Послереволюционный период в истории Русской Православной Церкви не являлся, на первый взгляд, благоприятным для развития литургической мысли. И это суждение очевидным образом не лишено справедливости. Но в то же время, несмотря на комплексное давление со стороны властей на жизнь и развитие литургики в Русской Церкви, нельзя не отметить того сопротивления, которое оказывала церковная наука этому давлению. Следует сказать, что все действия коммунистического режима, направленные на уничтожение любых проявлений богословской мысли, в особенности уничтожение духовных учебных заведений, которые могли способствовать развитию этой мысли, не достигли своей конечной цели. Духовное образование, как казалось функционерам советских институций, полностью подконтрольное государственной машине, продолжало существовать.
А это означало, что и литургика как одна из фундаментальных богословских дисциплин продолжала преподаваться желавшим посвятить себя церковному служению. Это обстоятельство определяло собою потребность духовных школ в пособиях по литургике. Хотя и сохранялось к тому времени достаточное количество дореволюционных пособий, которые могли бы стать и становились материалом для составления курсов и преподавания, все же росла и чувствовалась потребность в новых курсах, которые бы в доступной студенту тех лет форме излагали бы науку о богослужении. При всех достоинствах и актуальности для своего времени «Литургик», появившихся на рубеже XIX–XX вв., они были безнадежно устаревшими уже к середине ХХ века. Ведь богослужение — отчасти из-за кардинальной трансформации общества и формы его устройства, отчасти по причине гонений и в силу различных изменений внутри Церкви — развивалось и менялось. И эти изменения требовали своего выражения и обоснования на научно-богословском уровне. С другой стороны, несмотря на запреты и давление под натиском атеизма продолжалось развитие самой богословской мысли, в том числе и литургической. И это также в некоторой степени определяло происходившие изменения.
Итак, ничто не могло оставаться прежним, и преподавание литургики в духовных учебных заведениях не было в этом смысле исключением. Именно поэтому как только Церковь оказалась в ситуации относительной свободы от открытого преследования со стороны государства, начали появляться новые учебные пособия, наиболее значительные и замечательные из которых мы положим в изучение труда схиархимандрита Иоанна (Маслова)[1], его конспекта, прочитанного в Московских духовных школах по литургике для 3 класса семинарии.
Конспект (его второе исправленное и значительно дополненное издание, которым мы и будем здесь пользоваться) был издан в 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре. Автор, схиархимандрит Иоанн (Маслов)[2], является одним из известных подвижников и духовных авторов ХХ в. Однако же его известность в этом качестве намного превышает его известность как преподавателя и богослова. Между тем, как известно из его биографии, преподавание богословских наук занимало далеко не последнее место в жизни отца Иоанна. Так, вскоре после окончания академии со степенью кандидата богословия он оставляется профессорским стипендиатом Московских духовных школ и начинает свою преподавательскую деятельность. За все время своей деятельности в качестве преподавателя отец Иоанн преподавал различные дисциплины, среди которых — пастырское богословие, практическое руководство для пастырей и литургика, преподавание которой было начато им в 1974 году. Им опубликовано более 100 исследований в различных изданиях. Преподавание схиархим. Иоанна особенно ценилось студентами. По воспоминаниям, преподавал он увлекательно, так что на его лекции приходили студенты из других классов. На основании курса, читанного отцом Иоанном для 3 класса семинарии в 1984 г., и был создан тот конспект, рассмотреть который мы здесь намереваемся. Изучение его прольет свет на уставные особенности и богослужебную практику, которая существовала в данный период и которая преподавалась будущим пастырям. Для каждого студента духовной школы богослужение и храм — это главная аудитория, в которой происходит формирование облика церковно-священнослужителя.
