Важно отметить, что сам термин «новый атеизм» также не родился внутри движения, а был создан его оппонентом. В 2006 году журналист Wired Magazine Гари Вольф опубликовал статью «Церковь неверующих», в которой впервые употребил это выражение, причем в резко критическом контексте. С точки зрения Вольфа, «новый атеизм» – радикальное, сектантское явление, совершенно лишенное чего бы то ни было, способного послужить пользе человеческого общества. Возникновение «нового атеизма» тесно связано с террористическими актами в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Но не в меньшей степени «новый атеизм» стал «реакцией на реакцию», своеобразным эмоциональным ответом на возросшую активность религиозного фундаментализма на Западе, от которого «новый атеизм» немало перенял. И хотя «новый атеизм» справедливо считают популярным, «глянцевым» явлением, он заметно оживил обсуждение фундаментальных вопросов религиозной философии и этики. За последние годы вышло несколько книг с критическим осмыслением «нового атеизма». Ниже представлены пять англоязычных работ о «новом атеизме», которые, на субъективный взгляд автора, заслуживают особого интереса.
5. Amarasingam, Amarnath (ed.). Religion and the New Atheism: A Critical Appraisal. Brill, 2010.
Амарнат Амарасингам (ред.). Религия и «новый атеизм»: Критические оценки.
В сборник, подготовленный под редакцией канадского исследователя проблем экстремизма А. Амарасингама, вошло двенадцать статей философов, религиоведов и социологов из США, Великобритании, Австралии и Канады. Авторы не ведут полемики с «новыми атеистами», они лишь дают оценку их работам с точки зрения своих областей науки. Так, Роберт Плацнер в статье «Иудаизм и атеизм: вызов секулярного гуманизма» указывает на антисемитские моменты, связанные с ультралевой идеологией «новых атеистов». Дж. Роббинс и К. Родкей в статье «Побить “бога”: радикальная теология и “Новый атеизм”» отмечают философскую поверхностность движения, его «симбиотический» по отношению к религиозному фундаментализму характер, неспособность обсуждать серьезные проблемы. В отличие от Тиллиха и позднейших представителей радикальной теологии, отмечают авторы, «“новый атеизм” недостаточно глубок в своей критике традиционного христианства… “Новый атеизм” недостаточно радикален» (с. 26). Стив Фуллер, автор статьи «Что атеизм сделал для науки?», отмечает существенную разницу между неверующими учеными конца XIX – первой половины ХХ века и «новым атеизмом». Если первые совмещали действительно огромные научные достижения с не менее глубоким философским поиском, то «новый атеизм», по мнению автора, чужд и тому, и другому. В социологическом разделе сборника Стивен Булливант отмечает, что скопированный у протестантских фундаменталистов стиль «нового атеизма» исходит из стремления войти в новую и непривычную для нерелигиозных игроков правоконсервативную часть американского политического спектра. Направленность против «всех религий» в этом случае как бы оправдывает исламофобскую риторику «новых атеистов», которую вполне разделяют протестантские фундаменталисты, но из уст которых она звучит недостаточно «бескорыстно». С другой стороны, согласно автору, «новый атеизм» как популярное явление способствует более четкой самоидентификации тех, кто де-факто является неверующими, но при этом он же заставляет верующих четче определять свои позиции. «“Новый атеизм” приведет к росту числа как тех, кто называет себя атеистом, так и практикующих, убежденных верующих, в основном христиан» (с. 124).
4. Gray, John. Seven Types of Atheism. Farrar, 2018.
Джон Грей. Семь видов атеизма.
«Новому атеизму» в книге особо посвящена первая глава, но и в дальнейшем автор возвращается к данной тематике. Среди аргументации Грея важное место занимает критика противопоставления науки и религии, свойственного «новым атеистам». Он видит в этом сходство со спорами викторианской эпохи, со времени которых и наука, и религия достаточно сильно изменились в плане умения пользоваться языком друг друга. «В первую очередь, – отмечает автор, – наука не может повредить религии, доказывая, что последняя иллюзорна… Да, религия порой способна создавать иллюзии. Но наука не утверждает, что иллюзия не может быть полезна, а порой и незаменима в жизни. Разум развился у человека для выживания, а не для поиска истины» (с. 17-18). Анализируя политическую философию «нового атеизма», Грей отмечает, что «атеисты ХХI века, за редким исключением, – это либералы без критического мышления», убежденные, что «научное мировоззрение должно лечь в основу либеральных ценностей, равенства и личной свободы. Однако мы не видим у них ответа – кому оно это должно?» Автор напоминает, что в совсем недавнем прошлом научное мировоззрение зачастую считалось опорой общественного порядка и сильной власти в противоположность религии, декларировавшей идеи, которые сегодня называют «левыми». Автор – британский философ и политолог, в прошлом профессор Оксфордского, Гарвардского и Йельского университетов, а также Лондонской школы политологии и экономики.
3. Haught, John F. God and the New Atheism: A Critical Response to Dawkins, Harris, and Hitchens. Westminster John Knox, 2008.
Джон Хот. Бог и «новый атеизм»: Критический ответ Докинзу, Харрису и Хитченсу.
