Неизвестный протестантизм: протестантское монашество и протестантские ордены
В статье религиоведа, кандидата культурологии Оксаны Куропаткиной рассмотрен неизвестный аспект истории протестантизма — протестантское монашество. Начав с ниспровержения этого института, протестантизм пришёл к его реставрации, пусть и буквально не в том виде, в котором монашество существовало до Реформации. Рассматриваются примеры различных современных общин и орденов в англиканстве, лютеранстве и других протестантских конфессиях.
Статья

 

Предыстория появления протестантского монашества

Когда нужно на «бытовом» уровне объяснить, чем протестантизм отличается от православия и католичества, первый ответ, который приходит на ум: у протестантов нет монашества, святых и священных изображений. На самом деле это не так, всё это в ряде протестантских направлений есть. Ни для кого не секрет, что протестантские реформаторы выступали и против злоупотреблений в монашестве (они акцентировали внимание скорее на этом, чем на безоговорочной его отмене, и указывали, что в былые времена монахи и монашество могли приносить пользу Церкви), и против культа святых (хотя с уважением отзывались о многих из них в своих трудах), и против икон и статуй — однако протестантизм не исчерпывается начальной стадией Реформации и Реформацией в целом. То, что ранее решительно и бескомпромиссно отвергалось, постепенно в той или иной форме вернулось в церковную практику, и монашество тому яркий пример.

Как известно, монашество подверглось не только словесному осуждению — протестантские государи закрывали монастыри, а имущество конфисковали в пользу короны. Однако не везде монастыри разоряли, как в Англии. В Священной Римской империи немецкие князья нередко реформировали католические аббатства: вместо католических монахов там проживали протестантские общины, которые принимали изменённый устав, но сохраняли монашеские принципы. Один из ярких примеров — бывшее цистерцианское аббатство Локкум (Kloster Loccum) в Ганновере, которое стало лютеранским в 1593 году[1].

В конце XVII в. внутри лютеранского пиетизма[2] появились группы, практикующие целибат и совместную жизнь. Например, «ангельские братья» (Engelsbrüder) — сообщество, основанное немцем И. Гихтелем в 1674 году (название из Мф. 22:30) в Амстердаме. «Ангельские братья» практиковали строгий целибат, многочасовую безмолвную молитву, визионерский опыт. В центре богословия «ангельских братьев» находился брак души с «небесной Софией», Премудростью Божьей, через целомудрие и христианскую любовь[3].

Среди радикальных пиетистских групп, появившихся в XVIII–XIX вв., были те, кто продолжал традицию «ангельских братьев». Такой группой было сообщество Эфрата (Ephrata Kloster, Ephrata Community), созданное немцем И. К. Бейзелем в 1732 году в штате Пенсильвания. Кроме целибата и общинной жизни, в сообществе Эфрата было принято строгое вегетарианство (за исключением Вечери Господней, когда на общинный стол подавался ягнёнок). Эфрата не была отгороженным от мира сообществом: эта группа активно занималась сельским хозяйством, производством бумаги и изделий из дерева, оказывала благотворительную помощь[4]. В реформатском пиетизме тоже существовали подобные группы; известный проповедник Г. Терстеген для одного из таких сообществ написал устав.

Возникли даже целые деноминации с принципиальным целибатом и совместной жизнью. Самый яркий пример — шейкеры. Это сообщество, основанное около 1747 года в Северо-Западной Англии как Общество Уордли (Wardley Society), а затем переместившееся в 1780-х на территорию США. В 1793 году вся собственность в каждой общине стала общей, а шейкеры организовались в коммуны. Человек, становящийся шейкером, должен был исповедовать свои грехи, посвятить своё имущество и свой труд обществу и сохранять целомудрие. Чтобы вступить в общину, нужно было пройти период подготовки — послушничества. Как и сообщество Эфрата, шейкеры активно работали для окружающего мира. Они были очень восприимчивы к новым технологиям и научно-техническому прогрессу, что обеспечивало их успех в хозяйственных делах. Шейкерам удалось разработать и внедрить ряд изобретений и технических усовершенствований; так, шейкеры были первыми крупными производителями лекарственных трав в США и пионерами в продаже семян в бумажных пакетах. Промышленная продукция шейкеров, особенно мебель, славилась своим высоким качеством и пользовалась спросом[5].

