Статья
Во второй части статьи Григория Беневича об Ольге Берггольц рассматривается её жизнь и творчество послевоенного периода. Автор полемизирует с расхожим мнением об атеизме поэтессы, цитируя стихи религиозного содержания.
Статья
В заключительной части статьи Григория Беневича и Дмитрия Черноглазова авторы приходят к выводу, что, несмотря на отличия в терминологии (особенно понимания апофатики), экзегеза Преображения преподобного Максима и его учение о мистическом богословии в целом могут быть согласованы с основными положениями святителя Григория Паламы. Однако преподобный Максим отвечал на иные вопросы, так что природа и характер восприятия Фаворского света не были в центре его внимания.
Статья
В продолжении статьи Григория Беневича и Дмитрия Черноглазова показывается, что преподобный Максим сохранил верность основным моментам учения «Ареопагитик», но придал этому учению более отчетливое христологическое и опытно-антропологическое истолкование.
Статья
В статье рассматриваются толкования преподобным Максимом Исповедником Преображения Господня, которые сопоставляются с его учением о мистическом богословии. Авторы доказывают, что Преображение созерцается преподобным Максимом как своего рода «эйдос» или парадигма мистического богословия. При этом приводится сравнение некоторых ключевых понятий мистического богословия преподобного Максима с «Ареопагитиками» и учением святителя Григория Паламы.
Статья
Статья Г. И. Беневича посвящена исследованию духовной биографии советской писательницы и поэтессы Ольги Берггольц (1910–1975). Автор статьи считает важным понять и проследить историю её веры, в немалой степени отражающей историю духовных исканий нескольких поколений русской интеллигенции.
Статья
Священное предание Церкви и святые отцы утверждают, что Бог непрестанно осуществляет Свое попечение о мире и жизнь каждого человека движется промыслом Божиим о нем. В статье исследуется сам термин «промысл» и его отличие от философского «фатума», а также то, как учение о промысле отражено в Священном Писании и в творениях святых отцов, как древних, так и более современных. Краткий вариант статьи опубликован в Православной энциклопедии, т. 58, 2020 г.
Мнение
Если А.С. Пушкин олицетворяет собой в нашей поэзии и культуре принцип плиромы – полноты, то Е.А. Боратынский, особенно в своем высшем достижении – поздней лирике – кенотический принцип, от «кеносис» – уничижение, обнищание, опустощение.
Статья
В последнее время тема апокатастасиса вызывает живой интерес среди христиан различных конфессий. В этой связи, актуальным представляется ее изучение в святоотеческой христианской письменности, в особенности в трудах наиболее авторитетных и значимых святых отцов, оказавших наибольшее влияние на традиционные христианские деноминации, одним из которых был прп. Максим Исповедник. Предлагаем уважаемым читателям ознакомиться с комментированным переводом цитаты прп. Максима из его произведения "Вопросы и недоумения", в которой он выделяет три вида апокатастасиса в церковной традиции и поясняет значение каждого из них.
Статья
В память о недавно почившем русском философе Олеге Михайловиче Ноговицыне (+1 августа 2019 г.) предлагаем читателю отрывки из двух книг О. Ноговицына с предисловием Г.И. Беневича.
Статья
Данная публикация Г.И. Беневича посвящена проблематике отношения Евсевия Кесарийского к святым местам. Автор анализирует значение, придаваемое епископом Иерусалиму, а также подробно рассматривает его ответ на критику строительства храма Гроба Господня со стороны язычников.
Статья
Преп. Иоанн Кущник – византийский святой V века, день памяти 15 января, в этот же день память и другого святого, упоминаемого в пьесе, преп. Павла Фивейского – основателя пустынножительства. Жития этих святых дают возможность осмыслить их подвиг не только в плане отречения от мира ради Бога, но и как исполнение заповеди любви к ближним, включая самых близких – родных. Житие преп. Иоанна Кущника важно еще и потому, что, по-видимому, оно повлияло на составителей знаменитого жития преп. Алексия, человека Божия (преп. Алексий, согласно преданию, жил раньше преп. Иоанна, но его житие, наиболее известное нам, составлено, по мнению ученых, позднее). В центре обоих житий — соотношение первой и второй заповеди любви.Пьеса является своеобразной формой внимательного «чтения» жития святого, которое мы нашли у свт. Димитрия Ростовского. Выбранная форма — «хоры», диалоги — позволяет задать вопросы «житию», лучше подчеркнуть те или иные его моменты, которые обычно ускользают при чтении. Пьеса была написана в 1996 г.
Книги
Книга представляет собой собрание текстов и научных статей, посвященных полемике великого православного богослова и философа VII в. преп. Максима Исповедника против ересей оригенизма и моноэнергизма.
