"На практике торжества в Киеве с участием Патриархов Константинопольского Варфоломея I и Московского и всея Руси Алексия II привели к усилению позиций канонической Украинской Православной Церкви", - сказал модератор видеомоста, главный редактор журнала "Russia Profile" Андрей Золотов.
По его словам, автономный статус УПЦ был подтвержден и сегодня она воспринимается как самостоятельный субъект межцерковных и церковно-государственных отношений.
"Визит Патриарха Алексия II на Украину мы считаем историческим визитом", - заявил архиепископ Тульчинский и Брославский Ионафан (УПЦ).
По его словам, "чаяния и ожидания православной паствы исполнились, Киев приветствовал своего Патриарха - Алексия II". Тысячи верующих скандировали "Алексий - наш Патриарх" - и это был "глас народа", подчеркнул представитель УПЦ.
Одним из самых значимых событий в рамках состоявшихся торжеств архиепископ Ионафан назвал совместную литургию Патриархов Алексия и Варфоломея. "Удалось соединить почти несоединимое", - сказал архиерей.
"Вселенского раскола не произошло", - подчеркнул он.
По его мнению, юбилей стал большим препятствием для развития расколов на Украине, в частности, раскола, возглавляемого отлученным от канонической Церкви Филаретом (Денисенко).
Архиепископ Ионафан отметил также, что президент Украины Виктор Ющенко "нарушил принципы невмешательства в церковную жизнь", что украинская власть "оторвалась от народа" и действует в интересах США.
Это мнение разделяет первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин, которого власти Украины 24 июля задержали и не пустили на территорию страны.
По его словам, "диверсия против православия" на Украине - дело рук украинского государства. Затулин заявил, что украинские власти должны как можно меньше вмешиваться во внутренние дела церкви.
Своего рода оппонентом по отношению к остальным участникам дискуссии выступил украинский политолог Вадим Карасев. Он заявил, что сегодня обостряется борьба за византийское наследство и процесс "автономизации" украинского православия будет продолжаться.
По его словам, учитывая два вектора политики на Украине (направленных в религиозной жизни сегодня соответственно на Москву и на Константинопольский патриархат), на основе украинского православия надо создавать некое "европравославие", которое будет отличаться от "русского северного православия".