Религиозные представления неистребимо живут в любом обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии, утверждает протоиерей Димитрий Сазонов. На его взгляд, религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и в других направлениях, восполняющих религиозный вакуум человека. «Советская религиозность» же характеризуется неофитством, увлечённостью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии, в основном почерпнутые из книг и разговоров. Результатом неофитских порывов стало нынешнее, постсоветское состояние церковных структур и религиозной жизни людей.
От православно-англиканского диалога к православию западного обряда
Статья посвящена поиску новых форм литургической жизни в Православной Церкви через возрождение/учреждение западного богослужебного обряда, а также роли Русской Православной Церкви в этом сложном процессе. Автор показывает вехи истории возникновения западнообрядных православных приходов, в том числе в Североамериканской Антиохийской Архиепископии.
Мистическое богословие и экзегеза Преображения у прп. Максима Исповедника. Часть 3
В заключительной части статьи Григория Беневича и Дмитрия Черноглазова авторы приходят к выводу, что, несмотря на отличия в терминологии (особенно понимания апофатики), экзегеза Преображения преподобного Максима и его учение о мистическом богословии в целом могут быть согласованы с основными положениями святителя Григория Паламы. Однако преподобный Максим отвечал на иные вопросы, так что природа и характер восприятия Фаворского света не были в центре его внимания.
К истории возникновения старообрядческой общины в Уганде
В статье доктора богословия, кандидата юридических наук священника Павла Бочкова рассматривается история перехода в старообрядчество общины православных верующих в Уганде, которая до присоединения к Русской Православной Старообрядческой Церкви прошла через массу неканонических юрисдикций. Появление в РПСЦ африканского прихода стало заметным событием в новейшей истории старообрядчества.
Мистическое богословие и экзегеза Преображения у прп. Максима Исповедника. Часть 2
В продолжении статьи Григория Беневича и Дмитрия Черноглазова показывается, что преподобный Максим сохранил верность основным моментам учения «Ареопагитик», но придал этому учению более отчетливое христологическое и опытно-антропологическое истолкование.
Преодоление разрыва между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей как ложная аналогия в вопросе об украинских раскольниках
Правильно ли проводить параллели между принятием в юрисдикцию Константинопольского патриархата украинских раскольников и воссоединением Русской Православной Церкви заграницей с Московским патриархатом? Публикуем статью ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра.
Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века. Часть 2
В продолжении статьи игумена Дионисия (Шлёнова) рассказывается, как сложился праздник Рождества в греческих церквах и в армянской традиции, а также почему в XI веке споры о дате праздника обострились.
Иконография Крещения Господня — от крипты Лукины до церкви Спаса на Нередице
Как сложилась иконография праздника Крещения? Откуда на иконе крест, масличная ветвь и древний старец в воде? Почему Иоанн Креститель возлагает руку на голову Христа, хотя в Евангелии это не упомянуто? Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи «Крещение Господне» из «Православной энциклопедии», посвящённый иконографии праздника.
Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века. Часть 1
Cтатья игумена Дионисия (Шлёнова) посвящена вопросу о времени празднования Рождества и Крещения. Этот вопрос стал бурно обсуждаться начиная с конца VI века, оказавшись одним из главных разногласий между защитниками православного вероучения и представителями Армянской церкви, не принявшей Халкидонского собора.
Хронологические расчёты у Климента Александрийского и происхождение традиционных дат Рождества и Богоявления
Как появились привычные нам даты Крещения и Рождества? Рассказывает византинист Павел Кузенков, анализирующий сочинение «Строматы» раннехристианского апологета Климента Александрийского.
Мистическое богословие и экзегеза Преображения у прп. Максима Исповедника. Часть 1
В статье рассматриваются толкования преподобным Максимом Исповедником Преображения Господня, которые сопоставляются с его учением о мистическом богословии. Авторы доказывают, что Преображение созерцается преподобным Максимом как своего рода «эйдос» или парадигма мистического богословия. При этом приводится сравнение некоторых ключевых понятий мистического богословия преподобного Максима с «Ареопагитиками» и учением святителя Григория Паламы.
Вопрос о реформе календаря в России в XIX–XX вв.