Интересно, что установка на целибат и совместную жизнь была не только среди протестантов-радикалов: так, в 1737 году по распоряжению датской королевы на острове Зеландия был утверждён монастырь Валле Штифт (Vallø stift) для знатных незамужних женщин и вдов[6].

Идеи о возрождении монашества проникли и в Англию: так, известный поэт Роберт Саути предлагал восстановить монастыри как центры благотворительности и духовности, способные противостоять коммерческому духу, становящемуся всё более всеохватным[7].

Появление монашества

Классические формы монашества возродились в англиканстве благодаря Высокой церкви, а особенно Оксфордскому движению, ратовавшему за изучение и возрождение дореформационной традиции. В 1841 году в Англии появилась первая англиканская женская монашеская община. Позже подобные общины возникли и в лютеранстве.

Монашеские сообщества обычно принимали, с определёнными изменениями, уставы традиционных католических орденов, чаще всего бенедиктинского, францисканского или августинского.

К наиболее распространённым относятся бенедиктинские общины. Таким сообществом является, например, Останбекский монастырь в Швеции (Östanbäcks kloster). Община начала собираться в 1965 году в пасторском доме, в 1970 году возник монастырь. Аббат Останбекского монастыря приглашается как член-наблюдатель на конгрессы бенедиктинских аббатов в Риме[8]. Бенедиктинский устав также принял, в частности, Дом блаженного Августина (St. Augustine's House), который находится в Оксфорде (штат Мичиган). Это лютеранская община, заявляющая о себе как об экуменической[9].

Монашество существует не только в англиканстве и лютеранстве. Так, в 1971 в Камеруне дьяконисса М.-М. Хэнди основала пресвитерианское сестричество «Эммануил» (Community of the Sisterhood Emmanuel). Главная миссия общины — служение нуждающимся. Символ сестричества — гугенотский крест как знак принадлежности к реформатской традиции[10].

Существуют также и экуменические монашеские общины — как, например, община Тэзе на юге Франции, которую основал реформатский монах Р. Шютц. В общину входят как протестанты разных деноминаций, так и католики, давшие обет целибата и нестяжания. Сама община небольшая (около 100 человек) и видит свою миссию прежде всего в организации мест общей молитвы и встречи христиан.

В связи с идеей протестантского монашества существуют также коммунитеты и протестантские ордены (хотя не все ордены — монашеские).

Коммунитеты

Коммунитет — это протестантская община-общежитие, где проживают как те, кто принял вечные обеты, так и те, кто их принял на время. Один из примеров — Латрунская община (Latrun Community). Это лютеранское сообщество, которое находится на территории Святой Земли и свою миссию видит в молитве за мир между евреями и арабами и приёме паломников[11].

Ещё одно сообщество такого типа — Меланезийское братство (Melanesian Brotherhood). Оно было основано полицейским и жителем Соломоновых островов И. Копурия. Он пришёл к выводу, что призван создать миссионерскую общину из местных жителей. В 1925 году Копурия принёс монашеские обеты и отдал своё имущество созданному им братству[12]. Теперь Меланезийское братство есть не только на Соломоновых островах, но также и в Папуа — Новой Гвинее, Вануату, Фиджи и на Филиппинах. Обеты, даваемые братьями традиционно в праздник апостолов Симона и Иуды (когда их дал основатель Меланезийского братства), даются не на всю жизнь, а на пять лет; при желании их можно возобновить[13].

Протестантские ордены

Протестантские ордены, то есть сообщества протестантов, связанных общей целью и особыми правилами жизни, можно разделить по деноминациям.

1. Англиканские ордены. Одним из первых таких орденов было женское Общество всех святых сестёр из самых бедных (Society of All Saints Sisters of the Poor), основанное в Лондоне в 1851 году Г. Г. Байрон. Общество на протяжении своей истории занималось и уходом за прокажёнными, и помощью больным холерой и оспой[14]. В ведении общины находится дом для пожилых людей и дом для помощи бездомным и неимущим[15]. Орден в 1982 году открыл первый в мире детский хоспис Helen House[16].

