Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова): От Саратова до Крыма (1953–1965)
В продолжении биографического очерка магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова рассказывается о жизни митрополита Гурия (Егорова). от перевода на Саратовскую кафедру в 1953 году до блаженной кончины в 1965 году.
Статья

26 января 1953 г. Священный Синод назначил преосвященного Гурия архиепископом Саратовским и Сталинградским с временным поручением управления Астраханской епархией. В феврале архиепископ Гурий отбыл к месту нового служения. 

Архиепископ Саратовский и Балашовский Гурий на крестном ходе в Светлую седмицу. Саратов. 1954 г.

В Саратовской епархии сложилась непростая и нездоровая обстановка, в некоторых приходах крайне остро проявлялись внутренние проблемы, в частности, в отношениях настоятелей с «двадцатками» и исполнительными органами. Для наведения порядка в приходах епархии и в целях их укрепления архиепископ Гурий лично посещал церковные общины, а в отдельных приходах снимал провинившихся настоятелей. На мероприятия правящего архиерея не без участия саратовского духовенства отреагировали недовольные прихожане, на него стали поступать клеветнические письма. В апреле 1953 г. у архиепископа Гурия случился инфаркт миокарда. Но уже в день Преображения Господня 19 августа он служил в Духосошественском соборе Саратова. 

С 4 июня 1953 г. — «архиепископ Саратовский и Вольский». В декабре 1953 г. в целях наведения порядка в церковных общинах провёл совещание настоятелей церквей и благочинных округов, на котором были заслушаны отчёты настоятелей приходов. Главной темой совещания стал доклад архиепископа Гурия, сделанный им в виде обращения к настоятелям. На документ поступил положительный отзыв из Патриархии. С 8 февраля 1954 г. в связи с образованием Балашовской области в составе РСФСР титул архиепископа Гурия был изменён — он стал именоваться «архиепископом Саратовским и Балашовским». 

Важным звеном в структуре епархии была Саратовская духовная семинария, которой архиепископ Гурий уделял большое внимание. Здесь ему пригодился опыт руководства Богословско-пастырским училищем. В 1954 г. в праздник Трёх святителей архипастырь провёл в Троицком кафедральном соборе Саратова торжественное богослужение с привлечением преподавателей и воспитанников семинарии для сближения верующего народа и духовной школы. 

В кадровом вопросе правящий архиерей сделал ставку на молодых священников — выпускников Саратовской духовной семинарии. Обострение отношений с настоятелями саратовских приходов для архиепископа Гурия не прошло безболезненно. Им было принято решение просить Патриарха Алексия о переводе из Саратовской епархии. 31 июля 1954 г. Священный Синод принял решение о переводе преосвященного Гурия на вакантную Черниговскую кафедру. В Саратове произошло расставание архиепископа Гурия со своими духовными детьми: архимандритом Иоанном (Вендландом), иеромонахом Михеем (Хархаровым) и священником Игорем Мальцевым.

Архиепископ Черниговский и Нежинский Гурий с игуменией Свято-Троицкого монастыря Антонией (Сорокиной). Чернигов. 1955 г.

Чернигов стал для архиепископа Гурия «настоящим духовным курортом»: никаких конфликтов, прекрасный кафедральный собор ХII века, мощи святителя Феодосия Черниговского, Свято-Троицкий монастырь. В одном из писем Патриарху Алексию он выразил благодарность за его назначение в Черниговскую епархию, где он «нашёл своей души спокойствие». В Спасо-Преображенском кафедральном соборе в воскресные вечера архиепископ Гурий торжественно читал акафист святителю Феодосию, у мощей которого стоял всеми почитаемый иеросхимонах Феодосий (Чкана), и проводил с верующими беседы. Посещал многочисленные приходы Черниговской епархии, отмечал набожность местного населения. Своими частыми выездами архиепископ Гурий оживил церковную деятельность в епархии. Часто принимал участие в богослужениях в Спасо-Преображенском кафедральном соборе и в храме Свято-Троицкого монастыря в Чернигове, заботился об улучшении церковного пения, выступал с проповедями. Кадровые проблемы решал путём рукоположений, приглашал священнослужителей из других епархий, отправлял молодёжь на обучение в духовные семинарии. Постановлением Священного Синода от 17–19 октября 1955 г. архиепископ Черниговский и Нежинский Гурий был назначен управляющим Днепропетровской и Запорожской епархией.

