Вероучение Восточнохристианских (нехалкидонских) Церквей
Статья
Цель исследования — проанализировать особенности богослужения и богословской мысли, а также юрисдикционную подчиненность и внутреннюю иерархию Маланкарской Церкви Индии. Для этого автор применяет аксиоматический и индуктивный методы. Вопросы богослужения и богословской мысли Маланкарской Церкви Индии представляют существенный исследовательский интерес в свете собственных национальных особенностей и исторической ретроспективы. Маланкарская Церковь Индии — уникальный образец самобытной Церкви, сохранившей верность христианской традиции и экклезиологию. Территориальная отдаленность Маланкарской Церкви от других древних Церквей Востока и других цивилизаций позволила ей пройти через столетия христианской, мировой и индийской истории в практически неизменном виде, сохранить аутентичность с элементами национального колорита, который отразился в богослужении и богословской мысли. Юрисдикция Маланкарской Церкви — классический пример полной автономии и независимости, которую с трудом смогли затронуть даже португальская колонизация и приход британцев в Индию.
Статья
В октябре Московскую духовную академию посетила делегация Коптской ортодоксальной церкви. Её глава — викарий Лос-Анджелесской митрополии, ректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в США епископ Кирилл (Абдельсаид) — рассказал порталу «Богослов.Ru» о богословском образовании и религиозном воспитании в Коптской церкви, о современном состоянии коптского языка, о научных проектах и диалоге с Православными Церквами, а также о богослужебной жизни коптских приходов.
Статья
Публикация магистра богословия, старшего преподавателя кафедры филологии Московской духовной академии иеромонаха Феодора (Юлаева) заканчивает богословский анализ «Второго согласованного заявления Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами» (Шамбези, 1990 г.) (Заявление). Во второй части статьи рассматривается использование в Заявлении выражения: «одна природа Бога Слова воплощенная» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένη). Обращается внимание на его различное понимание у православных и умеренных монофизитов и отмечается, что в Заявлении нет уточнения, в каком именно смысле нужно его понимать. Далее рассматривается вопрос о природных волях и действиях Христа и указывается, что в Заявлении в этом вопросе допущен отход от учения VI Вселенского Собора. Затем идёт речь о статусе Вселенских Соборов, обращается внимание на утверждение Заявления об общности христологической веры православных и нехалкидонских Церквей и на выраженную в нём готовность отменить древние соборные анафемы. Отмечается необоснованность и недопустимость этих утверждений ввиду противоречия с Преданием Православной Церкви.
Статья
В публикации магистра богословия, старшего преподавателя кафедры филологии Московской духовной академии иеромонаха Феодора (Юлаева) даётся богословский анализ «Второго согласованного заявления Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами» (Шамбези, 1990). Указываются пункты Заявления, которые не являются спорными и могут считаться приемлемыми. Далее рассматриваются проблематичные пункты Заявления. Отмечается необоснованность находящегося в нём утверждения об осуждении Православной Церковью криптонесторианства блж. Феодорита Кирского. При рассмотрении вопроса о природах Христа признаётся бесспорность ряда высказанных здесь положений, но акцентируется намеренное умолчание о числе природ Христа. Указывается на то, что принципиальное расхождение в этом вопросе православных и умеренных монофизитов так и остаётся в Заявлении неразрешённым ввиду отсутствия необходимых уточнений. Отмечается, что принимаемое обеими сторонами выражение «различение двух природ только в умозрении» (τῇ θεωρίᾳ μόνῃ), не разрешает проблему из-за разного понимания данного выражения православными и нехалкидонитами.
Статья
Зачем в Московской духовной академии был создан Кабинет ориенталистики? Какие исследования он ведёт? Как сегодня продвигается диалог с Древними Восточными (нехалкидонскими) церквами и в чём его главные проблемы? На вопросы портала «Богослов.Ru» ответил руководитель Кабинета, доцент кафедр богословия и филологии диакон Сергий Пантелеев.
Статья
Вспоминаем статью Самуила Мнацаканова, посвящённую вопросу допустимости или недопустимости участия в Таинствах в православных храмах более двух миллионов армян из Армянской Апостольской Церкви, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. Для более широкого освещения данной проблемы автор освещает некоторые эпизоды армянской церковной истории VI–VII веков, поскольку именно в этот исторический период был заложен фундамент современных взаимоотношений между Армянской и Православной Церковами.
