В настоящей публикации представлены самые ранние из обнаруженных нами документов по истории Московских духовных школ, хранящихся в фонде уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви (с 1966 года – по делам религий) при Совете Министров по городу Москве и Московской области в Центральном Государственном архиве Московской области (Ф. 7383). Повседневная жизнь приходов, взаимоотношения духовенства и верующих с антирелигиозной государственной машиной по документам фонда уполномоченного, которым с момента возникновения должности (с декабря 1943 г.) до февраля 1984 г. являлся А.А. Трушин[1], всё активней изучаются историками Русской Церкви[2]. Послевоенная история Богословского института, пастырских курсов и возникших на их основе Академии и Семинарии так же не обойдена вниманием исследователей[3]. Сохранилось много воспоминаний учащихся Московских духовных школ[4]. Важная информация по истории Академии и Семинарии содержится в переписке Патриарха Алексия I с Советом по делам РПЦ[5]. Послевоенная история МДАиС освещена так же в специальном выпуске Богословских трудов[6]. В то же время история Московских духовных школ по документам фонда уполномоченного по делам религий по Москве и Московской области почти не изучена. Здесь можно указать только одну источниковедческую статью преподавателя МДАиС Д.В. Сафонова (ныне священника), в которой автор прямо говорит: «Фонд, хранящийся в ЦГАМО, остаётся практически неисследованным»[7].
В описи 2, полностью состоящей из дел МДАиС, хранятся отчёты об общем состоянии духовных школ за каждый учебный год, об учебном процессе и результатах экзаменов, журналы заседаний совета МДА и прочие документы.
Оба публикуемых документа хранятся в описи 1 в делах, состоящих из докладов, отчётов, справок и т.п., направленных Трушиным различным партийным и советским руководителям, и являются извлечениями из документов с одинаковым названием: «Информационный доклад о положении и деятельности Русской православной церкви на территории гор. Москвы и Московской обл.»[8]. На первых листах обоих докладов стоит гриф «секретно».
Документ №1 является извлечением из доклада о положении Русской Церкви в Москве и области по состоянию на 1 января 1947 года, направленного секретарю Московского областного и Московского городского комитетов ВКП(б) Г.М. Попову, председателю исполкома Мособлсовета П.С. Тарасову и секретарю исполкома Моссовета И.М. Соколову. Из сопроводительного письма к докладу видно, что направлен он «для сведения», на самом письме стоит гриф «сов. секретно». Документ №2 является извлечением из доклада о состоянии РПЦ в Москве и области по состоянию на 1 апреля 1948 года, направленного в отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Заборскому[9], согласно его просьбе.
Оба документа предельно сухи, не содержат никаких сведений из биографий конкретных учащихся или преподавателей, нет характеристик на них – нравственного облика, политической «неблагонадёжности» и проч. Такая информация появится в дальнейших, более пространных докладах Трушина.
Документы по истории Академии и Семинарии присутствуют в архиве МДАиС, «Трушинском» фонде ЦГАМО, в фонде Совета по делам РПЦ при СНК (СМ) СССР в ГАРФ (Ф. 6991) и в других архивах. При этом речь не только о разных документах, но и об одних и тех же, изготовленных в нескольких экземплярах и разосланных по разным адресам[10]. Такие материалы могут уточнять и дополнять друг друга. Это относится и к настоящей публикации[11].
***
Орфография документов сохранена. Все подчёркивания сделаны составителем документа машинописью.
[ ] – добавлено публикатором, < > – предположительное чтение.
№1
VI. О духовных учебных заведениях.
С июня 1944 года Правительством разрешен к функционированию в гор. Москве Богословский институт1, рассчитанный на 3 года обучения, и 2-х годичные Богословско-пастырские курсы.
С начала 1946-1947 учебного года институт и Богословско-пастырские курсы при нем переименованы в Московскую духовную семинарию с 4-х годичным курсом обучения и в Московскую духовную Академию так же с 4-х летним курсом.
Духовная Семинария есть среднее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать богословское образование и подготовлять священно-церковнослужителей православной церкви для епархии2.
