Возвращение мощей преподобного Сергия Радонежского в 1946 году
Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена истории возвращения мощей преподобного Сергия Радонежского, изъятых богоборческой властью в 1919 г. Рака с мощами преподобного была возвращена Церкви в год открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г., когда наместником был назначен архимандрит Гурий (Егоров) — впоследствии выдающийся архипастырь Русской Православной Церкви послевоенного периода.
Статья

Пришедшие к власти в 1917 г. большевики взяли курс на уничтожение Церкви. Трагические события не обошли стороной и обитель преподобного Сергия Радонежского. 1 ноября 1918 г. вышло постановление Совета народных комиссаров о национализации Троице-Сергиевой Лавры и создании Комиссии по охране памятников старины и искусства Лавры. 

11 апреля 1919 г. по распоряжению органов советской власти было проведено вскрытие раки с мощами преподобного Сергия в присутствии комиссии и наместника лавры архимандрита Кронида (Любимова) вместе с другими священнослужителями. В процессе вскрытия шла киносъёмка. Позже, после вскрытия, над мощами положили крышку из толстого зеркального стекла, скреплённую с ракой сургучными печатями Наркомюста. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры произошло 7 мая 1920 г., но мощи преподобного Сергия благодаря обращению Патриарха Тихона в Совнарком остались в стенах монастыря — их не вывезли в московский музей. Во время Великой Отечественной войны раку с мощами преподобного Сергия эвакуировали в Сибирь, а по окончании войны мощи возвратили в обитель

При этом, согласно свидетельству игумена Андроника (Трубачёва) и других лиц, глава преподобного Сергия Радонежского по благословению Патриарха Тихона была тайно сокрыта. В 1920–1928 гг. глава преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, затем П. А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий) перевёз её в Люберцы. В 1941–1945 гг. глава преподобного Сергия пребывала в храме в с. Виноградово, в 1945–1946 гг. — в Москве.

После приёма И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) государство пошло навстречу интересам Русской Православной Церкви в некоторых вопросах. Митрополит Сергий (Страгородский), избранный Патриархом Московским и всея Руси, и года не пробыл на патриаршем престоле ввиду скоропостижной кончины. В должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещанию Патриарха Сергия вступил митрополит Алексий (Симанский), а в феврале 1945 г. он единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси.

15 августа 1945 г. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об открытии Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх в этом же письме просил передать и святые мощи преподобного Сергия Радонежского: «Имею дерзновенную мысль просить Совет ходатайствовать пред Правительством о передаче в ведение Московской Патриархии всероссийской святыни — Мощей Преподобного Сергия, находящихся в настоящее время в своей прежней раке в Троицком Соборе. <…> Если бы Правительство нашло возможным удовлетворить мою просьбу и зажглась бы лампада у раки Преподобного Сергия, то это одно обстоятельство могло бы свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны — все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское Правительство».

4 сентября 1945 г. Карпов сообщил Патриарху Алексию, что ходатайство об открытии Успенского собора с перенесением мощей преподобного Сергия из Троицкого собора в Успенский удовлетворено. Правительство СССР разрешило «как исключение передать и установить “мощи Сергия” в Троице-Сергиевской лавре». В то время ни о каком массовом возвращении святых мощей Церкви не могло быть и речи. Спустя много лет стало понятно, как «Божественному Промыслу угодно было позволить Святейшему Патриарху Алексию в первый год его патриаршества стать священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вернуть мощи преподобного Сергия в их раку в Троицком соборе».

