В статье кандидата богословия, кандидата философских наук, доцента, старшего научного сотрудника Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ Николая Павлюченкова рассматривается творческое наследие И. В. Киреевского в контексте проблемы влияния философии Ф. В. Шеллинга на отечественные концепции «цельного знания» и всеединства и распространения этих концепций на область богословия. Важность разработки данной темы обоснована фактом восприятия идей Ф. В. Шеллинга и И. В. Киреевского Владимиром Соловьёвым, творчество которого оказало существенное воздействие не только на философскую, но и на богословскую мысль в России в конце XIX — начале ХХ вв. Отмечается, что И. В. Киреевский на позднем этапе своего творчества пытался следовать учению св. отцов, сохраняя при этом некоторые заимствованные у Ф. В. Шеллинга позиции.
Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой Лавры в 1948 году
Предлагаем вспомнить доклад заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии профессора Алексея Светозарского, посвящённый возвращению старейшей духовной школы России в стены Троице-Сергиевой Лавры после Великой Отечественной войны. Доклад был прочитан 12 октября 2010 года на заседании секции «Актуальные проблемы новейшей истории Церкви и церковно-государственные отношения» Международной конференции «Церковь, наука и образование в России: история и перспективы».
Регентское образование в Российской империи
Читателю предлагается ознакомиться с историей развития учебных заведений в дореволюционной России, направленных на подготовку профессиональных руководителей церковных хоров. В Российской империи руководители церковных хоров проделали путь от малограмотных регентов-практиков до высококвалифицированных выпускников специальных учебных заведений. В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко рассказывается о том, в каких певческих корпорациях Древней Руси берут свои истоки лучшие учебные заведения Российской империи, когда регентское образование было впервые систематизировано и получило строгую образовательную программу, какой вклад внесло в становление церковно-певческого искусства.
Догматическое богословие митр. Макария (Булгакова) и иноконфессиональное богословие: связь и оппозиция
Статья аспиранта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александра Фокина посвящена исследованию догматических трудов митрополита Макария (Булгакова) в отношении критики и рецепции им иноконфессионального богословия. Догматические труды преосвященного Макария занимают особое место в дискуссиях о западном влиянии на русское богословие. С одной стороны, он был крупнейшим представителем академической традиции, автором классических догматических произведений, ставших дидактическими руководствами для нескольких поколений русских богословов. С другой стороны, труды митр. Макария (Булгакова) не раз подвергались критике в связи с возможным заимствованием идей у западных авторов. Все эти мнения, однако, до сих пор оставались утверждениями по умолчанию, без конкретного исследования текстов митр. Макария.
Влияние персонализма Николая Бердяева на творчество прот. Георгия Флоровского
В статье магистра богословия Георгия Паутова рассматривается гипотеза о влиянии персоналистической философии Николая Бердяева на творчество знаменитого богослова русской эмиграции прот. Георгия Флоровского. Автор анализирует и сравнивает взгляды Бердяева и Флоровского на основные принципы личностной онтологии: свободу, детерминизм, гносеологию. Также работа содержит существенное замечание о христианской природе персонализма Флоровского.
Иконография прп. Сергия Радонежского
Статья заведующей филиалом Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника «Ризница Троице-Сергиевой лавры» Людмилы Воронцовой, написанная специально для «Православной энциклопедии», рассказывает о возникновении и развитии иконографии преподобного Сергия Радонежского — с древнейших образов до наших дней.
Становление богословской дисциплины «Каноническое право» в Русской Православной Церкви в XIX в.
Статья кандидата богословия, кандидата юридических наук, доцента кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии священника Владислава Багана представляет ретроспективный взгляд на феномен преподавания и изучения богословской дисциплины «каноническое право» в Русской Православной Церкви в XIX в. Работа демонстрирует эволюцию методов и подходов в рамках канонического права в обозначенный период. В заключение представлена сложность и актуальность указанной проблематики при изучении канонического права на современном этапе.
Неизвестный протестантизм: протестантские святые
В продолжении цикла статей религиоведа, кандидата культурологии Оксаны Куропаткиной рассмотрен ещё один неизвестный аспект истории протестантизма — протестантские святые. Хотя отцы Реформации резко критиковали культ святых и настаивали на том, что молиться следует только Иисусу Христу, сегодня почитание героев веры есть в каждой деноминации. В наиболее традиционных протестантских конфессиях, лютеранстве и англиканстве, в честь святых называются храмы, им посвящены праздники, существуют даже специальные чины святости, не аналогичные католическим или православным.
