В 2002 году был издан важный труд греческого ученого Иоанниса Конидариса, профессора церковного права юридического факультета Афинского Университета, представляющий собой практически полное собрание уставов современных греческих монастырей. Это собрание было издано в двух томах под названием: «Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος» («Внутренние уставы святых обителей Греции»), а также в двух дополнительных сборниках: «Κανονιστικὲς Διατάξεις Ἡσυχαστηρίων» («Канонические положения исихастириев») и «Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἁγίου Ὄρους» («Внутренние уставы Святой Горы»). Было бы замечательно, если бы нашелся энтузиаст, который перевел бы эти книги на русский язык и издал.
В настоящей статье хотелось бы рассмотреть, что подразумевают под словом «игумения» уставы современных греческих женских монастырей, а также – что входит в сферу полномочий игумении при управлении монастырем.
Возрождение монашеской жизни в Русской Православной Церкви после долгих лет гонений, увеличение числа монастырей, с одной стороны, радует, а с другой, при внимательном взгляде и вдумчивом анализе, наводит на серьезные размышления: стремимся ли мы по-настоящему узнать и усвоить дух святоотеческих законоположений относительно монашеского жития, хотим ли в уставах и правилах наших монастырей выразить то понимание монашеской жизни, которое было присуще учителям монашества на протяжении почти двадцати веков истории Церкви? Поднимая из руин монастырские храмы и восстанавливая кельи, оказались ли мы способными к тому, чтобы воссоздать подлинный дух монашества, утраченные монашеские традиции общежития? Как живут монастыри других Поместных Церквей сегодня? Какими уставами они руководствуются?
В настоящей статье речь пойдет о традиционном общежительном монашестве на примере современных греческих монастырей, где данные Богу обеты послушания, нестяжания и девства – не отвлеченные понятия и темы для философских рассуждений, а монастырская реальная жизнь с ее тяготами и многими трудами, где каждый монах, согласно уставу монастыря св. Анастасии[1], должен воспринимать и свой монастырь, и все тело братства (σῶμα τῆς Αδελφότητος) как части единого целого, соединенные между собой узами пожизненными (ἰσοβίων) неразрывными (ἀθραύστων), нерасторжимыми (ἀδιαρρήκτων).
Автор настоящей статьи принадлежит к русскому женскому общежительному монашеству, что и обусловило выбор ракурса – статья о жизни женских монастырей, в данном случае – об игумениях. Современное русское женское монашество – многострадальное: «жатвы много, а делателей мало»[2]. Будем молить «Господина жатвы», да пошлет нам опытных делателей.
Уставы современных греческих монастырей между собой похожи по структуре. Первая глава (пункт, статья), как правило, посвящена вводной части, в которой указывается дата основания монастыря, принадлежность к конкретной епархии, перечисляются законы и уставы, которыми монастырь руководствуется. Могут быть указаны и другие сведения, скажем, о первой игумении, духовнике, организовавшем монастырь. Далее в большинстве уставов перечисляются полномочия правящего архиерея. Затем может идти глава об игумении, в которой описывается, какими качествами должна обладать монахиня, предполагаемая быть избранной на это служение, каковы ее полномочия, как проходит избрание игумении, в каких случаях она может быть «отрешена» от этой должности. Следом идет глава об Игуменском Совете, который призван в соработничестве с игуменией управлять соборно монастырем. Оговаривается, как избираются члены Игуменского Совета, какова процедура их отстранения, как обсуждаются вопросы и принимаются решения и т.п. Далее могут идти главы относительно приема в монастырь, где указаны критерии, по которым принимают в монастырь новых сестер, степени монашества, духовные обязанности сестер, послушания, также главы о духовнике, о паломниках, экономические вопросы. Каждая из указанных тем заслуживает отдельного исследования. В этой статье мы будем говорить о служении игумении.
Существительное «игумения» (ἡγουμένη) происходит от греческого глагола «ἡγούμαι», который в переводе на русский язык означает «вести за собой»».
