Как и сто лет назад, в сегодняшнем российском обществе остро стоит проблема отрезвления народа. Ежегодно десятки тысяч людей погибают от алкоголизма[1]. Действующие в современной России общества трезвости, проводя борьбу с пьянством, обращаются к практике православных обществ и братств трезвости, существовавших в царской России[2].
В последнее время появились публикации, посвященные дореволюционным обществам трезвости[3], в данной статье мы сделаем акцент на участии Церкви в их формировании.
В 1859 г. Святейший Синод, откликаясь на пожелания церковных приходов, специальным указом благословил православным священнослужителям содействовать «живым примером» трезвеннической деятельности[4]. Первоначальный расцвет обществ трезвости в России пришелся на пореформенные 1860–1870-е гг. Однако первый этап деятельности православного трезвеннического движения в Российской империи вскоре закончился вследствие отсутствия практического опыта борьбы с пьянством.
К концу XIX в. трезвенническое движение начало возрождаться. В 1889 г. Синод специальным определением призвал духовенство содействовать правительству в создании обществ трезвости. Выдающийся русский педагог, просветитель С. А. Рачинский организовал в селе Татево Вельского уезда Смоленской губернии (ныне Тверская область) общество трезвости с полным воздержанием от спиртного. Просветитель заложил основу второго этапа православного трезвеннического движения, а также основу православной педагогики. В городах империи возникали аналогичные общества трезвости, наиболее известным из них вскоре стало Казанское общество трезвости (КОТ)[5].
После смерти С. А. Рачинского духовным центром православного трезвеннического движения стал Санкт-Петербург. Огромную роль в деле утверждения народной трезвости сыграл святой праведный Иоанн Кронштадтский, создавший в Кронштадте Дом трудолюбия. Священник Александр Васильевич Рождественский 30 августа 1898 г. основал при Воскресенском храме у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга (настоятелем которого он являлся) Александро-Невское общество трезвости (АНОТ), ставшее крупнейшей трезвеннической организацией не только столицы империи, но и всей России. Впоследствии общество состояло из 14 отделов, один из которых занимался активной издательской деятельностью. Постепенно оно стало общероссийским, его отделы открывались в различных населенных пунктах страны. К 1905 г. в АНОТ состояло более 70 000 человек.
6 февраля 1903 г. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви утвердило Правила АНОТ[6]. Известный духовный писатель Е. Н. Поселянин, характеризуя трезвенническую деятельность о. Александра, в некрологе, посвященном безвременно ушедшему священнику, отмечал, что «он был счастлив своею деятельностью» и что «трезвенники его, которых число неудержимо росло, окружали его величайшею любовью»[7].
После кончины священника Александра Рождественского АНОТ возглавил протоиерей Петр Алексеевич Миртов. Он же стал настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (14 декабря 1908 г. был освящен новый каменный храм). Общество было удостоено высоких наград, а в 1912 г. Николай II подарил трезвенникам яхту «Марево» для организации антиалкогольного музея.
Отец Петр руководил обществом 12 лет. В 1915 г. за выдающиеся заслуги о. Петр был награжден митрой. К 1917 г. число членов АНОТ превышало 140 000 человек[8]. Вступавший в общество принимал обет трезвости, но сначала не на всю жизнь, а на короткий срок.
АНОТ включился в активную культурную деятельность. Открывались чайные, столовые, читальни, кинематограф, организовалась молодежная структура «Содружество христианской молодежи».
Третий этап деятельности православного трезвеннического движения связан с Первым съездом антиалкогольных деятелей, состоявшемся в 1911 г. Резко активизируется деятельность православных обществ трезвости. В Санкт-Петербурге группой из 34-х человек был учрежден Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ). Устав организации был утвержден 8 января 1911 г. министром внутренних дел П. А. Столыпиным. Председателем правления организации стал присяжный поверенный Б. И. Гладков, товарищем председателя — коллежский советник, врач А. И. Вержбицкий. Покровительство над союзом взял на себя Великий князь Константин Константинович.
