357
  • Научные статьи

Неизвестный протестантизм: протестантское монашество и протестантские ордены

Опубликовано: 07 февраля 2024

Автор

image

Куропаткина Оксана Владимировна

Кандидат культурологии. Доцент Института истории религий и духовной культуры, Российский государственный гуманитарный университет

Источник

Куропаткина О. В. Неизвестный протестантизм: протестантское монашество и ордены // Богослов. 2024. № 1 (1). С. 81–95. DOI 10.62847/BOGOSLOV.2024.70.74.005

image
Аннотация. Статья посвящена монашеству в протестантизме: формам целибатной жизни в конце XVII–XVIII вв., монашеским структурам и орденам в XX–XXI вв. Описаны причины возрождения монашества в протестантской традиции и идеология современного протестантского монашества, своеобразие монашеского устройства, специфика протестантских орденов. Указано, что монашество в протестантизме — один из примеров возвращения к отвергнутой дореформационной традиции. Делается вывод, что, хотя монашеская жизнь остается в протестантизме гораздо менее распространенным явлением, чем в православии и католичестве, тем не менее она занимает свое место как форма посвященной жизни христианина.

Предыстория появления протестантского монашества

Когда нужно на «бытовом» уровне объяснить, чем протестантизм отличается от православия и католицизма, то первый ответ, который приходит на ум: у протестантов нет монашества, святых и священных изображений. На самом деле это не так — все это в ряде протестантских направлений есть. Ни для кого не секрет, что протестантские реформаторы выступали и против злоупотреблений в монашестве (они акцентировали внимание скорее на этом, чем на безоговорочной его отмене, и указывали, что в былые времена монахи и монашество могли приносить пользу Церкви), и против культа святых (хотя с уважением отзывались о многих из них в своих трудах), и против икон и статуй — однако протестантизм не исчерпывается начальной стадией Реформации и Реформацией в целом. То, что ранее решительно и бескомпромиссно отвергалось, постепенно в той или иной форме вернулось в церковную практику, и монашество здесь — яркий пример.

Как известно, монашество подверглось не только словесному осуждению — протестантские государи закрывали монастыри, а имущество конфисковали в пользу короны. Однако не везде монастыри разорялись, как в Англии; в Священной Римской империи немецкие князья нередко реформировали католические аббатства: вместо католических монахов там проживали протестантские общины, которые принимали измененный устав, но сохраняли монашеские принципы. Один из примеров — бывшее цистерцианское аббатство Локкум (Kloster Loccum) в Ганновере, которое стало лютеранским в 1593 г.[1]

Кроме того, общины, где люди разного семейного состояния проживали вместе, ведя молитвенную жизнь, принимались протестантской традицией с самого начала[2]. В конце XVII в. внутри лютеранского пиетизма[3] появились группы, практикующие целибат и совместную жизнь. Например, «ангельские братья» (Engelsbrüder) — сообщество, основанное немцем И. Гихтелем в 1674 г. в Амстердаме. «Ангельские братья» практиковали строгий целибат, многочасовую безмолвную молитву, визионерский опыт. В центре богословия «ангельских братьев» находился брак души с «небесной Софией», Премудростью Божьей, через целомудрие и христианскую любовь[4].

Среди радикальных пиетистских групп, появившихся в XVIII–XIX вв., были те, кто продолжал традицию «ангельских братьев». Такой группой было сообщество Эфрата (Ephrata Kloster, Ephrata Community), созданное немцем И. К. Бейзелем в 1732 г. в штате Пенсильвания. Кроме целибата и общинной жизни, в сообществе Эфрата было принято строгое вегетарианство (за исключением Вечери Господней,когда на общинный стол подавался ягненок). Эфрата не была отгороженным от мира сообществом: эта группа активно занималась сельским хозяйством, производством бумаги и изделий из дерева, оказывала благотворительную помощь[5]. В реформатском пиетизме тоже существовали подобные группы; известный проповедник Г. Терстеген для одного из таких сообществ написал устав.