В начале конспекта, как и полагается для всякого подобного учебного пособия, приводится краткий экскурс в понятие литургики как науки. В учебном пособии подобного рода невозможно было полностью избежать определения предмета изучения. Рассмотрим, как свой предмет определяет здесь автор. Во введении, озаглавленном «Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики», воспроизводится стандартное определение литургики как науки о богослужении Православной Церкви[3]. Далее следует объяснение названия предмета, как происходящего от греч. «λειτουργεία». Впрочем, в тексте конспекта греческий термин дается в русской транскрипции. Далее определяется предмет изучения литургики как «содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает Православная Церковь»[4]. Определяются основные задачи литургики, среди которых называется демонстрация истории христианского богослужения, раскрытие содержания и значения обрядов и чинопоследований, а также объяснение этимологии и назначения священных мест и принадлежностей. Далее схиархим. Иоанн указывает на связь литургики с прочими богословскими дисциплинами, как теоретическими, так и практическими. Затем обозначает разделение лиургики на общую и частную, конкретизируя тем самым предмет курса, открываемого введением, как относящийся ко второму разделу.
Для последующего изучения в 3 классе духовной школы следуют богослужения годового круга и также богослужения, совершаемые в случае определенной нужды. Определив предмет изучения курса, автор переходит к детальному его рассмотрению, начиная с двунадесятых праздников. В начале дается определение этим праздникам, они перечисляются и для ознакомления предлагается две сравнительных таблицы всех господских и богородичных двунадесятых праздников, которые даны «в хронологической последовательности событий»[5]. Первая таблица содержит сведения о неподвижных двунадесятых праздниках, вторая, в свою очередь, посвящена подвижным двунадесятым праздникам, все из которых являются господскими. В графах таблиц указывается сам праздник, его число и месяц, общее число дней празднования, число дней праздника с предпразнством, число дней попразнства с отданием и, наконец, указывается день отдания. Отметим, что автор в своем конспекте умело и уместно прибегает к использованию сравнительных таблиц, подобных рассмотренной нами. Это составляет несомненное достоинство конспекта, так как помогает представить читателю в систематизированном виде порой достаточно запутанные указания Типикона относительно, например, последовательности и времени совершения литургий свт. Василия Великого и Иоанна Златоуста в Навечерие и самый праздник Рождества Христова. Подобное изложение значительно упрощает восприятие материала и позволяет свести воедино и сравнить сведения, находящиеся обыкновенно в разных частях Типикона или в лучшем случае представленные в форме цельного текста на страницах пособия по литургике, прочтение и анализ которого не всегда является простым делом в силу малой наглядности.
Тут же автор указывает какие праздники относятся к великим, не двунадесятым. После них называется некоторое число праздников, которые включаются в рубрику, названную «Праздники, чтимые св. Церковью»[6]. В их число включаются и такие, которые, согласно Уставу, имеют знак шестеричной службы, но имеют появившееся, по всей вероятности, в процессе развития текста Типикона указание на возможность совершения в этот день бденной службы по указанию настоятеля, как, например, память св. прор. Илии[7]. Также в этот список входят и такие, которые подобной пометки не имеют даже в поздних редакциях Типикона. Таков день св. вмч. Пантелеимона[8]. Отсюда можно сделать вывод, что при составлении конспекта значительный акцент делался на практических аспектах современного богослужения, без стремления передать «букву» Типикона, но проинформировать слушателей и читателей о том, как совершается богослужение в современную эпоху его развития в конкретной Поместной Церкви. Этот «практический» акцент в преподавании литургики в рамках семинарского курса понятен и вполне оправдан, так как целью семинарского образования всегда оставалась в первую очередь подготовка компетентных священнослужителей, способных окормлять современную им паству. А для успешности такой подготовки, несомненно, необходимо знание всех практических особенностей современной литургической жизни Русской Православной Церкви.
Особо выделяются и рассматриваются в числе двунадесятых праздников Господские и Богородичные. Автор указывает их отличительные особенности как двунадесятых, делая и здесь прежде всего акцент на практической стороне вопроса. Говорится о том, что богослужения в эти дни отличает большая торжественность, чем в остальные дни богослужебного года. Цвета облачений в дни двунадесятых праздников, сообщается, обыкновенно светлый: «Церковь “облекается в одежды светлыя”, в “весь светлейший сан”, как говорит Устав о пасхальном облачении…»[9]. Следует здесь отметить, что может возникнуть вопрос о правомерности отсылки к уставным указаниям относительно пасхального облачения, так как Пасха, согласно церковной традиции, не включается в список двунадесятых или великих праздников. И, кроме того, в Уставе мы мало находим указаний относительно цвета богослужебных облачений в те или иные праздники богослужебного года, что представляет, с одной стороны, трудность для возможного обоснования использования облачений тех или иных цветов за богослужением, но с другой — оставляет значительное поле для проявления свободы и для следования региональным традициям.
Очевидно, этим последним обстоятельством объясняется отсылка в данном месте конспекта к указаниям относительно пасхальной службы: не имея возможности сослаться на конкретные уставные указания относительно цвета облачений в двунадесятые праздники, отец Иоанн направляет своих читателей к указаниям относительно Пасхи. Однако мотивация подобной отсылки не совсем ясна, ведь, очевидным образом, не все же в церковном богослужении должно и может быть урегулировано уставом, тем более одной из существующих ныне и принятых в Русской Православной Церкви редакций Иерусалимского Типикона. Кроме того, как показывает основной текст главы и примечания к этому тексту, отсылка к чину пасхальной службы не всегда может быть уместна и продуктивна в случае с цветами облачений в дни различных двунадесятых праздников. Так, например, согласно примечанию, на Воздвижение Креста Господня употребляются облачения фиолетового или красного цветов, на праздник Входа Господня в Иерусалим — золотого или иногда зеленого цвета, в день Пятидесятницы — золотого и зеленого. Таким образом, отсылка к «одеждам светлым» пасхального богослужения вполне понятна, однако выглядит несколько тенденциозной, выражая, очевидно, стремление автора к удостоверению даже самых малых деталей богослужебного чина при посредстве ссылки на Устав. В следующем абзаце текста вновь, уже специально оговариваются цвета богослужебных облачений в праздник Христова Воскресения. Даются также некоторые указания относительно цвета облачений в дни великих не двунадесятых праздников. Как бывает обычно, в этих указания автор воспроизводит региональные традиции, бытовавшие в то время в Русской Церкви.
Следующим параграфом открывается большой, впрочем, не выделенный специально самим автором раздел, посвященный двунадесятым Богородичным праздникам. Схема рассмотрения литургических особенностей праздников, которую здесь будет использовать автор, воспроизводится с некоторыми отклонениями в частных случаях при изложении богослужебных и прочих особенностей других двунадесятых праздников. Схема эта следующая. За названием и датой праздника, указанной исключительно по Юлианскому календарю, излагается краткая история праздника. Посредством этого автор выполняет поставленную в начале пособия задачу, лежащую перед литургикой в целом: «Показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви»[10]. В целом, историческое описание праздников в конспекте обыкновенно отличается сжатым, но содержательным изложением истории развития. За исторической частью обычно следует собственно литургическая, в которой достаточно подробно излагаются порядок и особенности богослужебных последований в день праздника, если нет никаких особенностей богослужений предпразнства, нуждающихся, по мнению автора, в упоминании.
Начинается анализ богослужения с рассмотрения особенностей всенощного бдения, первого богослужения праздника. Так, например, всенощное бдение в праздник Рождества Пресвятой Богородицы подробно излагается автором. Уточняется даже, к примеру, то, какой смысл имеют установленные в этот день паремийные чтения. Характерной для автора особенностью изложения богослужебных особенностей праздника является наличие в тексте примечаний практического и уставного характера. При рассмотрении канонов праздника указывается атрибуция и время создания текстов. Автором подробно рассматриваются все богослужебные особенности праздника и выделяются мельчайшие подробности совершения богослужений. Схиарх. Иоанн также уделяет внимание некоторым вопросам, которые относятся в большей степени к области литургического богословия. Так, например, при описании литургии в праздник Рождества Богородицы на 12-й странице конспекта мы находим сноску под номером 8, в которой автор, ссылаясь на труд архим. Киприана (Керна) «Евхаристия», говорит об особенностях и времени совершения проскомидии, а также об особенностях отношения к ней в разных Поместных Церквах в разные исторические периоды[11]. Нужно отметить, впрочем, что и здесь отец Иоанн не отходит от практической ориентированности своего сочинения, так как сноска в целом говорит о практическом моменте, в совершении которого наблюдаются практические различия на Востоке и в Русской Церкви. Вопрос состоит в том, когда может и должно совершаться поминовение живых и усопших за литургией: только в составе проскомидии или и после окончания таковой. Резюмируя свои достаточно пространные рассуждения по данному вопросу, автор делает вывод в пользу следования логике Устава, либо, в противном случае, произнесения отпуста уже после завершения всех поминовений, чему имеется свое обоснование в истории православного богослужения.
