Упоминание о влиянии идей Л. П. Карсавина на В. Н. Лосского, слушавшего лекции философа в Петербургском университете, нередко встречается в исследовательской литературе. Об этом влиянии говорят такие авторы, как Р. Уильямс, С. С. Хоружий, прот. Г. Флоровский, С. Н. Никитина и другие, однако все они сосредотачиваются преимущественно на двух пунктах: значение Filioque для развития западной цивилизации и концепция личности. Таким образом, за рамками рассмотрения остается еще один важный — экклесиологический — аспект наследия обоих авторов. Он связан прежде всего с вопросом, может ли административная структура Церкви быть обусловлена ее мистической жизнью и, таким образом, иметь не исторически преходящее и относительное, а экзистенциальное значение. В. Н. Лосский задается этим вопросом впервые в «Очерке мистического богословия», а ответ на него дает уже в своих послевоенных работах, прежде всего в статьях, опубликованных в новой серии «Вестника Русского западно-европейского Патриаршего экзархата» за 1950 г., — «Соблазны церковного сознания» и «О третьем свойстве Церкви». В них формулируется представление об «апостольских кругах» иерархии, которые могут реализоваться на уровне как вселенской, так и поместной Церкви, в равной мере сохраняя свою кафоличность и являясь отражением божественного Триединства. Немного ранее Л. П. Карсавин, отталкиваясь от идей гр. де Местра, А. С. Хомякова и В. С. Соловьёва, на протяжении 1920-х гг. разрабатывает свою концепцию «симфонической личности», каковой, согласно ему, является в том числе Церковь, причем симфонические личности поместных церквей, входя в симфоническую личность Вселенской Церкви, в то же время обладают и ее полнотой. Сопоставление указанных концепций позволяет прийти к выводу о том, что В. Н. Лосский так или иначе воспользовался идеями своего учителя, переведя их при этом с философского на богословский горизонт.
Мнение
Московская духовная академия и портал «Богослов.RU» поздравляют Святейшего Патриарха Кирилла с днем рождения
Ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала «Богослов.RU» епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения.
«Лучше всего учиться у того, кто является твоей противоположностью». Профессор Жан-Клод Ларше о западной философии, личной эффективности и приходе к вере
Директор издательства Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле Holy Trinity Publications Николас Чампен беседует с патрологом и богословом Жан-Клодом Ларше в подкасте «Джорданвилльские чтения». Приводится в сокращении.
«Лица Академии 3.0» — в этом году на портале «Богослов.RU»!
Ответы на острые вопросы, истории из жизни Московской духовной академии и прогнозы на будущее — в третьем сезоне передачи «Лица Академии», который выйдет уже в нынешнем году на обновлённом портале «Богослов.RU».
Пение и «мусикия»: историческая коллизия русского богослужебного пения в XVII–XVIII вв.
Статья старшего преподавателя регентского отделения Воронежской духовной семинарии диакона Димитрия Ушакова посвящена смене церковно-певческих парадигм в XVII–XVIII вв. В историю русского богослужения эти века вошли как эпоха радикального перелома в системе церковного пения. Происходит смена древней, одноголосной традиции и замена ее на новую, партесную. Церковное пение начинает восприниматься как одна из форм музыкального искусства, а не как «поемое слово». Сакральная по функции и по конструктивным принципам невменная нотация заменяется рационально-математической нотолинейной. Церковные певцы перестают рассматриваться как совершители/участники богослужения и становятся мало-помалу вольнонаемными музыкантами-исполнителями, чье искусство сопровождает богослужение. Церковный композитор тоже может быть свободным светским профессиональным музыкантом. Принцип мелодической иерархии сменяется свободным выбором репертуара. В итоге происходит обмирщение богослужения.
Философия не дает того, чем можно жить
Вспоминаем интервью с православным американским богословом и философом Дэвидом Брэдшоу об исторической и актуальной связи теологии и философии.
«Мост через девятивековую пропасть»: попытки установления диалога Православной и Римско-Католической Церквей в 60-х годах XX века
Статья кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарёва знакомит читателя с попытками установить диалог между Православной и Римско-Католической Церквями в 60-е гг. XX в. — время, которое характеризовалось интенсивными межхристианскими контактами. В статье использованы материалы церковных и государственных архивов, публикации в официальном церковном печатном органе, исследования зарубежных авторов. Автор показывает, что особую роль в налаживании диалога церквей сыграл Второй Ватиканский собор. Наблюдатели от поместных православных церквей прокладывали непростые пути общения сквозь тернии исторических разделений. В среде автокефальных православных церквей не было единого мнения относительно целей и задач православно-католического диалога, его содержания. Церкви разделились на сторонников Московского Патриархата и приверженцев Константинопольского Патриархата. Москва придерживалась позиции «продуманной медлительности». Фанар был готов начать диалог безотлагательно, намереваясь возглавить этот процесс с православной стороны. Митрополиту Никодиму (Ротову) удалось убедить большинство участников общеправославных встреч в целесообразности отложить объявление о диалоге с католической стороной. Иерарх выступил в защиту свободы поместных церквей самостоятельно вести диалог с Католической Церковью, а также обмениваться опытом такого диалога.
