В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII–XIX веков».
Среди экспонируемых произведений — редкие памятники иконописи, а также гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собраний Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Куратор выставки — главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела музея имени Андрея Рублева доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств, профессор кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии Олег Хромов, отмечает, что экспозиция дает возможность проследить развитие иконографии и технологии создания печатных антиминсов в течение трех столетий, начиная с реформ Патриарха Никона до середины XIX века, когда на смену гравюре пришла новая техника печати.
Среди экспонируемых произведений обращает на себя внимание «Оплакивание» ок. 1497 г. из знаменитого Кирилловского чина и «Положение во гроб» XVI в. Также на выставке демонстрируется несколько антиминсов никоновского времени. Интересно, что в конце XVII в., в антиминсах патриарха Адриана меняется иконография центральной композиции вместо «Оплакивание» изображают «Положение во гроб». Эта иконография сохраняется в антиминсах Синодального периода.
В 1722 г. указом Синода запрещалось изображать на антиминсах Бога Отца. Однако в конце XIX в. Его изображение появляется в одном из синодальных изданий антиминса (этот антиминс экспонируется на выставке).
Выставка продлится до 24 ноября 2024 года. Во время ее работы в музее запланированы лекции, детские мастер-классы и концерт классической музыки.
Фото из каталога выставки предоставлены О.А. Хромовым.
Источник: Богослов.Ru / Пресс-служба МДА / Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева