Бирюков Д.С.
Профессиональные интересы: Новый Завет, Догматическое богословие, Патрология, История Древней Церкви, Ветхий Завет, Экзегетика и герменевтика, Монастыри и монашество
Конфессии: Христианство

Краткая биографическая справка:

Родился в 1978 г.

В 2001 г. окончил радиофизический факультет Санкт-Петербургского государственного технического университета со степенью магистр физики.

В 2004 г. окончил Высшую религиозно-философскую школу со степенью бакалавр религиоведения.

В 2007 г. в СПбГУ защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук.

Ответственный секретарь серии «Византийская философия» при Издательстве СПбГУ; ученый секретарь Института истории христианской мысли при РХГА; член редколлегии периодического научного издания «Проблемы теологии» (Екатеринбург).

Библиография работ автора:

Монах Давид Дисипат. Полемические сочинения. История и богословие паламитских споров / Под общ. ред. А.И. Солопова; науч. ред. Д.С. Бирюков; сост. Д.А. Поспелов; пер. с древнегреч. З.А. Барзах, А.И. Волчкевич, А.В. Маркова, Д.А. Поспелова, Д.А. Черноглазова. Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2012. – (Византийская философия. Т. 9; Smaragdos Philocalias). [титульные листы и содержание; см. также здесь]

Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах // Там же. С. 7-62.

Тема энергий как привходящего //  Там же. С. 63-70.

О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров //  Там же. С. 71-85.

Примечания /  Дивномудрого монаха Давида Дисипата против Акиндина стихи // Там же. С. 89-118.

Примечания / Честнейшего и мудрейшего монаха господина Давида история вкратце, как получила начало лукавая ересь Варлаама и Акиндина // Там же. С. 121-138.

[Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Черноглазов Д.А.] Примечания / Слово господина Давида Дисипата о богохульствах Варлаама и Акиндина, отправленное письмом господину Николае Кавасиле // Там же. С. 139-246.

[Бирюков Д.С., Волчкевич А.Ю.] Примечания / Варлаам Калабрийский. Избранные письма; Григорий Акиндин. Письмо XII  // Там же. С. 249-272.

Примечания /  Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже царице  // Там же. С. 273-283.

К вопросу о философских течениях в средней Византии: Николай Мефонский и его полемика с учением Прокла в контексте проблемы универсалий // Записки Александрийского семинара. Вып. 1. Изд-во Философского факультета СПбГУ. С. 54–69 [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"]

Проблема универсалий в византийской философии. Ч. 1. Учебно-методическое пособие. СПб.: ГУАП, 2011.

К вопросу об использовании учения Аристотеля в паламитских спорах // Философия. Теология. Наука. Сборник материалов Первых Чтений, посвященных А.Г. Чернякову. Труды ВРФШ №10 /  Составитель Н.А. Печерская. СПб.: Издательство Института «Высшая религиозно-философская школа», 2011. С. 23-33.

[Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Шуфрин А.М.] Византийская философия: философия или богословие? (переписка из трех углов) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Том 2. Философия. 2, 2011. С. 25–34 [электронная версия].

Николай Мефонский и его полемика против Прокла в контексте «византийского Прокл-Ренессанса» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии 12:1, 2011. С. 114–122.  

Книга еретиков / Сост., предисл., коммент. Д. Бирюкова. СПб.: Амфора; Изд-во РХГА, 2011. (Александрийская библиотека) [Содержание]

Ереси и еретики // Там же. С. 5-21 [Основная часть статьи на портале "Богослов.ру"]. 

[Статьи:] Ориген; Арий; Аэций; Евномий; Мессалианство; Несторий; Бабай Великий; Пелагий и пелагианство; Евтихий и Диоскор; Севир Антиохийский; Иоанн Филопон; Иоанн Скот Эриугена; Богомильство; Иоанн Итал; Сотирих Пантевген; Варлаам Калабрийский и Григорий Акиндин; Никифор Григора // Там же.

Комментарии [к текстам первоисточника] // Там же.

[Бирюков Д.С., Даровских А.А.] Полемика между Григорием Нисским и Евномием о возможности общности в Троице и тема энергий // Научная сессия ГУАП: Сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. Издательство СПбГУАП, 2011. С. 41-44.

Праця Юрiя Чорноморця про вiзантiйський неоплатонiзм // Украiнське релiгiезнавство, 2011. C. 176-180.  

К вопросу об использовании философского языка Прокла в учении Никифора Григоры // Verbum. Вып. 12. Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры. Альманах. / Под ред. О.Э. Душина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. C. 5-34.

Философские основания неоарианства. Вторая половина IV в. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010.