Возникли даже целые деноминации с принципиальным целибатом и совместной жизнью. Самый яркий пример — шейкеры. Это сообщество, основанное около 1747 г. в Северо-Западной Англии как Общество Уордли (Wardley Society), а затем, в 1780-х, переместившееся на территорию США. В 1793 г. вся собственность в каждой общине шейкеров стала общей, а шейкеры организовались в коммуны. Человек, становившийся шейкером, должен был исповедовать свои грехи, посвятить свое имущество и свой труд обществу и сохранять целомудрие. Чтобы вступить в общину, нужно было пройти период подготовки, послушничества. Как и сообщество Эфрата, шейкеры активно работали для окружающего мира. Они были очень восприимчивы к новым технологиям и научно-техническому прогрессу, что обеспечивало их успех в внутрихозяйственных делах. Шейкерам удалось разработать и внедрить ряд изобретений и технических усовершенствований: так, шейкеры были первыми крупными производителями лекарственных трав в США и пионерами в продаже семян в бумажных пакетах. Промышленная продукция шейкеров, особенно мебель, славилась своим высоким качеством и пользовалась спросом[6].

Интересно, что установка на целибат и совместную жизнь была не только среди протестантов-радикалов: так, в 1737 г. по распоряжению датской королевы на острове Зеландия был утвержден монастырь Валле Штифт (Vallø stift) для знатных незамужних женщин и вдов[7].

Идеи возрождения монашества проникли и в Англию: так, известный поэт Роберт Саути предлагал восстановить монастыри как центры благотворительности и духовности, способные противостоять коммерческому духу, становящемуся все более всеохватным[8].

Появление монашества

Классические формы монашества возродились в англиканстве благодаря Высокой церкви, а особенно — Оксфордскому движению, ратовавшему за изучение и возрождение дореформационной традиции. В 1841 г. Марион Хьюз первой произнесла монашеские обеты. В 1845 г. знаменитый деятель Оксфордского движения Э. Б. Пьюзи помог открыть первую англиканскую женскую монашескую общину в Лондоне[9]. Использование монашеского опыта санкционировано Ламбетскими конференциями — авторитетным собранием англиканских епископов (см., например: пункт 130 решений Ламбетской конференции 2008 г.)[10]. На данный момент существует около 100 англиканских общин посвященной жизни[11]. Они делятся на Recognised Communities и Acknowledge Communities, первые отличаются тем, что их члены принесли обеты, имеют устав и четкие правила[12]. Настоятели и настоятельницы таких общин иногда носят титул аббат/аббатиса[13]. Позже подобные общины возникли и в лютеранстве. В Германии насчитывается до 7 небольших лютеранских монашеских общин, в Дании — до 5, в Швеции — 8, в Финляндии — 1[14].

Монашеские сообщества обычно принимали — с определенными изменениями — уставы традиционных католических орденов, обычно бенедиктинского, францисканского или августинского. К наиболее распространенным относятся бенедиктинские общины. Таким сообществом является, например, Останбекский монастырь в Швеции (Östanbäcks kloster). Община начала собираться в 1965 г. в пасторском доме, в 1970 г. возник монастырь. Аббат Останбекского монастыря приглашается как член-наблюдатель на конгрессы бенедиктинских аббатов в Риме[15]. Бенедиктинский устав также принял, в частности, Дом блаженного Августина (St. Augustine's House), который находится в Оксфорде (штат Мичиган). Это лютеранская община, заявляющая о себе как об экуменической[16].

Монашество существует не только в англиканстве и лютеранстве. Так, в 1971 г. в Камеруне диакониса М.-М. Хэнди основала пресвитерианское сестричество «Эммануил» (Community of the Sisterhood Emmanuel). Главная миссия общины — служение нуждающимся. Символ сестричества — гугенотский крест как знак принадлежности к реформатской традиции[17]. Существуют также и экуменические монашеские общины — как, например, община Тэзе на юге Франции, которую основал реформатский монах Р. Шютц. В общину входят как протестанты разных деноминаций, так и католики, давшие обеты целибата и нестяжания. Сама община небольшая (около 100 человек) и видит свою миссию прежде всего в организации мест общей молитвы и встречи христиан. В связи с идеей протестантского монашества существуют также коммунитеты и протестантскиеордены (хотя не все ордены — монашеские).

Коммунитеты

Коммунитет — это протестантская община-общежитие, где проживают как те, кто принял вечные обеты, так и те, кто их принял на время. Один из примеров — Латрунская община (Latrun Community), основанная в конце 1970-х гг. Это лютеранское сообщество, которое находится на территории Святой Земли и свою миссию видит в молитве за мир между евреями и арабами и приеме паломников[18].

