Важная черта современного церковного искусства — разнообразие. Беседа с организатором фестиваля «Видеть и слышать» Дмитрием Трофимовым
В Москве с 27 октября по 4 ноября пройдет фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Более 200 художников, скульпторов и архитекторов объединились, чтобы показать свои лучшие произведения через призму двадцативековой истории христианского искусства. Они представят 300 работ в разных стилях и направлениях. О том, что ждет гостей, порталу «Богослов.Ru» рассказал организатор и генеральный продюсер фестиваля, художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов.
Статья

Дарья Шабалина, Михаил Леонтьев. Роспись храма Воскресения Христова в Сретенском монастыре Москвы

— Дмитрий Александрович, какова миссия фестиваля «Видеть и слышать»?

— «Да будут все едино!» — такова основная тема фестиваля. Его цель — объединить людей, которые взаимодействуют сегодня в церковной культуре. На площадке будут представлены работы совершенно разных художников: разные направления, разные языки, все богатство и разнообразие современного церковного искусства. Но все они имеют единый стержень — Священное Писание. Несмотря на свободу творчества, художники остаются едины в главном — в транслировании смыслов, которые являются сущностью Писания и канонов Церкви.

У гостей нашего фестиваля будет возможность погружения в церковную культуру. Мы стараемся сделать так, чтобы это была не мертвая экспозиция, чтобы она максимально доходчиво доносила все тенденции и все многообразие христианского искусства до каждого человека. Для этого мы проводим экскурсии, лекции, чтобы человек может прийти, послушать, посмотреть фильмы, окунуться в яркую и очень драматичную полемику, которая будет на круглых столах, попробовать силы в мастерских, увидеть, как создаются шедевры церковного искусства, на мастер-классах знаменитых художников.

Мы создаем единое современное пространство, где люди могут общаться между собой. Люди, объединенные церковной культурой: художники, заказчики, клирики, ктиторы — все, кто так или иначе задействован в процессе создания произведений церковного искусства. Потому что культура — живая ткань, которая разрастается на клеточном уровне: клеточками являются иконы, росписи в храмах, церковная утварь и т.д.

Наш фестиваль — площадка для диалога между всеми участниками этого процесса. Общение крайне необходимо: нужно обозначать проблемы, проговаривать их, задавать вопросы друг другу и себе. Мы не говорим о том, что наша задача — отвечать на эти вопросы, но правильно сформулированный вопрос уже приводит к нахождению решений. В этом и есть миссия фестиваля.

Александр Лавданский. Христос на троне

— Почему современному молодому человеку стоит посетить фестиваль? Что он для себя почерпнет?

— В первую очередь он поймет: то, что происходит в храмах — это творческая жизнь. Храмовая культура не есть нечто замороженное несколько столетий назад и клонируемое механическим образом.

Выставка дает возможность при более углубленном взгляде понять, что стоит за сегодняшними процессами в церковной культуре. Узнать, откуда «ноги растут» у того или иного художественного явления в Церкви, просмотреть ретроспективу всех 20 веков церковного искусства, увидеть то, что делается сейчас, и все это — на одной сравнительно небольшой площадке.

Человеку, который посетит нашу выставку, многие вещи станут ближе и понятнее. Глядя потом на какие-то храмы, он будет замечать аналоги того, что он видел в экспозиции, или наоборот. Для общего культурного развития человека, даже не обязательно церковного, эта выставка будет очень интересной.

Евгений Максимов. Господь Саваоф. Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя в Москве

— Как соотносится личное творческое начало художника и верность церковной изобразительной традиции?

— Этому вопросу был посвящен первый круглый стол, который прошел в прошлом году на выставке «Монументальное искусство в Церкви».

У большинства людей, даже церковных, которые далеки от церковного искусства и не знают, как оно творится, есть ощущение, что это некий схематический процесс, чисто техническое копирование росписей. Действительно, один из принципов написания иконы говорит о том, что она есть список с более раннего образа. Но с другой стороны, у каждого иконописца существует свой художественный опыт, свой духовный опыт, он находится в определенном месте и времени. Внутреннее видение человека при работе над созданием нового образа, новой иконы преломляет традицию, которая, как я уже говорил, есть живая ткань.

Конечно, существуют каноны в церковной живописи, которые регламентируют ее создание, есть правила, принятые и на VII Вселенском соборе, и на последующих соборах. В период после эпохи иконоборчества были выработаны постановления, которые, скажем, не благословляли художникам изображать апостолов в виде животных. Или, например, не позволялось изображать Христа как доброго пастыря либо в виде молодого человека в доспехах, хотя эти образы сложились не случайно. Сам Христос о себе в Евангелии так говорит, и тем не менее восприятие таких образов Церковь посчитала не душеспасительным.