Первым мужским англиканским орденом Общество святого Иоанна Богослова (Society of St. John the Evangelist), основанное священником Р.М. Бенсоном в Оксфорде в 1866 году[17].

Англиканские ордены придерживаются уставов августинского, бенедиктинского, кармелитского, цистерцианского, францисканского орденов, а также устава конгрегаций Викентия де Поля.

По степени связанности с общежительным монашеством англиканские ордены можно разделить на следующие группы: 1) традиционные ордены, то есть сплочённые сообщества, проживающие вместе; 2) рассредоточенные общины — их члены придерживаются монашеских обетов, в ряде случаев — безбрачия, живут по одному, реже группами по два-три человека; 3) т. н. признанные общины — их члены живут, принимая адаптированные монашеские обеты; 4) экуменические общины, созданные англиканами, но открытые и для других христиан[18].

2. Лютеранские ордены. Один из примеров — Общество святой Троицы (Societas Trinitatis Sanctae), созданное в 1997 году для общения, молитвы и поддержки лютеранских пасторов консервативных деноминаций (Лютеранская церковь Миссури-Синод, Лютеранская церковь Северной Америки, Евангелическо-лютеранская церкви в Америке и Евангелическо-лютеранская церковь в Канаде)[19].

3. Кальвинистские ордены. К ним относится орден Созерцателей (Ordre des Veilleurs, другое название — Fraternité Spirituelle des Veill). Он был основан сыном пастора У. Моно в 1923 году. Во время учёбы в протестантском вузе Моно, потрясённый суетной жизнью студентов, совершенно не похожей на жизнь будущих служителей церкви, испытывал острую потребность сохранять навык молитвенной жизни. Став пастором, Моно организовал группу собратьев, чтобы регулярно вместе молиться. Сейчас орден существует не только во Франции, но и в Швейцарии, Бельгии, Канаде. С 2012 года главой ордена впервые стала женщина — пастор К. Ко-Берту[20].

4. Методистские ордены. К ним относится Орден святого Луки (Order of Saint Luke). Он был основан методистом Р. П. Маршаллом в 1946 году. Маршалл интересовался исторической литургикой и задался целью литургического обновления своей церкви[21]. Хотя орден и был создан как методистский, однако сейчас включает представителей других протестантских деноминаций. Орден святого Луки сосредоточен на литургических исследованиях и образовании. В это сообщество входят священнослужители и миряне, женатые и холостые. Члены ордена не проживают вместе, но стремятся организовать центр на определенной территории[22]

По цели деятельности протестантские ордены тоже можно разделить на несколько категорий.

1) Миссионерские. К ним относится упомянутое выше Меланезийское братство.

2) Созерцательные. Туда можно отнести Ораторий Доброго Пастыря (Oratory of the Good Shepherd). Этот англиканский орден был создан в Кембридже в 1913 году. Членами ордена являются как клирики, так и миряне. Члены Оратория Доброго Пастыря обычно не проживают вместе, но они объединены в коллегии, где регулярно встречаются[23]

3) Благотворительные. К ним относится, например, англиканское Общество святого Иоанна Крестителя (Community of St. John Baptist), живущее по уставу августинианцев[24]. Орден был основан вдовой священника Г. Монселл и священником Т. Т. Картером в Виндзоре в 1852 году. Общество святого Иоанна Крестителя было создано для помощи социально уязвимым женщинам: матерям-одиночкам, бездомным и проституткам. Для них был создан приют с возможностью научиться какому-то ремеслу[25]. У Общества святого Иоанна Крестителя есть облаты[26], как состоящие в браке, так и холостые.

К благотворительным орденам можно протестантские ветви Ордена святого Иоанна (иоаннитов — наследников известного рыцарского ордена): в Германии (Бранденбург, существует с 1538 года), Великобритании, Нидерландах и Швеции. Члены ордена занимаются благотворительностью. Протестантские ветви ордена входят в общее братство иоаннитов и сотрудничают с Мальтийским орденом[27].