Литургия как игра
Вниманию читателя предлагается перевод главы «Литургия как игра» из книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885-1968). Автор рассматривает богослужение как пространство священной игры, в котором жизнь человеческой души раскрывается во всей полноте бытия.
Протоиерей Петр Иванович Успенский: агиограф, инспектор «Плакида», обновленческий архиерей Орла и Тамбова
Протоиерей Петр Успенский — преподаватель и многолетний инспектор Вологодской семинарии, член Тамбовской духовной консистории, цензор «Тамбовских епархиальных ведомостей», настоятель тамбовских храмов, участник торжественного прославления преподобного Серафима Саровского и один из авторов акафиста ему. В 1930-е гг. он был обновленческим архиереем Орла и Тамбова, а последние дни доживал на покое настоятелем кладбищенской церкви. Главная идея исследования, предпринятого старшим преподавателем кафедры богословия Московской духовной академии священником Николаем Солодовым, — поэтапное воссоздание биографии отца Петра, нравственный портрет которого проясняется через обстоятельства различных отрезков его жизни. В приложении публикуются наиболее интересные материалы, которые не могли быть включены в основной текст статьи.
«Глас хлада тонка»: что увидел пророк Илия на Хориве?
В очерке кандидата богословия, доцента, заведующего кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии Алексея Кашкина подробно анализируется фраза 3 Цар. 19:12 קוֹל דְּמָמָה דַקָּה (в Синодальном переводе — «веяние тихого ветра»), рассматриваются различные варианты перевода и толкования.
История публикации первых жизнеописаний преподобного Серафима Саровского
В день памяти преподобного Серафима Саровского публикуем главу из книги «"Российския державы славо и ограждение". Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном и художественном наследии России». Текст, написанный кандидатом филологических наук, ведущим научным сотрудником научно-исследовательского отдела Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Ларисой Алехиной, рассказывает о том, как вышли в свет первые жизнеописания святого.
Наставления святого апостола Павла об отношении ко властям (Рим. 13:1-7) в святоотеческой экзегезе и современной библеистике
В докладе доцента, кандидата богословия, доцента кафедр библеистики Московской духовной академии и Перервинской духовной семинарии Михаила Ковшова рассматривается смысл знаменитых слов апостола Павла об отношении к властям. Автор анализирует этот фрагмент как в свете святоотеческих толкований, так и с точки зрения современной западной библеистики.
Архиерейский Собор в Русской Православной Церкви
В нынешнем году, согласно решению Священного Синода от 17 апреля (журнал №29), планируется проведение очередного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Публикуем статью профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, посвящённую истории и задачам этого органа церковной власти.
Крещение Руси — основа духовного единства славянских народов
В день памяти святого равноапостольного князя Владимира предлагаем вспомнить доклад кандидата педагогических наук протоиерея Олега Чебанова, посвящённый основополагающему влиянию Крещения Руси на жизнь и культуру восточнославянских народов.
Существо календарной проблемы и вариант её решения
В статье доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН (Санкт-Петербург) Алексея Гоманькова рассматриваются причины расхождений между разными христианскими церквями в использовании календаря. Основной дефект всех используемых в настоящее время календарей – это их мнемоничность, т. е. замена наблюдений за природными процессами формальными раз и навсегда заданными правилами определения дат. Различные попытки преодоления этого недостатка и порождают то многообразие календарей, которое наблюдается в настоящее время. Радикальным решением проблемы был бы отказ от самой идеи мнемоничности и переход на немнемонический календарь, основанный на абсолютной исходной дате (например, дате Рождества Христова). Однако реализация такого перехода кажется весьма сомнительной из-за необходимости нарушения всех сложившихся календарных традиций.