Затем автор рассматривает богослужебные особенности в случае выпадения праздника в воскресенье. В этом последнем случае оговариваются все отличные от предыдущей особенности богослужения, которые будут иметь место при совершении служб суточного круга. Также последовательному рассмотрению подвергаются особенности совершения службы попразднства при его совпадении с воскресным днем. И здесь автор не изменяет своей обычной детальности, посвящая читателей во все отличительные черты, характерные для службы праздника в указанном случае. В следующих двух главах говорится о богослужебных особенностях отдания, если оно случается в седмичный и в воскресный день. На этом главы, посвященные празднику Рождества Пресвятой Богородицы, завершаются.
Следующим праздником является в порядке рассмотрения является Введение во храм Пресвятой Богородицы. В этом случае анализ литургического и уставного материала производится по образцу предшествующего праздника. В части, посвященной истории праздника, автор ссылается на церковное Предание как основной источник его возникновения, не касаясь при этом историчности описываемых Преданием событий. Впрочем, очевидно, что это не является одной из первоочередных задач автора — касаться спорных вопросов исторического характера, так как преподавание этого материала не является основной целью семинарского курса литургики. Однако автор добавляет некоторые разделы, посвященные богослужению отдания праздника при совпадении его со службой храмовому святому или святому, имеющему бдение.
Следующую позицию в конспекте занимает рассмотрение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь описываются некоторые богослужебные особенности, связанные с совершением службы праздника, в зависимости от выпадения его на какой-либо день предпасхального или постпасхального цикла. Автор в доступной и сжатой форме представляет студентам комплексный материал, изложенный с известными трудностями в Уставе. Отдельная глава посвящена совершению службы отдания.
Следующими рассматриваются остальные двунадесятые Богородичные праздники: Сретение и Успение Пресвятой Богородицы. Анализ особенностей этих праздников в целом повторяет три предыдущих изложения, но, как и они, имеет свои особенности. Так, например, в части, посвященной Успению, уделяется особенное внимание чину погребения Божией Матери и совершению его в древнем церковном богослужении. Впрочем, как указывает сам автор, служба погребения Божией матери «была открыта в рукописях — греческих и славянских — не ранее XV века»[12], соответственно, обозначение богослужения этого периода как древнецерковного, скорее всего, является не вполне уместным, так как XV в. в церковной и светской истории Европы, пожалуй, с большим трудом может быть отнесен к древности. За указанной главой в конспекте схиархим. Иоанна следуют еще две главы, посвященные совершению указанного чина. Один из них касается особенностей современного его совершения, а другой излагает особенности совершения воскресного всенощного бдения в соединении с чином погребения в храме Московской духовной академии.