«Духовная мать сестричества» (πνευματική μήτηρ τῆς Αδελφότητος)[3], «ответственное лицо сестричества» (ὑπεύθυνος τῆς Αδελφότητος)[4], «предводительца монашествущих» (ὁδηγός τῶν Μοναζουσῶν)[5], «руководительница во Христе сестричества» (ὁδηγός τῆς ἐν Χριστῶ ἀδελφότητος)[6], «от Бога поставленное лицо в монастыре» (ὑπο τοῦ Θεοῦ κατασταθέν πρόσωπον ἐν τῇ Μονῇ)[7], «пример для подражания» (ὑπόδειγμα πρὸς μίμησιν)[8], «духовная мать и руководительница, воспитательница во Христе сестричества» (πνευματική Μήτηρ και ποδηγέτης τῆς ἐν Χριστῷ Ἀδελφότητος)[9], «глава тела общежития» (κεφαλή τοῦ σώματος τοῦ Κοινοβίου)[10], «живой пример послушания заповедям Господа» (ζωντανό παράδειγμα ὑπακοῆς εἰς τὰς ἐντολὰς τοῦ Κυρίου)[11] – так характеризуют греческие уставы игумению, указывая на то, что она несомненный духовный лидер и авторитет, человек, на которого возлагается большая ответственность и который должен быть способен повести за собой сестричество. Это монахиня, обладающая материнским сердцем и одновременно незаурядными административными способностями.
Избрание игумении в греческих монастырях происходит посредством тайного голосования, во время которого все насельницы монастыря имеют возможность выразить свое волеизъявление и оказать доверие монахине, которую хотели бы видеть во главе монастыря и вверить ей духовное руководство монастыря. Игумения избирается на пожизненный срок (ἰσοβίως). В случае, если избранная игумения оказывается неспособной к этому служению, она не сможет далее возглавлять монастырь. Согласно уставу, в этом случае сестры вправе выразить «вотум недоверия» и посредством специальной процедуры «отрешить» ее от этой должности. Было бы интересно рассмотреть в отдельной статье, как это происходит.
При перечислении духовных и административных обязанностей игумении уставы немногословны, во многом между собой очень похожи. Так, почти все уставы говорят о том, что игумения:
– представляет на одобрение митрополиту кандидатуру духовника;
– регулирует общение монастыря с духовником; назначает время исповеди у духовника;
– следит за внутренней жизнью сестер, исполнением Богослужебного устава Церкви и устава монастыря;
– утверждает меню и заботиться о питании сестер;
– уделяет особое внимание немощным и больным сестрам;
– в сотрудничестве с Игуменским Советом назначает послушания сестрам;
– созывает на заседания Игуменский Совет, председательствует на заседаниях Игуменского Совета; вносит вопросы на обсуждение Игуменского Совета;
– выдвигает кандидатуры сестер к постригам;
– дает разрешения на отъезд из монастыря[12];
– представляет монастырь пред всякой властью;
– подписывает исходящие документы и хранит у себя печать;
– определяет время постригов монахинь и их монашеские имена;
– созывает Общее Собрание Сестричества[13];
– решает с епископом вопросы, касающиеся монастыря;
– контролирует кассу монастыря;
– в случае необходимости общается с приезжающими паломниками;
– заботится о пище, одежде и здоровье сестер;
– в случае отъезда назначает временно замещающую сестру.
Таким образом, ничего в монастыре не происходит без ведома игуменьи.
В некоторых уставах встречаются более подробные указания, касающиеся той или иной обязанности. Устав монастыря в честь иконы Божией Матери «Короньетиссы» главной обязанностью игумении считает заботу о духовном и нравственном совершенствовании вверенных ей Господом душ и об их душевном спасении (αὐτῆς καθῆκον πνευματικήν καὶ ἠθικήν πρόοδον καὶ τελειοποίησιν καὶ τὴν ψυχικὴν σωτηρίαν τῶν ὑπὸ τοῦ Κυρίου ἐμπιστευθεισῶν αὐτῇ ψυχῶν)[14]. «Слугой Христа» (ὑπηρέτης Χριστοῦ), «экономом Бога» (Οἰκονόμος Θεοῦ)[15] является игумения монастыря согласно уставу женского общежительного монастыря Введения во храм Пресвятой Богородицы Аттикийской Митрополии.