Еще одно сообщество такого типа — это Меланезийское братство (Melanesian Brotherhood). Оно было основано полицейским и жителем Соломоновых островов И. Копурия. Он пришел к выводу, что призван создать миссионерскую общину из местных жителей. В 1925 г. Копурия принес монашеские обеты и отдал свое имущество созданному им братству[19]. Теперь Меланезийское братство есть не только на Соломоновых островах, но также и в Папуа — Новой Гвинее, Вануату, Фиджи и на Филиппинах. Обеты, даваемые братьями традиционно в праздник апостолов Симона и Иуды (когда их дал основатель Меланезийского братства), даются не на всю жизнь, а на пять лет; при желании их можно возобновить[20].

Протестантские ордены

Протестантские ордены, то есть сообщества протестантов, связанных общей целью и особыми правилами жизни, можно разделить по деноминациям.

1) Англиканские ордены.Одним из первых таких орденов было женское Общество всех святых сестер из самых бедных (Society of All Saints Sisters of the Poor), основанное в Лондоне в 1851 г. Г. Г. Байрон. Общество на протяжении своей истории занималось и уходом за прокаженными, и помощью больным холерой и оспой[21]. В ведении общины находится дом для пожилых людей и дом для помощи бездомным и неимущим[22]. Орден в 1982 г. открыл первый в мире детский хоспис Helen House[23].

Первым мужским англиканским орденом стало Общество святого Иоанна Богослова (Society of St. John the Evangelist), основанное священником Р. М. Бенсоном в Оксфорде в 1866 г.[24]

Англиканские ордены придерживаются уставов августинского, бенедиктинского, кармелитского, цистерцианского, францисканского орденов, а также устава конгрегаций Викентия де Поля.

По степени связанности с общежительным монашеством англиканские ордены можно разделить на следующие группы: 1) традиционные ордены, то есть сплоченные сообщества, проживающие вместе; 2) рассредоточенные общины — их члены придерживаются монашеских обетов, в ряде случаев — безбрачия, живут по одному, реже группами в два-три человека; 3) т. н. признанные общины — их члены живут, принимая адаптированные монашеские обеты; 4) экуменические общины, созданные англиканами, но открытые и для других христиан[25].

2) Лютеранские ордены. Один из примеров — Общество Святой Троицы (Societas Trinitatis Sanctae), созданное в 1997 г. для общения, молитвы и поддержки лютеранских пасторов консервативных деноминаций (Лютеранская церковь Миссури-Синод, Лютеранская церковь Северной Америки, Евангелическо-лютеранская церкви в Америке и Евангелическо-лютеранская церковь в Канаде)[26].

3) Кальвинистские ордены. К ним относится Орден Созерцателей (Ordre des Veilleurs, другое название — Fraternité Spirituelle des Veill). Он был основан сыном пастора У. Моно в 1923 г. Во время учебы в протестантском вузе Моно, потрясенный суетной жизнью студентов, совершенно не похожей на жизнь будущих служителей церкви, испытывал острую потребность сохранять навык молитвенной жизни. Став пастором, Моно организовал группу своих собратьев, чтобы регулярно вместе молиться. Сейчас орден существует не только во Франции, но и в Швейцарии, Бельгии, Канаде. С 2012 г. главой ордена впервые стала женщина — пастор К. Ко-Берту[27]. Также следует указать реформатскую женскую общину Граншан (франкоязычная часть Швейцарии), созданную в 1931 г.[28]

4) Методистские ордены. К ним относится Орден святого Луки (Order of Saint Luke). Он был основан методистом Р. П. Маршаллом в 1946 г. Маршалл интересовался исторической литургикой и задался целью литургического обновления своей церкви[29]. Хотя орден и был создан как методистский, однако сейчас включает представителей других протестантских деноминаций. Орден святого Луки сосредоточен на литургических исследованиях и образовании. В это сообщество входят священнослужители и миряне, женатые и холостые. Члены ордена не проживают вместе, но стремятся организовать центр на определенной территории[30]

По цели деятельности протестантские ордены тоже можно разделить на несколько категорий:

1) Миссионерские. К ним относится упомянутое выше Меланезийское братство.

