Предисловие переводчика
В конце XVII – первой половине XVIII вв. Европу и Северную Америку охватило так называемое «Великое духовное пробуждение». Массы народа искренне обращались к Богу (правда, чаще всего несколько выходя за рамки официальной церковности); возникали новые общины того или иного толка; жажда слышания слова Божия и жизни, всецело посвящённой Христу, была почти беспримерной в истории Европы. Многие сообщества, возникшие тогда (например, гернгутеры), существуют и поныне; именно в те времена начались и протохаризматические практики, развившиеся к сегодняшнему дню чрезвычайно широко, так что даже само слово «протестантизм» в обиходном понимании чаще всего связывается именно с харизматическими общинами.
Терстеген относился к Великому духовному пробуждению, современником, свидетелем и своеобразным участником которого он был, двояко. С одной стороны, он радовался, что «Бог посетил народ Свой» и что многие люди всей душой обращаются к Евангелию. С другой стороны, трезвый, хорошо знающий церковную историю и «напитанный» учением св. отцов Терстеген был весьма обеспокоен поверхностностью и «лёгкостью», которые становились краеугольным камнем «нового христианства» (и которые определили-таки главные черты современного нео-протестантизма). Этому, в частности, посвящён его большой трактат, вошедший в сборник «Путь истины» – «Предостережение от духовной поверхностности и беспечности...» https://bogoslov.ru/article/5340652 Оба этих чувства хорошо видны и в публикуемом письме.
Очень важно сказанное в нём и для нас, русских православных христиан конца XX – начала XXI вв. У нас тоже произошло великое духовное возрождение. Затем это обернулось (собственно, на наших глазах, на нашем опыте оборачивается) обратными процессами. Эти процессы условно можно назвать «расцерковлением». Столкнувшись с ними, христианин чаще всего попадает в ситуацию недоумения, страха, неверия и неразрешимости вопросов: «как же так? где же Бог? почему всё валится из рук? неужели Церковь меня обманула?» и т. п. Ответов на эти вопросы от лица Церкви пока не сформулировано; есть даже тенденция обвинять «расцерковляющихся» христиан, что они-де сами во всём виноваты. Знакомство с текстами Терстегена, посвящёнными этой проблеме, может стать для таких христиан большим утешением. Оказывается, что «расцерковление», которому порой так ужасается современный православный христианин, носит объективный характер. Оказывается, что это не «крах церковности», а шаг вперёд, задание Божие, обращённое уже не столько к церковной общине или церковной администрации, а лично к каждому взрослеющему христианину. Наконец, оказывается, что мы совсем не уникальны, что подобные явления уже были в церковной истории, и только наше незнание и подчас ограниченность кругозора превращают хорошо изученные вещи, содержащие в том числе и достаточно ясные ответы, в неразрешимую трагедию.
Необходимость изучения этих вещей и пастырское попечение о многих «расцерковляющихся» христианах и делает, на взгляд переводчика, публикуемые тексты столь актуальными.
Игумен Петр (Мещеринов)
Письмо 4-е
О неразберихе и суете у новоначальных христиан во времена духовного возрождения,
и как Бог в своё время всё расставляет по своим местам.
__________________
Возлюбленный во благодати Господней брат!
Твоё письмо, доставленное дорогими мне братьями М. и G. (чрез коих думаю послать и ответ), только что благополучно получил, и радуюсь нашему единомыслию.