Диалог сщмч. Мефодия Олимпийского «О воскресении» (CPG 1812) и методология критического издания славянских текстов
Диалог «О воскресении» сщмч. Мефодия Олимпийского, написанный в кон. III — нач. IV в. на древнегреческом языке, дошёл до нас в первоначальной версии только частично, благодаря фрагментам, сохранённым в трудах более поздних авторов. Полная же версия этого сочинения сохранилась в славянском переводе, текст которого остаётся неопубликованным до сих пор. Описание славянской рукописной традиции данного диалога предваряется кратким описанием истории изданий славянских текстов, а также основных принципов критического издания, предложенных в 1929 г. Антуаном Мейе и Андре Вайяном. В завершении статьи магистра классической филологии, преподавателя-ассистента кафедры патристикии истории Церкви факультета теологии Фрибурского университета Алексея Морозова даётся описание проекта нового критического издания славянского и греческого текстов данного диалога.
Административные меры по ограничению церковной деятельности периода хрущёвских гонений на Церковь (1958–1964 гг.) в воспоминаниях священнослужителей
Статья магистранта Московской духовной академии Бориса Сандара посвящена истории административных мер по ограничению церковной деятельности периода хрущёвских гонений на Церковь (1958–1964 гг.) в воспоминаниях священнослужителей. Политика Н. С. Хрущёва, в рамках которой Русская Православная Церковь воспринималась как один из «пережитков сталинизма», который надо преодолеть, спровоцировала новую антицерковную кампанию. Она включала в себя комплекс продуманных мер, которые сводились к различным административным мероприятиям, кульминацией которых стала реформа приходского управления, позволившая государству установить контроль над церковными финансами, а также и внутрицерковной жизнью в её низовом звене – приходской общине. Такие меры должны были привести к дальнейшему разложению Церкви как института изнутри.
Пушкин как продолжатель традиций русской гимнографии
В статье кандидата филологических наук, кандидата богословия, доцента Московской духовной академии архимандрита Симеона (Томачинского) рассматривается живая связь между славянской гимнографией и древнерусской словесностью с одной стороны и поэзией Александра Сергеевича Пушкина — с другой. Автор показывает, что богослужебные тексты не только повлияли на мировоззрение поэта, но и вдохновили конкретные его строки.
Прп. Никодим Святогорец и латинская богословская традиция XVI–XVII вв.
Статья кандидата теологии, проректора Калужской духовной семинарии по заочному отделению протоиерея Василия Петрова освещает вопрос о латинских заимствованиях в творчестве прп. Никодима Святогорца. В исследовании приводится мнение свт. Феофана Затворника о книге св. Никодима «Невидимая брань», перечисляются шесть книг, в которых прослеживается явное латинское влияние, излагается гипотеза Э. Франкискоса о пути, которым греческие переводы Э. Романитиса попали на Афон в руки прп. Никодима. В работе оценивается степень зависимости книг Святогорца от латинских прототипов и масштабы влияния схоластической терминологии.
Н.Ф. Каптерев как критик русского монашества
В статье магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии диакона Вячеслава Масина читатель узнает о взгляде дореволюционного профессора МДА, доктора церковной истории Николая Федоровича Каптерева (1847–1917) на историю отечественного православного монашества, который был сформулирован им в результате дискуссии об идеальном служении монашествующих миру. Автором сделан анализ основной работы профессора, по которой можно судить о его взглядах на спорный вопрос, — статьи «В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека?». Каптерев сделал попытку отстоять позицию, опираясь на исторический материал. Однако преподнося факты, он отошел от научного подхода и не избежал предвзятости при их интерпретации, подводя облечения преподобного Максима под контекст полемики.
Торжество 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (25 сентября 1892 г.) в дневнике проф. А. Д. Беляева
В статье кандидата богословия, преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии Кирилла Черепенникова рассматриваются события 130-летней давности, которые нашли отражение на страницах неизданного дневника профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева. 25 сентября 1892 года состоялось празднование 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. Мероприятия проходили во всероссийском масштабе, поэтому в Троице-Сергиеву Лавру прибыли высокие гости. Кроме того, был организован большой крестный ход из Москвы и соседних областей. В самый день праздника толпы народа окружили обитель, так что доступ внутрь пришлось ограничивать. После богослужения была организована раздача памятных подарков и трапеза для желающих. На следующий день торжества продолжились в стенах Духовной академии, где состоялся торжественный акт, на котором выступил ректор академии и профессора.
Возвращение мощей преподобного Сергия Радонежского в 1946 году
Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена истории возвращения мощей преподобного Сергия Радонежского, изъятых богоборческой властью в 1919 г. Рака с мощами преподобного была возвращена Церкви в год открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г., когда наместником был назначен архимандрит Гурий (Егоров) — впоследствии выдающийся архипастырь Русской Православной Церкви послевоенного периода.