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека // Вестник РХГА. Том 11, вып. 4, 2010. [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"]

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том XIV: Двенадцать пророков / Под редакцией Альберто Ферейро / Русское издание под редакцией Д.С. Бирюкова, пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2010. 368 с. [Введение]

Иросанфион, или Новый Рай: Собрание текстов монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии V-XV вв. / Пер. Н. А. Олисовой, О. А. Родионова, А. Б. Ваньковой, комм. Н. А. Олисовой; отв. ред. Д. С. Бирюков. Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2010. [рецензия]

Стоическая тема "всецелого смешения" в контексте описания мистического опыта в византийской христианской традиции // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы эзотеризма и мистицизма: Сб. материалов Третьей международной научной конференции / Под ред. С.В. Пахомова. СПб.: РХГА, 2010. С. 169-176.

Св. Александр Александрийский // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 1 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 4; Smaragdos Philocalias). С. 99–106. [См.]

Арий // Там же, с. 116–131 (статья; редактирование перевода).

Примечания // Арий. Талия; Послание к Александру Александрийскому // Там же, с. 132–138.

Астерий-софист // Там же, с. 139–145. 

Подобосущники // Там же, с. 197–206. 

Аэций // Там же, с. 220–230. 

Аэций. Синтагматион (фрагменты) // Там же, с. 231–234 (перевод с древнегреч.). 

Примечания // Аэций. Синтагматион // Там же, с. 231–234. 

Евномий // Там же, с. 235–247. [см. здесь]

Евномий. Апология на Апологию (фрагменты) // Там же, с. 267–268 (перевод с древнегреч.). 

Св. Василий Великий. Полемика с Евномием // Там же, с. 269–290 (статья, комментарии). 

Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика // Там же, с. 291–300. 

Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием // Там же, с. 315–322. 

Примечания // Свт. Григорий Нисский. Против Евномия  // Там же, с. 323-330. 

Св. Григорий Нисский // Там же, с. 397–405 (в разделе «Формирование антропологических концепций»). 

Дионисий Ареопагит: учение о Боге и о Божественных именах  // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias). С. 7–18.  

Св. Симеон Новый Богослов // Там же, с. 283–292. 

Примечания // Св. Симеон Новый Богослов. Гимн тридцатый // Там же, с. 293–300. 

Николай Мефонский. Полемика с латинянами и Сотирихом, учение о Пятидесятнице и опровержение Прокла, в контексте учения об иерархии причин и проблемы универсалий // Там же, с. 341–370. [материал из статьи использован в интернет-публикации на портале "Богослов.ру": Триадологическая проблематика в XII в.: Николай Мефонский и его учение о Пятидесятнице, полемика с латинянами и Сотирихом]

Св. Григорий Палама // Там же, с. 448–466. 

Комментарии; примечания // Факрасиса протостратора краткое изложение диспута святейшего Фессалоникийского кир Григория и Григоры философа, который состоялся в палатах перед лицом императора // Там же, с. 467–476. 

Григорий Акиндин // Там же, с. 467–476. [см. здесь]

Примечания // Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже-царице // Там же, с. 467–476. 

Никифор Григора  // Там же, с. 548–562.

Никифор Григора. Первый антирритик (фрагменты); Ромейская история (фрагменты) (перевод с древнегреч., совместно с А. Ю. Волчкевич и Т. А. Щукиным) // Там же, с. 563–569. 

Примечания // Никифор Григора. Первый антирритик; О всецелом и в себе существующем эйдосе, который созерцается одним лишь умом; Ромейская история Ромейская история  // Там же, с. 569-571. 

Тема описания человека через "схождение особенностей" у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст // Богословские труды. Вып. 42. М.: Издательство Московской патриархии, 2009. С. 87-109 [рецензия на статьи номера]

Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 2009. (Smaragdos Philocalias). С. 113-173. [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"] [описание книги

О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложении Факрасисом // Там же, с. 17-21.

Комментарии (совместно с Д.И. Макаровым) // Там же, с. 61-111.

Антропологические парадигмы в византийской философии. Текст лекции. СПб.: ГУАП, 2009. - 36 с.

Некоторые аспекты монадологии в позднеантичной и византийской философии // Acta eruditorum. Вып. 6, 2009. С. 75-79.

«Образ», «подобие», платонизм, христианство и учение подобосущников // Подобие и подражание в средневековой культуре. Сборник статей. СПб.: Философский факультет СПбГУ, 2009. С. 33-56.

Полемика Григория Назианзина с имп. Юлианом и современная научная парадигма: механизмы функционирования языка // Проблемы теологии. Вып. 5. Материалы Пятой международной богословской научно-практической конференции 16 мая 2008 г. / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2009. С. 46-53.

