Злочевская А. В.
Профессиональные интересы: Литературоведение, Филология

Статья
Роль аллегорического подтекста в драматургии русской эмиграции (на материале пьес И. Сургучева «Реки Вавилонские», М. Алданова «Линия Брунгильды» и А. Ренникова «Борис и Глеб»)
Драматургическое наследие русских писателей-эмигрантов гораздо менее известно, чем их прозаическое и поэтическое творчество. Содержание большинства пьес связано с событиями тех дней и наполнено осмыслением пережитого. Библейско-мифологические образы выполняют в драматургии русских эмигрантов особую роль, рассмотрению чего и посвящена статья доктора филологических наук А.В. Злочевской.
Статья
«Идеал Христов» в подтексте образа «прекрасного героя» Ф.М. Достоевского и М. Булгакова (князь Мышкин - Иешуа Га-Ноцри)
Предлагаемое литературное исследование посвящено сравнительному анализу творений Ф.М. Достоевского и М. Булгакова. Предметом сравнения является образ идеального героя — главные персонажи романов «Идиот» и «Мастер и Маргарита». Публикуется в авторской редакции.
Статья
Парадоксы «оптической» образности в антиутопиях Е. Замятина «Мы» и В. Набокова «Приглашение на казнь»
Читателю предлагается сравнение систем оптических образов в романах Е. Замятина «Мы» и В. Набокова «Приглашение на казнь». В данной статье рассматривается, что воплощают системы образов, как функционируют в произведениях категории прозрачности/зеркальности, а также затрагивается выражение в романах проблем свободы/несвободы сознания, противостояния индивидуального сознания коллективному, свободной личности — рабскому большинству.
Статья
В. Набоков и Ф. Достоевский
Параллель Федор Достоевский — Владимир Набоков являет собой сложное взаимодействие двух творческих систем, в основе которого лежит логика «следования — отталкивания». В своих нравственно-философских исканиях В. Набоков самобытен, однако свои оригинальные узоры и орнаменты он рисовал по канве, намеченной для искусства ХХ в. его великим, хотя и столь нелюбимым предшественником.
Статья
«Камера обскура» и «Смех в темноте»: перевод на другой язык или два разных романа?
А.В. Злочевская сравнивает образно-метафорическую систему двух романов, показывая, как действует в них принцип «координации» этического (проблема «полового рабства») и эстетического (противостояние двух видов искусства — карикатурой и искусства, просветленного идеалом).
Статья
Загадки и парадоксы лирического «я» в поэзии М.Ю. Лермонтова
Статья рассказывает о мистической, сверхчувственной природе миросозерцания Лермонтова, проявившейся в его даре «двойного зрения», в способности видеть мир с различных точек зрения и нравственно-психологических позиций.
Статья
Философия любви в романе Владимира Набокова «Лолита»
А.В. Злочевская в своей статье показывает, что «Американский роман» Владимира Набокова «Лолита», возникнув в точке пересечения традиций русской литературы XIX в. и философской мысли начала ХХ в. (неоплатоническая концепция любви В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева и др.), воплотил сугубо русское понимание проблем любви.
Статья
«Не верь себе» М.Ю. Лермонтова: трагические парадоксы и антиномии поэтического творчества
В центре внимания автора одно из самых загадочных стихотворений Лермонтова "Не верь себе". В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его «романтической иронией», вместе с тем оно предвосхитило эстетику ХХ в.
Статья
Три лика «Мистического реализма» ХХ в.: Г. Гессе — В. Набоков — М. Булгаков
Непростым путям эволюции мистического реализма на примере творчества трех выдающихся писателей прошлого века посвящена статья доктора филологических наук Аллы Владимировны Злочевской.
Статья
Два самозванца в русской литературе, или Еще один пушкинский сюжет в «Ревизоре»?
Используя метод сравнительно-сопоставительного анализа двух произведений, гоголевского «Ревизора» и пушкинского «Бориса Годунова», А.В. Злочевская приходит к выводу о сюжетной и глубинной близости их главных персонажей — Хлестакова и Гришки Отрепьева. Исследовательница создает типологию самозванцев, указывая характерные причины, способствующие успеху самозванства, как в литературе, так и в жизни.
Статья
Трагический фарс М.П. Арцыбашева «Дьявол»: фаустовская тема и историко-философская концепция автора
Автор анализирует причины огромного успеха трагического фарса, написанного Арцебашевым в 1925 году. В течении многих лет спектакль не сходил с театральных подмостков Варшавы, привлекая внимание русской эмиграции. И это при том, что автор оставляет полную победу за злом. Возможно, причина такой популярности кроется в глубине раскрытия духовных противоречий человека. Автор позволил зрителям увидеть дно души.
Статья
«Монологизирующие центры» романов Ф.М. Достоевского
В статье, посвященной творчеству великого русского писателя, А.В. Злочевская анализирует внутреннюю структуру поэтики романа «Преступление и наказание». Исходя из явления борьбы противоположенностей, свойственной всем произведениям Ф.М. Достоевского, автор рассматривает творчество писателя как парадоксальное соотношение различных монологизирующих центров, которые позволяют героям романов Достоевского обрести относительную автономность от их создателя.
Статья
Жанровый парадокс пьесы Н. Евреинова «Шаги Немезиды»
Статья рассказывает о попытке видного деятеля культуры Н.Н.Евреинова творчески преодолеть "театральный инкстинкт" повседневной жизни через изображение этой жизни на сцене театра. Анализируя пьесу "Шаги Немезиды", построенную на материале процесов 1936-38 гг., автор шаг за шагом показывает как Евреинову удалось вскрыть сущность реальных событий в советской России через их гротесково-фантастическую театрализацию.
Статья
Религиозно-философская позиция М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
В своей статье, посвященной роману М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита», А.В.Злочевская раскрывает религиозную и философскую концепцию бытия человека, выраженную в многослойной художественной ткани романа, анализирует христианский подтекст, угадываемый в сюжете и рассматривает взаимоотношения Бога и дьявола в романе.
Статья
Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Исследователи творчества И. А. Бунина чаще всего говорят о правдивости и глубине реалистического постижения жизни в его произведениях, подчеркивая философичность прозы, мастерство психологизма, и детально анализируют изобразительную манеру писателя, уникальную по своей выразительности и неожиданности художественных решений. Под этим углом зрения рассматривают обычно и давно уже ставший хрестоматийным рассказ «Господин из Сан-Франциско». А между тем ведь именно это произведение, которое традиционно считается одним из «вершинных» образцов бунинскоro реализма, совершенно неожиданно заканчивается, казалось бы, неуместным и, однако же, вполне «натуральным», а отнюдь не аллегорическим явлением Дьявола...
Статья
"Студент" А. П. Чехова: Некоторые размышления
В статье А. В. Злочевской, посвященной рассказу А. П. Чехова "Студент", раскрывается религиозно-философский смысл произведения, анализируются особенности духовного мира героя, а также особенности развития библейской, в частности новозаветной, тематики; через призму христианского видения мира дается оценка не свойственной для творчества писателя темы религиозной духовно-нравственной эволюции персонажей...

Другие публикации на портале:

Еще 9