Статья
Каждый человек более или менее осознанно придерживается какой-либо из мировоззренческих моделей. Они влияют на наш образ мыслей и во многом определяют нашу жизнь. Автор статьи рассуждает о том, как влияет на человека материальное или идеалистическое мировоззрение, атеизм или теизм, о том, какие взгляды формируют то или иное мировоззрение, а также о том, на основе чего сформировался марксистский тезис о главенствующей роли общественного бытия, которое определяет сознание.
Статья
На современном постсоветском и постсекулярном этапе развития российского общества с новой силой встают вопросы о соотношении и взаимодействии трансцендентной и имманентной реальности, религиозного и атеистического мировоззрений, идеализма и материализма как философских учений, иррационализма и рационализма, креационизма и эволюционизма, синергетического видения мира и телеологического дискурса, детерминизма и индетерминизма, редукционизма и антиредукционизма, антропоцентрического волюнтаризма и провиденциализма, социального героизма и религиозного подвижничества – как путей преобразования человека и общества, а также – проблемы свободы воли, смысла и предназначения человеческой жизни. В данной ситуации обращение к «основному вопросу философии», который в последнее время часто объявляется «устаревшим», намечает фундаментальную идейную границу между двумя полемизирующими мировоззренческими полюсами и двумя, без преувеличения, системами жизненной навигации человека. Пари Паскаля, рассматриваемое в контексте этой полемики, намечает определенную методологию построения конструктивного и плодотворного диалога между верующими, атеистами и апатеистами, – диалога, востребованного в современной отечественной социально-культурной и политической ситуации и необходимого для устойчивого развития современного российского общества.