Иванов М. С.

Статья
Экклезиологический опыт А. Хомякова
В статье доктора богословия, заслуженного профессора Московской духовной академии Михаила Степановича Иванова анализируется основная особенность творчества А. С. Хомякова, которая состоит в том, что его религиозно-философская мысль всегда определялась не умозрительными категориями и логическими выводами, а жизненными наблюдениями. В наибольшей мере это проявилось у Хомякова в религиозной сфере, где наблюдается органическое и целостное единство личности мыслителя, его жизни и его мысли. Центром такого единства для Хомякова всегда оставалась Церковь Христова. Основатель славянофильства жил в Церкви, а не являлся лишь формальным ее членом. Поэтому Церковь открывалась ему изнутри в ее духовном богатстве и в глубине благодатных тайн. Опытная экклезиология помогала Хомякову понять природу Церкви и ее единство, созидаемое не административными мерами, а благодатной жизнью церковной общины, в результате чего жизнь этой общины уподобляется внутритроичной Божественной жизни: «Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21–22). В статье обращается внимание на то, что у Хомякова отсутствует систематическая экклезиология.
Статья
Преподобный Сергий как выразитель кафолической природы Церкви
Предлагаем вспомнить статью заслуженного профессора Московской духовной академии Михаила Степановича Иванова об особом месте, которое занимает преподобный Сергий Радонежский — как в истории Русской Православной Церкви, так в истории христианства вообще. Сочетание важнейших факторов, таких как сложность и трагичность эпохи, в которую жил святой, значительный промежуток времени, отделяющий нас от тех событий, всенародное почитание преподобного, делает особо актуальным осмысление его духовно-исторического наследия.
Статья
Практическое богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
В статье доктора богословия, заслуженного профессора Московской духовной академии Михаила Иванова анализируется богословская направленность пастырского служения святого праведного Иоанна Кронштадтского. При этом опровергаются ошибочные представления, согласно которым протоиерей Иоанн, будучи всецело погружённым в душепопечение о всероссийской пастве, никогда не занимался богословием. Такие представления привели к тому, что «для русского богословия, — как отмечает прот. Г. Флоровский, — значение прот. Иоанна ещё до сих пор вполне не опознано».
Статья
Богословское осмысление истории протоиереем Георгием Флоровским
Интерес к историческим проблемам, появившийся в богословской мысли относительно недавно, заставляет ставить вопрос о соотношении богословия и истории. В частности, не заключается ли в «историзации» богословия опасность релятивизации вечной христианской истины? Протоиерей Георгий Флоровский считает, что не только возможно, но и следует богословствовать исторически, однако историческое мышление богослова должно быть просвещено светом Откровения. В такой перспективе центральным событием является Боговоплощение, и это создаёт принципиально иное, по сравнению с античным, историческое ви́дение — персоналистическое понимание истории. Здесь Флоровский сближается с Бердяевым, развивавшим аналогичную концепцию. Напротив, философский экзистенциализм, в отличие от христианского, в лице, например, К. Ясперса, рассматривая Рождество Иисуса Христа как равное локальному событию, оказывается скорее «рецидивом эллинизма».
Статья
Христианская эсхатология: вечность во времени
В статье доктора богословия, заслуженного профессора Московской духовной академии Михаила Степановича Иванова поднимается вопрос о смысле выражений «последние времена», «последние дни» и подобных им, которые занимали важное место в богословском лексиконе первых христиан, однако остались обойдены вниманием русского «школьного богословия». Основываясь прежде всего на богослужебной традиции Церкви, автор противопоставляет историческое «линейное» время сакральному литургическому или эсхатологическому. В этом последнем нет «прежде» и «после», но лишь «вечное теперь» — и именно здесь находится ключ к святоотеческому пониманию христианской эсхатологии.
Статья
Преподобный Сергий как выразитель кафолической природы Церкви
Преподобный Сергий занимает особое место не только в истории Русской Православной Церкви, но и христианства вообще. Удивительное сочетание важнейших факторов, таких как сложность и трагичность эпохи, в которую жил святой, значительный промежуток времени, отделяющий нас от тех событий, всенародное почитание преподобного, делает особо актуальным осмысление его духовно-исторического наследия.
Статья
Преподобный Максим Исповедник: катафатика и апофатика в контексте духовного состояния человека
Доклад М.С.Иванова, заслуженного профессора Московской духовной академии, прочитанный им 16 ноября 2012 года в рамках открытого семинара кафедры богословия МДА, приуроченного к 1350-летию со дня кончины преподобного Максима Исповедника. Публикуется с сокращениями.
Библиография
Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории
Библиография
Гебраизмы русского перевода Библии Синодального издания
Библиография
Догмат: содержание и определение

Другие публикации на портале:

Еще 9