
Философия

Статья
Вспоминаем апробационную статью соискателя научной степени кандидата богословия Павла Юрьевича Лободы, составленную по материалам диссертации на тему «Богословский анализ этики французского постмодерна».

Статья
Начиная с 1960-х гг. зарождается междисциплинарное направление «богословская эстетика», которое обращается к красоте как к богословской проблеме. Исходя из мировоззренческих установок, характерных для этого направления, ряд авторов приступает к реконструкции нравственно-богословской категории красоты в Античности и Средневековье. Одним из малоизученных вопросов остается проблема красоты человеческой души. В статье магистра богословия, аспиранта кафедры догматического богословия Сретенской духовной академии диакона Артемия Овчаренко предлагается краткий обзор концепций, связанных с осмыслением внутренней красоты человека в философской традиции Античности. В рассмотрение включены Платон, Аристотель, Плотин. На основании анализа отдельных фрагментов предлагается обобщающий вывод о том, что наблюдаемое у античных философов развитие концепций, связанных с красотой души, можно понимать как все более эксплицитное разворачивание посылов, заложенных в диалогах Платона.

Статья
В статье доктора философских наук, профессора, заведующего сектором философии религии Института философии РАН Владимира Кирилловича Шохина рассматривается широкий спектр отношения философии к религии в Германии в эпоху Просвещения, выявляемый в новейшей монографии Людмилы Крыштоп «Мораль и религия в философии немецкого Просвещения: от Хр. Томазия до И. Канта» в контексте достижений историографии, из которой выделяются обобщающие исследования Конрада Файерайса и Альбрехта Бойтеля. Автор высоко оценивает труд Крыштоп, в котором дезавуируется стандартное представление о секулярности просветительского мышления (при котором за образец берется французское Просвещение) и подробным образом анализируются малоизвестные для российского читателя фигуры, выделяя исследования в книге философии Христиана Августа Крузия и Моисея Мендельсона. Религиозность немецкого Просвещения осмысляется как альтернатива фундаментализму в виде крайности полного доверия индивидуальному разуму как симметрично противостоящему крайности официальной соборности.

Статья
Статья старшего преподавателя кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.протоиерея Димитрия Сизоненко посвящена творчеству французского богослова и философа Анри Буйяра (1908–1981). В противостоянии католическому антимодернизму первой половины XX века он заложил основы исторического богословия и выступил также вдохновителем и теоретиком современной фундаментальной теологии, пришедшей на смену традиционной апологетике. Если в классических трактатах по апологетике Откровение толковалось, опираясь на рационализм эпохи Просвещения, как научно установленный факт, то современная фундаментальная теология в стремлении показать внутреннюю связь между фактом и смыслом Откровения поставило в центр идею Бога. Богословие А. Буйяра стало своего рода новой герменевтикой Слова Божьего в соотнесенности с герменевтикой человеческого существования. С его именем также связан поворот от католического учения о естественной познании Бога к современной теологии религий.

Статья
«Диалог Оригена с Гераклидом»: Бог и Логос различны; сыновство с живым Богом является достаточным условием для того, чтобы понятие «Иисус Христос» включало в себя понятие «божественность»; достаточным условием для утверждения человеческой природы во Христе является факт Его рождения от Пресвятой Богородицы. Достаточность этих утверждений строго определяется и их одновременностью, так как они неотделимы друг от друга в речи Гераклида. Есть модель человеческих отношений, и Гераклид методом аналогии использует ее по отношению к моделируемому объекту — Богу Отцу и Сыну Божию. В силу несоответствия одновременного единства и различия Бога Отца и Сына Божия Ориген указывает на необходимость богословского развития христологии. Ориген защищает формулу «δύο Θεοί» против излишнего подчеркивания формулы «μία δύναμις» Гераклидом. В литургии свт. Иоанна Златоуста и пасхальном тропаре наблюдается параллель формулировке Оригена в его «Диалоге» с епископом Гераклидом: «Тело во гробе, душа во аде, а дух был предан Отцу».

Статья
В статье кандидата медицинских наук, научного сотрудника кафедры богословия Московской духовной академии Анатолия Парпары рассматривается современная постановка вопроса о взаимоотношении духовного и телесного начала в человеке и основные варианты его решения в аналитической философии. Прежде всего субстанциальный дуализм, ведущий начало от Декарта, противопоставляется материалистическому редукционизму (теория тождества и функционализм). Далее обсуждаются более «компромиссные» направления: антиредукционизм и дуализм свойств, в том числе эпифеноменализм. Рассматривается вопрос, насколько мозг может быть уподоблен вычислительной машине (компьютерная метафора сознания). Для каждого решения приводятся ключевые аргументы и контраргументы, оценивается значимость философии сознания для христианской апологетики.