Когда и как большинство Поместных Православных Церквей перешли на новоюлианский календарь? Почему Русская Церковь этого не сделала, хотя однажды жила по новому стилю 24 дня? В день Старого Нового года публикуем фрагмент статьи «Календарь» из «Православной энциклопедии».
«Задачи стоят большие и интересные». Митрополит Иларион о работе Научно-образовательной теологической ассоциации
Почти четыре года назад появилась Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), которая сейчас объединяет более 70 вузов. По каким критериям в неё принимают? Есть ли конкуренция между участниками ассоциации? Какие научные форумы проводит НОТА и каковы планы этого сообщества? На вопросы портала «Богослов.ru» ответил президент ассоциации митрополит Волоколамский Иларион.
Аскетизм и иконопись. Часть 2
В продолжении статьи Андрея Царенка подробно рассматривается понятие аскетизма в православной традиции и объясняется, как именно аскетизм повлиял на принципы канонической иконописи.
Самосвяты или святые? К дискуссии о повторной хиротонии бывших раскольников
Публикуем статью настоятеля кельи святой Анны на горе Афон архимандрита Антипы о том, нужно ли заново рукополагать клириков, принимаемых из расколов. Портал «Богослов.ru» не солидаризируется с позицией отца Антипы, однако его точка зрения весьма характерна для современного греческого богословия в связи с ситуацией на Украине. Приглашаем наших читателей к дискуссии, которую открывает профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.
Аскетизм и иконопись. Часть 1
В статье доктора философских наук, доцента Черниговского коллегиума имени Т. Г. Шевченко, преподавателя Черниговского духовного училища Андрея Царенка разбираются некоторые критические оценки православной иконописи. Автор показывает связь иконописного искусства с аскетизмом, которая позволяет осознать своеобразие эстетики иконы.
Мнение
Свет Рождества
С самой ранней юности праздник Рождества Христова ассоциировался у меня с ярким белоснежным светом, который сияет, подобно снегу в солнечный зимний день.
Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве. Часть 2
В продолжении статьи Вадима Елиманова о евхаристическом богословии Николая Кавасилы подчеркивается, что всякая жертва совершается в момент изменения состояния, когда «дар» становится «жертвой». Если Голгофская Жертва совершилась через распятие (Христос из «Дара» Богу стал «Жертвой» Ему), а ветхозаветные кровавые жертвы совершались через заклание (жертвенное животное из дара становилось жертвой Богу), то Евхаристическая Жертва совершается через преложение: хлеб и вино становятся истинной Жертвой — Телом и Кровью Агнца Христа.
Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве. Часть 1
Работа праведного Николая Кавасилы «Изъяснение Божественной литургии» широко известна в Православной Церкви, но каким было учение святого о Евхаристии как Жертве, до сих пор мало изучено. Аспирант Московской духовной академии Вадим Елиманов предпринял попытку системной реконструкции этого учения. Евхаристия предстаёт как Богочеловеческая Жертва, в которой Церковь как собрание верующих под видом хлеба и вина приносит свою жизнь в жертву Богу. В ответ Бог подаёт верным Самого Себя. Важным открытием становится смысловая связь между этапами совершения Евхаристической Жертвы, этапами совершения ветхозаветных жертв и этапами домостроительства спасения, совершённого Христом.
Мнение
2022 год на портале «Богослов.Ru»
Дорогие друзья, поздравляю вас с новолетием! Редакция портала «Богослов.Ru» в 2022 году готовит для вас много полезных и интересных материалов.
Католическая месса в контексте различного понимания традиции
Предлагаем вашему вниманию серию статей, посвященных литургической жизни современной Католической Церкви. Автор не ставит перед собой задачу делать поспешные выводы, трактуя те или иные явления с четко выраженных конфессиональных позиций. В центре этих размышлений вопрос о том, что такое христианская традиция, по каким законам она развивается и можно ли выявить такие ее критерии, которые позволяли бы избегать ошибок каждый раз, когда церковная жизнь требует мудрого и справедливого решения.