Подобная привязка к богослужебным особенностям Московской духовной школы является, как мы увидим впоследствии, одной из характерных особенностей некоторых других учебных пособий, появившихся в этой духовной школе в более поздний период. Таким образом, мы можем, во-первых, вновь подтвердить практическую ориентированность конспекта, а во-вторых, как и в предшествующей ситуации с рассмотрением цвета облачений, указать, что автор конспекта уделяет большое внимание описанию конкретной местной практики, богослужебной традиции данного периода. Такая особенность является вполне объяснимой для подобного рода учебного пособия, так как несмотря на отсутствие в советское время большого количества духовных учебных заведений, весьма значительное количество учащихся определенной, в данном случае Московской духовной школы, будет происходить из окружающего данное учебное заведение региона. А значит, восприятие ими той практики, которая характерна именно для этого региона или этого учебного заведения, будет способствовать формированию некоторого преемства традиций в рамках региона, преемства, которое было или в минимальной степени сохранено, или вовсе уничтожено революцией. Для студентов же из других регионов подобное изложение практики в теоретическом поле преподавания предмета было бы полезно, так как предоставляло им возможность впоследствии, если им придется вернуться для служения на территорию своего происхождения или отправиться в какой-либо иной регион, анализировать и сравнивать различные практики богослужения, увиденные ими сначала во время обучения, а затем наблюдаемые актуально. Кроме этого, полезность подобного подхода состоит, по нашему мнению, в том, что студенты, участвуя, например, только в качестве молящихся в общественных богослужениях духовной школы, могли не придавать большого значения некоторым моментам богослужебной практики. В свою очередь, маркирование подобных особенностей в процессе преподавания литургики делало этот процесс, во-первых, наглядным; во-вторых, позволяло, посредством возобновления «практического контакта» с преподаваемым материалом, сохранять твердо в памяти полученные на занятиях знания; и, в-третьих, позволяло студентам научиться анализировать, на примере анализа подобного рода особенностей, богослужение в целом и его частностях, что является теоретически и практически ценным умением.
Следующим праздником открывается новый раздел учебного пособия, посвященный рассмотрению Господских двунадесятых праздников. Первым из них автор рассматривает праздник Рождества Христова. На этот раз справка об истории праздника занимает более, чем прежде, места в конспекте. За исторической частью следует литургико-теоретическая. Схиархим. Иоанн посвящает отдельную главу изложению особенностей богослужения, характерных для подготовительного к празднику Рождества периода. После этого, как обычно, рассматривается собственно предпразнство праздника, далее автор переходит к особенностям праздника как такового. Несколько глав посвящены навечерию Рождества. В них автор подробно излагает особенности богослужения Великих часов и изобразительных. Отдельный раздел посвящен практическим вопросам отправления службы часов. Рассматривается совершение вечерни праздника и литургии, положенной в Рождественский сочельник в зависимости от дня недели, в который он выпадает. Говорится о славлении праздника, совершаемом после вечерни. Также мы находим в конспекте разбор основных особенностей всенощного бдения, совершаемого в праздник. Далее рассматриваются особенности совершения литургии в праздник Рождества, а также вечерни, совершаемой вечером в самый этот день. Отдельные главы посвящены попразнству и отданию, субботе и неделе по празднике, отданию, если его служба совершается в соединении с воскресной службой Октоиха. Отдельно рассматривается период святок, после чего автор приступает к изложению материала, относящегося к празднику Богоявления.
Несмотря на то, что богослужебные особенности этого праздника во многом повторяют все то, что уже было сказано о Рождестве Христовом, автор все же уделяет большое внимание каждому богослужению Крещения и сочельника, однако в некоторых местах, отсылает все же читателей к тому, что говорилось прежде. В связи с богослужением дня Богоявления автор уделяет значительное внимание чину Великого освящения воды, который делает данный праздник исключительным во всем богослужебном году. Некоторая часть главы посвящена рассмотрению истории возникновения обычая освящения воды в день Богоявления и истории совершения чинопоследования. Также отдельная глава выделяется автором для рассмотрения того, что представляет собой Великая Агиасма, освящаемая в этот день. Далее автор следует тому порядку рассмотрения особенностей богослужения, который мы находим в главе, посвященной Рождеству Христову.