Игумения должна быть «главой» (κεφαλή) монастыря и иметь любовь ко всем сестрам без всякого различия (ἀγάπην γενικὴν χωρὶς οὐδεμίαν διάκρισιν καὶ φατρίαν), по уставу женского общежительного монастыря святой Филофеи Афинской[16]. Устав женского монастыря Всех Святых считает очень важным для игумении наличие опыта монашеской жизни и «знание всей науки монашеской политии» (ὅλην τὴν ἐπιστήμην τῆς Μοναχικῆς Πολιτείας), а также стяжание главных добродетелей – любви (τῆς ἀγάπης), долготерпения (τῆς μακροθυμίας) и рассуждения (τῆς διακρίσεως)[17]. В лице игуменьи должны сочетаться все дарования «духовной и нежно любящей матери» (μίας πνευματικῆς καὶ φιλοστόργου μητρός), имеющей такие добродетели, как кротость (πραότης), незлобивость (ἀνεξικακία), скромность (ταπεινοφροσύνη), сострадание (εὐσπλαχνία), человеколюбие (φιλανθρωπία), способность к духовному учительству (ἀρετή διδασκαλίας), жертвенность (ἀρετή θυσίας) и безграничная ревность о славе Божией (καὶ ἀπεριορίστου ζήλου διὰ τὴν δόξαν τοῦ Χριστοῦ). Одеваться и вести себя игумения должна смиренно (ταπεινῶς), как и остальные сестры и как подобает настоящей монахине[18]. Игумения по-матерински (μέ διάθεσιν μητρικήν) должна давать советы и исправлять ошибки сестер. Должна быть врачом и мудрым педагогом (σοφός παιδαγωγός)[19]. Игумению должны отличать благочестие (εὐσεβεία), достойная подражания жизнь (ἀξιομιμήτῳ βίῳ); она должна быть образцом авторитета (τοῦ κύρους), административных и других дарований (τῶν διοικητικῶν καὶ λοιπῶν ἱκανοτήτων), для того чтобы в монастыре она могла поддерживать дисциплину и порядок. Игуменией может быть выбрана сестра не младше 30 лет, которая является насельницей только этого монастыря и прожила в нем хотя бы пять лет, исполняя исправно все послушания. Игумения по отношению ко всем сестрам должна вести себя беспристрастно (ἀμερολήπτως), как хорошая мать (καλή Μήτηρ)[20]. Игумению должна отличать добродетель (ἀρετῆ) и образованность (παιδεία), религиозная и интеллектуальная одаренность (θρησκευτικῶν καὶ διανοητικῶν προσόντων), особенно же в ней должны сочетаться добродетели любви (τῆς ἀγάπης), смиренномудрия (τῆς ταπεινοφροσύνης), долготерпения (της μακροθυμίας), рассудительности (τῆς διακρίσεως), самоотречения и самоотверженности в служении сестрам (αὑταπαρνήσεως καὶ αὑτοθυσίας νὰ διακονῇ). Также упоминается о том, что игумения должна отличаться знанием своей веры, догматов Православия, церковным образованием и административными способностями[21]. Игумения, как духовная мать, должна неусыпно заботиться о вверенных ей душах.
