Церковное право

Статья
Свойство допустимости доказательств в церковном судебном процессе Русской Православной Церкви
В статье кандидата юридических наук, доцента, проректора по учебной работе Томской духовной семинарии, доцента кафедры правовых дисциплин Томского государственного педагогического университета, докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. равноапостольных Кирилла и Мефодия священника Виталия Коллантая описывает свойство доказательств церковного судебного процесса, которое является одним из основных элементов всей системы доказывания. Свойство допустимости в различных правовых семьях трактуется по-разному, но это не влияет на его основную направленность, которая заключается в установлении фактического соответствия доказательства нормам действующего законодательства или существующим канонам Церкви. На основании анализа судебных дел ряда епархий Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) сделан вывод о дифференциации критериев допустимости доказательств. С помощью сравнительно-юридического метода проведено их сопоставление с критериями допустимости доказательств в уголовном и гражданском процессе России. Автором обосновано применение правила «о плодах отравленного дерева» (присущего английскому common law) в современном церковном судебном процессе. Предложено внести изменения в Положение «О церковном суде Русской Право­славной Церкви (Московского Патриархата)» путем включения статьи 13.1, отражающей суть правила «о плодах отравленного дерева» в применении к церковному судебному процессу.
События
Барсовское общество СПбДА запускает проект «Источники канонического и церковного права Русской Церкви». В его рамках планируется издание нескольких монографий
События
Лекторий по каноническому праву начинает работу в ОЦАД. Первая лекция — 18 февраля
События
В РПУ пройдет круглый стол «Законность, справедливость, правопорядок: правовой и теологический аспекты». К участию приглашаются юристы и преподаватели
Статья
Попытки церковных реформ в царствование святого императора Николая II
Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране. Им также были сделаны попытки внесения изменений в сферу церковного устройства. Однако деятельность по внутренней реорганизации страны не принесла желаемых результатов. Что явилось причиной провала: ошибки или стечение обстоятельств? Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» Алексея Александровича Федотова.
События
Вышла в свет монография «”К покаянию и исправлению”: суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви»
Статья
Первенство в Церкви: благо или зло? Беседа с Кириллом Александровичем Максимовичем
Что такое церковное первенство и каким оно бывает? Чем отличаются восточый и западный подходы к проблеме первенства? Где источник власти в Церкви? Можно ли сегодня жить по канонам, если многие из них устарели? На вопросы портала «Богослов.Ru» ответил ведущий научный сотрудник секции Общих проблем экклезиологии Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Сектора источниковедения истории Древней Руси Института российской истории РАН Кирилл Александрович Максимович. Беседа состоялась в кулуарах Всероссийской Покровской научно-богословской конференции в Московской духовной академии.
События
Очередная Всероссийская научно-практическая конференция по каноническому праву «Юстиниановские чтения» прошла в Московской духовной академии
События
В СПбДА пройдут VII Барсовские чтения
События
В МДА состоится ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения»
События
В издательстве СПбДА выходит книга «"К покаянию и исправлению": суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви»
События
Антиохийская Церковь восстановила общение с Иерусалимской
Статья
Учреждение автокефалии: канонический аспект
Публикуем доклад доктора богословия, почетного профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, прочитанный на Всероссийской Покровской конференции МДА в 2023 году.
Статья
Казни земные и небесные в Древней Руси: от богословского осмысления к практике
Систему наказаний в древнерусском праве нельзя считать детально разработанной. Исследователи выделяют виды наказаний, которые не встречаются в памятниках права, однако, очевидно, применялись на практике. Наказания можно с некоторой долей условности разделить на судебные и внесудебные. Однако наказать может и Бог, причем как в этой жизни, так и на Страшном суде. Статья кандидата исторических наук, кандидата богословия, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина посвящена проблеме «соперничества» земного и небесного суда в представлениях людей домонгольской Руси. В ней решен вопрос о применимости принципа non bis in idem в рамках поставленной проблемы, а также рассмотрены ключевые сюжеты из Повести временных лет и Киево-Печерского патерика, анализ которых позволяет выделить вопросы, решавшиеся земным судом, и те, наказание за которые современники видели в бедствиях, постигавших общество и отдельных людей.
Статья
Императрица Екатерина II как пример женского служения Церкви. Комментарий к статье Ю. В. Оспенникова «Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества)»
Статья доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Юрьевича Митрофанова является откликом на статью Ю. В. Оспенникова «Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества)» и посвящена проблеме женского священства и женской императорской власти в средневековой Византии и в Российской империи XVIII в. Автор приходит к выводу о том, что идея женского священства была реализована в контексте идеологии императора Константина Великого, провозгласившего себя епископом внешних дел Церкви, и российской императрицей Екатериной Великой. Манифестацией этой идеологии стала коронация Екатерины, которая была введена в алтарь и причастилась по чину священнослужителей.
События
Конференция «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (приём заявок на участие)
Статья
«Епархия» или «епископия»? К вопросу о епископском управлении на Руси
При том, что проблема епархиального управления на Руси хорошо изучена и опирается на значительный пласт исследований, многое из того, что принято считать в современном нарративе в качестве устоявшейся точки зрения, вызывает если и не возражения, то по крайней мере вопросы. К числу таких дискуссионных представлений должна быть отнесена проблема термина «епископия». Основанием для рассмотрения, а, возможно, и пересмотра укоренившихся в литературе терминов служат сообщения летописей. Сообщая о тех или иных епископских центрах, древнерусские книжники называют их не иначе как «епископии». В историографии же принято называть таковые «епархиями», рассматривая термин «епископия» в качестве синонима «епархии». Между тем византийская система права различала эти категории, поскольку каждая из них отражала различные формы епископского управления в империи. Данное обстоятельство дает основание полагать, что, употребляя термин «епископия», древнерусский книжник оперировал им как общепринятым в современной ему церковной среде.