Философия канонического права. II. Право в Церкви
Во второй части цикла статей по философии канонического права рассматриваются причины и принципы существования правового начала в Церкви. В статье кандидата богословия, доцента, заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова критикуется позиция отрицающих возможность права в церковной ограде, на основании взглядов русских и иностранных правоведов и философов демонстрируется необходимость регулирования общественных отношений в Церкви с помощью норм канонического права.
Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха (Часть 1)
Первая часть статьи магистра теологии, старшего преподавателя кафедры богословия Московской духовной академии Вадима Евгеньевича Елиманова и кандидата физико-математических наук, кандидата богословия, доцента, профессора кафедры богословияаМосковской духовной академии игумена Адриана (Пашина) посвящена исследованию учения восточных святых отцов о наследуемых последствиях первородного греха. Цель статьи — определить, что точно наследуется и что точно не наследуется каждым человеком от прародителей. Исследуются причины греха Адама и Евы как их личного выбора. Рассматриваются последствия первородного греха, передаваемые каждому человеку от рождения, а именно: страстность, смертность и тленность физического тела, называемые «тлением естества». Отмечается, что разумная душа человека творится Богом непорочной и безгрешной. В отличие от тела, разумная душа не наследует чего-либо от своих родителей или прародителей. Она также не наследует непосредственно какой-либо склонности, предрасположенности ко греху или какой-либо вид нравственной греховности. Но «тление естества», а через него и падшие духи, склоняют и предрасполагают разумную душу человека к совершению греха, но не предопределяют ее выбор. При совершении личного греха человек приобретает «тление произволения». В свою очередь, «тление произволения порождает следующие изменения в разумной душе: страстность как ее подверженность укоризненным (греховным) страстям (иными словами, устойчивый греховный навык), добровольную порабощенность диаволу и духовную смерть, то есть отсечение от спасительной Божественной благодати.
«Римские орды» и «серьезный сюртук Наполеона»: судьба текста «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского (1869–2023 гг.)
Книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» многократно издавалась и переиздавалась в последние полтора века. В статье доктора философских наук, проректора по учебной работе, заведующего кафедрой библейских и богословских дисциплин Воронежской духовной семинарии Михаила Алексеевича Прасолова рассматривается текст всех изданий книги с 1869 по 2023 год. В настоящее время нет аутентичного, исправного издания «России и Европы». Академическое издание пока невозможно. Можно осуществить переиздание книги Данилевского на основе текстов первых пяти изданий 1869–1895 гг., с учетом современного опыта подобной работы. «Россия и Европа» должна издаваться вместе с политической публицистикой Данилевского как единый корпус.
Русское православие в Канаде. Беседа с протоиереем Вячеславом Давиденко
Как русский юноша попал в Америку, а потом в Канаду? Каково православному человеку жить и учиться в протестантской среде? В чём отличия богословского образования в России и в США? Как проявляется разница между православными юрисдикциями в Новом Свете? Героем четырнадцатого выпуска портала «Богослов.Ru» стал протоиерей Вячеслав Давиденко — клирик Свято-Троицкого храма в Торонто, председатель молодежного комитета Монреальской и Канадской епархии Русской Православной Церкви заграницей.
Воцерковление философии
Вспоминаем статью кандидата философских наук Александра Александровича Блуда, который обращается к понятиям истинной христианской философии и истинного богословия, как его понимали святые отцы, и поднимает проблему необходимости религиозного соотнесения философии. Публикуемый материал был представлен как доклад на Вторых Покровских чтениях в Киеве в 2010 году.
Противоположные значения термина «первенство» и способы их разведения в греческом богословии XV — нач. XX вв.