Характерные черты игумении часто описываются в уставах в таких определениях: устремленность к монашескому идеалу (ἰδεώδη τοῦ μοναχισμοῦ), истинный православный дух (ἀκραιφνές ὀρθόδοξον φρόνημα), способности руководителя (ἡγετικάς ἱκανότητας). Игумения – опытный водитель душ (ἒμπειρος τῶν ψυχῶν ὁδηγός), человек самоотречения и жертвенности (ἄνθρωπος αὑταπαρνήσεως και θυσίας), обладательница церковной образованности (κάτοχος ἐκκλησιαστικῆς μορφώσεως)[22]. Игумения служит со смирением спасению душ сестер (διακονεῖ ἐν ταπεινοφροσύνῃ τὴν σωτηρίαν τῶν ψυχῶν)[23]. Главные обязанности (κύριον καθῆκον)[24] игумении устав монастыря Матери Божией «Короньетиссы» описывает в таких словах: это «забота о духовном продвижении и совершенствовании сестер и душевном спасении Богом вверенных душ; игумения неусыпно следит за духовной жизнью сестер, наставляя, просвещая, поддерживая и контролируя всю жизнь в любви и в духе Христовом»[25]. «Для лучшего духовного преуспеяния сестер и усвоения ими монашеских идеалов игумения должна: а) принимать помыслы у сестер и устраивать их духовную жизнь вместе с духовным отцом; б) подавать сестрам пример во всяких духовных и телесных аскетических подвигах, подражая примерам святых отцов и жен; в) приходить первой на службы, в трапезную (ни в коем случае она не может отсутствовать, если только по очень серьезной болезни); г) посещать кельи сестер в то время, в которое посчитает нужным»[26]. В уставе женского Введенского монастыря Аттикийской Митрополии говорится между прочим о том, что игумения должна знать образ мыслей и сердце каждой сестры, но хранить это втайне (πάντα τὰ κρύφια)[27]. Игумения монастыря св. Иоанна Крестителя в Макрино[28] кроме своих административных обязанностей «бдительно следит за духовным развитием каждой монахини, она поддерживает, наставляет, просит, по апостолу Павлу. Для более совершенного руководства (в определенный день недели или вне очередности, когда будет нужда) игумения принимает для беседы каждую монахиню отдельно, беседуют о помыслах сестры, ее проблемах, духовных переживаниях, игумения особенно взгревает подвижническую настроенность сестры и обнажает скрытую опасность возможного искушения». В монастыре святого Димитрия Залонга Никопольской Митрополии[29] «монахиням не разрешается делать что-либо без ведома и благословения игумении; также и игумения не может делать ничего без ведома членов Духовного Собора. Взаимное почтение и послушание есть союз совершенства (σύνδεσμος τῆς τελειότητος)»[30]. Уставы подчеркивают, что настоятельница должна являть собой «живой пример истинной веры, любви и совершенного послушания закону Божию (ζωντανόν παράδειγμα ἀκραιφνοῦς πίστεως, ἀγάπης καὶ τελείας ὑπακοῆς εἰς τὸν νόμον τοῦ Θεοῦ)[31]. Один из уставов, перечисляя полномочия игумении, к концу резюмирует: «Φυσικά ἡ Ἡγουμένη, δέον να εἶναι στοργική καί ὄχι βάναυσος, πλήρης ἀγάπης, καλωσύνης και αὐστηρότητος καί να ἀποφεύγη ὡς σατανικήν και διαλυτικήν την πρᾶξιν τῆς εὐνοιοκρατίας»[32], что в переводе на русский язык означает: «Естественно, игуменье необходимо быть ласковой (по отношению к сестрам), исполненной любви, доброты и строгости и избегать сатанинского и разрушительного фаворитства»[33]. Устав монастыря святого Димитрия Залонга Никопольской Митрополии[34] считает важным указать на то, что «для того, чтобы игумения соответствовала своему званию, главным образом она должна прилежать молитве, чтению и духовному руководству сестер посредством советов»[35]. Составители устава монастыря Успения Божией Матери «Микрокастру» считают невозможным вверить души сестер игуменье, которая прежде всего сама не приобрела долгим подвигом духовное просвещение и не приложила усилий к тому, чтобы стяжать навыки в добродетелях[36].
В заключение нашего краткого обзора хотелось бы обратить внимание на то, что согласно уставам современных греческих монастырей хорошая игумения – это добрая мать и способный администратор одновременно. Тема, касающаяся сочетания этих двух качеств в духовном человеке, очень интересна. Духовная сторона жизни при стремлении к аскетическому монашескому подвигу требует от человека сильного напряжения душевных и телесных сил, возложенные административные обязанности по управлению монастырем ставят перед необходимостью принимать сложные решения, стимулировать сестер трудиться не только телесно, но и духовно. Женский монастырь довольно сложный организм в силу разных причин. Важна четкая организация как внутренней жизни сестер, так и жизни всего монастыря, особенно в условиях большой обители. На наш взгляд, игумении крайне важно иметь не только материнское сердце, быть духовно одаренной, богословски образованной, но и обладать системным мышлением, иметь подвижную мысль, наблюдательность и другие качества хорошего администратора. Это должна быть сильная и неординарная личность. Особенно это актуально в наше время, когда многие из приходящих в монастырь – образованные люди, имеющие потребность ума и сердца совершенствоваться не только духовно, но и интеллектуально. Из уставов греческих монастырей видно, как много требуется от игуменьи и как серьезно к этому подходят в Элладской Церкви.