2) Созерцательные. Туда можно отнести Ораторий Доброго Пастыря (Oratory of the Good Shepherd). Этот англиканский орден был создан в Кембридже в 1913 г. Членами ордена являются как клирики, так и миряне. Члены Оратория Доброго Пастыря обычно не проживают вместе, но они объединены в коллегии, где регулярно встречаются[31]. Также стоит упомянуть женский монашеский орден Святого Утешителя (Параклета), который был основан в Уитби (графство Йоркшир) в 1915 г.[32]

3) Благотворительные. К ним относится, например, англиканское Общество святого Иоанна Крестителя (Community of St. John Baptist), живущее по уставу августинианцев[33]. Орден был основан вдовой священника Г. Монселл и священником Т. Т. Картером в Виндзоре в 1852 г. Общество святого Иоанна Крестителя было создано для помощи социально уязвимым женщинам: матерям-одиночкам, бездомным и проституткам. Для них был создан приют с возможностью учиться какому-то ремеслу[34]. У Общества святого Иоанна Крестителя есть облаты[35], как состоящие в браке, так и холостые.

К благотворительным орденам можно отнести протестантские ветви ордена святого Иоанна (иоаннитов — наследников известного рыцарского ордена): в Германии (Бранденбург, существует с 1538 г.), Великобритании, Нидерландах и Швеции. Члены ордена занимаются благотворительностью. Протестантские ветви ордена входят в общее братство иоаннитов и сотрудничают с Мальтийским орденом[36].

5) Просветительские. К ним относится, например, упомянутый выше Орден святого Луки.

6) Националистические — ордены, созданные для защиты этноконфессиональной группы протестантского вероисповедания. Самый известный орден такого типаОранжевый орден (The Loyal Orange Institution, The Orange Order). Он был создан в 1795 г. после вооруженных столкновений между католиками и протестантами (т. н. битва при Даймонде). Первоначальное название — Оранжевое общество (Orange Society), в честь короля Вильгельма III Оранского, прозванного «протестантским Давидом», который был призван из Нидерландов протестантской элитой, недовольной политикой короля-католика Якова II.

Оранжевый орден возник как тайное общество, заимствовавшее некоторые элементы масонской организации (например, ложи). Он знаменит своими «оранжевыми маршами»: первый прошел в 1796 г.[37], а регулярно они стали проводиться с 1807 г. в католических районах городов в качестве демонстрации протестантской позиции; обычно эти марши сопровождаются столкновениями с полицией. Оранжевый орден протестовал против введения в Ирландии гомруля (автономии в составе Соединенного Королевства), раздела Ирландии в 1921 г., а также принял активное участие в вооруженном противостоянии между католиками и протестантами в Северной Ирландии в 1969 г.

Чтобы стать членом Оранжевого ордена, во-первых, нужно быть протестантом (причем нужно быть таковым с точки зрения ордена — так, квакеры и унитарии не считаются протестантами у оранжистов); ряд лож требует, чтобы протестантами были родители и супруг кандидата. Бывший католик может вступить в орден при условии, что за него проголосуют три четверти членов данной ложи. Во-вторых, оранжист должен выступать за сохранение Северной Ирландии и Шотландии в составе Великобритании. В-третьих, член ордена должен строго соблюдать определенные запреты: нельзя участвовать в католических обрядах, работать и совершать любые нерелигиозные дела в воскресенье, нецензурно ругаться[38].

Заключение

Феномен современного протестантского монашества находится в русле так называемого «нового монашества», то есть современных форм посвященной жизни — как тех, которые уже существуют, так и тех, которые еще пока не появились. Это явление получило теоретическое осмысление в книге Дж. Уилсона «Жить верой в нецелостном мире» (Living Faithfully in a Fragmented World). Уилсон указывает, что «новое монашество»: 1) будет примером восстановления целостности, подчинения всех сфер жизни Христу; 2) будет касаться всех христиан и не будет проводить различия между «мирским» и «священническим» призванием; 3) будет примером совместной радостной жизни небольшой группы людей; 4) будет центром богословской рефлексии[39].