Цель статьи кандидата исторических наук, заведующего лабораторией исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Павла Ермилова — еще раз обратить внимание на терминологическое измерение проблемы первенства в Церкви. В качестве материала для исследования выбрана православная полемическая литература поствизантийского периода — как наименее изученная и в целом недостаточно известная. На множестве примеров показана реакция греческих полемистов на употребление католическими оппонентами слова «первенство» не в том смысле, в каком это было принято на Востоке. Православным авторам приходилось постоянно отмечать несоответствие употребляемых понятий, разъяснять содержание и назначение базового термина и очень четко дифференцировать противоположные его значения. В статье выделяются только два взаимосвязанных значения термина «первенство»: властное и порядковое. Другие его значения не рассматриваются. Изложенный материал позволяет лучше понять происхождение и логику противопоставления «первенства чести» и «первенства власти» в современном православном богословии. В качестве практического вывода предлагается более осознанно подходить к употреблению базовой терминологии при изучении и обсуждении проблемы первенства в Церкви.
Правовое регулирование богослужебной деятельности религиозных организаций в Российской Федерации
В статье доцента кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, доцента кафедры церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доцента кафедры церковно-практических дисциплин Тульской духовной семинарии Наталии Сергеевны Семёновой рассматриваются общие положения российского законодательства о совершении богослужений и религиозных обрядов религиозных организаций на примере Русской Православной Церкви, правовое регулирование совершения религиозных обрядов в больницах, детских домах, домах престарелых, а также совершения религиозных обрядов в СИЗО, в местах лишения свободы и в иных местах.
Участие Православной Церкви в организации обществ трезвости (конец XIX — начало ХХ века)
В статье кандидата исторических наук Дмитрия Игоревича Стогова (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ») излагаются основные факты, связанные с участием Церкви в организации обществ трезвости в конце XIX — начале ХХ в. Подчеркивается, что в этом вопросе церковные власти действовали в соработничестве с государственной властью, отмечается, что именно Церковь вместе с народом инициирует создание обществ трезвости. Автором статьи выделено три этапа православного трезвеннического движения в дореволюционный период: 1860–1870-е гг., 1889–1909 гг., 1909–1917 гг. К началу Первой мировой войны в Российской империи действовало почти 2000 обществ трезвости. В статье делается вывод: благодаря созданным до революции православным обществам трезвости значительно сократилось употребление алкоголя в стране, что способствовало физическому и культурному оздоровлению общества (при обществах трезвости существовали народные дома, библиотеки-читальни, чайные, кинематографы и т. д.).
Первый имперский святой
Статья соискателя кафедры церковной истории Московской духовной академии епископа Андрея (Тарасова) исследует процесс канонизации святителя Митрофана Воронежского и ее значимость в контексте понимания святости в Российской империи. Для этого рассматриваются критерии и правила канонизации, существовавшие в XVII–XVIII веках. Святитель Митрофан стал четвертым в череде святых, канонизированных в Синодальный период, но именно он имел особое почитание со стороны императорского дома на протяжении столетий. В работе анализируются исторические свидетельства из жизнеописания святителя Митрофана, где упоминаются черты его святости. Также отмечается особый нетерпимый характер отношения советской власти к святому, как к символу имперского периода, вследствие чего в 1919 году одним из первых произошло вскрытие именно его мощей.
«Его поразила набожность простых людей». Во Франции вышла книга воспоминаний афонского монаха, посетившего СССР в 1976 году
В 1976 году сербский монах с горы Афон побывал в Советском Союзе, а затем написал книгу «Отец Митрофан с горы Афон: воспоминания о поездке в СССР в 1976 году». Текст во французском переводе выпустило в 2024 году издательство Éditions des Syrtes. Переводчик Любомир Михайлович в подкасте портала Orthodoxie.com рассказывает об этом необычном издании.
Философия природы и квантовая физика
Такие области современного естествознания, как квантовая механика, несмотря на полную согласованность с экспериментальными данными, до сих пор требуют адекватного философского осмысления. Вспоминаем статью преподавателя Тобольской духовной семинарии священника Димитрия Кирьянова, в которой сделана попытка показать возможность применения аристотелевской философии природы при осмыслении данных современной науки.
О возможности возникновения трудовых отношений священнослужителей. Юридический и канонический аспект
В статье доцента Белгородской духовной семинарии протоиерея Александра Ярового и магистра Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Макария Александровича Ярового анализируются актуальные вопросы церковного права, трудового права, их традиция и синтез, Евангельская основа, а также проблемы применения основополагающих принципов светского и церковного законодательства в реальной практике церковной и общественной жизни.
Митрополит Исидор Киевский на Руси в 1437–1438 гг.