За праздником Крещения в конспекте излагаются богослужебные особенности двух других двунадесятых Господских праздников — Преображение и Воздвижение Креста Господня. В каждом из двух случаев излагается совершение богослужения по тому образцу, который мы уже многократно видели выше. Кроме подобных другим праздникам особенностей, указываются и те особенные богослужения, или чины, для этих дней. Так, в случае Преображения внимание уделяется чину освящения плодов и его происхождению. А для праздника Воздвижения оговаривается чин воздвижения Креста и те изменения порядка литургических чтений, которые происходит после этого дня. В частности, отдельно оговаривается порядок апостольских чтений и студентам дается понятие о т.н. отступках и приступках апостольских и евангельских чтений, которые имеют место в зависимости от количества седмиц, расположенных между Пятидесятницей и неделей о мытаре и фарисее. Таким образом автор тематически подходит к рассмотрению богослужебного периода Триодей Цветной и Постной, которым посвящена следующая значительная часть конспекта. Нужно заметить, что те двунадесятые Господские праздники, которые включены в этот период, не были рассмотрены автором в части, посвященной прочим двунадесятым праздникам, в отличие от Благовещения. Такого рода выбор, очевидно, был продиктован их переходящим, подвижным характером, так как точная дата их выпадения ежегодно меняется, в отличие от праздников, относящихся к неподвижному годичному богослужебному кругу. Эта особенность демонстрирует систематичность подхода автора к изложению материала, что является несомненным достоинством анализируемого нами конспекта.
При переходе к изложению материала, связанного с периодом пения Триоди, отец Иоанн дает некоторые сведения, относительно Триоди как таковой и Триоди Постной в частности, ее происхождения и значения в богослужении Православной Церкви. После этого внимание уделяется каждому из богослужений, содержащихся в Триоди Постной. Рассмотрение этих богослужений автор осуществляет в том порядке, в котором они расположены в книге и в котором следуют одна за другой в рамках изменяемого богослужебного круга. Выделяются отдельные главы для изложения ознакомительного материала, касающегося смысла и причины совершающихся воспоминаний или евангельских чтений, которые предлагаются в недели подготовительные к Великому посту. Затем с тщательностью разбираются все основные элементы и особенности богослужений подготовительных недель и седмиц. По окончании анализа богослужений подготовительного периода автор переходит к собственно великопостным. Предварительно даются их общие характеристики, затем излагаются отдельно богослужения, которые будут совершаться в течение всего великопостного периода в седмичные дни. Каждому элементу суточного круга посвящается отдельная глава или даже несколько глав, если это необходимо.
Так, автор в отдельности рассматривает порядок совершения утрени и чтений на ней канонов в различные дни седмицы, а затем посвящает отдельную главу рассмотрению особенностей совершения утрени в субботу и последующих двух седмиц Великого поста, в которые совершается особое поминовение усопших. Подобным же образом автор пособия рассматривает богослужения великопостных часов, давая в отдельной главе общие сведения о них и переходя к детальному разбору порядка их совершения в следующей главе, оговорив порядок чтения кафизм Великим постом. Несколько глав выделяется для ознакомления с чином литургии Преждеосвященных Даров, о которой, как обычно, предлагаются общие сведения исторического и литургико-богословского характера, а затем следует детальный разбор собственно литургической части.
Не оставляет автор без внимания и седмицы Великого поста, предпочитая инкорпорированию теоретического материала о них в общий строй глав отдельное рассмотрение особенностей каждой последующей седмицы Четыредесятницы. Как и в других случаях, в течение всего разбора мы встречаем множество примечаний, описывающих те или иные особенности служб, которые требуют пояснения; возможные изменения в порядке и строе богослужений в зависимости от выпадения памятей святых не переходящего круга празднований; отсылки к источникам, которыми можно воспользоваться для получения дополнительной информации относительно некоторых особенностей великопостного богослужения.
Далее описываются богослужения Страстной седмицы. Каждому важному воспоминанию и чинопоследованию, совершающемуся в течение этой седмицы, посвящен свой раздел. Также подробно оговариваются все те моменты, на которые обращалось внимание автором и в предыдущих параграфах. По окончании описанию богослужений Страстной седмицы автор переходит к изложению материала, касающегося периода пения Цветной Триоди. Как и прежде, оговариваются исторические и литургические контексты ее использования. Автор подробно описывает особенности пасхального богослужения и следующих за ним служб Светлой седмицы и послепасхальных недель. Раскрываются все возможные особенности пасхального и послепасхального богослужений, в т. ч., например, освящение артоса и скоромных яств в неделю Пасхи. Далее схиархим. Иоанн переходит к раскрытию особенностей богослужения Вознесения, которое, подобно другим подвижным двунадесятым праздникам, получило свое место именно в этом разделе. За этим следуют некоторые указания относительно богослужений в период от Вознесения до Пятидесятницы, которой также посвящается отдельная глава, как и следующему за ней Дню Святого Духа. После этого кратко оговариваются службы следующих за Пятидесятницей недель, и завершается учебный материал конспекта кратким параграфом о Петровом посте, о котором сообщаются некоторые исторические и общелитургические сведения.
