10. Binns, John. The T&T Clark History of Monasticism: The Eastern Tradition. Bloomsbury Academic, 2019.
Джон Биннс. История монашества: Восточная традиция.
Книга известного британского специалиста по православному Востоку, основателя Института исследований православия при Кембриджском университете Джона Биннса – лучшая на сегодняшний день однотомная обзорная история восточного монашества. Автор охватывает весь необходимый исторический период – от зарождения монашеской традиции до ХХ века. В начале книги Биннс рассматривает историю формирования аскетической традиции внутри Древней Церкви и переход ее в институционные рамки. Согласно автору, соединение в раннем христианстве элементов иудаизма и аскетических философских школ эпохи эллинизма привело к формированию основных требований к духовной жизни: свободы от социального контекста (бедность и безбрачие) и свободы от запросов собственной телесной природы (пост и целомудрие). Рассматривая формирование ранней монашеской традиции, автор останавливается на египетском отшельничестве, постепенно рассказывая о «сближении» монахов и остальной части христианского общества: от сирийских и палестинских подвижников, в силу географических условий не имевших возможности уйти в совершенно ненаселенные места, до первых городских монастырей в Малой Азии и Константинополе. Далее Биннс исследует распространение монашества за пределы восточных провинций бывшей Римской империи (в Италию, Восточную Сирию, на Балканы и на Русь), уделяя особое внимание постиконоборческому периоду. Также он продолжает отслеживать развитие городской монашеской традиции в Византии. Отдельная глава книги посвящена монашеским духовным практикам византийского периода, в частности исихазму. Последний раздел книги рассказывает об истории монашества после падения Константинополя и о становлении идиоритмического (своежительного) образа монашеской жизни. Значительное внимание уделено основным этапам истории русского монашества в XIX – ХХ веке, включая старчество, популяризацию «Добротолюбия» и ту роль, которую это возрожденное монашество сыграло в противостоянии тоталитаризму и сохранении общецерковной традиции.
9. Talbot, Alice-Mary. Varieties of Monastic Experience in Byzantium, 800-1453. UNDP, 2019.
Элис-Мери Толбот. Разнообразие монашеского опыта в Византии, 800-1453 гг.
Наиболее полное на настоящий момент описание монашества в Восточной Римской империи. Согласно авторскому замыслу, книга не является историей византийского монашества (хотя она вполне подходит на эту роль). Толбот пишет о разнообразии форм подвижничества в Византии, как традиционных (общежительное и своежительное монашество, пустынножительство, городское монашество), так и более редких (например затвор, столпничество, юродство, странничество, подвижничество женщин под видом монахов-мужчин, отшельничество), подробно рассказывая о каждой из них. Автор стремиться показать, что, в отличие от христианского Запада, где монахи и монахини объединялись в крупные ордены с общим уставом, византийские монастыри, монашеские общины и даже отдельные монахи следовали своим индивидуальным традициям. При этом если монашеская жизнь в какой-то обители приносила особенные плоды, ее устав и обычаи могли распространиться далеко за ее пределы – не как требование церковного права, а как добровольное принятие полезного примера. Автор книги, Элис-Мэри Толбот – всемирно известная американская византинистка, редактор книг по византинистике в проекте «Dumbarton Oaks Medieval Library», почетный директор научно-исследовательского центра Дамбартон-Оукс при Гарвардском университете.
8. Dilley, Paul C. Monasteries and the Care of Souls in Late Antique Christianity: Cognition and Discipline. Cambridge University Press, 2019.
Пол Дилли. Монастыри и душепопечение в позднеантичном христианстве: осмысление и дисциплина.
Написанная профессором истории религии Университета Айовы Полом Дилли книга посвящена распространению монашеских представлений о пастырстве среди мирян. В первые века истории христианского монашества пастырская деятельность по отношению к мирянам считались малосовместимой с монашеским призванием. Однако в ряде христианских областей почти с самого момента возникновения монастырей исторические условия заставили монахов принять на себя многие из обязанностей приходского духовенства, включая проповедь, исповедь и совершение богослужения для мирян. Это привело к изменениям как в укладе монашеской жизни, так и в подходе к пастырству. Например, монашествующие пресвитеры отчасти переносили на мирян монастырские представления о послушании и целомудрии. Тем не менее высокий уровень знаний черного духовенства и его готовность к большему самоотвержению ради паствы постоянно увеличивали роль монастырей как центров душепопечения, причем этот процесс шел снизу, зачастую при сопротивлении церковной иерархии. К сожалению, в своем исследовании Дилли концентрируется в основном на тех монашеских традициях, которые связаны с именами Пахомия Великого и аввы Шенуды, что отчасти оправдано временными рамками, которые поставил себе автор.
