Христианский богослов, профессор исторического богословия Оксфордского университета.
Алистер Макграт родился в Белфасте, Северная Ирландия, вырос в Даунпатрике. В сентябре 1966 он стал студентом методистского колледжа в Белфасте, специализируясь в области фундаментальной математики, физики и химии. В 1971 г. был избран для продолжения обучения в Уодхем-колледже Оксфордского университета, где его преподавателями были Джереми Р. Наулз и Р.Дж. Уильямс. После завершения специализации по химии в 1975 г. он начал заниматься исследованиями в области молекулярной биофизики на кафедре биохимии Оксфордского университета под руководством профессора сэра Джорджа К. Рэддэя, который в настоящее время является заведующим кафедрой физиологии, анатомии и генетики Оксфордского университета. В 1975-1978 гг. Макграт специализировался в аспирантуре Линакер-колледжа Оксфордского университета и в Мертон-колледже, затем в течение трех месяцев специализировался в рамках Европейской организации по молекулярной биологии в университете Утрехта. В то же время Магкрат продолжал богословское образование в Оксфорде. В декабре 1977 г. ему была присуждена степень доктора философии (PhD) Оксфордского университета за исследования в области естественных наук, а в 1978 г. он завершил богословское образование. Взаимодействие христианского богословия и естественных наук стало основной темой его исследовательской работы, и нашло свое наилучшее выражение в трехтомном труде «Научное богословие» (Scientific Theology (2001-3).
С 1978 по 1980 гг. Макграт работал в Кембриджском университете в колледже св. Иоанна и готовился к рукоположению в церкви Англии в Весткотт-Хаусе, Кембридж. В сентябре 1980 г. он был рукоположен в сан диакона и начал служение в качестве куратора приходской церкви св. Леонарда в Уоллатоне, Ноттингем. В сентябре 1981 г. Макграт был рукоположен в сан священника. В 1983 г. назначен преподавателем христианского вероучения Уиклиф-холла в Оксфорде и членом факультета теологии Оксфордского университета. В 1990 г. был приглашен преподавать в качестве профессора исторического богословия в Богословскую школу университета Дрю в г. Мэдисон, шт. Нью-Джерси.
В 1993 г. Макграт был избран преподавателем-исследователем факультета теологии Оксфордского университета. С 1993 по 1997 гг. одновременно служил в качестве профессора богословия Регент-колледжа в Ванкувере. В 1995 г. был избран главой Уиклиф-холла, а в 1999 г. был награжден личной кафедрой теологии в Оксфордском университете и титулом «профессор исторического богословия». В 2001 г. за исследования в области исторического и систематического богословия Макграт был удостоен степени доктора богословия (DD) Оксфордского университета. Макграт стал одним из основателей Международного общества по науке и религии. В 2004 г. Макграт ушел в отставку с поста главы Уиклиф-холла чтобы стать первым директором только что организованного Оксфордского центра христианской апологетики. В октябре 2006 г. он был избран старшим научным сотрудником Харрис Манчестер-колледжа в Оксфорде, где начал руководить новым исследовательским проектом по естественному богословию, спонсируемым фондом Джона Темплтона. Этот проект включает в себя организацию международной конференции по естественному богословию, которая была проведена в Оксфордском университете в июне 2008 г., а также запланированные на 2009 г. престижные Гиффордовские лекции в Абердинском университете и лекции Хаслина в Кембриджском университете в 2009-2010 гг.
В 2005 г. Макграт был избран членом Королевского общества искусств. В сентябре 2008 г. Макграт примет руководство вновь созданной кафедрой богословия, миссии и образования в департаменте образования и профессиональной подготовки Королевского колледжа в Лондоне, и будет академическим главой Центра теологии, религии и культуры.
Основной исследовательский интерес Макграта в настоящее время сосредоточен в области, традиционно известной как «естественное богословие», которая в настоящее время возрождается. В издательстве Blackwells выходит книга «Открытый секрет: новый взгляд на естественное богословие» (Open secret: A New Vision for Natural Theology), которая посвящена этой теме как и предстоящие Гиффордовские и Хаслинские лекции.