4) Просветительские. К ним относится, например, упомянутый выше Орден святого Луки.

5) Националистические — ордены, созданные для защиты этноконфессиональной группы протестантского вероисповедания. Самый известный орден такого типа — Оранжевый орден (The Loyal Orange Institution, The Orange Order). Он был создан в 1795 году после вооружённых столкновений между католиками и протестантами (т. н. битва при Даймонде). Первоначальное название — Оранжевое общество (англ. Orange Society), в честь короля Вильгельма III Оранского, прозванного «протестантским Давидом», который был призван из Нидерландов протестантской элитой, недовольной политикой короля-католика Якова II.

Оранжевый орден возник как тайное общество, заимствовавшее некоторые элементы масонской организации (например, ложи). Он знаменит своими «оранжевыми маршами», первый из которых прошёл в 1796 году[28], а с 1807 года они проходят регулярно в католических районах городов в качестве демонстрации протестантской позиции; обычно эти марши сопровождаются столкновениями с полицией. Оранжевый орден протестовал против введения в Ирландии гомруля (автономии в составе Соединённого Королевства), раздела Ирландии в 1921 году, а также принял активное участие в вооружённом противостоянии между католиками и протестантами в Северной Ирландии в 1969 году.

Чтобы быть членом Оранжевого ордена, во-первых, нужно быть протестантом (причём нужно быть таковым с точки зрения ордена — так, квакеры и унитарии не считаются протестантами у оранжистов); ряд лож требует, чтобы протестантами были родители и супруг кандидата. Бывший католик может вступить в орден при условии, что за него проголосуют три четверти членов данной ложи. Во-вторых, оранжист должен выступать за сохранение Северной Ирландии и Шотландии в составе Великобритании. В-третьих, член ордена должен строго соблюдать определённые запреты: нельзя участвовать в католических обрядах, работать и совершать любые нерелигиозные дела в воскресенье, нецензурно ругаться[29].

Феномен современного протестантского монашества находится в русле так называемого «нового монашества», то есть современных форм посвящённой жизни — как тех, что уже существуют, так и тех, которые ещё пока не появились. Это явление получило теоретическое осмысление в книге Дж. Уилсона «Жить верой в нецелостном мире» (Living Faithfully in a Fragmented World). Уилсон указывает, что «новое монашество»: 1) будет примером восстановления целостности, подчинения всех сфер жизни Христу; 2) будет касаться всех христиан и не будет проводить различия между «мирским» и «священническим» призванием; 3) будет примером совместной радостной жизни небольшой группы людей; 4) будет центром богословской рефлексии[30].

Другой исследователь, Р. Хаус, отмечает двенадцать признаков «нового монашества»: 1) общины селятся в отдалённых местах; 2) они делятся своими ресурсами с нуждающимися; 2) они принимают странников и незнакомцев; 4) они примиряют внутри себя и Церкви расовые конфликты; 5) они подчиняются Церкви как Телу Христову; 6) они тщательно выстраивают свой духовный путь и уделяют внимание послушничеству; 7) они развивают общинную жизнь; 8) они поддерживают одиноких людей, соблюдающих целомудрие, наряду с супружескими парами; 9) члены общин стремятся к совместному проживанию; 10) они стараются вложиться в местную экономику; 11) они стремятся быть миротворцами; 12) они стремятся к созерцательной жизни[31].

Протестантское монашество с его свободой внешних форм и готовностью к экспериментам, стиранием границ между профанным и сакральным, ориентацией на социальное служение и посвящённый труд вполне подходит под указанные выше определения. Также отметим, что монашество в протестантизме — один из примеров возвращения к отвергнутой дореформационной традиции. Хотя монашеская жизнь остаётся в протестантизме гораздо менее распространённым явлением, чем в православии и католичестве, тем не менее она занимает своё место как форма посвящённой жизни христианина.