Как мы можем заключить, данный литургический труд схиархим. Иоанна (Маслова), проанализированный нами, являет собою достойный образец учебно-литургической литературы. Несомненным достоинством автора является не раз отмечавшаяся нами систематичность изложения материала, которая в большой степени способствует усвоению материала. Кроме этого, важно отличительной чертой данного пособия является подробность и детализированность изложения предмета, особенно важная в таком предмете, как литургика, ведь, по справедливому замечанию другого выдающегося русского литургиста ХХ в., святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского: «Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении»[13]. Эта знаменитая метафора святителя Афанасия является весьма точной, и четкое осознание ее, имеет огромное значение не только для совершения богослужения на практике, но и для преподавания литургики в духовных учебных заведениях. И именно потому такое значение имеет не только систематизм, но и детальность изложения, ведь, в случае упущения кажущейся малозначительной детали может стать намного ниже степень понимания слушателем лекционного курса по предмету.
В этом смысле конспект схиархим. Иоанна являет собою замечательный пример пособия, соответствующего этим требованиям к учебному конспекту. Также среди достоинств анализируемого труда следует отметить ясность изложения, которая часто страдает при попытке автора быть максимально детальным в своем изложении. Материал дается в данном конспекте в весьма доступной форме, которая позволяет, при наличии у студента и интересующегося православным богослужением должного старания, легко постигать содержание предмета. Этому, в свою очередь, способствует множество примечаний и сносок, имевшихся и в первом издании, но пополнившихся новыми важными сведениями во втором издании конспекта. Учащийся может ознакомиться непосредственно с теми материалами, на которые ссылается автор пособия, но даже не имея такой возможности студент может вполне довольствоваться тем объемом материала, который предложен в самих сносках и примечаниях, не оставаясь при этом в неведении относительно каких-либо важных для его курса моментов литургической теории и практики.
Еще одним несомненным достоинством пособия отца Иоанна является его практическая ориентированность. Ведь первоочередное значение для студента семинарии имеет постижение практики церковного богослужения в той форме, в которой оно совершается в актуальный момент в Православной Церкви. А потому блестящее знание теории литургики является, бесспорно, желательным для будущего священнослужителя, но все же не необходимым. А вот упущение каких-либо практических элементов совершения богослужения может стать одним из ключевых недостатков пастырской практики священнослужителя. Автор рассмотренного нами конспекта делает в этом смысле вполне уместный и разумный акцент на практических сторонах богослужения, что свидетельствует о четком видении им своей первоочередной задачи. В то же время здесь приводится достаточное количество ссылок на известные исследования русских литургистов, ознакомление с трудами которых может помочь интересующимся богослужением Православной Церкви сформировать полную картину изучаемого предмета посредством ознакомления с существующей в его контексте научно-богословской и исторической проблематикой.
[1] С биографическими данными можно ознакомится по статье Н.В. Маслова «Иоанн Маслов» // Православная энциклопедия, 23 том. М., с. 421-422.
[2] Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — 6.01.1932 – 29.07.1991.
[3] Иоанн (Маслов), архим. Конспект по литургике для 3-го класса. Загорск: 1984.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Типикон. 20 июля. К., 2004 с. 435.
[8] Богослужебная Минея включает в себя текст бденного богослужения см. Минея июль, 3 часть. М., 2002 с. 160-186.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Там же. С. 12.
[12] Там же. С. 29.
[13] Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб., 1995 с. 22.