Масин Вячеслав, священник

Статья
Свято-Владимирский Херсонесский монастырь в контексте реализации идеи ученого братства
В статье магистра теологии, старшего преподавателя Таврической духовной семинарии, старшего помощника проректора по воспитательной работе Таврической духовной семинарии иеромонаха Иова (Герасимова) и магистра теологии, ассистент кафедры церковной истории Московской духовной академии, помощника проректора по воспитательной работе Московской духовной академии иерея Вячеслава Масина сделана попытка проанализировать процесс созидания ученой иноческой традиции в Свято-Владимирском Херсонесском мужском монастыре, а также влияние этого уникального опыта его насельников на общецерковную дискуссию о создании нового типа ученого монашеского братства.
Статья
Положения по организации монашеской жизни, принятые Всероссийским съездом представителей монастырей и монашества 1917 г.
В начале ХХ века перед Церковью в Российской империи возникло множество сложных вызовов. Одним из проблематичных вопросов стала реализация монашеского идеала в совершенно новых реалиях церковно-государственных преобразований и волнений. Начиная с 1909 г. появилась позитивная тенденция общецерковного обсуждения монашеской проблематики. Перед созывом Поместного Собора 1917–1918 гг. важной вехой стал съезд представителей монастырей, состоявшийся в Троице-Сергиевой Лавре в 1917 г. Принятые на этом форуме монастырских насельников решения несли отпечаток предшествующих дискуссий и наработок, но вместе с тем имели и новые тенденции. Именно благодаря этому выработанные положения стали фундаментом для продуктивной работы Поместного Собора.
Статья
Н.Ф. Каптерев как критик русского монашества
В статье магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии диакона Вячеслава Масина читатель узнает о взгляде дореволюционного профессора МДА, доктора церковной истории Николая Федоровича Каптерева (1847–1917) на историю отечественного православного монашества, который был сформулирован им в результате дискуссии об идеальном служении монашествующих миру. Автором сделан анализ основной работы профессора, по которой можно судить о его взглядах на спорный вопрос, — статьи «В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека?». Каптерев сделал попытку отстоять позицию, опираясь на исторический материал. Однако преподнося факты, он отошел от научного подхода и не избежал предвзятости при их интерпретации, подводя облечения преподобного Максима под контекст полемики.
Статья
Монашеская дисциплина в решениях Первого всероссийского съезда монашествующих 1909 г.
Статья кандидата богословия, доцента кафедры церковной истории Московской духовной академии Павла Евгеньевича Липовецкого и магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии диакона Вячеслава Масина посвящена решениям Первого Всероссийского съезда монашествующих, касавшимся жизни русских монастырей и монашества. Начало ХХ века стало временем, когда монастыри и монашество достигли пика своего материального развития и численного увеличения за все время своего существования на территории исторической Руси. В то же время ввиду обстоятельств возникла необходимость в официальном обсуждении таких деструктивных явлений в монастырях, как падение дисциплины, низкий уровень нравственности и пьянство в среде насельников. Первым съездом монашествующих всероссийского масштаба, на котором широко обсуждались злободневные темы, стал съезд 1909 г. в Троице-Сергиевой Лавре. Главным вектором состоявшегося собрания монашествующих стало стремление вернуться к первоначальным истокам монашеской традиции.
Статья
Полемика в русской публицистике начала XX в. о служении монашествующих миру
В статье рассматривается спор в церковной публицистике относительно служения монашествующих миру. Вопрос оказался острым и заставил высказаться множество видных церковных деятелей начала ХХ в. Активными участниками полемики стали преподаватели Московской духовной академии, почти единогласно отстаивавшие идею «нового служения» иноков миру, под которой понималось привлечение монашеского института к активной социальной и благотворительной деятельности. На противоположной позиции стоял известный публицист, насельник Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Никон (Рождественский), последовательный сторонник созерцательного аскетического идеала. Каждая из спорящих сторон пыталась обосновать свою позицию, приводя различного рода аргументы, обращаясь к русской церковной истории и традиции Церкви. Отмечается, что доводы, приводимые полемистами, не могут считаться исчерпывающими и сегодня.
Статья
Молитвенник или социальный работник: взгляд на православный идеал монашества в начале ХХ века
В начале прошлого столетия на страницах журналов «Душеполезное чтение» и «Богословский вестник» развернулась дискуссия, представляющая определенный интерес и сегодня. Начало обсуждению вопроса об активном привлечении монашествующих к делу благотворительности и к труду на благо общества положила статья А.В. Круглова «На службе миру – на службе Богу». Ее автор обрушился с критикой на современный уклад монастырской жизни. Главным объектом критики стала социальная пассивность обителей. В ответ на призыв к монастырям служить миру архимандрит Никон (Рождественский) опубликовал статью апологетического содержания под названием «Православный идеал монашества», раскрывавшую совершенно другой взгляд на иноческий путь.

Другие публикации на портале:

Еще 9