Библиография

  1. Куропаткина О. В. Оранжевый орден // Большая Российская энциклопедия (электронная версия). https://bigenc.ru/religious_studies/text/4226348
  2. Современное монашество в протестантских церквях // Baznica.Info. http://baznica.info/2020/09/sovremennoe-monashestvo-v-protestantskix-cerkvyax/
  3. Стецкевич М. С. Роберт Саути и Оксфордское движение // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 3. С. 75–79.
  4. All Saints Sisters of the Poor // Официальный сайт. http://www.allsaintssistersofthepoor.org.uk/
  5. All Saints Sisters of the Poor. About // Официальный сайт. http://www.allsaintssistersofthepoor.org.uk/about.asp
  6. All Saints Sisters of the Poor. History // Официальный сайт. http://www.allsaintssistersofthepoor.org.uk/history.asp
  7. Community of St John Baptist, USA (CSJB) // Anglican Religious Life Yearbook. https://arlyb.org.uk/community/community-of-st-john-baptist-usa-csjb/
  8. Dunstan P. Anglican Religious Life 2012-13. Norwich: Canterbury Press, 2011.
  9. Evans F. W. Compendium of the Origin, History, Principles, Rules and Regulations, Government, and Doctrines of the United Society of Believers in Christ's Second Appearing. N.Y.: D. Appleton & Company, 1859.
  10. Ephrata Community // Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/topic/Ephrata-Community
  11. Fraternité Spirituelle des Veill. https://sites.google.com/view/fsveilleurs/qui-sommes-nous/qui-sommes-nous
  12. History of the Melanesian Brotherhood // Anglican Orders. http://orders.anglican.org/mbh/history.htm
  13. Johanniterorden //Die Johanniter. https://www.johanniter.at/die-johanniter/johanniterorden/
  14. Östanbäcks kloster // Официальный сайт. http://www.munkljus.se/ostanbackskloster/
  15. Sagarra E. A Social History of Germany, 1648–1914. Milton Park: Routledge, 2017.
  16. Saint Augustine's House // Официальный сайт. https://staugustines.house/
  17. Schools for Conversion: 12 marks of a new monasticism / Ed. by R. House. Eugene, OR: Cascade Books, 2005.
  18. Seidel J. Zwischen Theosophie und Pietismus. Einblicke in die Korrespondenz der Schweizer «Gichtelianer» // Zwingliana: Beiträge zur Geschichte des Protestantismus in der Schweiz und seiner Ausstrahlung. Band 34. Theologischer Verlag Zürich. Zürich, 2007.
  19. SSJE. Our history // Официальный сайт. https://www.ssje.org/our-history/
  20. The Charisma, Spirituality and Apostolate of Emmanuel Sisters // Официальный сайт Emmanuel Sisterhood. https://www.emmanuel-sisterhood.org/our-community/the-charisma-spirituality-and-apostolate-of-emmanuel-sisters/
  21. The Cuddesdon Sisters // Cuddeston. https://www.rcc.ac.uk/about-us/cuddesdon-sisters
  22. The Melanesian Brotherhood. Organization // Anglican Orders. http://orders.anglican.org/mbh/organise.htm
  23. The Orange Institution: The Early Years // Museum of Orange Heritage. https://www.orangeheritage.co.uk/early-years
  24. The Oratory of the Good Shepherd // Официальный сайт. https://www.ogs.net/
  25. The Order of Saint Luke // Официальный сайт. https://saint-luke.net/
  26. The Order of Saint Luke. History // Официальный сайт. https://saint-luke.net/history/
  27. The Society of the Holy Trinity // Официальный сайт. http://www.societyholytrinity.org/about.html
  28. Vallø // Staro Norske Leksikon. https://snl.no/Vall%C3%B8
  29. Wilson J. R. Living Faithfully in a Fragmented World: lessons for the church from MacIntyre's "After Virtue". Harrisburg, PA: Trinity Press International, 1998.

 

[1] Sagarra E. A Social History of Germany, 1648-1914. Milton Park: Routledge, 2017. P. 40.

[2] Движение внутри лютеранства и пиетизма, сосредоточенное на «рождении свыше» — кардинальном внутреннем перевороте в человеке, который осуществляется благодаря Божьей благодати (прим. авт.).