В специальном воззвании ВТСХТ (1913 г.) объяснялись причины создания этой организации: «Алкоголизация целой страны, кажется, дошла уже до наивысшего своего напряжения»[9]. Особо подчеркивалось, что население в стране заметно вырождается, возрастает преступность, как следствие — снижается трудоспособность населения. В итоге практически всюду «алкоголь-паук» свивает паутину, которая опутала «…всю Россию гигантскими красными нитями человеческих несчастий»[10].
Как отмечалось в документе, «менее чем за два года своей деятельности союз открыл в разных местах России 22 отдела», а также организовал множество «кружков христианской трезвенной молодежи»[11]. Союз систематически проводил духовно-нравственные беседы, причем не только в Санкт-Петербурге, но и в населенных пунктах более чем ста уездов, активно издавал трезвеннические брошюры (более 350 000 единиц), а также школьные промокашки, конверты с изречениями о вреде алкоголя. Кроме того, в стенах организации были организованы два оркестра, в которых участвовали трезвенники. При союзе существовали библиотека, «кабинет для чтения».
ВТСХТ, начиная с 1911 г., регулярно устраивал «праздники трезвости». Еще 29 августа 1911 г. союзом был устроен «антиалкогольный день» для ознакомления жителей Санкт-Петербурга с научными данными о пагубности алкоголя. В ходе мероприятия собирались пожертвования на трезвенническую деятельность[12]. 300 сборщиков и сборщиц раздали 60 000 брошюр доктора А. И. Вержбицкого и Б. И. Гладкова на антиалкогольную тематику.
Грандиозный «праздник трезвости» состоялся в столице Российской империи в сентябре 1912 г. В нем приняло участие около 40 000 человек, 14 крестных ходов с окраин города двигались к Казанскому собору[13]. Было организовано 15 районных комитетов для организации праздника. На мероприятии раздавали трезвеннические брошюры психиатра, профессора И. А. Сикорского (200 000 экземпляров), статьи А. И. Вержбицкого[14], отрывок из лекции Б. И. Гладкова, а также сотни тысяч трезвеннических листков, сотни тысяч жетонов с надписью «Трезвость — счастье народа» и т. д. В 14 залах Санкт-Петербурга состоялись лекции о вреде пьянства. Союз добился в этот день полного запрета продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге.
15 апреля 1913 г., на второй день Пасхи, в Санкт-Петербурге состоялся ежегодный крестный ход различных обществ трезвости в Александро-Невскую Лавру[15]. 28 апреля того же года 26 крестных ходов (около 70 000 человек) двинулись к Казанскому собору, у которого состоялось молебствие. Помимо листков и брошюр трезвеннической тематики участникам раздавались значки «Голубь потопа» с надписью на масличном листке «Трезвись» (напоминание о голубе, который принес библейскому Ною весть о спасении на твердой земле)[16]. В 14 залах города вечером состоялись чтения, в зале Калашниковской биржи прошел показ кинематографической ленты «Пьянство и его последствия»[17].
29 августа 1913 г., в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, был организован праздник трезвости в Санкт-Петербурге. Ранним утром крестные ходы из различных районов Санкт-Петербурга и из его пригородов двинулись к Казанскому собору, а оттуда — к Исаакиевскому собору[18]. Приветствовал и благословил собравшихся митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, будущий священномученик Владимир (Богоявленский)[19]. После Литургии владыка Владимир произнес проникновенную проповедь о необходимости трезвого образа жизни.
В день проведения праздника трезвости продажа алкоголя (кроме заведений первого разряда) была запрещена. Градоначальник генерал-майор Д. В. Драчевский лично объезжал город и следил, чтобы это предписание не нарушалось[20]. В итоге в этот день в больницы не было доставлено ни одного пьяного, исчезли с улиц и пьяные хулиганы[21].