Духовная Академия есть высшее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать высшее богословское образование и подготовлять богословско-просвещенных пастырей церкви и преподавателей духовно-учебных заведений.
В административном отношении оба учебные заведения[,] ввиду неполного состава академии и общего для них помещения,3 на предстоящий учебный год объединены под руководством одной администрации4 и содержатся на средства епархии5.
Обучение в Духовной семинарии и академии бесплатное. Для материально не обеспеченных учащихся учреждаются стипендии и общежитие.
В духовные учебные заведения принимаются лица православного исповедания, мужского пола, не моложе 18 лет, прошедшие общеобразовательную подготовку не менее неполной средней школы для семинарии и средней школы для академии.
К испытаниям, которые проводились с 2-го по 23-е сентября 1946 года[,] в духовные учебные заведения было подано 208 заявлений.
В результате испытаний принято в семинарию – 83 чел., в академию – 3 чел., остальные 122 чел. были отсеяны по разным причинам.
В настоящее время Московская духовная семинария работает в составе всех 4-х классов с общим количеством учащихся 130 человек, а Московская Духовная академия в составе 1 и IIа курсов с общим числом студентов 14 человек.
Таким образом[,] в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947 года обучается 144 чел., из них:
1. По возрасту:
| от 18 до 20 лет " 21 до 30 " " 31 до 40 " " 41 до 50 " " 51 до 60 " " 61 и выше | – 49 чел. – 38 " – 18 " – 20 " – 17 " – 2 " | |
2. По образованию: |
а) имеющих низшее образ[ование] б) " н[езаконченное]/сред[нее] " в) " среднее " г) " н[езаконченное]/высшее " д) " высшее " е) " спец[иальное] богосл[овское] среднее образ[ование] |
– 26 чел. – 63 " – 27 " – 9 " – 14 "
– 5 " | |
3. По положению |
а) рабочих……………………..…... б) служащих…………………..…… в) колхозников…………………..... г) учащихся………........................... д) демобил[изованных] военнослужащих………………….. е) священно и церковно-служ[ителей]………………………. ж) прочих……………………….…. |
– 35 чел. – 36 " – 2 " – 28 " – 13 "
– 20 " – 10 " | |
Общее число профессорско-преподавательского персонала в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947 года 18 человек, из них:
1. По возрасту: | от 40 до 50 лет " 51 до 60 " " 61 и выше" | – 2 чел. – 7 " – 9 " | |
2. По образованию: |
а) Имеющих общее среднее образов[ание] б) "общее высшее" в) "богословско-семинарское образов[ание] г) "богословско-академич[еское] образование
|
1 чел. 2 чел.
3 чел. 12 чел. | |
3. По роду занятий в момент поступления в данное учебное заведение. | а) служителей культа……………. б) преподават[елей] светских учеб[ных] завед[ений]………… в) прочих…………………………. | 5 чел. 9 чел. 4 чел. | |
4. По работе: |
а) работают по совместительству по линии церковной…………... б) работают по совместительству в светских учреждениях……… |
4 чел. 2 чел. | |
5. По наличию ученых званий и степеней. |
а) имеют ученые звания и степени, присвоенные по линии церковной.....…………………...... б) имеют ученые звания и степени, присвоенные по линии светской………………………….. |
13 чел.
1 чел. | |
ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 11. Л. 34-36. Машинописный отпуск.
№2
IV. О духовных учебных заведениях.
С июня 1944 года Правительством разрешены к функционированию в гор. Москве Богословский институт, рассчитанный на 3 года обучения и 2-х годичные Богословско-пастырские курсы.
С начала 1946-1947 учебного года институт и Богословско-пастырские курсы при нем переименованы в Московскую духовную семинарию с 4-х годичным курсом обучения и в Московскую духовную академию так же с 4-х летним курсом.
Духовная семинария – есть среднее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать богословское образование и подготовлять священно-церковнослужителей православной церкви для епархии.
Духовная академия – есть высшее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать высшее богословское образование и подготовлять высшее духовенство церкви и преподавателей духовно-учебных заведений.
