Вероучение Восточнохристианских (нехалкидонских) Церквей

Статья
Проблемные вопросы христологии в диалоге с нехалкидонскими Церквами. Замечания ко «Второму согласованному заявлению». Часть 1
В публикации магистра богословия, старшего преподавателя кафедры филологии Московской духовной академии иеромонаха Феодора (Юлаева) даётся богословский анализ «Второго согласованного заявления Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами» (Шамбези, 1990). Указываются пункты Заявления, которые не являются спорными и могут считаться приемлемыми. Далее рассматриваются проблематичные пункты Заявления. Отмечается необоснованность находящегося в нём утверждения об осуждении Православной Церковью криптонесторианства блж. Феодорита Кирского. При рассмотрении вопроса о природах Христа признаётся бесспорность ряда высказанных здесь положений, но акцентируется намеренное умолчание о числе природ Христа. Указывается на то, что принципиальное расхождение в этом вопросе православных и умеренных монофизитов так и остаётся в Заявлении неразрешённым ввиду отсутствия необходимых уточнений. Отмечается, что принимаемое обеими сторонами выражение «различение двух природ только в умозрении» (τῇ θεωρίᾳ μόνῃ), не разрешает проблему из-за разного понимания данного выражения православными и нехалкидонитами.
События
«Несторианствующий мелькит» 一 семинар в ПСТГУ
События
Конференция «Христианское наследие Востока» (31 октября 2023): приём заявок на участие
События
Книга о катехизации и христианской пайдейе — воспитании — по Феодору Мопсуестийскому вышла в Издательстве РХГА
Статья
Московская духовная академия и Христианский Восток. Беседа с руководителем Кабинета ориенталистики диаконом Сергием Пантелеевым
Зачем в Московской духовной академии был создан Кабинет ориенталистики? Какие исследования он ведёт? Как сегодня продвигается диалог с Древними Восточными (нехалкидонскими) церквами и в чём его главные проблемы? На вопросы портала «Богослов.Ru» ответил руководитель Кабинета, доцент кафедр богословия и филологии диакон Сергий Пантелеев.
События
Богословский перформанс с Максимом Калининым: совместное чтение и обсуждение текста сирийского мистика
Статья
К вопросу о допущении к Таинствам в Православной Церкви членов Армянской Апостольской Церкви
Вспоминаем статью Самуила Мнацаканова, посвящённую вопросу допустимости или недопустимости участия в Таинствах в православных храмах более двух миллионов армян из Армянской Апостольской Церкви, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. Для более широкого освещения данной проблемы автор освещает некоторые эпизоды армянской церковной истории VI–VII веков, поскольку именно в этот исторический период был заложен фундамент современных взаимоотношений между Армянской и Православной Церковами.
Статья
Ассирийцы и Церковь Востока
Вспоминаем интервью востоковеда, кандидата политических наук, диакона Ассирийской Церкви Востока Роланда Тенгизовича Биджамова, который рассказывает о своём народе и его церкви. Будучи одной из самых древних исторических церквей, Церковь Востока была наиболее близка к апостольской общине в лингвистическом отношении, поэтому изучение её истории и богослужения может послужить ключом к пониманию литургической традиции первых христиан.
Статья
Основные вопросы полемики с представителями Армянской Апостольской Церкви на современном этапе
Армянская Апостольская Церковь наиболее близко стоит к Русской Православной Церкви из всех Древних Восточных Церквей в территориальном, историческом и культурном отношениях. Однако мирная дискуссия по наиболее острым вопросам догматического характера при диалоге представителей Русской и Армянской Церквей на неофициальном уровне подчас переходит в эмоциональную полемику. Вспоминаем статью иерея Сергия Лысого, которая посвящена исследованию противоречий между вероучительными позициями двух Церквей для нахождения путей к преодолению разногласий и обретению взаимопонимания.
Статья
К вопросу о диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями
Вспоминаем статью иерея (ныне протоиерея) Тигрия Хачатряна, которая посвящена диалогу между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями, а также авторский перевод заключительной части монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви», где позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросах христологии выражена с предельной чёткостью.
