Новейший период истории Русской Православной Церкви
Мнение
Ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала «Богослов.RU» епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения.
Статья
Ответы на острые вопросы, истории из жизни Московской духовной академии и прогнозы на будущее — в третьем сезоне передачи «Лица Академии», который выйдет уже в нынешнем году на обновлённом портале «Богослов.RU».
Статья
Статья кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарёва знакомит читателя с попытками установить диалог между Православной и Римско-Католической Церквями в 60-е гг. XX в. — время, которое характеризовалось интенсивными межхристианскими контактами. В статье использованы материалы церковных и государственных архивов, публикации в официальном церковном печатном органе, исследования зарубежных авторов. Автор показывает, что особую роль в налаживании диалога церквей сыграл Второй Ватиканский собор. Наблюдатели от поместных православных церквей прокладывали непростые пути общения сквозь тернии исторических разделений. В среде автокефальных православных церквей не было единого мнения относительно целей и задач православно-католического диалога, его содержания. Церкви разделились на сторонников Московского Патриархата и приверженцев Константинопольского Патриархата. Москва придерживалась позиции «продуманной медлительности». Фанар был готов начать диалог безотлагательно, намереваясь возглавить этот процесс с православной стороны. Митрополиту Никодиму (Ротову) удалось убедить большинство участников общеправославных встреч в целесообразности отложить объявление о диалоге с католической стороной. Иерарх выступил в защиту свободы поместных церквей самостоятельно вести диалог с Католической Церковью, а также обмениваться опытом такого диалога.
Статья
Как русский юноша попал в Америку, а потом в Канаду? Каково православному человеку жить и учиться в протестантской среде? В чём отличия богословского образования в России и в США? Как проявляется разница между православными юрисдикциями в Новом Свете? Героем четырнадцатого выпуска портала «Богослов.Ru» стал протоиерей Вячеслав Давиденко — клирик Свято-Троицкого храма в Торонто, председатель молодежного комитета Монреальской и Канадской епархии Русской Православной Церкви заграницей.
Статья
В статье кандидата исторических наук Дмитрия Игоревича Стогова (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ») излагаются основные факты, связанные с участием Церкви в организации обществ трезвости в конце XIX — начале ХХ в. Подчеркивается, что в этом вопросе церковные власти действовали в соработничестве с государственной властью, отмечается, что именно Церковь вместе с народом инициирует создание обществ трезвости. Автором статьи выделено три этапа православного трезвеннического движения в дореволюционный период: 1860–1870-е гг., 1889–1909 гг., 1909–1917 гг. К началу Первой мировой войны в Российской империи действовало почти 2000 обществ трезвости. В статье делается вывод: благодаря созданным до революции православным обществам трезвости значительно сократилось употребление алкоголя в стране, что способствовало физическому и культурному оздоровлению общества (при обществах трезвости существовали народные дома, библиотеки-читальни, чайные, кинематографы и т. д.).
Статья
В 1976 году сербский монах с горы Афон побывал в Советском Союзе, а затем написал книгу «Отец Митрофан с горы Афон: воспоминания о поездке в СССР в 1976 году». Текст во французском переводе выпустило в 2024 году издательство Éditions des Syrtes. Переводчик Любомир Михайлович в подкасте портала Orthodoxie.com рассказывает об этом необычном издании.
Статья
Диалог между папой Римским Франциском и патриархом Константинопольским Варфоломеем о согласовании даты празднования Пасхи между католиками и православными вызвал бурную полемику. Действительно ли после предоставления томоса украинским раскольникам и прерывания богослужебного общения с Москвой Константинополь объявит о расколе, подобного которому не было с 1054 года? О том, стоит ли на горизонте уния православных и католиков и возможно ли создание новой глобалистской церкви, в интервью сербскому изданию «Новости» рассказал профессор Православного богословского факультета Восточно-Сараевского университета (Республика Сербская, Босния и Герцеговина), доктор богословия протоиерей Дарко Джого.
Статья
В статье профессора, доктора теологии, доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина рассматриваются произошедшие в результате поражения Османской империи в Первой мировой войне и революции в России изменения в положении Русской и Константинопольской Православных Церквей и в их взаимоотношениях друг с другом. Констатируется крайняя политизированность греческих церковных деятелей, их стремление к господству в православном мире с одновременной готовностью идти на различные уступки англосаксонским кругам, вплоть до вероучительных. Обращается внимание на интересы западных держав (Великобритании, Франции и др.) в дележе так называемого Османского наследства, а также на церковно-политические противоречия в греческой среде, в том числе и весьма неприязненные взаимоотношения между руководителями эллинистических Церквей (Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Элладской). Показывается процесс развертывания экспансии Константинопольской Патриархии и реакция Русской Православной Церкви на антиканонические притязания фанариотов.
