышления о Православной Церкви в Китае… С. 60.
[12] Там же. С. 62.
[13] Русские. Русское этническое меньшинство [俄罗斯族. Russian ethnic minority group]. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.zytzb.gov.cn/zytzb/2022-10/24/article_2022102418000591143.shtml (дата обращения: 20.06.2023) (на кит. яз.).
[14] Миссия и видение [使命与愿景] Fakulty of Arts. Department of Cultural and Religious studies. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.crs.cuhk.edu.hk/tc/about-crs/mission-and-vision (дата обращения: 10.02.2024) (на кит. яз.); Введение в кафедру мирового религиоведения Высшей школы Китайской академии социальных наук [中国社会科学院研究生院世界宗教研究系简介] University of Chinese Academy of Social Science. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucass.edu.cn/info/1131/1575.htm (дата обращения: 12.01.2024) (на кит. яз.) и др.
[15] Православное христианство в деталях [正统信仰阐详] Православная ассоциация [东正教协会]. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/chinaorthodox/%E6%AD%A3%E7%BB%9F%E4%BF%A1%E4%BB%B0%E9%98%90%E8%AF%A6.html (дата обращения: 21.02.2024) (на кит. яз.); Что такое православие? Как определить, является ли доктрина ортодоксальной? [什么是正统?我们如何判断一个教义是否正统?]. [Электронный ресурс]. URL: https://zh.biblequest.biz/what-is-dogma (дата обращения: 15.01.2024) (на кит. яз.) и др.
[16] Ван Шуай. В какой степени православие развито в континентальном Китае? Культурные аспекты [王帅. 东正教在中国内地发展到什么程度?| ⽂化纵]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/233044895_232950 (на кит. яз.).
[17] Моу Чжунцзянь. Статус и роль религии в этнических вопросах // Журнал Китайского университета Миньцзу (издание по социальным наукам)». 1998. Вып. 3. [牟钟鉴. 宗教在⺠族问题中的地位和作用[J]《中央⺠族⼤学学报(社会科学版)》1998 年第3期 ]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aisixiang.com/data/140054.html (на кит. яз.).
[18] В какие религии верят основные этнические меньшинства в моей стране? [我国主要少数民族信仰哪些宗教]. [Электронный ресурс]. URL: http://cdm.qinghai.gov.cn/system/2016/07/12/010223935.shtml (дата обращения: 22.10.2023) (на кит. яз.).
[19] Моу Чжунцзянь. Статус и роль религии в этнических вопросах…
[20] Там же.
[21] Ван Нин, Чжан Цзыли. Может ли православная христианская культура стать русской массовой культурой // Исследование России, Центральной Азии и Восточной Европы. История. 2005. Вып. 4. С. 79. [汪宁, 章⾃⼒. 东正教文化能否成为俄罗斯的主流文化[J]俄罗斯中亚东欧研究 2005 年第 4 期ꞏ历史ꞏ页 77-82] (на кит. яз.).
[22] Там же. С. 80.
[23] Там же. С. 82.
[24] Лю Сунфу. Русское национальное сознание: история и современное состояние // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии. Политика. 2024. Вып. 5. С. 10. [刘聪颖. 俄罗斯民族意识: 历史与现状[J]俄罗斯东欧中亚研究 2014 年第5 期ꞏ政治ꞏ页9-15]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oyyj-oys.org/UploadFile/Issue/2d3yjzo1.pdf (на кит. яз.).
[25] Там же. С. 11.
[26] Ван Шуай. В какой степени православие развито в континентальном Китае…
[27] Цю Чифэн. Обзор роли и влияния Православной Церкви на российскую политику // Международные материалы и информация. 2004. Вып. 10. [邱⾚峰. 东正教对俄罗斯政治的作用和影响概述[J]《国际资料信息》2004年第10期]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pacilution.com/ShowArticle.asp?ArticleID=2309 (на кит. яз.).
[28] Ван Шуай. В какой степени православие развито в континентальном Китае…
[29] Ван Шуай. Текущая ситуация и размышления о Православной Церкви в Китае…
[30] Дроботушенко Е. В. Материалы к истории православной церкви на Севере и Северовостоке Китая в начале 1930-х годов // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 3. С. 8–16.
[31] Гао Я. Исторический обзор православной церкви в Хэйлунцзяне // Исследования мировых религий. 1995. С. 66. [⾼崖,黑龙江东正教历史钩沉[J]世界宗教研究,1995,页 64–72] (на кит. яз.).
[32] Хэйлунцзянский комитет по составлению местных хроник: Хэйлунцзянские хроники (Том Религия). Харбин: Хэйлунцзян. народ. изд-во, 1999. Т. 55. С. 25. [黑龙江省地方志编纂委员会编, 《黑龙江省志ꞏ宗教志》第55卷, 黑龙江人民出版社, 1999年, 页370] (на кит. яз.).
[33] Ван Чжицзюнь. Исследование истории о Покровской церкви в Харбине // Исследование о Сибири. 2020. № 3. С. 76. [王志军. 哈尔滨圣母帡幪教堂历史钩沉[J]⻄伯利亚研究,2020, (3)б, 76–119页] (на кит. яз.).
[34] Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина XX в.). М.: Рус. панорама, 2004. С. 66.
[35] Ши Фан. История о русской эмиграции. Харбин: Изд-во кит. народа провинции Хэйлунцзяна, 2011. С. 45. [⽯⽅,哈尔滨俄侨史,黑龙江人民出版社,2011年,页630] (на кит. яз.).
[36] Баконина С. Н. Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923–1924 гг.) // Вестник ПСТГУ. 2008. № 4 (29). С. 86.
[37] Ши Фан. История о русской эмиграции. С. 61.
[38] Лю Сунфу. Православные храмы в Харбине // Архитектура центрального Китая. 1988. № 3. С. 80. [刘松茯,哈尔滨的东正教堂[J]华中建筑,1988(3),页79–83] (на кит. яз.).
[39] Технология Di Che позволяет вам исследовать прошлую и настоящую жизнь собора Святой Софии в Харбине [帝测科技带你追寻哈尔滨圣索菲亚大教堂的前世今生]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csgpc.org/detail/6499.html (дата обращения: 21.02.2024) (на кит. яз.).
[40] Православный митрополит Московский рассказывает о значении православия в Китае [莫斯科东正教都主教谈中国东正教的重要性]. Российское спутниковое информационное агентство [俄罗斯卫星通讯社] 2019年10月21日, 20:44. [Электронный ресурс]. URL: https://sputniknews.cn/20191021/1029881539.html (дата обращения: 15.02.2024) (на кит. яз.).
Источник: Чжан Ф., Юйшин М. А. Православие в Китае: интерпретация работ китайских философов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 48. С. 113–122.