В Санкт-Петербургской епархии также активно действовали и другие общества трезвости (общество в поселке Александровская, Первая российская Сергиевская школа трезвости, Общество народных трезвенников — «братцев», «трезвенников», последователей «братца» Иоанна Самарского (Чурикова)[22] и др.). Существовало Петербургское городское попечительство о народной трезвости, усилиями которого на Петербургской стороне был открыт знаменитый Народный дом Николая II.
По данным на 1911 г., в Санкт-Петербургской губернии существовало 33 городских общества трезвости, 28 сельских обществ трезвости. Из 61 организации — 7 гражданских обществ и 54 церковных. Членами этих обществ состояло 133 808 человек[23].
В 1912 г. состоялся Второй съезд антиалкогольных деятелей, который способствовал дальнейшему росту православного трезвеннического движения по всей стране. Благодаря этим усилиям, к началу Первой мировой войны в Российской империи уже действовало почти 2000 обществ трезвости.
Подведем некоторые итоги. Созданным до революции православным обществам трезвости удалось значительно уменьшить количество употребления алкоголя в стране, способствовать оздоровлению общества, заметно повысить культурно-просветительский уровень населения (при обществах трезвости существовали народные дома, библиотеки-читальни, чайные, кинематографы и т. д.). Большинство обществ трезвости создавалось по инициативе Церкви, руководителями многих из них были священнослужители. Высшие церковные иерархи (например, митрополит Владимир (Богоявленский) благословляли деятельность обществ и принимали личное участие в их деятельности.
Главным источником финансирования обществ были пожертвования как со стороны высокопоставленных лиц (покровительство и поддержка идей трезвости многими из них имела огромное значение в деле развития этих обществ), так и со стороны простого народа, а также продажи трезвеннической литературы.
Введение в 1914 г., с началом Первой мировой войны, ограничительных мер по производству и распространению алкогольной продукции способствовало активизации деятельности обществ трезвости, ревностно поддерживавших историческое царское решение. 19 октября 1914 г. по случаю объявление воли императора о прекращении казенной продажи водки и освящения плавучего храма на яхте «Марево» состоялся многочисленный крестный ход всех трезвеннических организаций Петрограда в Петропавловский собор и на Сенатскую площадь, к памятнику Петру I.
Революционные события 1917 г. и Гражданская война привели к ликвидации обществ и братств трезвости по всей России, в том числе и в Санкт-Петербурге. В горниле потрясений, постигших нашу страну, удалось уцелеть только чуриковцам. Новые власти, хотя формально и сохранили действие ограничительных антиалкогольных мер вплоть до 1925 г., тем не менее настороженно отнеслись к работе обществ трезвости, считая их «реакционными пережитками прошлого». И только в наше время, используя богатый опыт предшественников, православное трезвенническое движение возрождается по всей России на новой основе.
Список использованных информационных ресурсов
- Алексеев И. Соловьев Александр Титович / И. Е. Алексеев // Черная сотня. Историческая энциклопедия / Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов, отв. ред. О. А. Платонов. Москва: Крафт+; Институт русской цивилизации, 2008. С. 501–599.
- Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907–1914 гг.: опыт оздоровления общества / А. Л. Афанасьев. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.
- Быкова, А. Г. Общества трезвости в истории трезвенного движения в России в XIX – начале ХХ вв. / А. Г. Быкова // Омский научный вестник. 2005. № 4 (33). С. 22–26.
- В России стали пить больше водки. Текст: электронный // Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба [сайт]. URL: https://rusk line.ru/news_rl/2022/02/02/potreblenie_vodki_v_rossii_za_god_vyroslo_na_5 (дата обращения: 27.03.2023).
- Гусев Г. В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX начало ХХ в.) / Г. В. Гусев // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 63–64.
- Илюшин И. М., иерей. Опыт борьбы за трезвость Русской Православной Церкви / иерей И. М. Илюшин // Становление и развитие системы социальной реабилитации и ресоциализации потребителей психоактивных веществ в Санкт-Петербурге [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник] / под ред. М. В. Середы // СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья». 2015. Вып. 5. С. 6–26.
