Диалог между папой Римским Франциском и патриархом Константинопольским Варфоломеем о согласовании даты празднования Пасхи между католиками и православными вызвал бурную полемику. Действительно ли после предоставления томоса украинским раскольникам и прерывания богослужебного общения с Москвой Константинополь объявит о расколе, подобного которому не было с 1054 года? О том, стоит ли на горизонте уния православных и католиков и возможно ли создание новой глобалистской церкви, в интервью сербскому изданию «Новости» рассказал профессор Православного богословского факультета Восточно-Сараевского университета (Республика Сербская, Босния и Герцеговина), доктор богословия протоиерей Дарко Джого.
Учение об апокатастасисе в эпоху раннего христианства имело дискуссионный характер, в эпоху Вселенских соборов дискуссия закончилась решениями Пятого Вселенского собора. В Новое время возникла религиозно-мировоззренческая необходимость нового осмысления христианской доктрины. Возрождение идеи об апокатастасисе имеет теологические, философские и психологические предпосылки, возникшие на рубеже XIX–XX вв. Статья старшего преподавателя Русской христианской гуманитарной академии имени Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена священника Николая Святченко посвящена осмыслению идеи апокатастасиса в русской философско-богословской мысли ХХ в., указано на элементы учения об апокатастасисе в трудах В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, А. Е. Жураковского, П. Флоренского, П. Н. Евдокимова, прот. С. Булгакова, Л. А. Зандера и др. Православные авторы ХХ в. создали предпосылки для переосмысления идеи апокатастасиса, однако никто из этих мыслителей не дал цельного и полного учения о всеобщем спасении — этому не способствовало ни время, ни стиль мысли православной теологии того периода. Автор выделяет наиболее важные идеи и компоненты построения теоретической базы надежды всеобщего спасения в православном контексте, что дает материал для работы с идеей апокатастасиса в современной теологии.