Днепропетровская и Запорожская епархия являлась обширной, располагаясь на территории двух областей Восточной Украины и имея в своём составе 293 прихода и один монастырь. За три с половиной года возглавления Днепропетровской кафедры архиепископ Гурий наладил работу Епархиального управления, организовал централизованное снабжение всех без исключения приходов свечами через епархиальный склад, ввёл финансовую отчётность через благочинных. В самих приходах в целях борьбы с хищениями установил учёт материальных ценностей и денежных средств, освободил церковных старост от продажи свечей, реализацию передал специально выделенным продавцам. В 1958 г. разослал всем настоятелям и церковным советам сборник из пяти документов: «Обязанности церковных работников», «О ремонте церковных строений», «О самовольном строительстве», «О валовом доходе», «Приём и сдача церковного имущества». Для архиерейских нужд был приобретён дом с садом (одну комнату отвели под крестовую церковь). В главном храме епархии — в Свято-Троицком кафедральном соборе — наладил приходскую жизнь и уставное богослужение, организовал второй (левый) хор. Богослужения в кафедральном соборе стали образцом для других приходов. Старания архиепископа Гурия не остались незамеченными в Патриархии. На одном из заседаний Священного Синода, когда обсуждался вопрос о церковном пении, было рекомендовано обратить внимание на опыт Днепропетровской и Запорожской епархии. В кафедральном соборе была организована реставрация стенной живописи силами штатных иконописцев.

Архиепископ Днепропетровский и Запорожский Гурий на богослужении в Свято-Троицком кафедральном соборе. Днепропетровск. 1958 г.

Архиепископ Гурий часто выезжал в приходы епархии, уделял большое внимание организации приходской жизни, уставного богослужения, церковных хоров. Организовывал ремонтно-строительные работы храмов епархии, лично контролировал ход работ и проверял результат. Маломощным приходам оказывал финансовую помощь для организации ремонта и создания благолепия. Большое внимание архиепископ уделял женскому монастырю в честь Тихвинской иконы Божией Матери (находившемуся в городской черте Днепропетровска), помогал решать вопросы благоустройства, оказывал финансовую помощь, сменил престарелую игумению обители на более молодую и деятельную. В Тихвинский монастырь правящий архиерей направил приглашённого из Ташкентской епархии протоиерея Сергия Никитина, который наладил в монастырском храме уставное богослужение. Через некоторое время архиепископ Гурий совершил постриг протоиерея Сергия в монашество с именем Стефан, что впоследствии привело его к архиерейству. Архиепископ Гурий издал документ «Обязанности регентши монастыря и уставщицы». 

В Днепропетровской и Запорожской епархии ощущалась кадровая проблема, из-за недостатка священников без возглавления оставалось значительное количество приходов (54 в 1957 г.). Архиепископ Гурий решал кадровую проблему через рукоположения, приглашал священников из других епархий, направлял местную молодёжь на учёбу в духовные семинарии. Для возрождения и активизации религиозной жизни в малодоходных сельских приходах правящий архиерей направлял туда молодых и активных священников. Для решения проблем нравственного характера среди духовенства епархии архиепископ применял к ним меры дисциплинарного воздействия, вплоть до запрещения в священнослужении и лишения сана. Приходилось правящему архиерею решать и вопросы нестроения в отдельных общинах, особенно там, где возникали конфликты священников с церковным активом и верующими. 

Не забывал архиепископ Гурий и своих духовных чад: монахиню Серафиму (Яковлеву) он возвёл в сан игумении, Елизавету Николаевну Вендланд постриг в монашество с именем Ефросиния, участвовал в хиротонии архимандрита Иоанна (Вендланда) во епископа Подольского. В Алуште создал небольшую общину, куда сам неоднократно выезжал, в том числе и на требуемый из-за болезни отдых. Не изменял архиепископ своему правилу — налаживать и поддерживать благожелательные отношения с уполномоченными (в Днепропетровской и Запорожской епархии их было двое). За время управления епархией архиепископом Гурием власти закрыли незначительное количество приходов — не более 16 (из них шесть в Днепропетровской области и десять в Запорожской). В большинстве случаев это были малодоходные сельские приходы. Поводом для закрытия послужило отсутствие в течение длительного времени богослужений и постоянных священников, а также возврат властями общественных зданий, «захваченных» верующими во время немецко-фашистской оккупации. Верующие в ряде мест оказывали сопротивление закрытию, архиепископ Гурий в свою очередь делал всё возможное для сохранения этих приходов. 