Произведение искусства является неким посланием: есть адресант, который его посылает, но как оно воспринимается адресатом — отдельный вопрос. Оно может быть понято и неадекватно, так что задача адресанта — правильно сформулировать сообщение.

Дмитрий Трофимов. Деисис. Иоанн Предтеча. Роспись часовни великомученика Пантелеимона в Видном

— Что такое язык сакрального искусства? Почему сегодня используется такое огромное количество стилей из разных исторических эпох?

— Мы оказались в совершенно фантастической ситуации, в которой никогда не были художники прошлого. Мы знаем до деталей все богатство христианского искусства, начиная от катакомб и заканчивая нашими днями. Мы смотрим на эпохи христианского искусства как на разрез оникса, где слоями можем видеть все памятники. Другое дело, что многие образцы до нас не дошли — так, за тысячу лет утрачена огромная часть византийского искусства. Но в целом картина для нас довольно ясна, какие-то вещи мы можем додумать, дофантазировать — у нас достаточно полное понимание процессов, которые происходили и в иконоборческий период, и в любую другую эпоху. А дальше вступают другие механизмы: почему тот или иной автор выбирает то или иное время? Это вопрос пристрастия или бэкграунда развития конкретного художника: что ему больше понравилось, что меньше. Кто-то был, к примеру, в Сербии и видел живопись Евтихия, кто-то был в Софии Константинопольской, а кто-то поддался завораживающей простоте коптского искусства и остановился именно на этой эстетике. Кто-то вырос в Палехе и с детства впитал культуру наших иконописных деревень.

Предпочтения художников обусловлена их внутренней эстетической мотивацией, а она абсолютно разнообразна. На них накладываются эстетические предпочтения заказчиков, ктитора, и настоятеля храма. Есть и диссонирующие вещи: роспись в архитектуре XIX века не может быть выполнена в стилистике XVI века. Но в целом мы говорим о том, что сегодня колоссальное количество предпочтений рождено уникальностью нашего видения всего христианского искусства.

Александр Крестовский. Христос Эммануил

А такое смешение стилей — не проявление постмодернизма?

— Это очень острый вопрос, который я не раз слышал от многих художников, в том числе и церковных. Как соотносится современная нам церковная культура с общими тенденциями, которые есть в европейской культуре XX и начала XXI веков? Можно ли художественную деятельность, происходящую в России в рамках церковного творчества, соотнести с тенденциями и направлениями современной европейской культуры?

Многое из того, что происходит в церковной культуре, действительно напоминает основные принципы постмодернизма: деконструкция, коллажность, поверхностность формы по отношению к содержанию. Это один из вопросов, который я бы хотел обсудить на круглых столах. Вопрос даже не в искусстве постпостмодерна, к которому относится вторая половина XX века. Вопрос, куда мы идем дальше? В Европе развивается направление метамодерна, и некоторые произведения современной церковной культуры могут быть встроены именно в эту парадигму. Мне бы хотелось послушать ответы на этот вопрос философов и искусствоведов, людей, которые занимаются эстетикой.

Алексей Проценко. Корсунская икона Божией Матери

— Насколько сегодня художники, клирики и прихожане понимают символический язык изобразительного искусства Церкви?

— Последние 20-30 лет были каким-то фантастическим всплеском всего церковного. В церковной науке появилось огромное количество современных трудов по богословию иконы, раскрывающих понимание нюансов церковной культуры. Многие художники живут внутри этой традиции и пользуются плодами науки. Важно, чтобы мы чаще и глубже говорили об этом, чтобы запрос клириков как заказчиков тоже был глубже, чтобы люди подходили к созданию произведения церковного искусства с большим интересом. Фестиваль как раз и задумывался для того, чтобы влить новую энергию, новую пассионарность в этот процесс.

Можно говорить о церковном искусстве в целом как о некоем языке: на нем Церковь предлагает зрителю образы, которые вместе с текстом Священного Писания раскрывают смысл православного учения. Этот язык всегда был иносказательным, носил аллегорический характер. В Евангелии Христос говорит притчами, и ученики не всегда Его понимают. Рассказывая о Царствии Небесном, Он использует образы и сравнения, не говорит прямо. Поэтому важна работа самого адресата, чтобы понять сообщение, которое он получает. Прямые слова могут профанировать смыслы. Именно поэтому церковное искусство — сакральное, оно не похоже на светское искусство. Оно всегда символично.

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть и слышать»

 

Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» пройдет в Московском Доме художника по адресу: Москва, Кузнецкий мост, 11. Время работы: с 12.00 до 21.00. Вход на все мероприятия фестиваля свободный.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Московского союза художников и Российской академии художеств.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9