Макграт уважительно относится к взглядам атеистов, поскольку некогда сам придерживался этой позиции. В последние годы он особенно интересуется феноменом «научного атеизма» и занимается исследованием специфического подхода к атеистической апологетике, предпринятого оксфордским зоологом и популяризатором науки Ричардом Доукинзом. Макграт регулярно занимается полемикой и диалогом с ведущими атеистами и, в особенности, исследованием роли, которую играет Чарльз Дарвин в атеистической апологетике, а также апелляцией к противоречивой и проблематичной концепции «меме» в атеистическом объяснении Доукинзом происхождения веры в Бога. Макграт весьма критичен к Ричарду Доукинзу, называя его «поразительно невежественным в христианском богословии». Его книга «Обман Доукинза?» - ответ на книгу Доукинза «Обман Бога», была опубликована издательством SPKC в феврале 2007 г. В том же месяце Макграт имел два публичных диспута в Новом Орлеане по теме «Вредит ли религиозная вера здоровью общества, или является ли она необходимой, чтобы обеспечить моральные и этические основания здорового общества?», где он полемизировал с Дэниэлом Деннетом.
Макграт является плодовитым писателем. Его книги переведены на 24 языка. В своих работах он часто ссылается на творения ранних отцов церкви, а также современных богословов, таких как Томас Торранс и Дж.А. Пэйкер. Макграт считает себя приверженцем «ортодоксального» направления, которое видит большую ценность в патристической традиции. Его области исследований включают догматическое богословие, церковную историю, взаимодействие науки и веры и др.
Научные издания
1. Luther's Theology of the Cross. Martin Luther's Theological Breakthrough (Blackwell: Oxford, 1985); paperback edition published January 1990.
2. The Making of Modern German Christology. From the Enlightenment to Pannenberg (Blackwell: Oxford, 1986).
3. ‘Reformation to Enlightenment (1500-1800)', in The History of Christian Theology I: The Science of Theology, ed. P. D. L. Avis (Eerdmans: Grand Rapids, Michigan, 1986), 105-229. [Book-length article].
4. Iustitia Dei. A History of the Christian Doctrine of Justification (2 vols; Cambridge: Cambridge University Press, 1986; paperback edition 1989, 1991). Second edition (in one volume) published by CUP in 1998. Third edition, completely revised, 2005.
5. The Intellectual Origins of the European Reformation (Blackwell: Oxford, 1987); paperback edition, 1992. Second edition, completely revised, 2003.
6. The Genesis of Doctrine (Blackwell: Oxford, 1990). Second edition: Grand Rapids: Eerdmans, 1997.
7. The Renewal of Anglicanism (London: SPCK, 1993).
8. The Foundations of Dialogue in Science and Religion (Oxford: Blackwell, 1998).
9. Thomas F. Torrance: An Intellectual Biography. (Edinburgh: T. & T. Clark, 1999).
10. The Future of Christianity. (Oxford: Blackwell, 2000).
11. A Scientific Theology: Volume 1 - Nature. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2001).
12. A Scientific Theology: Volume 2 - Reality. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2002).
13. A Brief History of Heaven. (Oxford: Blackwell, 2002).
14. A Scientific Theology: Volume 3 - Theory. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2003).
15. Dawkins' God: Genes, Memes and the Meaning of Life. (Oxford: Blackwell, 2004).
16. The Science of God: An Introduction to Scientific Theology. (London: Continuum, 2004).
17. The Order of Things: Explorations in Scientific Theology (Oxford: Blackwell, 2006).
18. Christianity's Dangerous Idea: The Protestant Revolution from the Sixteenth to the Twenty-First Century. (San Francisco: HarperOne, 2007).
19. The Open Secret: A New Vision for Natural Theology. (Oxford: Blackwell, 2008).
Готовится к публикации:
20. A Fine-Tuned Universe? Anthropic Phenomena and Natural Theology. (Louisville, KY: Westminster/John Knox Press, to be published March 2009).