7. Beach, Alison I.; Cochelin, Isabelle (eds.). The Cambridge History of Medieval Monasticism in the Latin West. Cambridge University Press, 2020.
Элисон Бич и Изабель Кошелен (ред.). Кембриджская история средневекового монашества на латинском Западе.
Объемный сборник (ок. 1200 страниц), составленный в традиции академических кембриджских «Историй». На сегодняшний день это наиболее полная обзорная книга по западному монашеству. Это не «история монашества» в полном смысле слова, поскольку авторы 64 глав этого междисциплинарного исследования затрагивают далеко не только исторические темы. Отдельные главы уделены методологии, археологии и археографии исследований (отдельно для поздней античности, раннего и высокого средневековья), монашескому богослужению (как древнего, так и средневекового периодов), роли монастырей в создании и сохранении христианской литературы, монашеским уставам, миссионерской и цивилизаторской роли монастырей, роли монахов в многочисленных церковных реформах Западной Церкви, монастырям как центрам науки (есть отдельная глава о монастырях и медицине), искусства, образования, проповеди. В географическом отношении отдельно рассматриваются италийская, испанская, галльская, германская, англосаксонская, ирландская и центральноевропейская монашесткие традиции, а также взаимное влияние восточного и западного монашества на протяжении периода Средневековья. Несколько глав уделены бытовым и экономическим аспектам монашеской жизни. Также отдельные главы посвящены женскому монашеству в разные эпохи, социальному составу монахов, институтам каноников и «братьев-мирян», каноническим аспектам монашества в средневековой Церкви, восприятию монахов белым духовенством и мирянами.
6. Gabra, Gawdat. Coptic Monasteries: Egypt’s Monastic Art and Architecture. American University in Cairo Press, 2020.
Гаудат Габра. Коптские монастыри: искусство и архитектура египетского монашества.
Дополненное издание, подготовленное Американским Каирским университетом, рассказывает об архитектуре, живописи и книжной миниатюре коптских монастырей по регионам: Вади аль-Натрун, Аравийская (Восточная) пустыня, Сохаг и окрестности, Асуан, эль-Файюм (Лавра архангела Гавриила). Отдельная глава посвящена разрушенным и недействующим монастырям. Автор книги – известный египтолог, основатель и президент Коптского общества св. Шенуды Гаудат Габра.
5. Gilchrist, Roberta. Sacred Heritage: Monastic Archaeology, Identities, Beliefs. Cambridge University Press, 2020.
Роберта Гилкрист. Священное наследие: археология, идентичность и вера монахов.
Книга профессора археологии Ридингского университета Роберты Гилкрист представляет собой комплексное исследование материальных свидетельств, при помощи которых автор стремится «воссоздать» реальное мироощущение, которое формировали средневековые монастыри. Речь идет не только о монахах, их быте и восприятии окружающей действительности, но в большей степени о простых жителях средневековой Европы. Монастыри для них были не только местами молитвы и учености, но также и видимыми знаками «священной географии» окружающего пространства, земным напоминанием об «устройстве» Небесного Царства. Монастыри возводились в наиболее значимых для современников местах, визуально и духовно «завершая» пейзаж, форматируя его под религиозное восприятие и вписывая новые места и целые регионы в христианское видение мира. Гилкрист доказывает, что эта знаковая функция монастырей не была утрачена и в более поздние века, когда они служили центрами, вокруг которых складывалась местная и национальная идентичность европейцев; не утрачена она и сейчас, ведь древние монастыри, в значительной мере утратив функцию «священной географии», обрели новый смысл как знаки «священной истории». Автор демонстрирует возможности современной археологии, показывая ее важность не только в качестве подспорья для историков, но и важного инструмента преемства материальной культуры, помогающего людям понять и осмыслить собственное прошлое и свою сегодняшнюю идентичность.
В настоящий момент издательство Кембриджского университета предоставило бесплатный доступ к полному тексту данной книги.
4. Mancia, Lauren. Emotional monasticism: Affective piety in the eleventh-century monastery of John of Fécamp. Manchester University Press, 2019.
Лорен Мансиа. Эмоциональное монашество: Иоанн Фекампский и сердечная религиозность в монастыре XI века.