 

Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции // Волшебная гора. 15, 2009. С. 58-67.

Пс.-Дионисий Ареопагит о причастности и причинности // Философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований. Материалы VI молодежной школы Platonopolis: сборник статей / Отв. ред. Р.В. Светлов, А.В. Цыб. СПб., 2009. С. 34-39.

The Strategies of Naming in Polemic between Eunomius and Basil of Caesarea in Context of Antic philosophical Tradition // Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclesiastique. T. 4. Byzantinorossica, 2008. P. 103-121 [переиздание] [электронная версия]

Тема причастности высшей природе в учениях об иерархии сущего: Порфирий, Григорий Нисский et. al. // Истина и диалог. Труды международной научной конференции. Санкт-Петербург, 29-31 мая 2008 г. Русская христианская гуманитарная академия; Universidad de Navarra. СПб., 2008. С. 148–167.

Философские категории и значение копулы «есть» в «Синтагматионе» Аэция-арианина: историко-философский бэкграунд // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 8 / Отв. ред. А. В. Цыб. СПб., 2008. C. 194–215. 

Рационализм и его пределы в арианском учении // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2:2, 2008. С. 213–226.

Стоики и принцип идентичности индивида // Плутарх. Сочинения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 351–381.

Богословско-философские основания учения Ария // Вестник РХГА. 9(1) 2008. С. 265–280.

Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и свт. Василий Кесарийский // Вестник РХГА. 8(2) 2007. С. 92-110 [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"]

Примечания // Прп. Максим Исповедник. Письма / Пер. Е. Начинкин; сост. Г.И. Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. (Византийская философия, т. 2).

Стратегия именования в первой «Апологии» Евномия и учение стоиков // XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2006/07 г. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 69-75.

Полемика свт. Григория Нисского и Евномия в контексте античных логических учений // Проблемы теологии. Вып. 4. Материалы Четвертой международной богословской научно-практической конференции 16 февраля 2007 г. / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2007. С. 87–93.

Вера – язык: Юлиан и свт. Григорий Назианзин // Император Юлиан. Сочинения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 55–88.

Неоплатонические элементы в неоарианстве (Евномий и Ямвлих) // Вестник молодых ученых. 4, 2006 (Философские науки 2, 2006). С. 37-43.

Об «онтологической дифференции» у Аристотеля в перспективе формирования философского языка патристики // VERBUM. Вып. 8. Medievalia: идеи и образы средневековой культуры / Под ред. О.Э. Душина, Д.В. Шмонина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 230–241.