Статья кандидата исторических наук, доцента Государственного университета просвещения Владислава Андреевича Тулянова посвящена анализу деятельности митрополита Исидора Киевского на Руси в период 1437–1438 гг., а также его взаимоотношениям с русскими церковными иерархами и светскими властями. Исидор Киевский — ярчайшая фигура последнего этапа существования некогда великой Византийской империи, в его судьбе, как в зеркале, отразилась вся сложность и противоречивость византийской истории первой половины XV в. В первый свой приезд Исидор Киевский пробыл на Руси меньше года, около пяти месяцев — в Москве. Однако и за столь короткий срок он успел сделать достаточно: добиться расположения великого князя Василия II Васильевича; сблизиться в Москве с великокняжеской семьей; принять участие в заключении военно-политического союза Москвы и Твери; привлечь к участию в Ферраро-Флорентийском соборе, помимо Москвы, еще Тверь и Новгород; провести реформу церковного управления в Пскове. Фигура Исидора Киевского в истории Московской Руси и Византийской империи первой половины XV в. сложна и многогранна, она знаменует собой последний аккорд в церковных русско-византийских отношениях и вместе с тем закладывает основы для автокефалии Русской Церкви и союза церкви и государства в формирующемся на тот момент Российском государстве.
Обзор сведений о фондах, предоставляющих гранты на научно-богословские исследования
В материале портала «Богослов.RU» представлен обзор сведений о фондах, действующих в Российской Федерации и предоставляющих грантовую поддержку для проведения научно-богословских исследований.
Апокатастасис в русской философско-богословской мысли
Учение об апокатастасисе в эпоху раннего христианства имело дискуссионный характер, в эпоху Вселенских соборов дискуссия закончилась решениями Пятого Вселенского собора. В Новое время возникла религиозно-мировоззренческая необходимость нового осмысления христианской доктрины. Возрождение идеи об апокатастасисе имеет теологические, философские и психологические предпосылки, возникшие на рубеже XIX–XX вв. Статья старшего преподавателя Русской христианской гуманитарной академии имени Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена священника Николая Святченко посвящена осмыслению идеи апокатастасиса в русской философско-богословской мысли ХХ в., указано на элементы учения об апокатастасисе в трудах В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, А. Е. Жураковского, П. Флоренского, П. Н. Евдокимова, прот. С. Булгакова, Л. А. Зандера и др. Православные авторы ХХ в. создали предпосылки для переосмысления идеи апокатастасиса, однако никто из этих мыслителей не дал цельного и полного учения о всеобщем спасении — этому не способствовало ни время, ни стиль мысли православной теологии того периода. Автор выделяет наиболее важные идеи и компоненты построения теоретической базы надежды всеобщего спасения в православном контексте, что дает материал для работы с идеей апокатастасиса в современной теологии.
Константинополь и Ватикан: стоит ли на горизонте уния православных и католиков? Интервью профессора Восточно-Сараевского университета протоиерея Дарко Джого
Диалог между папой Римским Франциском и патриархом Константинопольским Варфоломеем о согласовании даты празднования Пасхи между католиками и православными вызвал бурную полемику. Действительно ли после предоставления томоса украинским раскольникам и прерывания богослужебного общения с Москвой Константинополь объявит о расколе, подобного которому не было с 1054 года? О том, стоит ли на горизонте уния православных и католиков и возможно ли создание новой глобалистской церкви, в интервью сербскому изданию «Новости» рассказал профессор Православного богословского факультета Восточно-Сараевского университета (Республика Сербская, Босния и Герцеговина), доктор богословия протоиерей Дарко Джого.
Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов
В статье профессора, доктора теологии, доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина рассматриваются произошедшие в результате поражения Османской империи в Первой мировой войне и революции в России изменения в положении Русской и Константинопольской Православных Церквей и в их взаимоотношениях друг с другом. Констатируется крайняя политизированность греческих церковных деятелей, их стремление к господству в православном мире с одновременной готовностью идти на различные уступки англосаксонским кругам, вплоть до вероучительных. Обращается внимание на интересы западных держав (Великобритании, Франции и др.) в дележе так называемого Османского наследства, а также на церковно-политические противоречия в греческой среде, в том числе и весьма неприязненные взаимоотношения между руководителями эллинистических Церквей (Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Элладской). Показывается процесс развертывания экспансии Константинопольской Патриархии и реакция Русской Православной Церкви на антиканонические притязания фанариотов.
Мировоззренческая неопределенность как проблема духовно-нравственного воспитания
Всё чаще говорится о том, что в современном обществе необходимо обозначить нравственное измерение жизни, в первую очередь для подрастающего поколения. Однако согласия в том, что есть духовно-нравственное воспитание, в светском научном и педагогическом сообществе по-прежнему не существует. Вспоминаем статью кандидата философских наук протоиерея Игоря Аксёнова, который предлагает читателям свой взгляд.