Статья
Вспоминаем интервью востоковеда, кандидата политических наук, диакона Ассирийской Церкви Востока Роланда Тенгизовича Биджамова, который рассказывает о своём народе и его церкви. Будучи одной из самых древних исторических церквей, Церковь Востока была наиболее близка к апостольской общине в лингвистическом отношении, поэтому изучение её истории и богослужения может послужить ключом к пониманию литургической традиции первых христиан.
Статья
Армянская Апостольская Церковь наиболее близко стоит к Русской Православной Церкви из всех Древних Восточных Церквей в территориальном, историческом и культурном отношениях. Однако мирная дискуссия по наиболее острым вопросам догматического характера при диалоге представителей Русской и Армянской Церквей на неофициальном уровне подчас переходит в эмоциональную полемику. Вспоминаем статью иерея Сергия Лысого, которая посвящена исследованию противоречий между вероучительными позициями двух Церквей для нахождения путей к преодолению разногласий и обретению взаимопонимания.
Статья
Вспоминаем статью иерея (ныне протоиерея) Тигрия Хачатряна, которая посвящена диалогу между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями, а также авторский перевод заключительной части монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви», где позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросах христологии выражена с предельной чёткостью.
Статья
Предлагаем вниманию читателей статью преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Сергея Васильевича Ковача, посвящённую наследию сирийского церковного писателя Иакова Саругского. В приложении к статье публикуется перевод гомилии Иакова Саругского «На ночь Великой Субботы». Как статья, так и перевод были опубликованы в журнале «Труды Киевской духовной академии» (№ 35. Киев, 2021. С. 65–94). На сайте «Богослов.Ru» эти материалы размещаются с согласия редакции журнала.
Статья
В настоящем интервью кандидат политических наук, священнослужитель Ассирийской Церкви Востока Роланд Тенгизович Биджамов рассказывает о своём народе и его Церкви. Будучи одной из самых древних исторических церквей, основанных апостолами, Церковь Востока была наиболее близка к апостольской общине в лингвистическом отношении, поэтому изучение её истории и богослужения может послужить ключом к пониманию вероучения и литургической традиции первых христиан.
Книги
Феодор Тарсийский, архиепископ Кентерберийский к. VII в., известен в основном из "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного. До недавнего времени было сложно судить о богословии этого святого. В послевоенный период было открыто несколько новых документов, включая т.н. "Малалову плинфу", которые помогли пролить свет на учение Феодора о Христе, которое оказалось схожим с богословием Иринея Лионского.
Книги
Сьюзан Уэссел пытается разобраться в исторических процессах, в ходе которых Кирилл Александрийский стал одним из самых авторитетных учителей ортодоксального христианства, а его оппонент, Несторий, оказался еретиком. Автор отвергает две традиционные (хотя и разные) точки зрения, согласно которым Кирилл действовал исключительно в политических целях в наиболее благоприятный для этого момент, или же в его лице ортодоксия одержала победу на ересью. Согласно Уэссел, Кирилл смог ассоциировать себя со своим предшественником, победителем арианства Афанасием Александрийским, через призму учения которого он рассматривал Нестория и чей метод полемики он использовал в несторианских спорах.
Статья
Читателям портала и всем интересующимся церковной историей предлагается к ознакомлению перевод одного из исторических документов, который раскрывает тонкости отношений между халкидонскими и нехалкидонскими церквями.
События
30 марта, 18.00.
Библиотека иностранной литературы
«Библейский чай».
Лекция Юлии Фурман, посвященная повествованию о творении мира и человека в первых трех главах книги Бытия и толкованию этого текста в восточносирийском христианстве.
Библиотека иностранной литературы
«Библейский чай».
Лекция Юлии Фурман, посвященная повествованию о творении мира и человека в первых трех главах книги Бытия и толкованию этого текста в восточносирийском христианстве.
Статья
Впервые на русском языке публикуются два сочинения Иосифа Хаззайи, восточносирийского мистика и духовного писателя, жившего в VIII веке. Подобно преподобному Исааку Сирину мар Иосиф принадлежал к Церкви Востока и персидской монашеской традиции, возобновителем которой был Авраам Кашкарский († 588).
Статья
Диакон Сергий Пантелеев в данной статье знакомит читателя с двумя памятниками богословской мысли Армянской Церкви – «Исповеданием веры» католикоса Авраама и посланием епископа Абдишо. Автор надеется, что более полное знакомство с источниками,имеющими большоезначение для понимания богословия Армянской Церкви на раннем этапе армяно-византийских споров, поможет прояснить причины неприятия богословским сознанием названной Церкви Халкидонского Собора.