2. Учебные пособия для вузов
1. Reformation Thought: An Introduction. First edition, 1988; second edition, 1993; third edition, 1999. (Oxford: Blackwell Publishing).
2. Christian Theology: An Introduction. First edition, 1993; second edition, 1997; third edition, 2001; fourth edition, 2006. (Oxford: Blackwell Publishing).
3. The Christian Theology Reader. First edition, 1995; second edition, 2000; third edition, 2006. (Oxford: Blackwell Publishing).
4. Christianity: An Introduction. First edition, 1997; second, completely revised edition, 2006. (Oxford: Blackwell Publishing).
5. Theology: The Basics. First edition, 2004; second edition, 2007. (Oxford: Blackwell Publishing).
6. Theology: The Basic Texts (Oxford: Blackwell Publishing, 2007).
3. Работы, написанные для широкого круга читателей.
1. In the Beginning: The Story of the King James Bible. (New York: Doubleday, 2001).
2. The Twilight of Atheism: The Rise and Fall of Disbelief in the Modern World. (New York: Doubleday, 2004).
3. The Dawkins Delusion? Atheist Fundamentalism and the Denial of the Divine. With Joanna Collicutt McGrath. (London: SPCK, 2007).
4. Работы, написанные для духовенства и миссионеров
The main works here are my "Truth and the Christian Imagination" series, which uses works of art as a means of communicating and exploring central Christian ideas. The five volumes in the series are as follows:
1. Creation (London: SPCK, 2004).
2. Incarnation (London: SPCK, 2005).
3. Redemption (London: SPCK, 2006).
4. Resurrection (London: SPCK, 2007).
5. God (London: SPCK, to be published September 2008).
6. The Unknown God: Searching for spiritual fulfilment. (Oxford: Lion Publications, 1999). This was voted the best book on Christian spirituality published in 1999 by the influential journal Christianity Today.
5. Редактированные Макгратом издания
1. Editor, Blackwell Encyclopaedia of Modern Christian Thought (Oxford/Cambridge, MA: Blackwell Publishing, 1993).
2. Editor, A Handbook of Anglican Theologians (London: SPCK, 1998).
3. Editor, with Darren C. Marks, of The Blackwell Companion to Protestantism (Oxford: Blackwell, 2004).
6. Статьи
A. В области естественных наук
1.‘Photobleaching: A Novel Fluorescence Method for Diffusion Studies in Lipid Systems', Biochimica at Biophysica Acta 426 (1976), 173-85.
2. ‘Positron Lifetimes in Phospholipid Dispersions', Biochimica at Biophysica Acta 466 (1977), 367-72.
3. ‘Lipid Asymmetry, Clustering and Molecular Motion in Biological Membranes and Their Models', in S. Abrahamsson and I. Pascher (eds), Nobel Foundation Symposium: Biological Membranes and Their Models (New York: Plenum Press, 1977), 389-407.
B. Богословские
1. ‘The Anti‑Pelagian Structure of "Nominalist" Doctrines of Justification', Ephemerides Theologicae Lovanienses 57 (1981) 107‑19.
2. ‘Rectitude: The Moral Foundations of Anselm of Canterbury's Soteriology', Downside Review 99 (1981) 204‑13.
3. ‘"Augustinianism"? A Critical Assessment of the so‑called "Mediaeval Augustinian Tradition" on Justification', Augustiniana 31 (1981) 247‑67.
4. ‘Justification: Barth, Trent and Küng', Scottish Journal of Theology 34 (1981) 517‑29.
5. ‘Humanist Elements in the Early Reformed Doctrine of Justification', Archiv für Reformationsgeschichte 73 (1982) 5‑20.
6. ‘Justice and Justification. Semantic and Juristic Aspects of the Christian Doctrine of Justification', Scottish Journal of Theology 35 (1982) 403‑18.