Книга профессора Джорджтаунского университета Дж. Хота, как это следует из названия, представляет собой критику трех наиболее известных авторов, представляющих «новый атеизм». Хот тщательно анализирует три вида ошибок, допущенных «новыми атеистами»: ошибки в исходных данных, ошибки логики и ошибки генерализации. Говоря о взаимоотношении веры и разума, Хот использует классические построения неотомистской философии, однако знание естественнонаучных дисциплин позволяет автору вести дискуссию только на этом поле. Хот особо отмечает морализаторство «нового атеизма», склонность его сторонников к этическим оценкам. Автор видит в этом как сильный аспект движения, способствующий его популярности, так и его слабость. Причем данная слабость – общая у нового атеизма и религии, которая также не раз предлагала себя для получения более нравственного человека и общества, что всякий раз оказывалось невозможным. Цитируя слова Тиллиха о том, что «разум – постоянная фабрика идолов», Хот отмечает, что «там, где от Абсолюта официально отказываются, как этого желают “новые атеисты”, фабрика идолов, устроенная в сердце человека, отнюдь не перестает работать» (с. 76). Книга Хота интересна еще и тем, что она не ограничивается оценкой или критикой «нового атеизма». Последние главы работы посвящены рассмотрению христианского богословия в свете нового вызова и тем новым возможностям, которые он открывает для понимания христианами своей веры.
2. Schloss, Jeffrey; Murray, Michael (eds.). The Believing Primate: Scientific, Philosophical, and Theological Reflections on the Origin of Religion. Oxford University Press, 2010.
Джеффри Шлосс и Майкл Марри. Верующий примат: научные, философские и богословские размышления о происхождении религии.
Данный сборник, выпущенный Оксфордским университетом, не имеет прямого отношения к «новому атеизму», но при этом он очень важен для понимания научно-философского контекста. Он включает в себя шестнадцать статей, написанных ведущими специалистами в своих областях. Среди охваченных тем – роль религии в трансформации человеческого поведения и формировании когнитивных способностей в том виде, в котором они нам известны; вера в сверхъестественное как наиболее развитая форма абстрактного мышления; научный подход к изучению феномена религиозной веры и оценке религиозного опыта; роль этики и нравственности в процессе становления человека и развития его сознания. Авторы вполне успешно удерживаются в строгих рамках научного дискурса, избегая любой формы идеологизации и морализаторства. Говоря об эволюции человека (в данном случае речь идет не столько о «происхождении от обезьяны», сколько о процессе формирования сознания), редакторы книги отмечают, что «одним из источников конфликта является то, что многие религиозные мыслители отождествили отстаивание веры <…> с безусловным отвержением любых представлений об эволюции… С другой стороны, несколько известных исследователей эволюционной теории связывают ее с утверждением о безосновательности религиозной веры» (с. vii). Под «известными исследователями» в сноске прямо названы Р. Докинз и Д. Даннет, что справедливо помещает данную книгу в контекст дискуссии вокруг «нового атеизма».
1. McGrath, Alister, McGrath, Joanna Collicutt. The Dawkins Delusion? Atheist Fundamentalism and the Denial of the Divine.
Алистер МакГрат и Джоанна Колликатт МакГрат. Докинз как иллюзия? Атеистический фундаментализм и отрицание божественного.
Небольшая популярная книга, содержащая анализ «нового атеизма» на примере «Иллюзии Бога» Р. Докинза. Книга состоит из четырех глав, в которых авторы разбирают основные направления критики религии со стороны «новых атеистов». В первой главе авторы полемизируют с представлениями «новых атеистов» о Боге, доказывая, что концепции Бога, с которыми они борются, не соответствуют тому, что учат о Нем представители всех основных монотеистических религий. Вторая глава посвящена конфликту науки и религии. Третья – происхождению религии, а четвертая – этической стороне религиозной веры и атеизма. «До недавнего времени, – пишут авторы, – западный атеизм терпеливо ожидал в надежде, что вера в Бога вымрет сама собой. Но теперь в нем ясно проступает обеспокоенность. Вера в Бога не собирается вымирать: напротив, она испытывает подъем, и оказывает всё большее влияние как в социуме, и в жизни простых людей. Книга "Бог как иллюзия" отражает черьезное беспокойство по этому поводу… Вот чем на самом деле обеспокоен Докинз. Под маской резкой и воинственной риторики его книги скрывается серьезная неуверенность в том, что общество продолжит интересоваться атеизмом. "Бог как иллюзия" – книга, предназначенная скорее для атеистов, чья вера поколебалась, чем для объективной и серьезной дискуссии с теми, кто верит или находится в поиске правды… Ритуальное осмеивание религии Докинзом скорее мешает тому, чтобы рассматривать его аргументы и опасения всерьез» (р. 96).
Авторы книги – признанные специалисты в данной теме. А. МакГрат – бывший атеист, а ныне англиканский священник, профессор истории науки и религии Оксфордского университета, в котором он получил три докторских степени – по молекулярной биофизике, богословию и истории. МакГрат – автор нескольких книг об атеизме. Дж. Колликатт – его супруга, профессор психологии в Рипон-Колледже, Каддсдон, который является ведущим центром духовного образования Церкви Англии. Ее работы по пастырской психологии считаются главными учебными пособиями при подготовке священников этой Церкви.