Аристарх, епископ Кемеровский и Новокузнецкий, о проекте «Положения о монастырях и монашествующих»
В продолжение дискуссии вокруг проекта  «Положения о монастырях и монашествующих», подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ, публикуется отзыв епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха.
Статья

Данная концепция представляется нам весьма разумной, взвешенной и полезной для жизни и деятельности монашеских обителей Русской Православной Церкви. Во всех предложенных разделах на основании Священного Писания, богатого святоотеческого опыта и многовековых традиций монашеской жизни на Руси, действующего Устава Церкви представлен аргументированный  подход на прохождение иноческого подвига в наступившем тысячелетии.

Важно отметить, что «Положение о монастырях и монашествующих» не вносит диссонанса на сформировавшиеся устои монашеской жизни, а делает лишь необходимую корректировку курса в обозначенном направлении церковной деятельности. Отвечая тем, кто декларирует необходимость независимости монастырей от правящих архиереев, следует напомнить, что церковное Правило (от 451 года) Православной Церкви гласит: «Монашествующие же в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да подлежат только посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри; разве только когда будет сие позволено епископом града по необходимой надобности».

Некоторые светские критики настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей. Однако, при этом не учитывается тот факт, что монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода. В Сибирских и дальневосточных регионах некоторые монастыри впервые устраиваются. Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям. В таких условиях выборы могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление.

Сегодня на современное монашество, отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ, возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, ибо наши монастыри находятся в тесном соприкосновении с миром. Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием созидают и исцеляют душу народа, вновь научая его благочестию.

Монастыри всегда были средоточием духовной жизни нашей Церкви и от состояния монастырей, от духовного состояния монашествующих во многом зависело духовное благополучие всей Церкви. Влияние монастырей на жизнь людей во многом формировало и образ благочестия. Величайшей силой, которую Церковь использовала, преображая мир, была сила благодати Божией и сила молитвы. Поэтому монастыри должны в полной мере вернуть себе былую славу и приумножить ее.

Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании. Сердце монаха — это поле битвы, потому что в монашеском сердце и в монашеской голове происходят столкновения между помыслами, помыслами злыми, приходящими от дьявола, и помыслами добрыми, которые происходят от Бога. Великое искусство, которому учили нас святые отцы, заключается в том, чтобы помыслы отгонять в самый момент их появления. Человек, который научится этому искусству, не будет отвлекаться во время молитвы или во время богослужения, его ум будет сосредоточен на Боге и Божественных вещах, а все чуждое и страстное он будет отсекать. Это искусство не доступно очень многим людям, живущим в миру. Именно монахи есть многое, что сказать мирянам, находясь в монастыре, ведя монашеский образ жизни, преодолевая в самих себе страстное человеческое естество. Великое искусство монашеской жизни заключается в том, чтобы врачевать самого себя, чтобы врачевать свои недуги, и душевные, и телесные, чтобы работать над собой — над своим характером, над своим языком, над своей головой; чтобы не допускать в себя чуждых помыслов и чтобы, исцеляя самого себя, одновременно и параллельно исцелять тех людей, которые приходят в монастырь.

Сегодня каждый член Церкви, желающий послужить в иноческом чине, сможет познакомиться с «Положением о монастырях и монашествующих» и сопоставить свое видение о монашестве с тем, которое принимается всей церковной полнотой. Стало быть, после его принятия будут минимизированы нарушения в вопросах совершения монашеского пострига над кандидатами, представления которых расходится с традиционным взглядом на достойное прохождение монашеского поприща. Документ ценен и тем, что дает строго регламентированный подход по распределению административных обязанностей в монастырях и дисциплине насельников святых обителей.

На основании вышесказанного подтверждаем, что поддерживаем данный проект и считаем полезным принятие «Положения о монастырях и монашествующих» на общецерковном уровне.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9