- Отчет по устройству 23–24 сентября 1912 года праздника трезвости, принятого под покровительство Его Императорским Высочеством Великим князем Константином Константиновичем. Санкт-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1912. 36 с.
- Поселянин, Е. [Н.] Священник Александр Рождественский / Е. Н. Поселянин. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1905. 7 с.
- Правила Александро-Невского общества трезвости при Воскресенской церкви «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» [С приложением правил обществ трезвости при местах ведения бесед]. Санкт-Петербург: б.и., 1910. 8 с.
- Состоящий под покровительством Его Императорского Высочества Великого князя Константина Константиновича Всероссийский Трудовой Союз Христиан Трезвенников. 2 февраля 1913 г. Санкт-Петербург: б. и., 1913. 1 с.
- Стогов, Д. И. Борьба за народную трезвость в царской России / Д. И. Стогов // Имперское возрождение. 2009. № 6 (26). С. 88–96.
- Стогов, Д. И. Политические взгляды протоиерея Петра Миртова / Д. И. Стогов // Государство, общество, церковь в истории России ХХ–XXI веков: материалы XXI Междунар. науч. конференции, Иваново, 30–31 марта 2022 г. Иван. гос. ун-т. 2022. С. 239–244.
[1] В России стали пить больше водки [Электронный ресурс]. // Русская народная линия. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/02/02/potreblenie_vodki_v_rossii_za_god_vyroslo_na_5 (дата обращения: 27.03.2023).
[2] См.: Стогов Д. И. Борьба за народную трезвость в царской России. Имперское возрождение. 2009. № 6 (26). С. 88.
[3] Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907–1914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.; Быкова А. Г. Общества трезвости в истории трезвенного движения в России в XIX – начале ХХ вв. // Омский научный вестник. 2005. № 4 (33). С. 22–26; Гусев Г. В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX начало ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 63–64.
[4] Стогов Д. И. Борьба за народную трезвость в царской России. С. 88.
[5] Подробнее см.: Алексеев И. [Е.] Соловьев Александр Титович // Черная сотня. Историческая энциклопедия / Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов, отв. ред. О. А. Платонов. М.: Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. С. 599–501.
[6] Правила Александро-Невского общества трезвости при Воскресенской церкви «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» [С приложением правил обществ трезвости при местах ведения бесед]. СПб.: б. и., 1910. 8 с.
[7] Поселянин Е. [Н.] Священник Александр Рождественский. СПб.: Синодальная типография, 1905. С. 6.
[8] О деятельности о. Петра Миртова подробнее см.: Илюшин И. М., иерей. Опыт борьбы за трезвость Русской Православной Церкви // Становление и развитие системы социальной реабилитации и ресоциализации потребителей психоактивных веществ в Санкт-Петербурге [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник] / под ред. М. В. Середы. СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015. Вып. 5. С. 6–26; Стогов, Д. И. Политические взгляды протоиерея Петра Миртова // Государство, общество, церковь в истории России ХХ–XXI веков: материалы XXI Междунар. науч. конф., Иваново, 30–31 марта 2022 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2022. С. 239–244.
[9] Состоящий под покровительством Его Императорского Высочества Великого князя
Константина Константиновича Всероссийский Трудовой Союз Христиан Трезвенников.
2 февраля 1913 г. СПб.: б. и., 1913. С. 1.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Отчет по устройству 23–24 сентября 1912 года праздника трезвости, принятого под покровительство Его Императорским Высочеством Великим князем Константином Константиновичем. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1912. С. 3.
[13] Там же. С. 7.
[14] Там же. С. 8.
[15] Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907–1914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. С. 118.
[16] Там же. С. 96–97.
[17] Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907–1914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. С. 96.
[18] Там же. С. 121.
[19] Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907–1914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. С. 122.
[20] Там же. С. 122.
[21] Там же. С. 123.
[22] Там же. С. 177.
[23] См.: Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907–1914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. С. 44.
Источник: Стогов Д. И. Участие Православной Церкви в организации обществ трезвости (конец XIX — начало ХХ века) // Хризостом: научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. 2023. № 3 (7). С. 86–94.