
Родился в 1978 г.
В 2001 г. окончил радиофизический факультет Санкт-Петербургского государственного технического университета со степенью магистр физики.
В 2004 г. окончил Высшую религиозно-философскую школу со степенью бакалавр религиоведения.
В 2007 г. в СПбГУ защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук.
Ответственный секретарь серии «Византийская философия» при Издательстве СПбГУ; ученый секретарь Института истории христианской мысли при РХГА; член редколлегии периодического научного издания «Проблемы теологии» (Екатеринбург).
Монах Давид Дисипат. Полемические сочинения. История и богословие паламитских споров / Под общ. ред. А.И. Солопова; науч. ред. Д.С. Бирюков; сост. Д.А. Поспелов; пер. с древнегреч. З.А. Барзах, А.И. Волчкевич, А.В. Маркова, Д.А. Поспелова, Д.А. Черноглазова. Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2012. – (Византийская философия. Т. 9; Smaragdos Philocalias). [титульные листы и содержание; см. также здесь]
Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах // Там же. С. 7-62.
Тема энергий как привходящего // Там же. С. 63-70.
О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров // Там же. С. 71-85.
Примечания / Дивномудрого монаха Давида Дисипата против Акиндина стихи // Там же. С. 89-118.
Примечания / Честнейшего и мудрейшего монаха господина Давида история вкратце, как получила начало лукавая ересь Варлаама и Акиндина // Там же. С. 121-138.
[Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Черноглазов Д.А.] Примечания / Слово господина Давида Дисипата о богохульствах Варлаама и Акиндина, отправленное письмом господину Николае Кавасиле // Там же. С. 139-246.
[Бирюков Д.С., Волчкевич А.Ю.] Примечания / Варлаам Калабрийский. Избранные письма; Григорий Акиндин. Письмо XII // Там же. С. 249-272.
Примечания / Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже царице // Там же. С. 273-283.
К вопросу о философских течениях в средней Византии: Николай Мефонский и его полемика с учением Прокла в контексте проблемы универсалий // Записки Александрийского семинара. Вып. 1. Изд-во Философского факультета СПбГУ. С. 54–69 [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"]
Проблема универсалий в византийской философии. Ч. 1. Учебно-методическое пособие. СПб.: ГУАП, 2011.
К вопросу об использовании учения Аристотеля в паламитских спорах // Философия. Теология. Наука. Сборник материалов Первых Чтений, посвященных А.Г. Чернякову. Труды ВРФШ №10 / Составитель Н.А. Печерская. СПб.: Издательство Института «Высшая религиозно-философская школа», 2011. С. 23-33.
[Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Шуфрин А.М.] Византийская философия: философия или богословие? (переписка из трех углов) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Том 2. Философия. 2, 2011. С. 25–34 [электронная версия].
Николай Мефонский и его полемика против Прокла в контексте «византийского Прокл-Ренессанса» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии 12:1, 2011. С. 114–122.
Книга еретиков / Сост., предисл., коммент. Д. Бирюкова. СПб.: Амфора; Изд-во РХГА, 2011. (Александрийская библиотека) [Содержание]
Ереси и еретики // Там же. С. 5-21 [Основная часть статьи на портале "Богослов.ру"].
[Статьи:] Ориген; Арий; Аэций; Евномий; Мессалианство; Несторий; Бабай Великий; Пелагий и пелагианство; Евтихий и Диоскор; Севир Антиохийский; Иоанн Филопон; Иоанн Скот Эриугена; Богомильство; Иоанн Итал; Сотирих Пантевген; Варлаам Калабрийский и Григорий Акиндин; Никифор Григора // Там же.
Комментарии [к текстам первоисточника] // Там же.
[Бирюков Д.С., Даровских А.А.] Полемика между Григорием Нисским и Евномием о возможности общности в Троице и тема энергий // Научная сессия ГУАП: Сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. Издательство СПбГУАП, 2011. С. 41-44.
Праця Юрiя Чорноморця про вiзантiйський неоплатонiзм // Украiнське релiгiезнавство, 2011. C. 176-180.
К вопросу об использовании философского языка Прокла в учении Никифора Григоры // Verbum. Вып. 12. Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры. Альманах. / Под ред. О.Э. Душина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. C. 5-34.
Философские основания неоарианства. Вторая половина IV в. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010.
К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека // Вестник РХГА. Том 11, вып. 4, 2010. [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"]
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том XIV: Двенадцать пророков / Под редакцией Альберто Ферейро / Русское издание под редакцией Д.С. Бирюкова, пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2010. 368 с. [Введение]
Иросанфион, или Новый Рай: Собрание текстов монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии V-XV вв. / Пер. Н. А. Олисовой, О. А. Родионова, А. Б. Ваньковой, комм. Н. А. Олисовой; отв. ред. Д. С. Бирюков. Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2010. [рецензия]
Стоическая тема "всецелого смешения" в контексте описания мистического опыта в византийской христианской традиции // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы эзотеризма и мистицизма: Сб. материалов Третьей международной научной конференции / Под ред. С.В. Пахомова. СПб.: РХГА, 2010. С. 169-176.
Св. Александр Александрийский // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 1 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 4; Smaragdos Philocalias). С. 99–106. [См.]
Арий // Там же, с. 116–131 (статья; редактирование перевода).
Примечания // Арий. Талия; Послание к Александру Александрийскому // Там же, с. 132–138.
Астерий-софист // Там же, с. 139–145.
Подобосущники // Там же, с. 197–206.
Аэций // Там же, с. 220–230.
Аэций. Синтагматион (фрагменты) // Там же, с. 231–234 (перевод с древнегреч.).
Примечания // Аэций. Синтагматион // Там же, с. 231–234.