Статья
В статье магистра истории, ассистента кафедры истории и документоведения Курганского государственного университета Анны Андреевны Бушуевой проанализированы представления православного духовенства о кладбищах, связанные с их управлением, доходностью, благоустройством, оценками состояния этого пространства, местом кладбища в системе ценностей, символическими значениями и нормативными эмоциональными моделями. В ходе исследования было выявлено несоответствие внешнего вида большинства городских и сельских кладбищ присущим духовенству представлениям о «должном», рассмотрено, что входило в понятие «идеальное кладбище» и какие препятствия мешали воплощению этого идеала в жизнь: неэффективная административная система, нехватка денежных средств и энтузиазма со стороны причта и прихожан, а также различие в восприятии мест захоронения мертвых в церковной идеологии и в традиционной народной культуре. Кроме того, были изучены меры духовенства по внедрению «правильного порядка» организации кладбищенского пространства: попытки воздействовать на священников посредством религиозно-ценностного мотивирования и практических рекомендаций; проповедь народу с различными способами аргументации и формами эмоционального воздействия, включая обращение к идеалам христианской добродетели, долга, уважения к мертвым предкам; возбуждение страха перед возможным наказанием свыше за пренебрежительное отношение к «святому месту»; пробуждение национально-конфессиональной соревновательности.
Статья
В статье кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры истории Костромского государственного университета Натальи Сергеевны Майоровой на основе различных исторических источников предпринята попытка анализа позиции Патриарха Сергия (Страгородского) в вопросах епископского служения, положения Церкви в государстве, свободы совести, мотивов и свободы выбора церковными иерархами программ действий и ответственности за принятые решения. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий последовательно реализовывал программу лояльности в отношениях Церкви и государства. Действия митрополита Сергия получили неоднозначную оценку, но их результатом стало восстановление церковного единства и сохранение Русской Православной Церкви.
Статья
Архимандрит Сергий (Пушкарь) — профессор, проректор по воспитательной работе богословского факультета семинарии святителя Саввы Сербского в Чикаго, выпускник Московской духовной академии, игумен монастыря Покрова Пресвятой Богородицы Новая Грачаница (Чикаго). 24 сентября 2024 года в Большом зале Московской духовной академии прошла презентация книги архимандрита Сергия «Жизнь, миссионерская деятельность и учение святителя Николая (Велимировича) Сербского». «Богослов.RU» поговорил с архимандритом Сергием о том, что значит для автора работа с наследием этого святого, о жизни православных сербов за рубежом и о перспективах сотрудничества Московской духовной академии и семинарии святителя Саввы Сербского в Чикаго.
Статья
Статья иеромонаха Серафима (Тищенко) посвящена исследованию публицистики Антона Владимировича Карташёва в рамках его сотрудничества с газетой «Русское слово». А. В. Карташёв разместил в газете несколько десятков материалов в течение пяти лет, с конца 1911 по 1916 г. Публикации были связаны в основном с церковными вопросами, тематически материалы касались актуальных событий церковно-общественной жизни: подготовки церковной реформы, организации и значения грядущего Поместного Собора, автономии духовных академий, политической деятельности духовенства, критики иерархии и т. п. Характер публикаций отражает эволюцию взглядов самого Антона Владимировича. Первые его материалы, размещенные в «Русском слове», отличает острая критика Церкви по ряду вопросов, начиная от существовавшей системы церковно-государственных отношений, заканчивая личностями отдельных иерархов. В этих материалах просматривается влияние на А. В. Карташёва идей его духовных наставников того времени, в частности Д. С. Мережковского, об «исторической Церкви». Однако позднее взгляды публициста меняются, он начинает постепенно отходить от философии Мережковского в сторону православного взгляда на мир, что сказалось и на публикуемых им материалах.
Статья
Статья магистра богословия, проректора по научной и методической работе, старшего преподавателя Воронежской духовной семинарии иерея Константина Ревы посвящена деятельности высшей церковной власти и официальных церковных учреждений по регламентации регулярного общественного богослужения Русской Православной Церкви в период с 1968 по 1989 год. В данный период получают частичное воплощение меры по упорядочению церковного богослужения, которые были предложены Синодальной комиссией по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора, действовавшей с 1963 по 1968 годы во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым). Постановления Священного Синода и Поместного Собора 1971 года допускают совершение в вечернее время Литургии Преждеосвященных Даров и признают спасительными древние литургические обряды. Выпуск в 1976 году и многочисленные переиздания «Православного богослужебного сборника» Издательским отделом Московской Патриархии, после 1969 года фактически исполнявшего обязанности Синодальной календарно-богослужебной комиссии, позволили широко распространить рекомендации профильного отдела Поместного Собора 1917–1918 года о сокращении уставного богослужения.