Все те, кто интересуется современной монашеской жизнью не только в Русской Православной Церкви, но и в других Поместных Церквях, думаю, осведомлены, что большинство греческих монастырей – как мужских, так и женских – переживают сейчас лучшие времена. На прошедшей в сентябре в Троице-Сергиевой Лавре Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» архиепископ Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, подчеркнул, что для нас важно общение с греческими монастырями и заимствование опыта.
Как на прошедшую в Лавре конференцию, так и на монашескую конференцию в рамках XXIII Рождественских Чтений в 2014 году с докладами были приглашены авторитетные игумены и игуменьи греческих монастырей – они были тепло приняты всеми участниками конференции, русским монашеством. Все присутствовавшие имели удовольствие познакомиться с двумя греческими игумениями и услышать их доклады, которые были выложены (также видео) на сайте Отдела по Монастырям и Монашеству[37] и на портале Богослов.Ru[38]. Это настоятельница монастыря иконы «Живоносный Источник» на о. Крит игумения Феоксения и настоятельница монастыря Успения Богородицы в Панорме игумения Мелания.
В своем докладе игумения Феоксения обратила особое внимание на то, что «служение настоятеля состоит в том, чтобы навести и построить мосты общения между братиями, чтобы изглаживались причины отдаления душ и возделывались те духовные силы, которые приводят к взаимопониманию, единству и гармонии во Христе. Там, где существует подобное единодушие, монашеская жизнь достигает полноты. Основатель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий наставлял начальствующих, чтобы они несли свой крест с большим усердием, чем все остальные, и досконально соблюдали принятый в братстве устав, чтобы и все остальные стремились к тому же»[39].
Игумения Мелания, говоря о своем монастыре, с большой любовью трогательно рассказала присутствующим о предыдущих игумениях: «Путь нынешнего нашего сестричества берет свое начало с 1957 года. Тогда приснопамятный митрополит Фессалоникийский Пантелеимон I (Папагеоргиу) возгорелся желанием вновь оживить монашескую традицию в своей епархии и, найдя в качестве готового сосуда для принятия этой священной миссии старицу игумению Феодору, воссоздал покинутую обитель. К старице Феодоре стекались многие души, вдохновленные ее добродетелями. Сестричество разрослось, и жизнь в нем наладилась по образцу древних монастырей. Приснопамятную старицу Феодору отличала большая любовь к Богу, исполненная терпением и верой, молитвенное положение всего и вся «к ногам Распятого», как она говорила. В 1985 году она удостоилась преподобной кончины, не прекращая общения со своим возлюбленным Иисусом и оставив своим чадам завещание хранить признательность Господу и стремление душ к Его непрестанному славословию. Ее сменила наша старица Феврония, также ныне приснопамятная, у ног которой мы жили и вскармливались и духом которой проникались»[40].
Таков их опыт, такова их жизнь… Будем искренне признательны нашему священноначалию за то, что мы имеем возможность прикоснуться к этому духовно обогащающему нас опыту на монашеских конференциях и встречах.
[1] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς ἀνδρώας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἀναστάσεως Χριστοῦ Ἱ. Μητροπόλεως Κορίνθου // Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος / Ἐπιμ. Ἰωάννου Μ. Κονιδάρη, Ἀθήνα-Κομοτηνή, 2002, Ἡμίτομος Β, σ. 927.
[2] Мф. 9:37-38.
[3] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Νικολάου Μπάλα Ἱ. Μητροπόλεως Πατρῶν // Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος / Ἐπιμ. Ἰωάννου Μ. Κονιδάρη, Ἀθήνα-Κομοτηνή, 2002, Ἡμίτομος Α, σ.656.
[4] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Ἱωάννου τοῦ Θεολόγου Ἱ. Μητροπόλεως Καλαβρύτων καὶ Αἰγιαλείας, там же, Α, σ.723.
[5] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Νικολάου Μπάλα Ἱ. Μητροπόλεως Πατρῶν, там же, Α, σ.656.
[6] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Προφήτου Ἡλιοὺ Παρνασσίδος Ἱ. Μητροπόλεως Φωκίδος, там же, Α, σ.597.