Евномий // Там же, с. 235–247. [см. здесь]
Евномий. Апология на Апологию (фрагменты) // Там же, с. 267–268 (перевод с древнегреч.).
Св. Василий Великий. Полемика с Евномием // Там же, с. 269–290 (статья, комментарии).
Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика // Там же, с. 291–300.
Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием // Там же, с. 315–322.
Примечания // Свт. Григорий Нисский. Против Евномия // Там же, с. 323-330.
Св. Григорий Нисский // Там же, с. 397–405 (в разделе «Формирование антропологических концепций»).
Дионисий Ареопагит: учение о Боге и о Божественных именах // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias). С. 7–18.
Св. Симеон Новый Богослов // Там же, с. 283–292.
Примечания // Св. Симеон Новый Богослов. Гимн тридцатый // Там же, с. 293–300.
Николай Мефонский. Полемика с латинянами и Сотирихом, учение о Пятидесятнице и опровержение Прокла, в контексте учения об иерархии причин и проблемы универсалий // Там же, с. 341–370. [материал из статьи использован в интернет-публикации на портале "Богослов.ру": Триадологическая проблематика в XII в.: Николай Мефонский и его учение о Пятидесятнице, полемика с латинянами и Сотирихом]
Св. Григорий Палама // Там же, с. 448–466.
Комментарии; примечания // Факрасиса протостратора краткое изложение диспута святейшего Фессалоникийского кир Григория и Григоры философа, который состоялся в палатах перед лицом императора // Там же, с. 467–476.
Григорий Акиндин // Там же, с. 467–476. [см. здесь]
Примечания // Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже-царице // Там же, с. 467–476.
Никифор Григора // Там же, с. 548–562.
Никифор Григора. Первый антирритик (фрагменты); Ромейская история (фрагменты) (перевод с древнегреч., совместно с А. Ю. Волчкевич и Т. А. Щукиным) // Там же, с. 563–569.
Примечания // Никифор Григора. Первый антирритик; О всецелом и в себе существующем эйдосе, который созерцается одним лишь умом; Ромейская история Ромейская история // Там же, с. 569-571.
Тема описания человека через "схождение особенностей" у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст // Богословские труды. Вып. 42. М.: Издательство Московской патриархии, 2009. С. 87-109 [рецензия на статьи номера]
Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 2009. (Smaragdos Philocalias). С. 113-173. [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"] [описание книги]
О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложении Факрасисом // Там же, с. 17-21.
Комментарии (совместно с Д.И. Макаровым) // Там же, с. 61-111.
Антропологические парадигмы в византийской философии. Текст лекции. СПб.: ГУАП, 2009. - 36 с.
Некоторые аспекты монадологии в позднеантичной и византийской философии // Acta eruditorum. Вып. 6, 2009. С. 75-79.
«Образ», «подобие», платонизм, христианство и учение подобосущников // Подобие и подражание в средневековой культуре. Сборник статей. СПб.: Философский факультет СПбГУ, 2009. С. 33-56.
Полемика Григория Назианзина с имп. Юлианом и современная научная парадигма: механизмы функционирования языка // Проблемы теологии. Вып. 5. Материалы Пятой международной богословской научно-практической конференции 16 мая 2008 г. / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2009. С. 46-53.
Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции // Волшебная гора. 15, 2009. С. 58-67.
Пс.-Дионисий Ареопагит о причастности и причинности // Философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований. Материалы VI молодежной школы Platonopolis: сборник статей / Отв. ред. Р.В. Светлов, А.В. Цыб. СПб., 2009. С. 34-39.
The Strategies of Naming in Polemic between Eunomius and Basil of Caesarea in Context of Antic philosophical Tradition // Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclesiastique. T. 4. Byzantinorossica, 2008. P. 103-121 [переиздание] [электронная версия]
Тема причастности высшей природе в учениях об иерархии сущего: Порфирий, Григорий Нисский et. al. // Истина и диалог. Труды международной научной конференции. Санкт-Петербург, 29-31 мая 2008 г. Русская христианская гуманитарная академия; Universidad de Navarra. СПб., 2008. С. 148–167.
Философские категории и значение копулы «есть» в «Синтагматионе» Аэция-арианина: историко-философский бэкграунд // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 8 / Отв. ред. А. В. Цыб. СПб., 2008. C. 194–215.
Рационализм и его пределы в арианском учении // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2:2, 2008. С. 213–226.
Стоики и принцип идентичности индивида // Плутарх. Сочинения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 351–381.
Богословско-философские основания учения Ария // Вестник РХГА. 9(1) 2008. С. 265–280.
Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и свт. Василий Кесарийский // Вестник РХГА. 8(2) 2007. С. 92-110 [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"]
Примечания // Прп. Максим Исповедник. Письма / Пер. Е. Начинкин; сост. Г.И. Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. (Византийская философия, т. 2).
Стратегия именования в первой «Апологии» Евномия и учение стоиков // XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2006/07 г. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 69-75.
Полемика свт. Григория Нисского и Евномия в контексте античных логических учений // Проблемы теологии. Вып. 4. Материалы Четвертой международной богословской научно-практической конференции 16 февраля 2007 г. / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2007. С. 87–93.
Вера – язык: Юлиан и свт. Григорий Назианзин // Император Юлиан. Сочинения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 55–88.
Неоплатонические элементы в неоарианстве (Евномий и Ямвлих) // Вестник молодых ученых. 4, 2006 (Философские науки 2, 2006). С. 37-43.
Об «онтологической дифференции» у Аристотеля в перспективе формирования философского языка патристики // VERBUM. Вып. 8. Medievalia: идеи и образы средневековой культуры / Под ред. О.Э. Душина, Д.В. Шмонина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 230–241.













