Статья
Решением Священного Синода от 21 мая 1959 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров) был назначен на Минскую и Белорусскую кафедру с возведением в сан митрополита. Одной из главных проблем, с которыми он столкнулся, было желание властей закрыть два из трёх монастырей, действовавших в Белорусской ССР, — Гродненский Рождества Богородицы и Полоцкий Свято-Евфросиниевский.
Статья
В статье магистра теологии, специалиста Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Владимировича Павлова рассказывается об участии архиепископа Днепропетровского и Запорожского Гурия (Егорова) в жизни единственного в епархии женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Эта обитель, основанная в 1860-х годах, была закрыта в 1924 году, повторно открыта во время немецкой оккупации в 1942 году и снова закрыта в 1959 году.
Статья
В статье магистра теологии, специалиста Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Владимировича Павлова рассказывается о конфликте архиепископа Саратовского Гурия (Егорова) с духовенством вверенной ему епархии, который стал одной из причин скорого перевода владыки на другую кафедру. Показано, что подобные трения в Саратовской епархии, вызванные деятельностью некоторых священников и политикой Совета по делам Русской Православной Церкви, неоднократно возникали и в последующие годы.
Статья
Эта тема заслуживает отдельного внимания по причине того, что Средняя Азия в годы раскола являлась «главной цитаделью» обновленцев и многие из их числа через покаяние влились в ряды Патриаршей Церкви. Но болезненные последствия обновленческого раскола еще долго проявлялись в жизни Русской Православной Церкви.
Статья
В судьбе протоиерея Григория Брицкого отразились все перипетии первой половины XX века: мирная жизнь и служение в качестве законоучителя, революция 1917 г. и обновленческий раскол, Великая Отечественная война, смена курса государственно-церковных отношений в 1943 г. и отказ советской власти от обновленцев, церковное возрождение послевоенных лет. В продолжении статьи магистра теологии, специалиста Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Владимировича Павлова выявляется роль отца Григория в переводе епископа Кирилла (Поспелова) с Ташкентской кафедры. Анализируются его отношения с епископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым). Дается оценка служению протоиерея Григория Брицкого на фоне других представителей бывшего обновленческого духовенства, продолживших священнослужение в Среднеазиатской епархии после принесения покаяния.
Статья
В судьбе протоиерея Григория Брицкого отразились все перипетии первой половины XX века: мирная жизнь и служение в качестве законоучителя, революция 1917 г. и обновленческий раскол, Великая Отечественная война, смена курса государственно-церковных отношений в 1943 г. и отказ советской власти от обновленцев, церковное возрождение послевоенных лет. В статье магистра теологии, специалиста Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Владимировича Павлова на основе архивных документов и опубликованных источников рассматриваются два судьбоносных этапа жизненного пути протоиерея Григория Брицкого: 1) отпадение и служение в обновленческом расколе (1922–1943 гг.), 2) принесение покаяния, возвращение в Патриаршую Церковь и служение до момента упокоения (1943–1951 гг.).
Статья
Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена дневнику архимандрита Гурия (Егорова) — впоследствии выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви послевоенного периода — и его письмам отцам Александро-Невского братства и духовным чадам. Эти письма были написаны из дома предварительного заключения и тюремной больницы в Петрограде (июнь 1922 — июнь 1923 гг.), из ссылки в Усть-Цильме (июль-октябрь 1923 г.) и по пути следования в Туркестан (октябрь-декабрь 1923 г.).
Статья
Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена истории возвращения мощей преподобного Сергия Радонежского, изъятых богоборческой властью в 1919 г. Рака с мощами преподобного была возвращена Церкви в год открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г., когда наместником был назначен архимандрит Гурий (Егоров) — впоследствии выдающийся архипастырь Русской Православной Церкви послевоенного периода.
Статья
Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена открытию Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. Обитель преподобного Сергия Радонежского была закрыта богоборческой властью в 1920 г. Честь возродить монашескую жизнь в Лавре после 26-летнего вынужденного перерыва выпала архимандриту Гурию (Егорову) — впоследствии выдающемуся архипастырю Русской Православной Церкви послевоенного периода. С дневниковой точностью в статье описывается шаг за шагом трепетный процесс открытия Лавры на Пасху 1946 г.
Статья
В продолжении биографического очерка магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова рассказывается о жизни митрополита Гурия (Егорова). от перевода на Саратовскую кафедру в 1953 году до блаженной кончины в 1965 году.
Статья
Публикуем биографический очерк магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова, посвящённый архиерею XX века — митрополиту Гурию (Егорову). Первая часть материала посвящена жизни владыки Гурия от рождения до перевода на Саратовскую кафедру в 1953 году. На этот период пришлись как интенсивная миссионерская деятельность, так и неоднократные аресты, тюремное заключение и ссылка.
Статья
В настоящей статье исследуется архиерейское служение митрополита Иоасафа (Лелюхина), приводятся основные этапы биографии, а также рассматриваются его несколько рукоположений во иерея (включая недействительные) и священническое служение в Днепропетровске. Особое внимание уделяется обстоятельствам его хиротонии во епископа.