История духовного образования
Статья
Статья аспиранта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Григория Владимировича Бартенева посвящена изучению процесса преодоления сопротивления партийно-хозяйственного руководства областного уровня в СССР открытию и функционированию духовных учебных заведений в послевоенный период на примере возрождения Саратовской духовной семинарии в 1944–1951 гг. Рассматриваемый период разделяется на три части: длительный процесс сопротивления саратовских властей открытию семинарии и непредоставления помещения ей (1944–1947), относительно спокойный период функционирования семинарии и период реакции местных властей на празднование Крещения Господня в 1949 г., известное как «Саратовская купель», которое привело к тяжелому двухлетнему кризису в церковно-государственных отношениях в Саратове и попытке закрытия духовной школы. В статье показана роль архиереев, управлявших Саратовской епархией и отвечавших за возрождение Саратовской семинарии: архиепископов Григория (Чукова) и Алексия (Палицына), епископов Паисия (Образцова) и Бориса (Вика), а также архиепископа Филиппа (Ставицкого), помощь со стороны патриархов Русской Православной Церкви Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского). Данные события рассматриваются в связи с процессами ухудшения церковно-государственных отношений в СССР, начавшихся в 1946 г., после смены руководства Министерства государственной безопасности СССР, и повлекших за собой давление на Церковь со стороны партийного руководства областей и республик СССР.
Статья
Епископское служение митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) по сей день остается актуальной темой для исследователей. Годы его служения в качестве правящего архиерея обширной Камчатской епархии, включавшей в себя огромные территории Сибири, Дальнего Востока и Аляски, уже освещены в целом ряде научных исследований. Одной из наиболее важных обязанностей епархиального архиерея всегда была забота о духовном образовании клириков вверенной его попечению епархии. Вопросы устройства и становления среднего духовного образования в Камчатской епархии в годы архипастырского служения владыки Иннокентия несомненно являются важной сферой самостоятельного анализа. В 2024 г. исполняется 145 лет со дня кончины святителя и 200 лет со дня первого прибытия будущего иерарха в Америку. Поскольку на сегодня проблемы устройства духовной семинарии в Новоархангельске, затем в Якутске и впоследствии в Благовещенске не были отдельными темами для исследования, следует признать, что обращение к данным вопросам представляется актуальным и научно значимым. Таким образом, цель исследования кандидата богословия, проректора по воспитательной работе Вологодской духовной семинарии, доцент кафедры церковно-исторических дисциплин иеромонаха Ферапонта (Широкова) — изучить деятельность владыки Иннокентия по организации средних духовных школ Камчатской епархии.
Статья
Архимандрит Сергий (Пушкарь) — профессор, проректор по воспитательной работе богословского факультета семинарии святителя Саввы Сербского в Чикаго, выпускник Московской духовной академии, игумен монастыря Покрова Пресвятой Богородицы Новая Грачаница (Чикаго). 24 сентября 2024 года в Большом зале Московской духовной академии прошла презентация книги архимандрита Сергия «Жизнь, миссионерская деятельность и учение святителя Николая (Велимировича) Сербского». «Богослов.RU» поговорил с архимандритом Сергием о том, что значит для автора работа с наследием этого святого, о жизни православных сербов за рубежом и о перспективах сотрудничества Московской духовной академии и семинарии святителя Саввы Сербского в Чикаго.
Статья
В статье доктора богословия (Dr.Hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук (PhD), настоятеля храма святителя Луки, архиепископа Красноярского (город Норильск) священника Павла Бочкова рассматривается такое самобытное и уникальное явление в мире фалеристики и нумизматики, как памятные медали духовных школ Русской Православной Церкви, известные также как настольные памятные медали. Памятные медали духовных школ получили широкое распространение в ХХ–ХХI вв. среди представителей профессорско-преподавательских корпораций, сотрудников разного рода церковных учреждений и, конечно, выпускников духовных школ, как клириков, так и мирян. Памятные медали являются объектом коллекционирования как фалеристов, так и нумизматов, и как явление расположены на стыке интересов этих двух самобытных и многогранных направлений в коллекционировании. В статье в хронологическом порядке предложены известные автору памятные медали духовных академий и духовных семинарий, которые посвящены как юбилейным датам самих духовных школ, так и выдающимся представителям церковной науки прошлого и настоящего. Памятные медали духовных школ Русской Православной Церкви, возникнув в непростой для Православной Церкви советский исторический период, стали свидетельством не только возрождения корпоративного духа высшей духовной школы, но и заметным и ценным вкладом в современную церковную фалеристику, нумизматику и русское церковное прикладное искусство.
Статья
Статья кандидата исторических наук, научного сотрудника сектора изучения особо ценных фондов Российской государственной библиотеки Алексея Васильевича Ломоносова расширяет тему взаимоотношений философа В. В. Розанова и богословов ведущих духовных академий России начала ХХ века. Основным источником явились письма профессоров к мыслителю, собранные им в личный архив и переданные в Румянцевский музей. За основу были взяты письма 17 профессоров центральных духовных академий России. Видное место в отечественной журналистике позволяло Розанову наладить благожелательный контакт с преподавателями церковных дисциплин. Это подтверждает основная масса писем, связанная с просьбами профессуры о публичных отзывах мыслителя на их труды в периодике. Отношения с академической профессурой были основаны также на дискуссии с реформистскими идеями философа по вопросам христианского брака в различных периодических изданиях. Представления Розанова о связи пола с религией обычно встречали критику академической профессуры. Использование писем оппонентов и читателей мыслителя позволило приоткрыть мотивы появления ряда его публикаций по богословским вопросам на страницах церковных и других изданий. Корреспонденция В. В. Розанова 1910-х годов указывает на сближение идейных позиций с рядом профессоров по вопросам церковного права и общественной жизни в России.
Статья
5 августа 2024 года скончалась старейший преподаватель Одесской духовной семинарии — Наталья Петровна Кравченко. Более 55 лет Наталья Петровна преподавала в семинарии русский и английский языки. Наталью Петровну помнят и любят в разных уголках земного шара: везде, куда попадали выпускники Одесской семинарии, ее «мальчишки», как она всегда любя называла своих выпускников, в том числе уже убеленных сединами архиереев и священников.
Статья
12 июля 2024 г., в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, скончался заслуженный профессор Московской духовной академии Борис Александрович Нелюбов, многолетний труженик церковной науки, внесший значительный вклад в изучение истории и традиций дохалкидонских (древневосточных) церквей.
Статья
В статье председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, кандидата богословия, профессора протоиерея Максима Козлова рассказывается о возрождении духовного образования в Русской Церкви в 1943‒1948 годах. Духовные школы, практически уничтоженные в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны пережили второе рождение, укрепились и впоследствии смогли выжить во время хрущёвской антирелигиозной кампании.
Статья
В статье преподавателя-исследователя, младшего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Владимировича Дружинина рассматриваются процессы развития институциональных форм в Российской империи первой половины XIX в. Этот период — эпоха царствования императоров Александра I, Николая I и отчасти Александра II — характеризуется стремительным развитием государственных, церковных и общественных институтов, когда духовенство подвергалось все более тщательному правительственному регулированию. Сам корпус духовенства обретал выраженные корпоративные черты, росло число клириков, прошедших образовательные учреждения. Перед богословием встал актуальный по сей день вопрос: насколько практика подготовки духовенства может соотноситься с богословским осмыслением священства? Одно из решений этого вопроса можно увидеть в деятельности и трудах святителя Филарета (Дроздова). Однако до сих пор не установлена роль свт. Филарета в попытках сокращения разрыва между богословием и духовно-учебной практикой в первой половине XIX в.
Статья
Статья кандидата богословия, кандидата юридических наук, доцента кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии священника Владислава Багана анализирует систему церковного права в рамках канонического наследия именитого дореволюционного исследователя Николая Семеновича Суворова (1848–1909 гг.). Будучи заслуженным профессором церковного права Императорского Московского университета, Н. С. Суворов считается одним из основоположников церковно-правовой науки в Российской империи. Апогей научно-исследовательской деятельности ученого относится к последней четверти XIX столетия. Это время безусловно ассоциируется с расцветом отечественной науки церковного права. Суворовское учебное пособие «Курс церковного права» многократно переиздавалось, а его историко-канонические монографии оценивались духовно-академическим сообществом на уровне ведущих западноевропейских аналогов. За авторством Н. С. Суворова — мириады печатных трудов, среди которых десятки монографий и учебных пособий, сотни специализированных статей и рецензий в области церковного права. Автор статьи попытался систематически отразить церковно-канонические взгляды Н. С. Суворова.
Статья
Вспоминаем интервью, взятое для портала Православие.Ru в 2014 г. у ушедшего из жизни семь лет назад Федора Ефимовича Василюка – психотерапевта, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.
Статья
В досинодальную эпоху институт пастырства как духовного попечения в России был востребован, как правило, для тех, кто искал ответа на свои духовные вопросы в монастырях. Окормление приходскими священниками остального населения ограничивалось богослужениями, участием в Таинствах и исполнением треб. Слово же «пастырь» (как путеводитель, духовный наставник) до середины XVIII века закрепилось за архиереями, чья духовная жизнь должна была быть примером для подражания. Но почему тогда получилось, что на рубеже XIX–XX веков Церковь явила духовных подвижников из числа приходского духовенства? Какую эволюцию пережили российские духовные школы, что подготовка таких пастырей из числа приходского духовенства стала возможной? В рамках статьи кандидата теологии, старшего преподавателя кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского университета Андрея Владимировича Дружинина предполагается ответить на вопрос, как развитие духовного образования в синодальный период повлияло на формирование российского пастырства и какие исторические уроки позволяет извлечь изучение данного процесса.
Статья
На этой неделе отмечает 70-летний юбилей один из ключевых людей в Московской духовной академии — её многолетний духовник архимандрит Иларион (Форкавец). Портал «Богослов.Ru» поговорил с юбиляром о том, что значит его должность, каковы традиции академического духовничества, что может стать для студента препятствием к рукоположению и каков был путь самого отца Илариона в духовные школы.
Статья
Митрополит Амвросий (Ермаков) — ректор с 12-летним стажем. В первой части интервью порталу «Богослов.Ru» он рассказал о современном богословском образовании, ответил на вопрос, почему в Твери не стоит открывать семинарию, и объяснил, каких абитуриентов отправляет учиться в Сергиев Посад, а в каких — в Санкт-Петербург.
Статья
В статье магистранта кафедры филологии Московской духовной академии иеродиакона Иннокентия (Глазистова) рассматриваются жизнь и труды великого учёного XIX в., подвизавшегося в Московской духовной академии, — протоиерея Петра Спиридоновича Делицына, который внёс значительный вклад в перевод святоотеческих творений на русский язык. Особое внимание уделяется периоду учёбы прот. П. С. Делицына в МДА, рассматриваются особенности методики преподавания математики и философии в Академии. На основании воспоминаний профессоров, преподавателей и студентов МДА, описываются труды отца Петра, связанные с цензурой духовных книг, осуществлением и редактированием русских переводов сочинений святых отцов. В качестве приложения приводятся выдержки из исследования И. Н. Корсунского, посвящённого истории русских патристических переводов в МДА.