В административном отношении оба учебные заведения[,] ввиду неполного состава академии и общего для них помещения[,] до настоящего времени объединены под руководством одной администрации6 и содержатся на средства епархии5.
Обучение в Духовной семинарии и академии бесплатное. Для материально не обеспеченных учащихся учреждаются стипендии и общежитие.
В духовные учебные заведения принимаются лица православного исповедания, мужского пола, не моложе 18 лет, прошедшие общеобразовательную подготовку не менее неполной средней школы для семинарии и средней школы для академии.
К испытаниям, которые проводились в сентябре месяце 1947 года[,] в духовные учебные заведения было подано 173а заявления.
В результате испытаний принято в семинарию – 65 чел.7, остальные 108 чел. были отсеяны по разным причинам.
В настоящее время Московская духовная семинария работает в составе всех 4-х классов с общим количеством учащихся 162 чел., а Московская Духовная академия в составе 1 и II <и III?>б курсов с общим числом студентов 24 чел.
Таким образом в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1948 года обучается – 186 чел., из них:
1. По возрасту:
| от 18 до 20 лет " 21 до 30 " " 31 до 40 " " 41 до 50 " " 51 до 60 " " 61 и выше | – 59 чел. – 53 " – 33 " – 22 " – 17 " – 2 " | ||
2. По образованию: |
а) имеющих низшее образование б) " н[езаконченное]/сред[нее] " в) " среднее " г) " н[езаконченное]/высшее " д) " высшее " е) " спец[иальное], богосл[овское] среднее образование |
– 68 чел. – 63 " – 27 " – 9 " – 14 "
– 5 " | ||
3. По положению |
а) рабочих…………….. б) служащих………….. в) колхозников……….. г) учащихся…………... д) демобилизованных военнослужащих……... е) священно и церковно-служ[ителей].. ж) прочих………………. |
– 45 чел. – 46 " – 12 " – 28 "
– 15 "
– 20 " – 10 " | ||
Общее число профессорско-преподавательского персонала в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947в года 18 человек, из них:
1. По возрасту: От 40 до 50 лет " 51 до 60 " " 61 и выше |
– 2 чел. – 7 " – 9 " | |||
2. По образованию: а) имеющих общее средн[ее] образование б) " " высшее " в) " богословско-семинарск[ое] образование………………………… г) " богословско-академическое образование………………………… |
– 1 чел. – 2 " – 3 "
– 12 " | |||
3. По роду занятий в момент поступления в данное учебное заведение а) служителей культа………………………... б) преподавателей светских учебных заведений…………………………………….. в) прочих……………………………………... |
– 5 чел. – 9 " – 4 " | |||
4. По работе: а) работают по совместительству по линии церковной………………… б) работают по совместительству в светских учреждениях….................. в) В штате духовных заведений…….. |
– 4 чел.
– 2 " – 12 " | |||
5. По наличию ученых званий и степеней. а) имеют ученые звания и степени, присвоенные по линии церков[ной] б) имеют ученые звания и степени, присвоенные по линии светской |
– 13 чел.
– 1 " | |||
ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 14. Л. 30-31. Машинописный отпуск.
1 Богословский институт и курсы открылись 14 июня 1944 года в Свято-Успенском Новодевичьем монастыре.
2 В МДС готовили священно- и церковнослужителей, конечно же, не только для Московской епархии, но и для всей Русской Церкви. Это тем более актуально для описываемого периода, в связи с отсутствием в большинстве епархий духовных учебных заведений.
3 Академия и Семинария занимали на тот момент Лопухинский корпус, храм Преображения Господня и Успенскую трапезную церковь. Патриарх Алексий I ещё 15 августа 1945 года ходатайствовал перед Советом по делам РПЦ о передаче Московской Патриархии зданий Академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Уполномоченный по делам РПЦ при СНК Г.Г. Карпов в своём ответе сообщил, что ходатайство удовлетворено, сроки передачи будут установлены позднее, о чём Патриарх будет уведомлён. (См. Письма Патриарха Алексия I… Т. 1. С. 67-69). Переезд Академии и Семинарии из Новодевичьего монастыря в Лавру состоялся в октябре 1948 года.