[7] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἰωάννου Προδρόμου Μακρυνού Ἱ. Μητροπόλεως Μεγάρων καὶ Σαλαμίνος, там же, Α, σ. 203.
[8] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παναγίας Είκοσιφοινίσσης Ἱ. Μητροπόλεως Δράμας, там же, Α, σ. 17.
[9] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παμμεγίστων Ταξιαρχῶν Νέας Ἐπιδαύρου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀργολίδος, там же, Β, σ.1319.
[10] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Καλαμίου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀργολίδος, там же, Β, σ. 1301.
[11] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Προφήτου Ἡλιοὺ Παρνασσίδος Ἱ. Μητροπόλεως Φωκίδος, там же, Β, σ.597.
[12] Как правило, в пределах епархии и на непродолжительное время. На выезды за пределы епархии необходимо благословение правящего архиерея.
[13] Об этом монастырском органе управления хотелось бы написать в отдельной статье.
[14] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου Κορωνιωτίσσης Ἱ. Μητροπόλεως Κεφαλληνίας // Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος / Ἐπιμ. Ἰωάννου Μ. Κονιδάρη, Ἀθήνα-Κομοτηνή, 2002, Ἡμίτομος Α, σ. 591.
[15] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Εἰσοδίων τῆς Θεοτόκου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ. 479.
[16] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Φιλοθέης τῆς Ἀθηναίας Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ. 455.
[17] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίων Πάντων Ἱ. Μητροπόλεως Ὕδρας, Σπετσῶν καὶ Αἰγίνης, там же, Α, σ. 345.
[18] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παναγίας Ροβελίστης Ἱ. Μητροπόλεως Ἄρτης, там же, Α, σ. 179.
[19] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κάτω Παναγίας Ἱ. Μητροπόλεως Ἄρτης, там же, Α, σ. 194.
[20] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Μεταμορφώσεως τοῦ Σωτήρος Νικητῶν Ἱ. Μητροπόλεως Φιλίππων, Νεαπόλεως καὶ Θάσου, там же, Α, σ. 59.
[21] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παμμεγίστων Ταξιαρχῶν Νέας Ἐπιδαύρου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀργολίδος, там же, Β. σ. 1319.
[22] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Παντελεήμονος Ἱ. Μητροπόλεως Ἐλευθρουπόλεως, там же, Β. σ.1226.
[23] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Μεταμορφώσεως τοῦ Σωτήρος Ἱ. Μητροπόλεως Καρυστίας καὶ Σκύρου, там же, Β. σ.1045.
[24] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου Κορωνιωτίσσης Ἱ. Μητροπόλεως Κεφαλληνίας, там же, Α, σ. 591.
[25] Там же. Перевод мой.
[26] Там же. Перевод мой.
[27] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Εἰσοδίων τῆς Θεοτόκου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ.480.
[28] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἰωάννου Προδρόμου Μακρυνού Ἱ. Μητροπόλεως Μεγάρων καὶ Σαλαμίνος, там же, Α, σ.203.
[29] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Δημητρίου Ζαλόγγου Ἱ. Μητροπόλεως Νικοπόλεως καὶ Πρεβέζης, там же, Β. σ.985.
[30] Перевод мой.
[31] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Νικολάου Μπάλα Ἱ. Μητροπόλεως Πατρῶν, там же, Α, σ.656.
[32] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Εἰσοδίων τῆς Θεοτόκου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ.480.
[33] Имеются в виду случаи, когда игумения начинает выделять вниманием каких-то сестер вместо того, чтобы, как истинной духовной матери, любить всех одинаково.
[34] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Δημητρίου Ζαλόγγου Ἱ. Μητροπόλεως Νικοπόλεως καὶ Πρεβέζης, там же, Β. σ.985.
[35] Перевод мой.
[36] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Μικροκάστρου Ἱ. Μητροπόλεως Σισανίου καὶ Σιατίστης, там же, Β. σ. 965.
[39]Полный текст доклада опубликован здесь:http://www.bogoslov.ru/text/3526468.html
[40] Полный текст доклада опубликован здесь:http://monasterium.ru/publikatsii/doklady/851-22mrch/663-nasledie-drevnikh-ottsov-i-sovremennyj-opyt-molitvennogo-delaniya