Другой исследователь, Р. Хаус, отмечает двенадцать признаков «нового монашества»: 1) общины селятся в отдаленных местах; 2) они делятся своими ресурсами с нуждающимися; 2) они принимают странников и незнакомцев; 4) они примиряют внутри себя и Церкви расовые конфликты; 5) они подчиняются Церкви как Телу Христову; 6) они тщательно выстраивают свой духовный путь и уделяют внимание послушничеству; 7) они развивают общинную жизнь; 8) они поддерживают одиноких людей, соблюдающих целомудрие, наряду с супружескими парами; 9) члены общин стремятся к совместному проживанию; 10) стараются вложиться в местную экономику; 11) стремятся быть миротворцами; 12) стремятся к созерцательной жизни[40].

Протестантское монашество с его свободой внешних форм и готовностью к экспериментам, стиранием границ между профанным и сакральным, ориентацией на социальное служение и посвященный труд вполне подходит под указанные выше определения. Также отметим, что монашество в протестантизме — один из примеров возвращения к отвергнутой дореформационной традиции. Хотя монашеская жизнь остается в протестантизме гораздо менее распространенным явлением, чем в православии и католичестве, тем не менее она занимает свое место как форма посвященной жизни христианина.

Литература

Куропаткина О. В. Оранжевый орден // Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/oranzhevyi-orden-eef4ab (дата обращения: 22.04.2024).

Современное монашество в протестантских церквях. [Электронный ресурс]. URL: http://baznica.info/2020/09/sovremennoe-monashestvo-v-protestantskix-cerkvyax/ (дата обращения: 22.04.2024).

Стасюк В. С. Протестантские монастыри // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2015. № 12. С. 48–68.

Стецкевич М. С. Роберт Саути и Оксфордское движение // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 3. С. 75–79.

All Saints Sisters of the Poor. [Электронный ресурс]. URL: http://www.allsaintssistersofthepoor.org.uk/ (дата обращения: 22.04.2024).

Community of St John Baptist, USA (CSJB) // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: https://arlyb.org.uk/community/community-of-st-john-baptist-usa-csjb/ (дата обращения: 22.04.2024).

Dunstan P. Anglican Religious Life 2012–2013. Norwich: Canterbury Press, 2011.

Evans F. W. Compendium of the Origin, History, Principles, Rules and Regulations, Government, and Doctrines of the United Society of Believers in Christ's Second Appearing. N.Y.: D. Appleton & Company, 1859.

Ephrata Community // Encyclopedia Britannica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Ephrata-Community (дата обращения: 22.04.2024).

Fraternité Spirituelle des Veill. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/view/fsveilleurs/qui-sommes-nous/qui-sommes-nous (дата обращения: 22.04.2024).

History of the Melanesian Brotherhood // Anglican Orders. [Электронный ресурс]. URL: http://orders.anglican.org/mbh/history.htm (дата обращения: 22.04.2024).

Johanniterorden. [Электронный ресурс]. URL: https://www.johanniter.at/die-johanniter/johanniterorden/ (дата обращения: 22.04.2024).

Lambeth Conference Resolutions Archive // The archives of the Episcopal Church. [Электронный ресурс]. URL: https://www.episcopalarchives.org/sites/default/files/marriage/anglican/054_AnglicanCommunion_1908-2008.pdf (дата обращения: 22.04.2024).

Östanbäcks kloster. [Электронный ресурс]. URL: http://www.munkljus.se/ostanbackskloster/ (дата обращения: 22.04.2024).

Religious Orders. [Электронный ресурс]. URL: http://anglicansonline.org/resources/orders.html (дата обращения: 22.04.2024).

Sagarra E. A. Social History of Germany, 1648–1914. Milton Park: Routledge, 2017.

Saint Augustine's House. [Электронный ресурс]. URL: https://staugustines.house/ (дата обращения: 22.04.2024).

Schools for Conversion: 12 marks of a new monasticism / Ed. R. House. Eugene, OR: Cascade Books, 2005.

Seidel J. Zwischen Theosophie und Pietismus. Einblicke in die Korrespondenz der Schweizer «Gichtelianer» // Zwingliana: Beiträge zur Geschichte des Protestantismus in der Schweiz und seiner Ausstrahlung. Band 34. Theologischer Verlag Zürich. Zürich, 2007.

SSJE. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ssje.org/our-history/ (дата обращения: 22.04.2024).

The Call of the Spirit: Religious Community and language. House of Bishops. Advisory Council for Religious Communities. A briefing paper on terminology for the Council, June 2019 // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: https://arlyb.org.uk/council-for-religious-communities/ (дата обращения: 22.04.2024).