События
Ближайшие мероприятия Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовского общества)
Статья
Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства
В статье кандидата богословия, профессора кафедры филологии Московской духовной академии, заведующего аспирантурой игумена Дионисия (Шлёнова) рассматривается вопрос о допустимости первенствующего лица в земной Церкви. Исходя из представлений об иерархии, первенствующее лицо как первоиерарх Церкви, первой по диптихам, кажется не только допустимым, но и необходимым. Исторически Константинопольский патриарх (после Халкидонского собора 451 г. особенно) обладал первенством чести на Востоке, но не первенством чести и власти, которое, особенно после отпадения Рима в 1054 г., стало считаться недопустимым. Пользуясь отдельными прецедентами проявления первенства чести и власти со стороны Константинопольского патриарха, его сторонники пытаются обосновать справедливость экстерриториального решения по созданию Православной Церкви Украины, ставшего по сути причиной раскола среди Православных Церквей. Как известно, Русская Православная Церковь категорически не согласилась с таким подходом. Насколько обосновано ее решение, видно из обзора представлений о главе (κεφαλή) Церкви в библейской и патристической традиции.
События
День открытых дверей в Общецерковной аспирантуре и докторантуре
События
День открытых дверей совместной магистерской программы НИУ ВШЭ и ОЦАД (онлайн)
События
Прошли защиты магистрантов, обучавшихся по совместной программе ОЦАД и ВШЭ
Статья
Митрополичьи округа и митрополии в новейшей истории Русской Православной Церкви
Церковные области, созданные в Русской Православной Церкви в 1928 и 1934 годах, долго не просуществовали, а потому не оказали заметного влияния на церковную жизнь. Однако идея окружного объединения нескольких епархий не была позабыта. С появлением благоприятных условий она получила новое развитие уже в наши дни в проекте создания митрополичьих округов и митрополий. Целью предлагаемого читателю текста небольшого исследования, завершающего трилогию статей автора на тему церковных округов, является сопоставление статуса, полномочий органов управления митрополичьих округов и митрополий, в том числе применительно к опыту конструирования региональных церковных центров столетней давности. Для достижения цели используется метод сравнительного исторического и церковно-правового анализа.
Статья
Можно ли говорить об иерархии среди предстоятелей Поместных Церквей? Термин ἱεραρχία в византийской традиции
Статья профессора Московской духовной академии, заведующего аспирантурой игумена Дионисия (Шлёнова) посвящена истории возникновения и употребления термина «иерархия» в византийской традиции. Автор показывает, что первоначально он применялся по отношению к небесным чинам, а затем стал обозначать и церковные. Помимо канонического объективного аспекта иерархии, существует аксиологический аспект: чем выше ступень иерархической лестницы, тем большей святостью должен обладать стоящий на ней. В византийской традиции никогда не называли патриарха Константинопольского более высоким иерархически по сравнению с прочими. Главный иерарх, или архиерей, — Христос Спаситель. В поздневизантийском богословии второе место после Него — особое и исключительное — могла занимать Божия Матерь и никто иной.
События
Вышел сборник материалов конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения»
Статья
Размышления, наблюдения и гномы о некоторых нынешних наших церковно-народных темах
Епископ Крушевацкий Давид (Сербская Православная Церковь) долгие годы преподавал предмет «Этика с аскетикой» на богословском факультете Белградского университета, участвовал в миссии Сербской Церкви во Франции. С 2011 года — епископ города Крушевац. Он пишет о многих наболевших аспектах сербской и общеправославной действительности, самые трагичные из которых – потеря Косова и Метохии и сокращение численности сербского народа. Владыка рассуждает также о церковной позиции Константинопольского патриархата, касается темы соблазна либерального богословия.
События
В ОЦАД прошла успешная защита докторской диссертации ректора Донской духовной семинарии протоиерея Тимофея Фетисова
События
Православная Церковь в Америке обновила свод правил для священнослужителей
Статья
Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века
Столкновение подходов к решению внутрисемейных проблем, принятых в Православной и Католической Церквах, может привести при заключении брака между православными и католиками к непростым болезненным ситуациям в семейной жизни. Вспоминаем доклад протоиерея Максима Козлова на XIV Православно-католическом богословском коллоквиуме в Бари, в котором рассматриваются наиболее актуальные и еще не имеющие своего решения вопросы, касающиеся межконфессионального брачного союза.
Статья
Методика преподавания учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи в 1860–1880-е гг.
Статья кандидата богословия, кандидата юридических наук, доцента кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии священника Владислава Багана представляет исторический обзор и систематизацию взглядов ведущих канонистов и правоведов в отношении проблемы методики преподавания учебного предмета «церковное право» в высших учебных (светских и духовных) заведениях Российской империи в 1860–80-е гг. В представленный исторический период завершился процесс формирования учебных программ и была выстроена четкая методология преподавания предмета «церковное право». Методика преподавания церковного права в образовательных заведениях Российской империи в 1860–1880-е годы приобрела специфику юридической дисциплины. Проблематика понятия, природы и онтологии церковного права, наряду с вопросами, кто и как может и должен его преподавать, стали исключительным предметом сложных дискуссий в научно-академической среде в XIX в. До сих пор историко-каноническая наука нуждается в решении проблемных вопросов: место церковного права в ряду теологических дисциплин, основные направления развития церковного права в XIX столетии, актуальная систематизация «церковного права» в современности.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>