Статья
Статья кандидата богословия, доцента протоиерея Андрея Мельничука дает комплексное описание церковно-общественных дискуссий в отношении возможности реформирования православного богослужения на основании документальных свидетельств «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». В статье рассматриваются предложения преосвященных относительно реформирования церковного богослужения в начале XX столетия. «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» были опубликованы Св. Синодом в 1906 г. в четырех томах, но и более чем через столетие они имеют серьезное церковно-историческое и богословское значение. Многие аргументы из «Отзывов...» не устаревают и для сегодняшней дискуссии в отношении возможности и процедур реформирования церковного богослужения.
Статья
Статья доктора теологии, доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина посвящена начальной истории обновленческого раскола в советском Закавказье, главным образом — в Бакинской епархии. Основными источниками информации послужили написанные в июле 1923 г. письма святому Патриарху Тихону последнего управляющего Кавказским Экзархатом епископа Бакинского Павла (Вильковского) и деятельного бакинского иеромонаха Арсения (Соколовского). Закавказское обновленчество имело свою специфику. Основным фактором раскола стала личная неприязнь к правящему архиерею со стороны наиболее влиятельного бакинского протоиерея Александра Юницкого, который, однако, даже при поддержке со стороны советской власти не смог добиться в епархии решающих успехов в период пребывания Патриарха Тихона в заключении. Напротив, после освобождения Патриарха положение обновленцев в советском Азербайджане улучшилось, что в целом для церковной ситуации того времени в СССР было нехарактерно. Возникновение обновленческого раскола оказало влияние и на развитие непростых отношений между Русской и Грузинской Церквами. Грузинский Католикосат был готов принять в свою юрисдикцию негрузинские православные приходы Грузии, Армении, Аджарии и Абхазии, частично возглавленные в начале 1923 г. бывшим викарием Патриарха Тихона епископом Димитрием (Добросердовым), хотя назначение в Тифлис тот получил от обновленческого «Высшего Церковного Управления», в подчинение которому он тогда формально находился.
Статья
Миротворческая деятельность и борьба Русской Православной Церкви за разоружение, содействие снижению международной напряженности, выражавшейся в том числе в региональных военных конфликтах, оценивалась церковным руководством как «священная задача» и исполнение евангельской заповеди о миротворцах и отвечала миссии Церкви в человеческом общежитии. Миротворческое делание было главным содержанием межрелигиозных контактов с участием официальных представителей Московского Патриархата. В ходе исследования кандидат богословия протоиерей Сергий Звонарёв приходит к выводу о том, что церковное участие в международном движении сторонников мира служило укреплению позиций Русской Церкви в советском обществе и позволяло выходить на глобальный уровень с позитивной повесткой, что помогало преодолеть замкнутость внутри советского атеистического государства, ставившего перед собой целью борьбу с религией. Такая международная активность Церкви отличалась высокой степенью политизированности, поскольку рассматривалась властями СССР как составная часть советской внешней политики. Необходимо отметить: политическая инструментализация мирного движения затрагивала не только Русскую Церковь, но и другие христианские церкви и религиозные общины, а также широкие круги передовой общественности Советского Союза. В то же время политизации миротворческого служения христианских церквей не были чужды и власти западных стран, главным образом США, что создавало напряжение внутри всего международного мирного движения и ослабляло эффект от его деятельности.
Статья
В статье кандидата химических наук, преподавателя кафедры систематического богословия и философии Донской духовной семинарии иеромонаха Серафима (Баленко) рассматривается миссионерская деятельность Православной Российской Церкви в области Войска Донского в конце XIX — начале XX в. Особенностью данного региона Российской империи, затрудняющей миссионерскую работу на его территории, были этническая разнородность населения и духовное подчинение двум разным епархиям: Донской и Новочеркасской, Екатеринославской и Таганрогской. Данный период истории страны характеризуется активным ростом разнообразных сектантских групп и движений. Для противодействия им церковной властью проводились различные мероприятия как общегосударственного, так и местного уровня, которые обсуждаются в данной статье. Заметный рост сектантства на юге России потребовал созыва собора епископов южных епархий в Киеве. С целью борьбы с сектантами в столице империи было открыто Православное миссионерское общество, а во многих епархиях были созданы подотчетные ему епархиальные миссионерские комитеты. Для подготовки миссионеров в духовных семинариях были образованы миссионерские кафедры. Студенты не только изучали теоретические основы миссионерства, но и приглашались к диспутам с сектантами. Также в штат епархий были введены должности епархиальных разъездных миссионеров.