Для подготовки к открытию Троице-Сергиевой Лавры, как чрезвычайно важного в историческом и духовном планах события, Патриарх Алексий выбрал архимандрита Гурия (Егорова), хорошо известного ему по деятельности в Александро-Невской Лавре. В сентябре 1945 г. Первосвятитель вызвал его из Ташкента в Москву и назначил наместником Лавры

Патриарх Алексий, протопресвитер Николай Колчицкий, архимандриты Гурий (Егоров) и Иоанн (Разумов) 18 сентября 1945 г. провели осмотр Троице-Сергиевой Лавры. В течение последующего месяца наместник докладывал Патриарху о состоянии дел и возможности организовать богослужение в Успенском соборе. Одновременно архимандрит Гурий по поручению Святейшего подыскивал подходящее помещение для размещения мощей преподобного Сергия. Наместник осмотрел храмы Троице-Сергиевой Лавры и доложил о результатах: в Троицком соборе, Духовской и Никоновской церквях велись реставрационные работы, Трапезную и Смоленскую церкви использовали для хранения зерна, надвратная Предтеченская церковь была малой площади (занимавшее её аптекоуправление г. Загорска готово было выехать). По мнению архимандрита Гурия, для размещения мощей преподобного Сергия идеально подходила нижняя церковь под Успенским собором. Патриарх Алексий на рапорт наместника наложил резолюцию: «Пока будем стараться использовать нижнюю церковь под Успенским Собором»

В начале апреля 1946 г. Святейший на одной из встреч сообщил наместнику Лавры, что в ближайшие дни передадут ключи от Успенского собора. Поэтому нужно было активно готовиться, чтобы уже на Пасху в Троице-Сергиевой Лавре была служба. 

Основные события произошли на Страстной седмице Великого поста. 15 апреля, в Великий Понедельник, был передан по акту Успенский собор. В Великую Пятницу, 19 апреля 1946 г., архимандрит Гурий написал письмо уполномоченному Трушину: «Из сегодняшней беседы с директором Сергиевского музея-заповедника г. Загорска В. К. Ряховским выяснилось, что он <…> предоставит нам раку с мощами преп. Сергия Радонежского только в том случае, если на это получит соответствующие распоряжения от Управления по делам искусств».

В Великую Субботу, 20 апреля 1946 г., утром была отслужена Божественная литургия. Ходатайство перед уполномоченным Совета, по всей видимости, сыграло свою роль, и стороны подписали акт: «20 апреля 1946 года мы, нижеподписавшиеся, директор Загорского музея-заповедника В. К. Ряховский и представитель Патриархии Г. М. Егоров составили настоящий акт в том, что Загорский музей-заповедник передал, а Патриархия приняла серебряную гробницу XVI века с мощами Сергия Радонежского для переноса в Успенский собор. Директор Загорского музея-заповедника В. К. Ряховский. Представитель Патриархии архимандрит Гурий (Егоров). Гор. Загорск. 20 час. 15 м.».

Вечером того же дня после подписания этого акта архимандрит Гурий и схиархимандрит Иларион перенесли святые мощи преподобного Сергия Радонежского в серебряной раке в Успенский собор из Троицкого (на тот момент он ещё не был передан Московской Патриархии). Архиепископ Михей так описал это событие в своих воспоминаниях: «Весть об открытии Лавры разнеслась молниеносно, и в Лавру из Москвы поехали верующие, и из окрестных мест в таком количестве, что каждый день огромный Успенский собор на Страстной был более чем полон. Когда сообщили о том, что можно взять мощи и перенести в Успенский собор из Троицкого, который оставался еще в ведении музея, после Литургии был прекращен доступ народа с куличами и пасхами в Лавру. Их направляли в Ильинскую церковь. Милиция закрыла ворота, удалили всех с территории Лавры. Народ насторожился и ожидал чего-то необычного, попрятался кто куда. Отец Гурий и с ним все духовенство, взяв 10 человек рабочих, отправились в Троицкий собор за мощами. Мощи преподобного Сергия покоятся в серебряной раке, пожертвованной царем Иоанном Грозным, и весит она 60 пудов, потому и потребовались рабочие. Отец Гурий прислал Игоря, чтобы взять епитрахили для священнослужителей. Иван Сергеевич [Булычев] и я оставались в соборе. И вот из Троицкого собора показалось шествие: шли рабочие, несшие раку, диаконы и батюшки. Иван Сергеевич зажег охапку свечей. И только показалось это шествие, как вдруг из закоулков хлынул народ. Милиция не смогла удержать народ в воротах, и вся площадь наполнилась народом. Иван Сергеевич и я стали охапками раздавать свечи, и народ мощно запел: “Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие…”, и с этим пением, и с горящими свечами внесли [раку с мощами Преподобного] в Успенский собор, отслужили сразу же молебен преподобному Сергию. Собор полностью наполнился народом. Раку поставили на ступеньки с правой, южной, стены собора. Батюшки ушли, и мне пришлось для порядка встать у раки вместо гробового иеромонаха».