7. ‘Forerunners of the Reformation? A Critical Examination of the Evidence for Precursors of the Reformation Doctrines of Justification', Harvard Theological Review 75 (1982) 219‑42.
8. ‘"The Righteousness of God" from Augustine to Luther', Studia Theologica 36 (1982) 63‑78.
9. ‘Mira et nova diffinitio iustitiae. Luther and Scholastic Doctrines of Justification', Archiv für Reformationsgeschichte 74 (1983) 37‑60.
10. ‘Karl Barth and the articulus iustificationis. The Significance of His Critique of Ernst Wolf within the Context of his Theological Method', Theologische Zeitschrift 39 (1983) 349‑61.
11. ‘Homo iustificandus fide. Rechtfertigung, Verkündigung und Anthropologie', Kerygma und Dogma 29 (1983) 323‑31.
12. ‘Divine Justice and Divine Equity in the Controversy between Augustine and Julian of Eclanum', Downside Review 101 (1983) 312‑9.
13. ‘Homo assumptus? A Study in the Christology of the Via Moderna, with Particular Reference to William of Ockham', Ephemerides Theologicae Lovanienses 60 (1984), 283‑97.
14. ‘The Influence of Aristotelian Physics upon St Thomas Aquinas' Discussion of the "Processus Iustificationis"', Recherches de théologie ancienne et médiévale 51 (1984) 223‑9.
15. ‘Karl Barth als Aufklärer? Der Zusammenhang seiner Lehre vom Werke Christi mit der Erwählungslehre', Kerygma und Dogma 30 (1984) 273‑83.
16. ‘Der articulus iustificationis als axiomatischer Grundsatz des christlichen Glaubens', Zeitschrift für Theologie und Kirche 81 (1984) 383‑94.
17. ‘Some Observations concerning the Soteriology of the Schola Moderna', Recherches de théologie ancienne et médiévale 52 (1985), 182‑93.
18. ‘The Moral Theory of the Atonement. An Historical and Theological Critique', Scottish Journal of Theology 38 (1985), 205‑20.
19. ‘John Calvin and Late Medieval Thought. A Study in Late Medieval Influences upon Calvin's Theological Thought', Archiv für Reformationsgeschichte 77 (1986), 58-78.
20. ‘Christology and Soteriology. A Response to Wolfhart Pannenberg's Critique of the Soteriological Approach to Christology', Theologische Zeitschrift 42 (1986), 222‑36.
21. ‘Geschichte, Überlieferung und Erzählung: Überlegungen zur Identität und Aufgabe christlicher Theologie', Kerygma und Dogma 32 (1986), 234-53.
22. ‘Karl Barth on Jesus Christ, Theology and the Church', in Reckoning with Barth: Essays in Commemoration of the Centenary of Karl Barth's Birth (Oxford: Mowbrays, 1988), 27-42.
23. ‘Christian Ethics', in The Religion of the Incarnation: Anglican Essays in Commemoration of Lux Mundi (Bristol: Classical Press, 1989), 189-204.
24. ‘The Eucharist: Reassessing Zwingli', Theology 93 (1990), 13-20.
25. ‘Dogma und Gemeinde: Zur soziologische Funktion des christlichen Dogmas', Kerygma und Dogma (1990), 24-43.
26. Articles ‘Reformation' and ‘Martin Luther' in The Dictionary of Biblical Interpretation, ed. J. L Houlden (London: SCM Press, 1990).
27. ‘The Christology of Hugolino of Orvieto', in Schwerpunkte und Wirkungen des Sentenzenkommentars Hugolins von Orvieto, ed. K. W. Eckermann (Würzburg: Augustinus-Verlag, 1990), 253-62.
28. ‘Religion', in J. W. Yolton et al. (eds), The Blackwell Companion to the Enlightenment (Oxford: Blackwell, 1991), 447-52.
29. Articles on ‘Justification' and ‘Cross, Theology of the' for A Dictionary of Paul and His Letters ed. G. F. Hawthorne, R. P. Wallace and D. G. Reid (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1993).
30. Articles on ‘Justification', ‘Sanctification' and ‘Scholasticism' for Encyclopaedia of the Reformation ed. H. Hillebrandt (New York: Oxford University Press, 1995).
31. ‘The Transition to Modernity, 1400-1750', in J. L. Houlden and Peter Byrne, Encyclopaedia of Theology (London: Routledge, 1995).
32. ‘Theologiae Proprium Subiectum: Theology as the Servant and Critic of the Church', in W. P. Stephens (ed.), The Bible, The Reformation, and the Church (Sheffield: Sheffield Academic Press, 1995), 150-65.
33. Articles on ‘Justification', ‘Martin Luther', ‘John Calvin', ‘Calvinism' and ‘Lutheranism' in The Oxford Dictionary of the Christian Church, 3rd edn (Oxford: Oxford University Press, 1997).
34. Articles on Gabriel Biel, Martin Bucer, J H Bullinger, M Flacius, A von Karlstadt, Philip Melanchthon, Johann Oecolampadius, Vadian and Zwingli for Dictionary of Biblical Interpretation, ed. John H Hayes (Nashville, TN: Abingdon Press, 1998).
35. ‘Reality, Symbol and History: Theological Reflections on N. T. Wright's Portrayal of Jesus', in Carey C. Newman (ed.), Jesus and the Restoration of Israel: A Critical Assessment of N. T. Wright's Jesus and the Victory of God (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1999), 159-79.
36. ‘Profile: Thomas F. Torrance,' Epworth Review 27 (2000), 11-15.
37. ‘Newman on Justification: An Evaluation,' in Terrance Merrigan and Ian T. Ker (eds), Newman and the Word (Louvain: Peters, 2000), 91-108.
38. "The Origins of A Scientific Theology." Interdisciplinary Science Reviews 28 (2003), 259-65.
39. "Theologie, Christliche, 4-5: Reformation bis Neuzeit", in Theologische Realenzyklopädie, ed. Gerhard Krause, Gerhard Müller, and Horst Robert Balz. (Berlin: Walter de Gruyter, 2004).
40. "Intelligibility and Responsibility: The Doctrine of Creation and Modern Science". China Graduate School of Theology Journal 37 (2004), 103-37.
41. "On Writing a Scientific Theology: A Response to Ross H. McKenzie.", Perspectives on Science and Christian Faith 56 (2004), 255-9.
42. "Jesus for Modern Man: The Historical Significance of John Robinson's Christology", in Honest to God: Forty Years On, edited Colin Slee (London: SCM Press, 2004).
43. "A Blast from the Past? The Boyle Lectures and Natural Theology." Science and Christian Belief 17 (2005), 25-34.
44. "Has Science Eliminated God? Richard Dawkins and the Meaning of Life." Science and Christian Belief 17 (2005), 115-35.
45. "Spiritual Information and the Sense of Wonder: The Convergence of Spirituality and the Natural Sciences." in Spiritual Information, edited by Charles L. Harper (Philadelphia: Templeton Foundation Press, 2005), 1-5.
46. "Spirituality and Well-Being: Some Recent Discussions" [Review Article], Brain: A Journal of Neurology 129 (2006), 278-82.
47. "Darwinism", in The Oxford Handbook of Science and Religion, edited Philip Clayton (Oxford: Oxford University Press, 2006), 681-96.
48. "The Doctrine of the Trinity: An Evangelical Reflection", in God the Holy Trinity: Reflections on Christian Faith and Practice, edited Timothy George (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2006), 17-35.
49. "Theologie als Mathesis Universalis? Heinrich Scholz, Karl Barth, und der wissenschaftliche Status der christlichen Theologie." Theologische Zeitschrift 62 (2007), 44-57.
50. "Dogma, Identität und soziale Existenz: Kritische Reflexionen über die soziale Funktion der christlichen Dogmatik in der Aufrechterhaltung von Gruppenidentität." Zeitschrift für Theologie und Kulturgeschichte 2 (2007).