The Charisma, Spirituality and Apostolate of Emmanuel Sisters. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emmanuel-sisterhood.org/our-community/the-charisma-spirituality-and-apostolate-of-emmanuel-sisters/ (дата обращения: 22.04.2024).

The Cuddesdon Sisters. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rcc.ac.uk/about-us/cuddesdon-sisters (дата обращения: 22.04.2024).

The Melanesian Brotherhood. [Электронный ресурс]. URL: http://orders.anglican.org/mbh/organise.htm (дата обращения: 22.04.2024).

The Orange Institution: The Early Years. [Электронный ресурс]. URL: https://www.orangeheritage.co.uk/early-years (дата обращения: 22.04.2024).

The Oratory of the Good Shepherd // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ogs.net/ (дата обращения: 22.04.2024).

The Order of Saint Luke. [Электронный ресурс]. URL: https://saint-luke.net/ (дата обращения: 22.04.2024).

The Society of the Holy Trinity. [Электронный ресурс]. URL: http://www.societyholytrinity.org/about.html (дата обращения: 22.04.2024).

Towards Acknowledgement. Guidelines, expectations and advice for a community seeking Acknowledgement as a religious community in the Church of England. The Advisory Council for Religious Communities // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: https://arlyb.org.uk/council-for-religious-communities/ (дата обращения: 22.04.2024).

Vallø // Staro Norske Leksikon. [Электронный ресурс]. URL: https://snl.no/Vall%C3%B8 (дата обращения: 22.04.2024).

Wilson J. R. Living Faithfully in a Fragmented World: Lessons for the church from MacIntyre's «After Virtue». Harrisburg, PA: Trinity Press International, 1998.