События
В Московской духовной академии состоится круглый стол на тему «Монашество Египта: прошлое и настоящее»
События
В ПСТГУ состоится открытый семинар «Греко-византийское и латинское наследие в этноконфессиональных традициях Христианского Востока: от сохранения к творческому развитию»
События
В Центре изучения патристики и христианской древности МДА вышел второй номер «Корпуса христианских текстов и исследований»
Статья
Мар Иаков Саругский. Гомилия «На ночь Великой Субботы» (ܕܠܠܝܐ ܕܫܒܬܐ ܡܐܡܪܐ)
Предлагаем вниманию читателей статью преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Сергея Васильевича Ковача, посвящённую наследию сирийского церковного писателя Иакова Саругского. В приложении к статье публикуется перевод гомилии Иакова Саругского «На ночь Великой Субботы». Как статья, так и перевод были опубликованы в журнале «Труды Киевской духовной академии» (№ 35. Киев, 2021. С. 65–94). На сайте «Богослов.Ru» эти материалы размещаются с согласия редакции журнала.
Статья
Ассирийцы и Церковь Востока
В настоящем интервью кандидат политических наук, священнослужитель Ассирийской Церкви Востока Роланд Тенгизович Биджамов рассказывает о своём народе и его Церкви. Будучи одной из самых древних исторических церквей, основанных апостолами, Церковь Востока была наиболее близка к апостольской общине в лингвистическом отношении, поэтому изучение её истории и богослужения может послужить ключом к пониманию вероучения и литургической традиции первых христиан.
Книги
The Christology of Theodore of Tarsus: The Laterculus Malalianus and the person and work of Christ
Феодор Тарсийский, архиепископ Кентерберийский к. VII в., известен в основном из "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного. До недавнего времени было сложно судить о богословии этого святого. В послевоенный период было открыто несколько новых документов, включая т.н. "Малалову плинфу", которые помогли пролить свет на учение Феодора о Христе, которое оказалось схожим с богословием Иринея Лионского.
Книги
Cyril of Alexandria and the Nestorian Controversy: The Making of a Saint and of a Heretic
Сьюзан Уэссел пытается разобраться в исторических процессах, в ходе которых Кирилл Александрийский стал одним из самых авторитетных учителей ортодоксального христианства, а его оппонент, Несторий, оказался еретиком. Автор отвергает две традиционные (хотя и разные) точки зрения, согласно которым Кирилл действовал исключительно в политических целях в наиболее благоприятный для этого момент, или же в его лице ортодоксия одержала победу на ересью. Согласно Уэссел, Кирилл смог ассоциировать себя со своим предшественником, победителем арианства Афанасием Александрийским, через призму учения которого он рассматривал Нестория и чей метод полемики он использовал в несторианских спорах.
Статья
Заявление Комиссии священного Кинота Святой горы Афон о диалоге между православными и антихалкидонитами (1994 г.)
Читателям портала и всем интересующимся церковной историей предлагается к ознакомлению перевод одного из исторических документов, который раскрывает тонкости отношений между халкидонскими и нехалкидонскими церквями.
События
Лекция «Творение мира в традиции восточносирийского христианства»
30 марта, 18.00.

Библиотека иностранной литературы
«Библейский чай».

Лекция Юлии Фурман, посвященная повествованию о творении мира и человека в первых трех главах книги Бытия и толкованию этого текста в восточносирийском христианстве.
Статья
Два мистических сочинения Иосифа Хаззайи
Впервые на русском языке публикуются два сочинения Иосифа Хаззайи, восточносирийского мистика и духовного писателя, жившего в VIII веке. Подобно преподобному Исааку Сирину мар Иосиф принадлежал к Церкви Востока и персидской монашеской традиции, возобновителем которой был Авраам Кашкарский († 588).