4 С 23 октября 1946 по 7 февраля 1947 года ректором Академии и Семинарии был протоиерей Николай Чепурин.
5 О финансировании семинарии из средств епархии говорит так же исследователь истории Ставропольской семинарии свящ. Евгений Шишкин, (см. Ставропольская Духовная Семинария в 1946-1960 годах: http://history-mda.ru/konf_25_26_dek_2010/stavropolskaya_duhov_112.html). В статье автор указывает, что с 1953 года финансирование стало централизованным и затраты были распределены между всеми епархиями. Полагаем, что МДАиС в данный период содержались не только за счёт средств Московской епархии, но, как столичные, финансировались и из Патриархии.
6 С 14 ноября 1947 по 15 августа 1949 года ректором Академии и Семинарии был епископ Гермоген (Кожин).
7 М.Х. Трофимчук в своих воспоминаниях пишет, что после окончания Семинарии в 1947 году 9 человек поступили в Академию. Количество учащихся Академии увеличилось в период между составлением отчётов на 10 человек. Однако пропущен ли в докладе только 1 человек, поступивший в Академию не из семинарии, или нет сказать трудно, т.к. нам неизвестно точное количество студентов, покинувших в этот период Академию.
[1] Трушин Алексей Алексеевич (1912–?). Как и уполномоченный по делам РПЦ во «всесоюзном масштабе» Г.Г. Карпов, до назначения на должность уполномоченного являлся сотрудником органов госбезопасности.
[2] Сергий Голубцов, протодиак.Церковная Московия в 1935-1965 годах // Церковно-исторический вестник №11 М. 2004, С. 4–71, Елсуков А.В. Приходские организации РПЦ в 1945 – 1964 гг.: религиозная и гражданская деятельность (на материалах г. Москвы и Московской области), дисс. к.и.н. Иваново. 2012 и др.
[3] Светозарский А.К. Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой Лавры в 1948 году.http://history-mda.ru/publ/vozvraschenie_moskovsk_47.html, Пушков Сергий, священник.Начальный период возрождения Московских духовных школ (1944–1964 гг.). Профессорско-преподавательская корпорация. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Машинопись. С.Посад, 2002.
[4] Митрополит Питирим (Нечаев). Воспоминания. Богословский институт. http://www.pravoslavie.ru/put/051205120343.htm, Трофимчук М.Х.Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. 1944-2004. СТСЛ, 2005. Фрагмент воспоминаний о Московских духовных школах в Новодевичьем монастыре опубликован в Московских епархиальных ведомостях №7-8 2008. Воспоминания заслуженного профессора МДА К.Е. Скурата http://www.bogoslov.ru/text/2820070.html.
[5] Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 гг. в 2 тт. / ред. Н.А. Кривова;отв. сост.Ю.Г. Орлова. М. РОССПЭН. 2009-2010.
[6] Смирнов Вадим, прот.Святейший Патриарх Алексий и Московские духовные школы // Московская духовная академия 300 лет (1685-1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986.
[7] Сафонов Д.В. Обзор архивных источников по истории Московских духовных школ в послевоенный период. Богословский вестник МДАиС, № 11-12, М., Сергиев Посад, 2010. С. 644-645. Автор справедливо придаёт этому фонду важное значение: « Изучение фонда уполномоченного, безусловно, даст много ценных сведений об истории МДА в советский период» . Там же. С. 645.
[8] Эти экземпляры документов, идентичные отправленным и оставшиеся в фонде отправителя, мы, в соответствии с правилами источниковедения, называем отпусками.
[9] Должность, имя и отчество установить не удалось.
[10] Кроме ЦГАМО Ф. 7383. журналы заседаний Совета МДАиС естественно находятся и в архиве МДАиС (см. Сафонов Д.В. Указ. соч. С. 625).
[11] По справке, находящейся в ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 37. Л. 142 (см. Сафонов Д.В. Указ. соч. С. 639), на 1 января 1947 г. в Академии и Семинарии было 17 преподавателей, в то время как в публикуемом ниже отчёте на 1 января 1947 г. подробно расписан состав из 18 преподавателей.