«Житие прп. Александра Свирского» в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии
Статья кандидата филологических наук, научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Александры Соболевой носит обобщающий характер. Её цель — установить преемственность между текстами «Жития прп. Александра Свирского» в рукописях из собрания Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии. Материалом послужили рукописи из этих собраний, содержащие Житие. Их можно разделить на две группы: ранние, третьей четверти XVI в., и второй четверти XVII в.
Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 6 и 7
Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в.
Семь тезисов о догматике и патристике в католическом богословии. Часть вторая
Содержание семи тезисов профессора католической и исторической теологии факультета теологии и религии Даремского университета Льюиса Айреса посвящено вдумчивым размышлениям о патристическом богословии как разделе догматического богословия в контексте католического вероучения. Чтобы понять, почему и каким образом патристическое богословие должно занять это место, необходимо обратиться к осмыслению богословия Предания — и к постоянному авторитету патристических текстов для католических богословов, а затем — к важности историографических методов, возникших после эпохи Возрождения. Эти дискуссии являются частью размышлений о природе самого богословия. И хотя целью данной работы является исследование системы латинского католического богословия, поставленные в ней вопросы должны представлять интерес для богословов самой различной конфессиональной принадлежности.
Гимн апостолам Петру и Павлу свят. Амвросия Медиоланского и культ первоверховных апостолов в Риме и Милане в IV веке
В статье кандидата искусствоведения, ответственной за информационный отдел Амвросиевского прихода в Милане Юлии Ситарской анализируется гимн апостолам Петру и Павлу св. Амвросия в контексте традиций их почитания в Риме и в Милане. Путем исследования праздника первоверховных апостолов в Риме, анализа текста гимна св. Амвросия, сопоставления его с проповедью из трактата «О девстве» и текстами сочинений современников авторагимна папы Дамаса и Пруденция образ апостола Петра был интерпретирован как равный образам других апостолов.
Апологетическая аргументация свт. Кирилла Александрийского в первой книге «Против Юлиана Отступника»
В статье магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии священника Анатолия Липатова и кандидата богословия, старшего преподавателя кафедры филологии Московской духовной академии священника Александра Ларионова выявляются основные полемические тезисы свт. Кирилла Александрийского, выдвигаемые им в защиту христианской веры против язычества, а также анализируется цитация и примеры из античной литературы, к которой широко обращается святитель. Научная новизна публикации состоит в том, что предпринимается попытка дать общую концепцию основного апологетического метода и тезисов свт. Кирилла в его полемике с язычеством. В результате показано, что обоснование превосходства христианства над язычеством зиждется на основных постулатах: древности и преемственности веры, превосходстве учения о Боге, превосходстве нравственных принципов.
От деместиков до певчих-женщин: краткий исторический экскурс в область русского богослужебного пения
В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко можно ознакомиться с различными типами голосов, употребляемых за богослужением в Русской Православной Церкви, проследить историческое развитие певческого состава церковных хоров в России — от традиционного использования мужских голосов до почти полного вытеснения голосов мальчиков голосами женщин. На основе трудов историков и знатоков русского богослужебного пения и воспоминаний современников представлены недостатки и преимущества введения певцов-женщин в церковные хоры; также рассматриваются связанные с этим изменения в классификации состава хоров.
К вопросу о природе души и ангелов в учении свт. Феофана Затворника (1815–1894)
В статье кандидата теологии, проректора по научно-богословской работе Калужской духовной семинарии протоиерея Василия Петрова исследуется учение св. Феофана Затворника о природе души и ангела, проводится сравнение с учением св. Игнатия (Брянчанинова), с которым Затворник вступил в заочную полемику на страницах книги «Душа и ангел — не тело, а дух». Автор статьи показывает, что взгляды св. Игнатия более традиционны с точки зрения святых отцов Древней Церкви. Это ярко проявляется при чтении «Точного изложения Православной веры» прп. Иоанна Дамаскина. В работе проводится краткий анализ взглядов на природу души и ангелов св. Симеона Нового Богослова. Попутно выясняется, что несогласие св. Феофана с учением св. Симеона привело к тому, что при переводе творений последнего Затворник опускал большие части текста, которые, по его мнению, не согласовывались с учением Православной Церкви.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>