Тезисы к докладу
ТИПЫ БОГОСЛОВСКОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
В ГРЕЧЕСКОЙ ПАТРИСТИКЕ
Постановка проблемы: 1) «…все библейское учение делится на три части — на этику, физику и богословие»[1] (Origenes.Expositio in Proverbia // PG T. 17. Col. 220–221); 2) «А все учение изложено в трех книгах: из них первая содержит то, с чего особенно надлежит начинать христианам, а именно, с Бога, во введении просвещая нас в том, что касается знания троической единицы. Вторая повествует о сотворении и устройстве человеческих дел, а третья отдельно рассматривает вопросы добродетели и порока»[2] (JoannesDamascenus.Sacra parallela, Prologus // PG T. 95. Col. 1045)
Анализ структур крупной богословской формы в трех аспектах (expositio – interpretatio – attributio):
1. Irenaeus. Demonstratio praedicationis apostolicae
2. Clemens Alexandrinus. Stromata
3. Origenes. De principiis
4. GregoriusNazianzenus. De theologia (Orat. 27–31)
5. GregoriusNyssenus. Oratio catechetica magna
6. Evagrius. Practicus – Gnosticus
7. Ps.-DionysiusAreopagita. DN; MT; CH; EH
8. JoannesDamascenus. Expositio fidei
Выводы
[1] Πᾶσα γὰρ ἡ κατὰ τὴν Γραφὴν πραγματεία, τέμνεται τριχῶς, εἰς ἠθικὴν καὶ φυσικὴν καὶ θεολογικήν.
[2] Πᾶσα δὲ ἡ πραγματεία ἐν τρισὶ βίβλοις ἀναγέγραπται· καὶ τούτων ἡ μὲν πρώτη σύγκειται ἀφ' ὧν μάλιστα προσήκοι Χριστιανοῖς τὴν ἀρχὴν ἀεὶ ποιεῖσθαι, ἀπὸ Θεοῦ, τὴν τριαδικὴν μονάδα φωτίζουσαν ἐκ προοιμίων ἡμᾶς. ῾Η δὲ δευτέρα, περὶ συστάσεως καὶ καταστάσεως τῶν ἀνθρωπίνων πραγμάτων φησίν· ἡ δὲ τρίτη, ἰδίως τὰ περὶ ἀρετῆς καὶ κακίας περιείληφεν.