В 1958 г. в отношениях между государством и Церковью произошли изменения: руководство СССР взяло курс на радикальное в кратчайшие сроки решение «религиозной проблемы» в стране. В 1959 г. для Церкви наступил тяжелейший период, так как власти в это время начали проводить в жизнь постановление от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР» в части сокращения обителей. В 1959 г. было закрыто 19 монастырей и скитов, в числе которых оказался и Тихвинский женский монастырь в Днепропетровске. Архиепископ Гурий, по всей видимости, не знал о планах властей закрыть монастырь. Произошло это трагическое событие через два месяца после его отбытия в Минск — 5 августа 1959 г., когда Днепропетровскую кафедру занял рукоположённый им епископ Иоасаф (Лелюхин), на деле оказавшийся «волком в овечьей шкуре». 21 мая 1959 г. Священный Синод на заседании принял решение о назначении архиепископа Гурия на Минскую кафедру с возведением его в сан митрополита.

Митрополит Минский и Белорусский Гурий на богослужении в Покровском соборе. Гродно. 1959 г.

Время управления Минской и Белорусской епархией для митрополита Гурия совпало с началом хрущёвской антирелигиозной кампании. Председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов сыграл немаловажную роль в переводе митрополита Гурия на Минскую кафедру, но сам Карпов вскоре был снят с должности. Реализация постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах» была доверена В. А. Куроедову. Новому председателю были поставлены задачи дальнейшего сокращения числа монастырей, ликвидации «затухающих» приходов и приписных церквей, возврата государству захваченных во время оккупации общественных зданий, сокращения числа семинарий, ограничения поступления молодёжи в духовные учебные заведения и др. 

Минская епархия была обширной: она включала в себя всю Белорусскую республику, семь областей которой были поделены на 62 благочиния. В епархии было зарегистрировано 966 храмов, действовали 3 монастыря (мужской — в Жировицах, женские — в Гродно и Полоцке) и одна духовная семинария, расположенная на территории Жировицкого монастыря. Правящему архиерею помогал в управлении викарный епископ. Приняв в управление Минскую епархию, митрополит Гурий начал наводить финансовый порядок в приходах. Это понравилось не всем настоятелям — показательной явилась ситуация в крестовой митрополичьей церкви в Минске, где клирики отказались подчиняться своему архиерею. 

Наступление государства на Церковь потребовало защитных мероприятий. Митрополит Гурий защищал духовенство от нападок, но в то же время от последних требовал соблюдения законодательства о культах, так как уполномоченные ужесточили наказание за нарушения и неоднократно выносили предупреждения правящему архиерею. Не оставался митрополит Гурий в стороне от вопросов закрытия храмов, направляя уполномоченным заявления прихожан и не соглашаясь с предложениями об объединении маломощных приходов с более крупными. Игнорирование, а порой и прямое нарушение законодательства со стороны республиканского и областных уполномоченных вынудило митрополита Гурия на встречу с председателем Совета по делам РПЦ Карповым, которая состоялась 31 декабря 1959 г. и принесла положительные результаты. 

Болезненным был процесс закрытия крупных соборов и монастырей Минской епархии. Власти добивались закрытия храмов, если в городе их было два и более, особенно при наличии у прихода нескольких приписных церквей. Храмы закрывались под предлогом возврата церковных зданий, ранее занятых под общественные учреждения и «захваченные» религиозными общинами в годы немецкой оккупации. Так власти поступили с соборами в Могилёве и Гомеле. В Кобрине местные власти использовали стихийное бедствие для подтасовки фактов и незаконного закрытия собора. Но, закрывая отдельные церкви, власти разрешали объединение нескольких приходов в одном городе, их переезд в здания приписных церквей или же предоставляли право аренды другого помещения. Это помогало сохранить религиозные общины при изъятии церковных зданий. 