Контакты: dbirjuk@gmail.com
Статья
Два мыслителя в разговоре о паламизме: софиологический паламизм о. Сергия Булгакова и неопаламизм о. Георгия Флоровского (1920-е гг.)
Настоящая статья посвящена анализу первоначального этапа исследования паламитского богословия прот. Георгием Флоровским, относящегося ко второй половине 1920-х годов. Как предполагает автор, интерес Флоровского к наследию свят. Григория Паламы был отчасти обусловлен скептическим отношением о. Георгия к софиологии еще одного богослова Парижской школы – прот. Сергия Булгакова. Таким образом, первичные паламитские исследования Флоровского осуществлялись на фоне его полемики с оригинальной концепцией Булгакова.
Статья
«Синэнергетическое откровение реальности»: Наблюдения о предыстории, источниках и содержании понятий «символ», «синергия», «энергия» у П.А. Флоренского в контексте рецепции паламизма в русской мысли начала XX в.
Статья посвящена исследованию философии символа в ее связи с онтологическими предпосылками у П.А. Флоренского в контексте паламизма. Сравнивая учения о символе у Флоренского и Григория Паламы, и имея в виду, что в ходе имяславских споров (1910-е гг.) Флоренский начал вести речь о символе на паламитском языке сущности и энергий, автор различает два этапа в его философии символа: допаламитский и паламитский, и приходит к выводу о последовательности в понимании категории символа Флоренским на этих двух этапах. Автор делает вывод о различии в учениях о символе у Флоренского и Паламы: Палама понимает природный символ как естественную энергию сущности, для Флоренского же символом является сущность, энергия которой синергирует с энергией другой сущности. В этой связи автор исследует предысторию концепта синергии у Флоренского и выделяет две линии в этом отношении: одну связанную с немецким Synergismus и Реформатскими спорами о свободе воли, другую – с учением архим. Серапиона Машкина. Автор показывает связь этих линий со спецификой узуса Флоренского, использующего формы «синергизм», «синергия», «синэнергия». Наконец, в этом контексте он выявляет различие в онтологиях у Паламы и Флоренского: у первого «энергия» не требует обязательного наличия «другого», второй же наделяет «энергию» свойством необходимой соотносительности с «другим», что находится в русле тенденций философии его эпохи. С этим и связывается различие в учении о символе двух мыслителей.
Статья
О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров
Сведения о начале споров вокруг исихазма в эпоху паламитских споров имеются в разных источниках. Однако они неоднозначны и разнятся в зависимости от автора. Постоянный автор портала Д.С. Бирюков пытается разобраться в этом вопросе.
Статья
Византийская философия: философия или богословие? (переписка из трех углов)
Читателям портала предлагается переписка, участниками которой являются Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков и А.М. Шуфрин. Ученые обсуждают соотношение между философией и богословием применительно к сочинениям христианских и языческих авторов периода Ромейско-Византийской империи.
Статья
К вопросу о философских течениях в средней Византии: Николай Мефонский и его полемика с учением Прокла в контексте проблемы универсалий
Исследование Дмитрия Бирюкова посвящено опровержению учения Прокла, отраженному на страницах трактата Николая Мефонского под названием «Опровержение “Начал теологии” философа-платоника Прокла», который представляет собой уникальное сочинение в истории византийской философской литературы.
Книги
Философские основания неоарианства. Вторая половина IV в.
Работа посвящена философским основаниям неоарианства («аномейства») – неортодоксального учения, развивавшегося во второй половине IV в. н. э. Евномием и Аэцием, которые углубили и в определенном отношении изменили доктрину, выработанную на первой стадии арианских споров (320-е–340-е гг.) Арием и его последователями.
Статья
Ересь и еретики
Существует множество определений термина «ересь», однако понимается он по-разному. Некоторые считают, что ересь – это всегда некое новшество, находящееся в оппозиции церковному консерватизму. Однако нередко бывало, что именно те церковные деятели, которые в дальнейшем стали почитаться за великих православных отцов, проявляли творческий и новаторский подход. Феномен ереси, а также вопрос о церковном анафематствовании ересиархов рассматривает в своей статье Д. С. Бирюков.
Статья
Strategies of Naming in the Polemics between Eunomius and Basil of Caesarea in the Context of the Philosophical Tradition of Antiquity
The scientific associate of The Institute of Christian Thought History D.S. Biryukov points out in his article the range of linguistic problems in polemics of St. Basil of Caesarea with Eunomius.
Статья
Триадологическая проблематика в XII в.: Николай Мефонский и его учение о Пятидесятнице, полемика с латинянами и Сотирихом
Важнейшими темами в довольно обширном литературном наследии Николая Мефонского являются триадологическая тематика, проявляющаяся в антилатинской полемике, евхаристическая проблематика и связанная с ней, но не ограничивающаяся ею полемика с Сотирихом, и полемика с языческой философско-богословской мыслью – философией Прокла. Двум первым темам посвящена статья кандидата философских наук Бирюкова Д.С.
Статья
К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека
Д.С. Бирюков – кандидат философских наук, научный сотрудник Института истории христианской мысли при Русской христианской гуманитарной академии – в своей статье рассматривает учение святителя Василия Великого о человеческой психике, проводит аналогию с другими сходными доктринами, раскрывает понятие динамического и статического состояний сознания. В числе основных концептов, используемых святителем Василием, фигурируют термины «расположения»–«душевные движения» и «память Божия», которые и анализирует автор.
Статья
Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции
Статья Д.С. Бирюкова представляет собой краткий обзор темы проникновения огня в железо, используемой в святоотеческой традиции для иллюстрации обожения человека. О том, когда, как, в каком контексте этот образ был впервые использован в богословии, читайте ниже.
Статья
Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и свт. Василий Кесарийский
Статья научного сотрудника Института истории христианской мысли при РХГА Д.С. Бирюкова посвящена лингвистической проблематике в полемике свт. Василия Кесарийского с Евномием.
Статья
Полемика Григория Назианзина с императором Юлианом и современная научная парадигма: механизмы функционирования языка
Полемике свт. Григория Богослова с императором-язычником Юлианом Отступником по вопросу восприятия произведений эллинской культуры христианским сообществом посвящена статья Д.С. Бирюкова.
Статья
Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры
Читателям представляется статья Д.С. Бирюкова – научного сотрудника Института истории христианской мысли при РХГА, ответственного секретаря серии «Византийская философия». В статье рассматривается тема причастности Богу, как ее понимали Аристотель, Порфирий, Прокл, Никифор Григора, а также святые Дионисий Ареопагит, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Максим Исповедник и Григорий Палама.  

Другие публикации на портале:

Еще 9