Статья
В статье Г.И. Беневича рассматриваются особенности переосмысления в Ареопагитском корпусе учений ведущих философов-неоплатоников о материи и зле. В центре внимания автора соответствующая полемика Прокла с Плотином, имеющая большое значение не только для истории позднеантичной языческой философии, но и для философии христианской.
Статья
Митрополит Никейский Феофан III – один из интереснейших и сложнейших по глубине и возвышенности мысли богословов Палеологовского православного возрождения. Интерес к его творчеству в последнее время наблюдается во многих странах. Пять слов о Свете Фаворском, созданные в начале второго патриаршества св. Филофея Коккина, представляют собой центральное произведение святителя. Вниманию читателей предлагается перевод Первого из Пяти слов, выполненный по критическому изданию Г.С. Захаропулоса.
Книги
Настоящее издание представляет собой комментированный перевод догматических (христологических) сочинений великого отца Церкви VII в. прп. Максима Исповедника «Opuscula Theologica et Polemica» (Богословско-полемические сочинения), содержащих его учение, выработанное в полемике с моноэнергизмом и монофелитством.
Статья
Настоящая статья Г.И. Беневича приурочена к недавней публикации двухтомникаС.Л. Епифановича «Преподобный Максим Исповедник. Его жизнь и творения», а также к 100-летию защиты этим выдающимся русским ученым магистерской диссертации, ставшей большим событием в истории патристики. Вместе с тем публикация содержит обзор наиболее важных сведений о распространении и изучении наследия преподобного Максима на Руси и в России на протяжении 900 лет.
Книги
Книга представляет собой историко-философское исследование, посвященное истории одного из ключевых понятий философских школ поздней античности — промысла Божия. История этого понятия рассматривается начиная с Платона и вплоть до Максима Исповедника (VII в.), с добавлением ряда экскурсов в поздневизантийскую мысль. Предназначена для философов, теологов, филологов и культурологов.
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Редакционно-издательского совета Русской христианской гуманитарной академии.
Статья
Читателям портала предлагается переписка, участниками которой являются Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков и А.М. Шуфрин. Ученые обсуждают соотношение между философией и богословием применительно к сочинениям христианских и языческих авторов периода Ромейско-Византийской империи.
Статья
В статье анализируются существующие в науке мнения относительно факторов, повлиявших на возникновение и формирование проекта Иоанна Филопона (VI в.) по радикальной критике физики и космологии Аристотеля и Прокла. Г.И. Беневич также обращает свое внимание на роль христианства среди этих факторов, как и на преемственность и новизну в понимании Филопоном философии по сравнению с философами-язычниками его времени.
Статья
Статья Г.И. Беневича посвящена анализу реакции прп. Максима Исповедника на вторжение в Византийскую империю арабов-мусульман. В публикуемом материале также рассматривается место ислама как мировоззренческой альтернативы христианским исповеданиям VII в., выдвигается гипотеза о противоположности ислама в первую очередь господствовавшему в то время в Византии монофелитству.
Статья
Портал «Богослов.Ru» публикует продолжение предисловия к недавно
вышедшей книге
«Прп.
Максим Исповедник. Вопросы и недоумения». Издание представляет собой
комментированный перевод фундаментального экзегетического сочинения великого
отца Церкви VII в. прп. Максима Исповедника «Quaestiones et Dubia» («Вопросы и
недоумения»). Настоящий отрывок из предисловия посвящен сравнению экзегезы прп.
Максима, какой она предстает в «Вопросах и недоумениях», и экзегезы св. Иоанна
Златоуста.
Статья
Портал «Богослов.Ru» публикует отрывок из предисловия к недавно вышедшей книге
«Прп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения». Издание представляет собой комментированный перевод
фундаментального экзегетического сочинения великого отца Церкви VII в. прп.
Максима Исповедника «Quaestiones et Dubia» («Вопросы и недоумения»).
Статья
Современник прп. Максима Исповедника в своем сочинении «Поношение на
константинопольцев», написанном вскоре после последнего суда над святым,
говорит о «книге Трудностей», в то время как преподобный написал в
разное время «Трудности к Иоанну» и к «Трудности к Фоме». Имелись ли в
виду только первые Трудности? Или же автор говорит о книге, соединяющей
обе серии Трудностей? Рассмотрению этого вопроса посвящена статья Г.И.
Беневича.
Статья
Богословскому наследию византийского философа Иоанна Филопона посвящена статья Г.И. Беневича.
Статья
Церковное противостояние между латинянами и византийцами, начавшееся в 1053 году, имело бурное развитие. В статье Г.И. Беневича повествуется о ходе прений между двумя сторонами, рассматривается история обмена полемическими сочинениями. Особенно подробно освещаются различные аспекты спора об опресноках.