Статья
Памятники вероучения Армянской Апостольской Церкви: «Исповедание веры» католикоса Авраама и послание епископа Абдишо
Диакон Сергий Пантелеев в данной статье знакомит читателя с двумя памятниками богословской мысли Армянской Церкви – «Исповеданием веры» католикоса Авраама и посланием епископа Абдишо. Автор надеется, что более полное знакомство с источниками,имеющими большоезначение для понимания богословия Армянской Церкви на раннем этапе армяно-византийских споров, поможет прояснить причины неприятия богословским сознанием названной Церкви Халкидонского Собора.
Статья
Понятие «бестелесное» и концепции общей и частной природ в античной философии и христианской патристике 5-6 веков
Статья посвящена исследованию философских концепций общей природы и частной природы, возникших на почве неоплатонизма и аристотелизма и оказавших существенное влияние на философскую мысль христианских авторов Византийской эпохи.
Статья
Вопрос о принципе индивидуации в контексте халкидонского богословия
Портал "Богослов.ру" продолжает публикацию статей Рубена Мкртчяна, посвященных особенностям халкидонского богословия в контексте диалога с древними Церквами, не принявшими решений четвертого Вселенского собора.
Статья
Краткий обзор истории Эфиопской Ортодоксальной Церкви в ХХ веке
В данной статье Гладышева Г.Н. вниманию читателей предлагается обзор основных событий жизни Эфиопской Ортодоксальной Церкви в XX веке. Именно в этот период, впервые за шестнадцативековую историю Эфиопской Церкви, Патриарх был избран членами этой Церкви, а не поставлен извне.
События
В Московской духовной академии состоится защита диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия
25 мая в 16 ч. в Малом актовом зале МДА состоится защита диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия в ыпускника аспирантуры МДА 2015 г. иеромонаха Погоса (Варданяна).
Статья
Основные вопросы полемики с представителями Армянской Апостольской Церкви на современном этапе
Армянская Апостольская Церковь наиболее близко стоит к Русской Православной Церкви из всех Древних Восточных Церквей в территориальном, историческом и культурном отношениях. Однако мирная дискуссия по наиболее острым вопросам догматического характера при диалоге представителей РПЦ и ААЦ на неофициальном уровне подчас переходит в эмоциональную полемику. Данная статья иерея Сергия Лысого, студента IV курса МДА СЗО, посвящена исследованию противоречий между вероучительными позициями двух Церквей для нахождения путей к преодолению разногласий и обретению взаимопонимания.
События
Армянская Церковь намерена сократить продолжительность чина крещения
В рамках проходящего в Эчмиадзине Архиерейского Собора Армянской Апостольской Церкви рассмотрен вопрос о возможном сокращении продолжительности чина крещения. В то же время епископы обсудили вариант нового чина крещения, который станет единым во всех епархиях ААЦ.
Статья
К вопросу о допущении к Таинствам в Православной Церкви членов Армянской Апостольской Церкви
Внимание автора публикуемой стати приковано к вопросу допустимости или недопустимости участия в Таинствах в православных храмах более двух миллионов армян из Армянской Апостольской Церкви, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. Для более широкого освещения данной проблемы автор освещает некоторые эпизоды армянской церковной истории VI–VII веков, поскольку именно в этот исторический период был заложен фундамент современных взаимоотношений между Армянской и Православной Церковами.
Статья
Концепция составной природы в системе Севира Антиохийского
Антиохийский Патриарх Севир играл важную роль в христологических спорах VI века. Он был первым антихалкидонским богословом, систематизировавшим христологическую доктрину монофизитов, опирающуюся главным образом на христологию и терминологию святителя Кирилла Александрийского. Читателям предлагается перевод статьи архимандрита Варсонофия (Дорошкевича), в которой анализируется понимание Севиром различий и сходств человеческих и божественных черт воплощенного Логоса.
Статья
Армянская Церковь и Византия (к вопросу о диалоге с Армянской Апостольской Церковью)
Диалог между Православными и Древневосточными Церквями восходит к 1964 г., когда в г. Ааргус (Дания) прошли неофициальные консультации между богословами обеих сторон. Этот диалог продолжается и поныне. Автор статьи рассматривает причины возникновения раскола между Армянской Апостольской Церковью и Церковью Православной и прослеживает историю диалога православных с нехалкидонитами.
1 2 3 4 5 > >>