  • Sagarra E. A. Social History of Germany, 1648–1914. Milton Park: Routledge, 2017. P. 40.
  • Стасюк В. С. Протестантские монастыри // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2015. № 12. С. 50–51.
  • Движение внутри лютеранства и пиетизма, сосредоточенное на «рождении свыше» — кардинальном внутреннем перевороте в человеке, который осуществляется благодаря Божьей благодати.
  • Seidel J. Zwischen Theosophie und Pietismus. Einblicke in die Korrespondenz der Schweizer «Gichtelianer» // Zwingliana: Beiträge zur Geschichte des Protestantismus in der Schweiz und seiner Ausstrahlung. Band 34. Theologischer Verlag Zürich. Zürich, 2007. S. 95–98.
  • Ephrata Community // Encyclopedia Britannica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Ephrata-Community (дата обращения: 22.04.2024).
  • Ephrata Community // Encyclopedia Britannica. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Evans F. W. Compendium of the Origin, History, Principles, Rules and Regulations, Government, and Doctrines of the United Society of Believers in Christ's Second Appearing. N.Y.: D. Appleton & Company, 1859. Р. 127–131.
  • Vallø // Staro Norske Leksikon. [Электронный ресурс]. URL: https://snl.no/Vall%C3%B8 (дата обращения: 22.04.2024).
  • Vallø // Staro Norske Leksikon. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Стецкевич М. С. Роберт Саути и Оксфордское движение // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 3. С. 77.
  • Стасюк В. С. Указ. соч. С. 52.
  • Lambeth Conference Resolutions Archive // The archives of the Episcopal Church. [Электронный ресурс]. URL: https://www.episcopalarchives.org/sites/default/files/marriage/anglican/054_AnglicanCommunion_1908-2008.pdf (дата обращения: 22.04.2024). P. 36.
  • Lambeth Conference Resolutions Archive // The archives of the Episcopal Church. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024). P. 36.
  • Religious Orders. [Электронный ресурс]. URL: http://anglicansonline.org/resources/orders.html (дата обращения: 22.04.2024).
  • Religious Orders. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • См.: Towards Acknowledgement. Guidelines, expectations and advice for a community seeking Acknowledgement as a religious community in the Church of England. The Advisory Council for Religious Communities // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: https://arlyb.org.uk/council-for-religious-communities/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • См.: Towards Acknowledgement. Guidelines, expectations and advice for a community seeking Acknowledgement as a religious community in the Church of England. The Advisory Council for Religious Communities // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Call of the Spirit: Religious Community and language. House of Bishops. Advisory Council for Religious Communities. A briefing paper on terminology for the Council, June 2019 // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: https://arlyb.org.uk/council-for-religious-communities/ (дата обращения: 22.04.2024). P. 9.
  • The Call of the Spirit: Religious Community and language. House of Bishops. Advisory Council for Religious Communities. A briefing paper on terminology for the Council, June 2019 // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024). P. 9.
  • Стасюк В. С. Указ. соч. С. 53.
  • Östanbäcks kloster. [Электронный ресурс]. URL: http://www.munkljus.se/ostanbackskloster/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • Östanbäcks kloster. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Saint Augustine's House. [Электронный ресурс]. URL: https://staugustines.house/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • Saint Augustine's House. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Charisma, Spirituality and Apostolate of Emmanuel Sisters. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emmanuel-sisterhood.org/our-community/the-charisma-spirituality-and-apostolate-of-emmanuel-sisters/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Charisma, Spirituality and Apostolate of Emmanuel Sisters. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Современное монашество в протестантских церквях. [Электронный ресурс]. URL: http://baznica.info/2020/09/sovremennoe-monashestvo-v-protestantskix-cerkvyax/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • Современное монашество в протестантских церквях. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • History of the Melanesian Brotherhood // Anglican Orders. [Электронный ресурс]. URL: http://orders.anglican.org/mbh/history.htm (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Melanesian Brotherhood. [Электронный ресурс]. URL: http://orders.anglican.org/mbh/organise.htm (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Melanesian Brotherhood. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • All Saints Sisters of the Poor. [Электронный ресурс]. URL: http://www.allsaintssistersofthepoor.org.uk/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • All Saints Sisters of the Poor. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Ibid.
  • Ibid.
  • SSJE. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ssje.org/our-history/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • SSJE. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Dunstan P. Anglican Religious Life 2012–2013. Norwich: Canterbury Press, 2011. P. III, IV, 19, 147, 151, 171.
  • The Society of the Holy Trinity. [Электронный ресурс]. URL: http://www.societyholytrinity.org/about.html (дата обращения: 22.04.2024).
  • Fraternité Spirituelle des Veill. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/view/fsveilleurs/qui-sommes-nous/qui-sommes-nous (дата обращения: 22.04.2024).
  • Стасюк В. С. Указ. соч. С. 58.
  • The Order of Saint Luke. [Электронный ресурс]. URL: https://saint-luke.net/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • Ibid.
  • The Oratory of the Good Shepherd // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ogs.net/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Oratory of the Good Shepherd // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Religious Orders. [Электронный ресурс]. URL: http://anglicansonline.org/resources/orders.html (дата обращения: 22.04.2024).
  • Religious Orders. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Community of St John Baptist, USA (CSJB) // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: https://arlyb.org.uk/community/community-of-st-john-baptist-usa-csjb/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • Community of St John Baptist, USA (CSJB) // Anglican Religious Life Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Cuddesdon Sisters. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rcc.ac.uk/about-us/cuddesdon-sisters (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Cuddesdon Sisters. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Люди, которые следуют определенной монашеской традиции, но не являются монахами.
  • Johanniterorden. [Электронный ресурс]. URL: https://www.johanniter.at/die-johanniter/johanniterorden/ (дата обращения: 22.04.2024).
  • Johanniterorden. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • The Orange Institution: The Early Years. [Электронный ресурс]. URL: https://www.orangeheritage.co.uk/early-years (дата обращения: 22.04.2024).
  • Куропаткина О. В. Оранжевый орден // Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/oranzhevyi-orden-eef4ab (дата обращения: 22.04.2024).
  • Куропаткина О. В. Оранжевый орден // Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2024).
  • Wilson J. R. Living Faithfully in a Fragmented World: Lessons for the church from MacIntyre's «After Virtue». Harrisburg, PA: Trinity Press International, 1998. Р. 72–75.
  • Schools for Conversion: 12 marks of a new monasticism / Ed. R. House. Eugene, OR: Cascade Books, 2005. P. XII–XIII.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Куропаткина О. В. Неизвестный протестантизм: протестантское монашество и ордены // Богослов. 2024. № 1 (1). С. 81–95. DOI 10.62847/BOGOSLOV.2024.70.74.005