По воспоминаниям архиепископа Михея, глава преподобного Сергия хранилась в с. Виноградово под престолом храма Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, настоятелем которого являлся схиархимандрит Иларион (Удодов). Он вернул главу преподобного, которую по благословению Патриарха Алексия положили обратно в раку с мощами. Архиепископ Михей описал это событие в своих воспоминаниях: «Через некоторое время отец Иларион говорит отцу Гурию: “Отец Гурий, а ведь подлинный череп преподобного Сергия хранится в моем храме в Сергиевом приделе под престолом”. — “Как так?” И отец Иларион рассказал о том, что в 1918 г. перед приходом комиссии череп был подменен, подлинный череп преподобного Сергия передан был в его храм для хранения. Храм этот никогда не закрывался. Отец Гурий доложил Патриарху, Патриарх дал новую схиму и благословил подлинный череп преподобного Сергия водрузить на место в раку, а подложный захоронить. Так и сделали во время переоблачения святых мощей».

Сам митрополит Гурий позже вспоминал, как он в 1946 г. переоблачал мощи преподобного Сергия Радонежского: «Патриарх прислал новую схиму. Я держал в руках череп Преподобного. Он большой, больше обычного, совершенно белый, красивый. Сохранилась окладистая борода, как рисуют. Обыкновенно, подходя к черепу, чувствуешь какое-то содрогание, страх. А здесь меня охватило какое-то благодатное чувство, как бы исходящее от него. Святые мощи мы облекли в схиму. Лицо я закрыл покровцем. Святые мощи мы переоблачали тайно. Двери держали два моих послушника: Игорь Мальцев и Саша Хархаров. Но народ чувствовал, что что-то делается, и громадная толпа стояла вокруг Успенского Собора».

К десяти часам субботнего вечера в Лавру потянулся народ, и «ожила на многие годы заснувшая, затихшая Лавра». В полночь 21 апреля 1946 г., на Светлое Христово Воскресение, отверзлись царские врата, и под величественное пение «Воскресение Твое, Христе Спасе» был совершён крестный ход вокруг Успенского собора. 

Временную сень для раки со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского устроили на правом клиросе Успенского собора. Троицкий собор был передан Московской Патриархии после летних торжеств 1948 г., посвящённых 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви. Мощи преподобного Сергия торжественно возвратили из Успенского собора в Троицкий собор, где они пребывали до этого более пяти веков.

 

Список литературы:

  1. Андроник (Трубачёв), игум. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. М.: Издат. совет Русской Православной Церкви, 2008.
  2. Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года. Открытие Лавры Преподобного Сергия // Троицкое Слово: Сборник духовно-нравственного просвещения. 1990. № 4. С. 16–30.
  3. Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Альфа и Омега (М.) 1998. № 2 (16). С. 146–163.
  4. Зегжда С.А. Александро-Невское братство. Набережные Челны: ИД Новости мира, 2009.
  5. Казем-Бек А.Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. М.: изд. Сретенского монастыря, 2015.
  6. Никитин В.А. Патриарх Алексий I. Служитель Церкви и Отечества. М.: Эксмо, 2013.
  7. «Человек, каких всё меньше и меньше»: Письма архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) Г.А. Пыльневой // Православие и современность: Саратовские епархиальные ведомости. 2010. № 17 (33). С. 100–108.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9