Пассия: возникновение, история, современность. Часть 2
Вторая часть статьи, посвященной богослужению, известному под названием «пассия», посвящена рассмотрению особенностей совершения данного богослужения в Русской Православной Церкви на современном этапе. Автор не только анализирует структуру пассии, но и осуществляет сравнение данного литургического чина с аналогичными, присутствующими в Римско-Католической церкви и её греко-католической (униатской) части.
«Грех» Авраама
Примеры ветхозаветной праведности у внимательного читателя Библии обычно вызывают вопросы. Как может считаться святым человек, совершающий с нравственной точки зрения сомнительные поступки? В представленной публикации речь идет об одном из подобных библейских эпизодов – предание Авраамом своей жены Сарры сначала египетскому фараону (Быт.12:11–20), а затем царю Авимелеху (Быт. 20:2) для сожительства. Автор статьи пытается найти объяснение данным поступкам ветхозаветного праведника. Статья является ответом на публикацию «Ориген об “иудейских баснях” в толкованиях на книгу Бытия».
Ольга Берггольц. Вехи духовной биографии. Часть 1
Статья Г. И. Беневича посвящена исследованию духовной биографии советской писательницы и поэтессы Ольги Берггольц (1910–1975). Автор статьи считает важным понять и проследить историю её веры, в немалой степени отражающей историю духовных исканий нескольких поколений русской интеллигенции.
Пассия: возникновение, история, современность. Часть 1
Пассия — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом. Название чина указывает на его содержание — воспоминание страданий Христовых. Об истории чина пассии в православном богослужении говорится в первой части статьи А.А. Лукашевича.
Джон Уэсли и епископ Аркадийский Герасим: к вопросу об одной хиротонии
В статье рассматривается история хиротонии основателя методизма Джона Уэсли (1703—1791), которую он получил от греческого православного епископа. Спустя 200 лет после смерти Д. Уэсли в протестантской среде появились утверждения, что Уэсли в период поиска возможности наделения своих сподвижников священным саном смог убедить иерарха Константинопольской Православной Церкви, епископа Аркадийского Герасима, совершить над ним тайную епископскую хиротонию, благодаря чему впоследствии Уэсли сам стал совершать рукоположения своих последователей. Однако до настоящего времени у исследователей данного вопроса нет убедительных и неопровержимых документальных свидетельств о том, что данная хиротония все-таки имела место, а, следовательно, и заявления отдельных методистских богословов и клириков о наличии у них апостольского преемства, мягко говоря, преждевременны.
Социальная история Причастия и реформация Евхаристии. Часть 2
Вторая часть статьи Эми Нельсон Бёрнетт посвящена рассмотрению тех богословских и литургических изменений, которые внесли в таинство Евхаристии немецкие и швейцарские протестанты первого поколения, возглавляемые Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли соответственно. Автор детально анализирует, чем руководствовались реформаторы, осуществляя отход от традиционных для средневекового католицизма верований: в пресуществление евхаристических даров, жертвенный характер мессы, причащение мирян под одним видом и др. Все перечисленные изменения были обусловлены, в том числе, желанием упразднить любые формы посредстничества между рядовыми протестантами и Христом.
Жизнеописание блаженнопочившего Герхарда Терстегена (1773). Часть 3
В заключительной части перевода «Жизнеописания блаженнопочившего Герхарда Терстегена» говорится о его непоколебимом уповании на Бога. Вся жизнь Терстегена была исполнена болезней, немощей, страданий, но это не помешало ему стяжать многие духовные дарования.
Александр Невский: от Руси до Петра Великого (видео)
Лекция д.и.н. Романа Александровича Соколова посвящена изменениям в восприятии образа святости великого князя Александра Невского в период XIII-XVII вв. Кроме того, речь идет также об исторических деталях перенесения мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург.
Катехизис и чин конфирмации по «Книге общей молитвы» 1662 года
«Книга общей молитвы» является одним из фундаментальных теологических документов церквей Англиканского Сообщества. Хотя содержание неоднократно пересматривалось, она до сих пор играет ключевую роль общего руководства по основам веры и религиозной практики, скрепляя таким образом Англиканское Сообщество. В данной статье приводится перевод чинопоследования катехизиса и конфирмации.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>