Решения о закрытии монастырей (в том числе Гродненского и Полоцкого), принимались в Москве на уровне Патриархии и Совета по делам РПЦ. Местный архиерей лишь выполнял волю Святейшего Патриарха в этом вопросе. При этом соблюдались договорённости между Патриархией и Советом о безболезненном переводе монашествующих в другие монастыри или переезде к родственникам. В Белоруссии переселение монашествующих было отличительным — сёстры двух женских обителей переехали на территорию мужского монастыря в Жировицах. При митрополите Гурии в июле 1960 г. был закрыт Гродненский монастырь, Полоцкий переехал в 1961 г. уже при новом архиерее. Массовое закрытие приписных церквей в Белоруссии произошло в ноябре–декабре 1960 г., после отъезда митрополита Гурия в Ленинград. Временно управляющим Минской епархией на тот момент был епископ Леонтий (Бондарь). 

Закрытие храмов на территории СССР в 1960–1961 гг. было массовым по причине ликвидации церквей, не имеющих «двадцаток» и исполнительных органов, где служба проводилась один или несколько раз в год. Совет по делам РПЦ заранее подготовил законодательную базу для ликвидации приписных церквей, что позволило государству провести столь масштабное антицерковное мероприятие. Несмотря на то что Минская епархия не обошлась без потерь, всё же при митрополите Гурии они были минимальными. Находясь в крайне непростых условиях государственно-церковных отношений, он сохранил религиозные общины там, где власти, пользуясь новыми постановлениями, изымали церковные здания.

На заседании Священного Синода 19 сентября 1960 г. митрополит Гурий был назначен управляющим Ленинградской епархией (с поручением управления Олонецкой епархией) и постоянным членом Священного Синода. Правящий архиерей делал всё возможное, чтобы сохранить храмы Ленинградской епархии (их было 55) от закрытия, а духовенство от увольнения. В частности, отстоял пять храмов, в которых на протяжении 1960 г. не было священников и богослужений, а ленинградский уполномоченный не предоставлял возможности назначить в эти приходы настоятелей. В связи с передачей государству Свято-Духовского корпуса митрополит Гурий совершил перезахоронение тел усопших ленинградских митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова).

Митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий в алтаре Свято-Троицкого собора. Ленинград. 1960 г.

В июле 1961 г. уполномоченный Г. С. Жаринов попытался провести тотальную «чистку» духовенства Ленинградской епархии, сократив его почти на 40% путём увольнения наиболее бескомпромиссных. Но из намеченного списка, в который вошли 60 священнослужителей, ему удалось уволить с помощью церковных советов только 29 человек, с которыми «новые хозяева» не заключили трудовые договоры. Митрополит Гурий отказался участвовать в таком беззаконии: он не издал ни одного указа об увольнении, известив в июле 1961 г. управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Тульского Пимена (Извекова). 

Митрополит Гурий участвовал в Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре, выступил по вопросу об увеличении числа постоянных членов Священного Синода. В ноябре 1961 г. правящий архиерей посетил Олонецкую епархию с проведением торжественных богослужений. Будучи уже в преклонном возрасте и страдая от болезней, митрополит Гурий тяготился родным для него Ленинградом и постоянными приёмами иностранных делегаций. Когда с упокоением архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) освободилась Симферопольская кафедра, митрополит Гурий попросился перевести его в Крым. 

Определением Священного Синода от 14 ноября 1961 г. преосвященный Гурий был назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с временным поручением управления Днепропетровской и Запорожской епархией. Последние годы жизни и служения митрополита Гурия прошли в Крыму. Местный уполномоченный Совета по делам РПЦ при поддержке партийных и советских органов любыми способами старался закрыть максимальное количество храмов, чтобы в итоге ликвидировать Крымскую епархию. Митрополит Гурий противодействовал мероприятиям органов власти, не соглашаясь поддерживать такую позицию государства по отношению к Церкви. Но силы были неравными — местные власти, действуя в большинстве случаев незаконными методами, в период управления митрополитом Гурием закрыли в Крымской епархии 11 храмов из 25 действующих.

Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий в Свято-Троицком кафедральном соборе. Симферополь. Первая половина 1960-х гг.

Тяжёлое наследство досталось правящему архиерею в лице Днепропетровской и Запорожской епархии после епископа Иоасафа (Лелюхина), при котором было закрыто более 200 храмов, а также Тихвинский женский монастырь. Лояльные советской власти священники Днепропетровской и Запорожской епархии способствовали дальнейшему закрытию оставшихся приходов — в итоге на территории двух областей к концу 1965 г. осталось всего 35 храмов. Происходило это по причине того, что власть пыталась ослабить позиции Церкви «руками самих же церковников», для этого и подбирались соответствующие кандидаты из числа архиереев и священников. В случае с митрополитом Гурием власти такой цели не достигли — он не пошёл на сделку ни с ними, ни с собственной совестью. В то же время ему было тяжело противостоять негативным процессам — преклонный возраст и болезненное состояние мешали ему часто посещать удалённые приходы Днепропетровской и Запорожской епархии. Но даже в таком состоянии он совершал архиерейские службы до конца жизни. Последнее богослужение он совершил 13 июня 1965 г. в кафедральном соборе Днепропетровска на праздник Пресвятой Троицы. Несмотря на пронзительные боли в ногах, на Великой Вечерне архипастырь встал на колени и прочёл положенные молитвы. 

Указом Патриарха Алексия от 11 мая 1963 г. митрополит Гурий был награждён церковным орденом святого князя Владимира I степени. Собирал материалы для новой богословской работы «Святые Крыма», но закончить не смог. Время земной жизни митрополита Гурия подходило к концу. Помимо болезней он страдал от одиночества — духовные чада разлетелись по разным уголкам страны и изредка навещали своего духовного учителя. Упокоился митрополит Гурий в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 1965 г. на даче в пос. Малореченке. Отпевание совершил митрополит Иоанн (Кухтин). Погребён в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой святителя Луки (Войно-Ясенецкого), с которым его соединяла глубокая духовная связь.

 

ИСТОЧНИКИ:

  1. Архив Минского епархиального управления (АМЕУ) 
  2. Архив Московской Патриархии (АМП)
  3. Архив Санкт-Петербургской духовной академии (АСПбДА)
  4. Архив Санкт-Петербургской епархии (АСПбЕ) 
  5. Архив Саратовского епархиального управления (АСЕУ)
  6. Архив Саратовской православной духовной семинарии (АСПДС)
  7. Архив Ташкентского Епархиального управления (АТЕУ)
  8. Архив Троице-Сергиевой лавры (АТСЛ)
  9. Архив Управления Федеральной службы безопасности РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (АУФСБ по СПб. И ЛО). Фонд архивно-следственных дел
  10. Государственный архив Днепропетровской области (ГА ДО). Ф. 6464
  11. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 6991
  12. Государственный архив Республики Крым (ГА РК). Ф. Р-2647
  13. Национальный архив Республики Беларусь (НА РБ). Ф. 951
  14. Национальный архив Республики Узбекистан (ЦГА РУз.). Ф. Р-2456
  15. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5, Ф. 72
  16. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). Ф. 9324
  17. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 277, Ф. 320
  18. Церковно-исторический архив Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ЦИА ПСТГУ)

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Зегжда С. А. Александро-Невское братство. Набережные Челны: ИД «Новости мира», 2009.
  2. Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль: ДИА-пресс, 1999.
  3. Пономаренко Д., диак. Епископ Стефан (Никитин). М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
  4. Северин Г., прот. Жизнеописание митрополита Гурия (Егорова). Симферополь, 2005.
  5. Шкаровский М. В. Александро-Невское братство. 1918–1932 гг. СПб.: Православный летописец Санкт-Петербурга, 2003.


Сайт, посвященный митрополиту Гурию (Егорову): https://guriyegorov.ru/

Монография «“До смерти я буду призывать вас к молитве”. Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)»:

https://pravchtenie.ru/books/podvizhniki-blagochestiya/do-smerti-ya-budu-prizyvat-vas-k-molitve-zhizn-i-sluzhenie-mitropolita-guriya-egorova/


Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9