Конечно, без некоторой оторопи и печали невозможно наблюдать многоразличные пути новообращённых христиан, порой исполненные неразберихи, шума и суеты. И однако же не всё происходящее нужно без различения ругать и отвергать, поскольку многим новоначальным ведь не хватает поддержки и руководства; а сами они, из-за бедственной неспособности их беспокойных и устремленных вовне душ распознавать и воспринимать подлинные внутренние привлечения от Отца (Ин. 6, 44) и действия благодати, не могут управить себя. Если бы сии новоначальные христиане не ходили всё время по кругу, но должным образом поспешили бы прямо к цели, для чего поставили бы во главу угла подлинное освящение и внутреннее богообщение во Христе и мудро соразмеряли бы с этим всё остальное, – то они не пребывали бы всегда вдали от истины и не тратили бы драгоценные, но в них ещё очень слабые благодатные силы на бесполезные вещи. Всё, что только приводит ищущую Христа душу к умиранию для тварной, чувственной и самостной жизни (Кол. 3, 3); всё, что только питает, укрепляет и собирает сердце и вливает в него любовь и благоговение к соприсутствующему нам Источнику любви – всё сие достойно всякого принятия, как бы мало́ и «овнешнённо» само по себе оно ни было. Если бы мы учились познавать дерево по его плодам (Мф. 7, 16–20), то скоро смогли бы с точностью определить, насколько в каждом случае новоначальное «кипение» содействует или препятствует Царству Христову.
Непросвещённое и необученное око никогда не сможет узреть, сколь велика неспособность детей ветхого Адама к подлинному общению со своим Богом и Источником жизни. И как глубоко и долготерпеливо сие вечное Благо снисходит к нам и водит нас на помочах, дабы всякая мешанина в нас всё более прояснялась, и мы поистине приближались к Нему и становились способными к общению с Ним! Он закрывает глаза на тысячи наших глупостей и проводит искреннюю душу через них, зная, как всё поставить на своё место в своё время. Мы уразумели сие отчасти в себе самих; будем же снисходительны к другим. Усмотрим в них доброе основание и намерение и поможем им найти истинный путь.
Отнюдь не без Божьего промысла, побуждения и содействия происходит, что то в одной, то в другой стране, в разные времена и среди разных людей возникает широкое духовное пробуждение, подобное бурному ветру, и многих обращает ко благу. Да, сюда неизбежно примешивается, как среди пробуждённых, так и пробуждающих, очень много человеческого, нечистого, сектантского. Но долготерпеливая Любовь снисходит сему и благословляет даже и ущербный, но предпринятый с благими намерениями труд. Кратко сказать: заброшена сеть и извлечено множество рыб всякого рода (Мф. 13, 47–78). По некотором времени постепенно становится тихо, и, кажется, духовное возрождение сходит на нет. Многие, поучаствовав в его суматохе без основательного внутреннего изменения, возвращаются на старое; подлинные христиане всё яснее видят недостаточность прежнего рода действий; сеть расторгается, и каждый идёт своим путём. Не есть ли это руководство Премудрости для настоящих христиан? Не хочет ли она привлечь их к более глубокому вхождению вовнутрь и к большему вниманию, дабы её тихий голос был услышан в сокровенностях внутреннего человека – что при предшествующей неразберихе и сумятице было невозможно?
И таким образом в своё время божественная Премудрость упорядочивает и расставляет всё по своим местам, как в общем, так и в частном. Что раньше пробуждало, питало духовную жизнь и способствовало ей, более уже не проявляет своего прежнего действия; и даже желание и возможность прежнего благочестия часто удивительным образом отнимается от людей, поскольку благодатные силы углубляются вовнутрь и уже не воспринимаются в чувственно-рассудочной сфере, но требуют себе места в тишине и святыне внутреннего человека. И тогда для души наступает время некоего святого «сепаратизма» – когда она обретает жизнь Христову и входит в неё не в каких-то внешних действиях и общем шуме, и не своими усилиями, но тем, что даёт в себе место действовать Господу, и во внутреннейшем смирении и отделении себя от всего, что не есть Бог и Божие, ожидает от Его чистой благодати того, что сам человек себе дать никак не может. Ибо поистине ничто не оправдает и не упокоит нас, если Сам Бог не будет беспримесно действовать и приобщать нас Себе в глубине сердца. Там открывается нам, бедным грешникам, вечная и столь близкая к нам любовь Божия в святейшем имени Иисус-Эммануил. В Него да погрузимся и да живём Его всесильной благодатью! Ему слава во веки веков. Аминь.
(1, I, 66)