Церковные искусства
Статья
Центральным лейтмотивом эволюции форм и богословского осмысления образа креста в Древней Церкви проходит идея передачи через него понятия «славы Божией». Более того, через показанный выше анализ «знака Иезекииля» – Тав – это понятие апеллирует к его онтологическому библейскому пониманию, именно как Kabowd Yehovah – «Кабод Яхве». С принятия императором Константином христианства образ креста приобретает акцент общественно-государственной и воинской функции.
Статья
В работе Владимира Коларича исследуются возможности онтологического, гносеологического и этического оправдания искусства с точки зрения христианского понимания и восприятия человека и мира. Особое внимание уделяется коммуникативному свойству искусства и произведений искусства, с помощью которого искусство и художественное творчество вовлекаются в сложную динамику отношений между Богом, человеком и миром, имеющим эсхатологическое измерение.
Статья
В первом подкасте портала «Богослов.Ru» беседуем с искусствоведом, членом Синодальной библейско-богословской комиссии Ириной Константиновной Языковой о том, что такое красота и как она проявлялась в творчестве разных художников в различные эпохи.
Статья
Заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии профессор Нина Валериевна Квливидзе — о точках соприкосновения церковного и светского искусства, о роли иконописного канона, и о том, почему человеку недостаточно любоваться прекрасным, а непременно нужно его самостоятельно создавать
Статья
Что читать в поезде, чем впечатляют уютные маленькие театры Минска, о чем говорить за обедом с выпускниками консерватории, зачем приглашать пианиста на свадьбу, почему потрясают католические соборы европейских столиц и должно ли искусство приводить к Богу? Вспоминаем беседу со священником Алексием Котельниковым.
Статья
Как архитектура связана с богословием? Можно ли делить архитектуру на сакральную и светскую, православную и инославную? Как архитектору сочетать новизну и верность канонам? И что делать, если на постройку хорошего храма нет денег? На вопросы портала «Богослов.Ru» о современном церковном зодчестве ответил доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств, профессор факультета искусств МГУ имени М. В. Ломоносова и факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Юрий Ростиславович Савельев.
Статья
В Москве с 27 октября по 4 ноября пройдет фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Более 200 художников, скульпторов и архитекторов объединились, чтобы показать свои лучшие произведения через призму двадцативековой истории христианского искусства. Они представят 300 работ в разных стилях и направлениях. О том, что ждет гостей, порталу «Богослов.Ru» рассказал организатор и генеральный продюсер фестиваля, художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов.
Статья
Предлагаем вам беседу священника Павла Сержантова с кинорежиссером Валерием Семеновичем Ткачевым. В живом общении мы коснемся того, о чем почти не говорят. Мы не делаем безапелляционных заявлений, не навязываем свои выводы как единственно верные. Просто обменяемся мнениями, пообщаемся на важные темы церковного и светского искусства, поговорим о путях становления человека.
Статья
В статье религиоведа, главного редактора сайта «Православная традиция» Владимира Ивановича Немыченкова излагается учение свт. Никифора об иконопочитании, сформированное в полемике с иконоборцами. Важной частью богословия иконы является впервые введенное святителем различение естественного и искусственного образа. Связь между искусственным образом и прототипом (первообразом) объясняется патриархом с помощью философской категории отношения (σχέσis). Возможность изображения Второй ипостаси Св. Троицы обусловлена изобразимостью человеческого вида Христа, поскольку в памяти зрителя икона вызывает Самого Сына Божия. Изображения ангелов (в виде человека, животных, огненных колес и т. д.) условны, но допустимы, если соответствуют Писанию и Преданию, считает святитель. По его словам, икона не имеет собственной благодати и силы, но заимствует их у первообраза. Особое внимание уделено исследованию значения имени изображенного и его надписания на иконе. Именно из внешнего подобия образа и первообраза и тождества их имен следует тождество их чести или бесчестия.
Статья
Вспоминаем статью иеромонаха Афанасия (Стрельцова), посвящённую молитвенно-гимнографическому наследию митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Владыка Никодим был автором службы святой праведной Тавифе, память которой отмечается послезавтра.