[3] Seidel J. Zwischen Theosophie und Pietismus. Einblicke in die Korrespondenz der Schweizer «Gichtelianer» // Zwingliana: Beiträge zur Geschichte des Protestantismus in der Schweiz und seiner Ausstrahlung. Band 34. Theologischer Verlag Zürich. Zürich, 2007. S. 95–98.

[4] Ephrata Community // Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/topic/Ephrata-Community

[5] Evans F. W. Compendium of the Origin, History, Principles, Rules and Regulations, Government, and Doctrines of the United Society of Believers in Christ's Second Appearing. N.Y.: D. Appleton & Company, 1859. Р. 127–131.

[6] Vallø // Staro Norske Leksikon. https://snl.no/Vall%C3%B8

[7] Стецкевич М.С. Роберт Саути и Оксфордское движение // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 3. С. 77.

[8] Östanbäcks kloster // Официальный сайт. http://www.munkljus.se/ostanbackskloster/

[9] Saint Augustine's House// Официальный сайт. https://staugustines.house/

[10] The Charisma, Spirituality and Apostolate of Emmanuel Sisters // Официальный сайт Emmanuel Sisterhood. https://www.emmanuel-sisterhood.org/our-community/the-charisma-spirituality-and-apostolate-of-emmanuel-sisters/

[11] Современное монашество в протестантских церквях // Baznica.Info. http://baznica.info/2020/09/sovremennoe-monashestvo-v-protestantskix-cerkvyax/

[12] History of the Melanesian Brotherhood // Anglican Orders. http://orders.anglican.org/mbh/history.htm

[13]The Melanesian Brotherhood. Organization // Anglican Orders. http://orders.anglican.org/mbh/organise.htm

[14] All Saints Sisters of the Poor. History // Официальный сайт. http://www.allsaintssistersofthepoor.org.uk/history.asp

[15] All Saints Sisters of the Poor // Официальный сайт. http://www.allsaintssistersofthepoor.org.uk/

[16] All Saints Sisters of the Poor. About // Официальный сайт. http://www.allsaintssistersofthepoor.org.uk/about.asp

[17] SSJE. Our history // Официальный сайт. https://www.ssje.org/our-history/

[18] Dunstan P. Anglican Religious Life 2012-13. Norwich: Canterbury Press, 2011. Pp. iii, iv, 19, 147, 151, 171.

[19]The Society of the Holy Trinity // Официальный сайт. http://www.societyholytrinity.org/about.html

[20] Fraternité Spirituelle des Veill. https://sites.google.com/view/fsveilleurs/qui-sommes-nous/qui-sommes-nous

[21] The Order of Saint Luke. History // Официальный сайт. https://saint-luke.net/history/

[22] The Order of Saint Luke // Официальный сайт. https://saint-luke.net/

[23] The Oratory of the Good Shepherd // Официальный сайт. https://www.ogs.net/

[24] Community of St John Baptist, USA (CSJB) // Anglican Religious Life Yearbook. https://arlyb.org.uk/community/community-of-st-john-baptist-usa-csjb/

[25] The Cuddesdon Sisters // Cuddeston. https://www.rcc.ac.uk/about-us/cuddesdon-sisters

[26] Люди, которые следуют определенной монашеской традиции, но не являются монахами (прим. авт.).

[27] Johanniterorden // Die Johanniter. https://www.johanniter.at/die-johanniter/johanniterorden/

[28] The Orange Institution: The Early Years // Museum of Orange Heritage. https://www.orangeheritage.co.uk/early-years

[29] Куропаткина О. В. Оранжевый орден // Большая Российская энциклопедия (электронная версия). https://bigenc.ru/religious_studies/text/4226348

[30] Wilson J. R. Living Faithfully in a Fragmented World: lessons for the church from MacIntyre's "After Virtue". Harrisburg, PA: Trinity Press International, 1998. Р. 72–75.

[31] Schools for Conversion: 12 marks of a new monasticism / Ed. by R. House. Eugene, OR: Cascade Books, 2005. P. XII-XIII.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9