Исследование Лорен Мансиа представляет собой попытку опровергнуть традиционный взгляд на религиозность христианского Запада, согласно которому личное, эмоционально окрашенное благочестие зародилось в Западной Европе лишь с возникновением нищенствующих монашеских орденов в XII веке. На примере Фекампского аббатства в Нормандии автор показывает, что глубоко личные формы религиозности были распространены в бенедиктинском монашестве уже веком ранее. В основе исследования лежит труд аббата этого монастыря Иоанна «Confessio theological», из которого следует, что в начале XI века руководство монашеских общин, стремившееся к исправлению жизни братии, видело путь к этому исправлению не в усилении дисциплинарного устава или в более строгом и полном совершении общего богослужения, но в первую очередь в развитии личной духовной жизни монахов. Мансиа приходит к выводам, что массовый подъем личной религиозности, характерный для христианского Запада XII века, произошел не вопреки «старым» монашеским орденам, как это традиционно считается, а в том числе благодаря им, поскольку личные формы благочестия, согласно автору книги, изначально восходят к традиционному духовному деланию бенедиктинцев, а через них – к практике раннего монашества и Древней Церкви.
3. Schroeder, Caroline T. Children and Family in Late Antique Egyptian Monasticism. Cambridge University Press, 2020.
Каролайн Шрёдер. Дети и семья в позднеантичном египетском монашестве.
Автор книги – Каролайн Шрёдер – профессор Оклахомского университета. Это первое исследование, посвященное зарождению традиции «монастырского» воспитания детей. Основными причинами, побуждавшими христиан отдавать детей в монастырь, были личное стремление к аскезе, желание «пожертвовать» самое дорогое Богу, а также убежденность, что монастырь может обеспечить детям недоступный иначе уровень безопасности и благополучия. Дети в позднеантичном Египте обладали противоречивым статусом: их оберегали и защищали, но вместе с тем дети были наиболее уязвимой частью общества. Монастырское воспитание усиливало это противоречие, предоставляя ребенку больше защиты от бедности и болезней, но вместе с тем делая его еще более уязвимым перед строгостью монашеской дисциплины и устремлениями взрослых, совершенно не учитывавших детских потребностей. Тем не менее и родители, и монахи-воспитатели считали детей даром Божиим, а заботу о них – своим священным долгом. Исполнение этого долга в контексте монастыря наталкивалось на другое противоречие: воспитание требовало эмоционального контакта между ребенком и монахом-воспитателем, но такой контакт считался непозволительным для монахов. С другой стороны, монашеская община сама строилась по некоторому образцу семьи, где «авва», духовный наставник, был не просто начальником, но в большей мере «отцом», а сами монахи – «братьями». При работе над этой книгой автор пользовалась множеством письменных памятников и данных археологии, что само по себе представляет большой интерес.
2. Peters, Greg. Exploring the Future of Christian Monasticisms. MDPI, 2020.
Грег Петерс. Взгляд в будущее христианского монашества.
В книге собраны десять научных статей, посвященных различным аспектам монашеской жизни, которые могут стать ответом на вызовы современного мира и общества. Авторы размышляют о роли сегодняшнего монашества в искусстве, о взаимосвязи отказа от семейной жизни с монашеским духовным деланием, о таких современных явлениях, как смешанные монастыри на христианском Востоке (на примере монастыря Св. Иоанна Предтечи в Эссексе, Великобритания) и «новое монашество» в протестантизме, а также о роли монашества в проблемных регионах (на примере Африки и Латинской Америки).
1. Russell, Norman. Gregory Palamas and the Making of Palamism in the Modern Age. OUP, 2019.
Норман Рассел. Григорий Палама и роль паламизма в современном мире.
Книга посвящена конструктивной переоценке наследия Григория Паламы в современном западном богословии. Рассел пытается понять, какие причины привели к повышенному вниманию к паламизму на Западе. Он анализирует взгляды Паламы на традицию, философию и богословие, стремясь доказать, что его длительное неприятие на Западе имело место из-за недостаточного понимания его мысли. Автор рассказывает о том, как паламизм был усвоен восточным богословием, и подробно разбирает разницу в процессе раскрытия догматов, существующую между Церквами Запада и Востока. Книга выходит в рамках оксфордской серии «Changing Paradigms in Historical and Systematic Theology». Автор книги, Норман Рассел – британский православный патролог, почетный научный сотрудник Сент-Стивенс-хауса, Оксфордский университет.