Церковные искусства
Статья
Статья доктора гуманитарных наук (PhD), магистра искусствоведения, магистра филологии (Варшава, Польша), доцента Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия) Дороты Вальчак посвящена такому беспрецедентному феномену русской иконописи XIX — начала XX вв., каким являлась массовая подделка древних икон с целью их последующей продажи верующим или коллекционерам. Данный промысел развивался в разных селах Владимирской губернии с XVIII столетия и изначально подразумевал наличие хорошо отлаженной системы, состоящей из иконописцев и офеней — бродячих торговцев иконами. Автором выявляются глубинные причины данного явления, описываются главные способы подделки древних икон и анализируются художественные средства, которые использовались иконописцами с целью стилизации «под старину». Устанавливается связь между старообрядческим типом благочестия и «модой на старину» с повышением спроса на «древние» иконы, а тем самим и развитием промысла «старинщиков».
Статья
В статье доктора культурологии, профессора кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущего научного сотрудника сектора «Актуальные проблемы современной художественной культуры» Российского института истории искусств Галины Викторовны Скотниковой ставится вопрос о смысле канона — важнейшего принципа византийского искусства. Автор обращается к рассмотрению путей формирования исследовательских позиций в русской художественной византинистике, выделяет главные персоны и методологические этапы (иконографический, формально-стилистический, иеротопический), подчеркивает определяющую роль типологического принципа современной гуманитарной науки в адекватном постижении форм художественного сознания средневековой Византии. Каноничность византийского церковного искусства рассматривается как воплощение вечных духовных законов, которыми управляется мир.
Статья
Олег Витальевич Бик — художник-проектировщик, кандидат архитектуры, консультант Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, глава департамента архитектуры Инженерной академии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) — много лет занимается исследованием принципов архитектурно-художественной организации интерьера православного храма. Мы поговорили с ним о том, почему здоровое новаторство в церковном искусстве невозможно без глубокого понимания канонов, зачем золотить купола и может ли православный храм быть в стиле хай-тек.
Статья
Центральным лейтмотивом эволюции форм и богословского осмысления образа креста в Древней Церкви проходит идея передачи через него понятия «славы Божией». Более того, через показанный выше анализ «знака Иезекииля» – Тав – это понятие апеллирует к его онтологическому библейскому пониманию, именно как Kabowd Yehovah – «Кабод Яхве». С принятия императором Константином христианства образ креста приобретает акцент общественно-государственной и воинской функции.
Статья
В работе Владимира Коларича исследуются возможности онтологического, гносеологического и этического оправдания искусства с точки зрения христианского понимания и восприятия человека и мира. Особое внимание уделяется коммуникативному свойству искусства и произведений искусства, с помощью которого искусство и художественное творчество вовлекаются в сложную динамику отношений между Богом, человеком и миром, имеющим эсхатологическое измерение.
Статья
В первом подкасте портала «Богослов.Ru» беседуем с искусствоведом, членом Синодальной библейско-богословской комиссии Ириной Константиновной Языковой о том, что такое красота и как она проявлялась в творчестве разных художников в различные эпохи.
Статья
Заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии профессор Нина Валериевна Квливидзе — о точках соприкосновения церковного и светского искусства, о роли иконописного канона, и о том, почему человеку недостаточно любоваться прекрасным, а непременно нужно его самостоятельно создавать
Статья
Что читать в поезде, чем впечатляют уютные маленькие театры Минска, о чем говорить за обедом с выпускниками консерватории, зачем приглашать пианиста на свадьбу, почему потрясают католические соборы европейских столиц и должно ли искусство приводить к Богу? Вспоминаем беседу со священником Алексием Котельниковым.
Статья
Как архитектура связана с богословием? Можно ли делить архитектуру на сакральную и светскую, православную и инославную? Как архитектору сочетать новизну и верность канонам? И что делать, если на постройку хорошего храма нет денег? На вопросы портала «Богослов.Ru» о современном церковном зодчестве ответил доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств, профессор факультета искусств МГУ имени М. В. Ломоносова и факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Юрий Ростиславович Савельев.
Статья
В Москве с 27 октября по 4 ноября пройдет фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Более 200 художников, скульпторов и архитекторов объединились, чтобы показать свои лучшие произведения через призму двадцативековой истории христианского искусства. Они представят 300 работ в разных стилях и направлениях. О том, что ждет гостей, порталу «Богослов.Ru» рассказал организатор и генеральный продюсер фестиваля, художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов.