Личность русского мыслителя и ученого-энциклопедиста А. С. Хомякова, словно канувшего в небытие после яркой вспышки середины XIX в., заслуживает внимания. Он при своей жизни пытался бить в набат, говоря об опасности того западного пути, по которому шла Россия с начала эпохи Петровских реформ. К сожалению, при всей своей энциклопедической эрудированности, Хомяков преимущественно был мыслителем-теоретиком, нежели организатором-практиком. Мысль о необходимости осознания Россией своего уникального исторического пути и следования по нему была высказана Хомяковым очень ярко, однако, ему не удалось создать мощную религиозно-философскую школу со сколь-нибудь серьёзной преемственностью, а также сильно сплотить вокруг себя своих единомышленников-славянофилов. Тем более ему не удалось изменить направление общественно-политического движения России в связи с тем, что он был абсолютно чужд политики[i]. В этом состоит парадокс Хомякова – он, говоривший о необходимости построения в России активного христианского гражданского общества, мало занимался этой самой общественной деятельностью и избегал политики, без которой невозможно реформирование общества.
Тем не менее, без всякого сомнения, взгляды Хомякова относительно просвещения заслуживают самого внимательного изучения. Именно так – просвещением, в широком смысле этого слова, Хомяков называл нравственное и интеллектуальное развитие общества[ii]. Об этом же Хомяков говорит и в другом месте: «Просвещение не есть только свод и собрание положительных знаний: оно глубже и шире такого тесного определения. Истинное просвещение есть разумное просвещение всего духовного состава в человеке и в народе. Оно может соединяться с наукою, ибо наука есть одно из его явлений, но оно сильно и без наукообразного знания; наука же (одностороннее его развитие) бессильна и ничтожна без него. Некогда оно было и у нас, несмотря на нашу бедность в наукообразном развитии, и от него остались великие, но слишком малозамеченные следы»[iii]. Иными словами, для Хомякова просвещение – это не столько научное образование, сколько духовно-интеллектуальное возрастание всего народа. Получается, что для Хомякова слово «просвещение» двусоставно, оно словно имеет два крыла: духовный и материальный. Все это дает нам основания считать, что современным аналогом хомяковского термина «просвещение» является слово «культура». Мы знаем, что культура может быть материальной, а может быть духовно-нравственной, а это и есть 2 крыла хомяковского «просвещения». Такая замена термина «просвещение» термином «культура» поможет нам лучше понять Хомякова. Дело в том, что термин «культура» во времена Хомякова только начал входить в научный оборот, чаще всего в качестве русского заменителя этого термина использовали слово «просвещение». Так, одно из первых упоминаний термина «культура» встречается в «Карманной книжке для любителя чтения русских книг, газет и журналов» И. Ренофанца в 1837 г.[iv]. Справедливость нашего тезиса доказывает и то, что Хомяков включает в своё понимание просвещения такие отрасли современной культуры, как наука, литература, живопись, архитектура, зодчество, музыка. Кроме того, Хомяков говорит о просвещённости Китая, что, несомненно, служит синонимом признания существования его древней самобытной культуры.
Для лучшего понимания приведём мысли Н. А. Бердяева о понятии «культура» и о его связи с духовной и материальной составляющими человеческого бытия: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями»[v]. Бердяев не был первым, кто выводил культуру из культа, кто считал основанием культуры веру. До него свящ. Павел Флоренский говорил об этом так: «Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит некоторому предмету веры»[vi].