А. В. Колчак (1874–1920) в Порт-Артуре: от полярного исследователя к боевому офицеру
Статья доктора исторических наук, доктора истории, искусств и археологии Лувенского католического университета, профессора кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, действительного члена Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовского общества) Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви Андрея Юрьевича Митрофанова посвящена участию будущего Верховного Правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака (1874–1920) в обороне Порт-Артура в период Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Автор исследует основные источники и анализирует личную эволюцию Колчака в период обороны Порт-Артура, оказавшейся хорошей боевой школой для полярного исследователя, ставшего боевым флотским офицером. В заключение делается вывод о значительном влиянии обороны Порт-Артура на Колчака как на военного моряка и военачальника.
Религиозная иконография и топография в европейском садовом искусстве XVI–XVII веков. Источники, интерпретация, культурный контекст
В работе доктора искусствоведения, профессора кафедры теории и истории искусства Российского государственного гуманитарного университета Борис Михайловича Соколова анализируются садовые и ландшафтные памятники Ренессанса, маньеризма и барокко, программа восприятия которых основана на моральной тематике и христианских символах. Прослежено сложение моральной топографии в саду (вилла Адриана, вилла д’Эсте в Тиволи, Версаль, Царское Село, Дезер де Ретц, Санпарей, Регалейра), описаны ансамбли двух типов: архитектурные (Каштелу Бранку, Бон Жезуш ду Монте в Браге) и ландшафтные (Бомарцо, Четинале, Эстергом, Бусаку, Кукс, Вальсанзибио). Рассмотрена идеология создания «священных гор» в предгорьях итальянских Альп как символического барьера на границе протестантских земель, показано взаимодействие сада и текста о нем (трактат Франческо де Вьери «О чудесных устройствах в Пратолино», 1587; «путь очищения» и надписи в Вальсанзибио). Поднимается вопрос о способах изучения моральных садовых программ и включения их в контекст истории идей и религиозной жизни. Работа выполнена по материалам путешествий автора и иллюстрирована его фотографиями. Переводы текстов сделаны автором.
«Удаляющие от себя Духа не имеют, конечно, этой власти»: к вопросу о принятии исповеди в ранне- и средневизантийский периоды
В статье кандидата теологии, младшего научного сотрудника Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Эльги Юрьевны Канаевой приводятся аргументы в пользу существования в ранне- и средневизантийский период особой традиции отношения к исповеди, в рамках которой возможность принятия исповеди тем или иным лицом определялась не иерархической степенью этого лица, а его духовным авторитетом. Разбираются свидетельства прп. Исидора Пелусиота (V в.) о возможности совершения недостойным священником Евхаристии и Крещения, но невозможности для него принятия исповеди и отпущения грхов; прп. Анастасия Синаита (VII-VIII в.) о исповеди «духовным мужам» или напрямую Богу, о различных способах, которыми можно получить оставление грехов и об ответственности, которую в этом вопросе несёт сам кающийся; Псевдо-Анастасия (IX в.), существенно отредактировавшего текст прп. Анастасия и показавшего существенную эволюцию, но не разрыв с традицией последнего; прп. Симеона Нового Богослова (X-XI в.), утверждавшего преимущество духоносных монахов в принятии исповеди; Петра Хартофилакса (XII-XIII в.), который инкорпорировал текст Анастасия в свои вопросоответы; его окружения (патр. Николай Грамматик, Никифор Хартофилакс), которое также свидетельствует в пользу существования такой практики во время Комнинов.
«Нас финансируют в том числе бабушки, покупающие свечи». Директор издательства СПбДА о том, как выпускать богословскую литературу сегодня
Важной частью жизни Санкт-Петербургской духовной академии является ее издательство. Оно выпускает как книги, так и журналы, в том числе четыре, входящих в перечень ВАК. Как издавать богословскую литературу высокого качества, где находить авторов, финансирование и свою аудиторию? Об этом «Богослов.RU» поговорил с директором издательства Дмитрием Владимировичем Волужковым.
И псалтирь, и молитвослов, и православный флешмоб, или о традициях духовных вузов и реформах образования
В 2016 году сотрудники факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета провели полномасштабное социологическое исследование в светских и духовных вузах, основной целью которого стало изучение процесса формирования духовно-нравственной культуры в образовательных учреждениях светской и духовной направленности. Вспоминаем публикацию, которая знакомит читателей с результатами исследования и выводами, которые позволяет сделать материал, полученный по итогам проведения соцопроса.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>