Нужно отметить, что мысли Хомякова о просвещении не выражены в виде строгой системы, и вышеприведенные определения просвещения являются почти единственными, которые он дает этому термину, столь часто используемому в его сочинениях. Также в своих сочинениях он даёт мало цитат и ссылок, в том числе на Евангелие и cвятых отцов, хотя очевидно, что он хорошо знаком с современной ему естественной и гуманитарной сферой научных знаний, а также с православной догматикой, историей Церкви и святоотеческим учением. Поэтому для лучшего понимания мыслей Хомякова иногда просто приходится вгрызаться в текст, для того, чтобы реконструировать тот смысл, который он вкладывал в свои слова и установить их истинное значение. Мы сказали, что для Хомякова развитие нравственности и ума – есть главные составляющие просвещения. Он считал, что только нравственный и умный человек может быть просвещённым, дисбаланс в ту или другую сторону опасен. Так как любое общество являет собой совокупность конкретных его членов, то можно сказать, что идеальным для Хомякова является общество, в котором большинство членов являются нравственно и умственно просвещенными. При анализе произведений Хомякова можно уточнить его позицию и сделать вывод, что под нравственной просвещённостью он имеет в виду духовно-нравственную просвещённость[vii]. Хомяков говорит о просвещении научном как о необходимом и богоугодном и о просвещении духовно-нравственном как о самом высшем, самом главном, к чему призван человек.
По мысли Хомякова, единственным фундаментом, на котором должна строиться духовно-нравственная и умственная (интеллектуальная) сфера личности, фундаментом настоящего просвещения, должна быть вера, а именно истинная вера, которой является Православие. С точки зрения Хомякова, только Православие позволяет человеку и человеческому обществу гармонично развиваться и не впадать в крайности.
Понять просветительские взгляды Хомякова невозможно без описания его сравнения двух систем просвещения, двух духовно-интеллектуальных матриц, двух культур – западной и русской, точнее – западной и восточной, католико-протестантской и православной. На этом сравнении, а также на размышлениях Хомякова относительно четырёх базисных для него слов-принципов – «любовь», «свобода», «единство», «органичность» – строится почти всё здание его учения о просвещении.
Хомяков подчёркивает приоритет духовного просвещения над интеллектуальным. Он говорит, что «разумное просветление духа есть тот живой корень, из которого развиваются и наукообразное знание, и так называемая цивилизация или образованность»[viii]. Эти слова хорошо соотносятся с мыслью преподобного Антония Великого о том, что умный человек – не тот, кто много знает, а тот, кто может различать добро и зло, то есть тот, кто духовен[ix].
Важнейшей проблемой просвещения Хомяков считал соблюдение баланса между духовностью и интеллектуальностью, недопущения одностороннего развития обоих направлений, при сохранении безусловного приоритета духовности. К сожалению, в истории человечества Хомяков не находит примеров идеального сочетания в общественном просвещении этих двух начал. На Западе он видит преобладание рациональной интеллектуальности над духовностью, так же, как и в высших слоях русского общества XIX в., в допетровской же Руси, наоборот – абсолютно подавляющее преобладание духовности над интеллектуальностью. Даже в Византии Хомяков не увидел образцового христианского общества, посчитав, что византийцы так и не смогли создать своих самобытных форм материальной культуры, но были вынуждены наполнить христианским содержанием те формы, которые родились в эллинско-римскую языческую эпоху. В то же время Хомяков выражал искреннюю надежду на то, что в будущем именно России удастся создать тот синтез между православной духовностью и рождённой на её почве интеллектуальностью, который откроет принципиально новую страницу в истории человеческого общества. Он считал, что главной задачей России является созидание духовно и интеллектуально гармонически развитого христианского общества, чуждого западных, византийских и древнерусских односторонностей.
[i] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 413-415.
[ii] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том третий. М., 1900. С. 465-466.
[iii] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 26.
[iv] Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.
[v] Бердяев Н. А. Смысл истории. М., Мысль, 1990. C. 166.
[vi] Флоренский П.А. Автореферат Вопросы философии, 1988, №12, стр.114.
[vii] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 388.
[viii] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 25-26.
[ix] Преподобный Антоний Великий. Поучения. Изд-во Сретенского монастыря. М., 2004. С. 50.
[x] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 27.
[xi] Там же.
[xii] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 33.
[xiii] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 34-35.
[xiv] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 47.
[xv] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 59.
[xvi] [xvi] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 64-65.
[xvii] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 73.
[xviii] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 238.
[xix] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том второй. М., 1900. С. 125.
[xx] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 148.
[xxi] Полн. соб. соч. А. С. Хомякова, Том первый. М., 1900. С. 69.